Слайд 1ПЕДАГОГИКА. Теория воспитания.
Жилина Л.С., преподаватель филиала «СМСК» ГБПОУ «СМК им.
Н.Ляпиной»
Слайд 2Основные понятия теории воспитания
ПИТАТЬ, питывать кого…, кормить, насыщать, давать есть,
отпускать пищу, кормъ, хлебъ, харчъ; снабжать пищей, продовольствовать… снабжать, пополнять,
быть источникомъ… поддерживать, поощрять въ комъ что-либо, усиливать, разжигать. Онъ питаетъ въ сердце любовь и надежду и пр. Питомецъ, питомка ж. воскормленникъ, воспитанникъ, кого вспоили и вскормили…
Слайд 3Основные понятия теории воспитания
ВОСПИТЫВАТЬ, воспитать кого, заботиться о вещественныхъ и
нравственныхъ потребностях малолетнаго, до возрасто его; в низшемъ знач. вскармливать,
кормить и одевать до возраста; в высшемъ знач. научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…
Можно сказать на основе выдержки из словаря, что воспитание – это процесс наполнения чем-то значимым…
Слайд 4Определение воспитания
ВОСПИТАНИЕ – это двуединый процесс формирования, развития личности, включающий
как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности;
ВОСПИТАНИЕ – цепь
развивающихся воспитательных ситуаций (воспитательных дел), каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей;
ВОСПИТАНИЕ – специально организованное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью, наряду с обучением, формирование личности, обладающей культурой эффективной жизнедеятельности.
Слайд 5Определение воспитания
В современном понимании
процесс воспитания – это
именно эффективное сотрудничество воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной
цели – ожидаемых изменений в человеке.
Слайд 6Закон об образовании
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Слайд 7Особенности воспитательного процесса
1.Многофакторность
2.Длительность
3.Непрерывность
4.Комплексность
5.Вариативность
6.Неопределенность результатов
7.Двусторонний характер
Слайд 8Педагогические закономерности
Активность самого ребенка
Потребности и интересы воспитанника
Пропорциональное соотношение усилий ребенка
и усилий педагога
Внутреннее состояние воспитанника
«Скрытый» характер позиции педагога
Слайд 9Что значит воспитанный человек?
Слайд 10Антон Павлович Чехов писал о воспитанных людях: «Воспитанные люди, по
моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:
1. Они уважают человеческую личность,
а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за пропавшей ручки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: «С вами жить нельзя!». Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…
2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и оттого, чего не увидишь простым глазом…
3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
4. Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице также, как дома, не пускают пыли в глаза… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.
5. Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!...
6. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями…
7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой…
8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу…»
Слайд 11Антон Павлович Чехов о воспитанных людях:
5. Они не уничтожают себя с
той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они
не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!...
6. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями…
7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой…
8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу…»
Слайд 12Категория метода воспитания
Метод воспитания (от греческого «методос» - путь) –
это путь достижения заданной цели воспитания
Метод как система приемов и
средств, используемых для достижения поставленной цели
Слайд 13Факторы, определяющие выбор методов воспитания
Цели и задачи воспитания.
Содержание воспитания.
Возрастные особенности воспитанников.
Уровень сформированности коллектива.
Индивидуальные и личностные особенности
воспитанников
Условия воспитания
Средства воспитания.
Уровень педагогической квалификации.
Время воспитания.
Ожидаемые последствия (результаты).
Слайд 14
Исторический обзор
Система С.Т. Шацкого
Система С.М. Риверса и Н.П. Шульмана
Система М.М.
Пистрака
Система В.Н.Сороки – Росинского
Система З.Н. Гинзбурга
Система А.С. Макаренко
Система Ф.Ф. Брюховецкого
Система
В.А. Сухомлинского
Система В.А. Караковского