Слайд 1Педагогика раннего возраста: проблемы и возможности
Проф. Е.О.Смирнова, руководитель центра экспертизы
игрушек
Слайд 2 К истории вопроса
СССР: развитая сеть яслей в системе здравоохранения
90-е
годы: разрушение ясельных групп в связи с сохранением места
работы матери до 3-х лет ребёнка
2000-е годы: восстановление ясельных групп и перевод раннего возраста в систему образования. Появление образовательных программ
2010-е годы: ЦИПРЫ, КВП…?
Слайд 3Нужны ли сегодня ясли?
Ребёнку необходимо общение с взрослым, его личное
присутствие и реакция на каждое проявление
Для каждого возраста необходимы определённые
виды общения и формы активности ребёнка
Развитие происходит в процессе активных действий ребёнка
Слайд 4Условия развития в раннем детстве
1-6 мес. – непосредственное, эмоциональное
общение с родителями
6-12 мес. –манипуляции с предметами
1-3 года
– действия с предметами вместе со взрослым:
- овладение орудийными действиями
- развитие восприятия, внимания, наглядно-действенного мышления
- становление речи
Слайд 6Риски домашнего воспитания:
Младенцы и развивающие программы
Слайд 7«Я все могу!»
«Гениями становятся»
Слайд 8Психологические последствия просмотра мультфильмов и телевизора в раннем возрасте
Недоразвитие корковых
отделов мозга Общее недоразвитие речи (ОНР)
Нарушения зрения и зрительного восприятия
Снижение познавательной активности
Быстрая утомляемость, апатия
Синдром дефицита внимания (СДВ)
Экранная аддикция , блокада собственной воли и активности
Гиперактивность, агрессивность
Несформированность границ своего «Я»
Аутизация, нарушения общения
Слайд 9Направления образовательной работы с детьми до 3-х лет
Развитие предметной деятельности
и познавательное развитие
Развитие речи
Приобщение к художественно-эстетической деятельности
Становление игровой деятельности
Формирование
общения со сверстниками
Физическое развитие, формирование пространственного образа Я
Слайд 10 Трудности работы с детьми раннего возраста
Привязанность к матери, проблема
адаптации
Сложность режимных моментов, дефицит навыков самообслуживания
Ситуативность и повышенная эмоциональность
«Неуправляемость», отсутствие
самоконтроля
Неэффективность речевых инструкций и других вербальных средств воздействия
Необходимость индивидуального общения, невозможность фронтальных форм работы
Слайд 11 Требования к программе
Линии развития (образовательные области):
Познавательное развитие. Предметная деятельность: наглядно-образное мышление, любознательность, ориентация на результат
Развитие
речи: активной, пассивной, регулятивной
Приобщение к художественно-эстетической деятельности
Становление игровой деятельности
Формирование общения со сверстниками
Физическое развитие
Гибкость, открытость, динамичность программы
Слайд 12Требования к предметно-пространственной среде
Чёткое зонирование пространства
Экологическая безопасность материалов
Соответствие материалов возрастным
особенностям детей (игрушки для предметной деятельности, динамические игрушки, картинки)
Игрушки для
сюжетной игры(образные игрушки, предметы оперирования)
Материалы и пространство для физической активности
Слайд 14Требования к компетенции педагога
Эмоциональная теплота и выразительность
Активная, но не директивная
позиция
Способность к диалогическому общению
Позитивный фон общения, улыбка и уместный юмор
Хорошая лаконичная чёткая речь
Знание детского фольклора (потешек, прибауток)
Владение разнообразными приёмами работы с игрушками
Терпимость к индивидуальным особенностям детей
Слайд 15Требования к результату
Владение навыками самообслуживания и специфическими действиями
Интерес к предметным
действиям, любознательность
Владение активной и пассивной речью
Готовность подражать взрослому
Доброжелательный интерес к
сверстникам
Общая моторная ловкость, чувство равновесия, владение своими движениями
Способность к игровым замещениям