Слайд 1«ПЕДАГОГИКА УСПЕХА»
В ЛОГИКЕ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.
И. ГЕРЦЕНА
Кафедра управления образованием
Кравцов А. О.,
кандидат педагогических наук, доцент
кафедры управления
образованием
РГПУ им. А.И. Герцена
Санкт-Петербург
ak90@yandex.ru
Слайд 2
«ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАК МЕХАНИЗМ ЕЕ РАЗВИТИЯ»
12.01.06
Кравцов А. О.,
кандидат педагогических
наук,
доцент кафедры управления образованием
РГПУ им. А.И. Герцена
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.И. ГЕРЦЕНА
Кафедра управления образованием
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
Слайд 3«Болевые точки» современного образования
проблема «перевода» научных знаний на язык школьных
учебников;
неоднородность социальности расширяет социально допустимый репертуар стратегий человеческой жизни
в логике «и – и», тогда как школа выстраивая структуру предпочтений в логике «или –или»;
школа, объективно не позволяет реализовываться индивидуальным траекториям развития личности ученика;
модель образования индустриальной культуры рациональна, в результате чего не в полной мере использует педагогические возможности гуманитарных средств в развитии личности;
существующая ныне модель образования нацелена на уровень интеллекта, тогда как уровень сознания остается не принципиальной целью и «осваивается» опосредованно, не благодаря, а часто вопреки организованной системе образования.
образование по сути своей является репродуктивным, поэтому формированное в условиях иерархической зависимости, сознание легко поддается социальной манипуляции.
Слайд 4Концепция
«Воспитание петербуржца
XXI века»
Приказ Комитета по образованию
Администрации Санкт-Петербурга
№
1014 от 26.062003 года
Слайд 5Цель воспитания в системе образования Санкт-Петербурга
воспитание человека, готового и
способного:
к жизненному самоопределению в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга,
к гармонизации отношений с
окружающим миром, решению жизненных проблем различной степени сложности;
к созидательной деятельности;
к самостоятельному выбору здорового образа жизни;
Слайд 6Основной технологией осуществления воспитательного процесса в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга
является создание
уникальной, саморазвивающейся воспитательной системы (как совокупного субъекта, возникающего в ходе
ценностно-смыслового диалога участников воспитательного процесса в ОУ: учителей, учащихся, родителей), которая упорядочивает деятельность образовательного учреждения относительно целей воспитания, придает ей определенную ценностно-смысловую направленность и обеспечивает активное участие воспитанников в различных видах созидательной деятельности.
Слайд 7
СТРУКТУРНОЕ ОПИСАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИКРИТЕРИАЛЬНОГО ПОДХОДА
Педагогические цивилизации
Педагогические
культуры
Природно-педагогическая
Педагогические парадигмы
Катехизическая
Репродуктивно-педагогическая
Креативно-педагогическая
Эпистемологическая
Инструментальная
Педагогические формации
Научно-технократическая
Гуманитарно-
феноменологическая
Традиционная
Постфигуративная
Кофигуративная
Префигуративная
Слайд 8Важнейших парадигмы российской воспитательной традиции.
Первая из них выражена как
установка на воспитание человека, гражданина, на равновесие общечеловеческого, национально-народного воспитания.
Вторая парадигма проявилась как идея воспитания в человеке максимального стремления к гармонии личных и общественных интересов.
Третья выкристаллизовывалась в процессе осмысления трудовой морали: праздность - зло, а труд должен бы для человека и нравственной ценностью, и средством к жизни, обеспечивающим для человека также достойный досуг.
Четвертая парадигма - это идея формирования в человеке определенного видения индивидуального социального будущего (судьбы), умения морально уравновесить ценности жизни «сегодня» и ценность жизни «завтра»
Слайд 9БАЗОВЫЕ ВКЕКТОРА СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
От классового подхода к современному гражданскому воспитанию
От
приоритета коллектива над личостью к личностно-ориентированному образованию
От героизации к разумной
дегироизации труда
От гипертрофии воспитывающего будущего к воспитывающим смыслам повседневности
Слайд 10СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
теоретический аналог реальной образовательной ситуации, дающий полисистемное представление
о ее многомерности и интегрирующем фак- торе, позволяющий типологизировать, упорядочивать
многообразие создава-емых в педагогической культуре вариантов образования
Слайд 11СТРУКТУРНАЯ СХЕМА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ МОДЕЛЕЙ
Слайд 12Сравнительные характеристики, моделей педагогической деятельности
Слайд 13Социокультурные смыслы детства
Языческий
Христианский
Секулярный
Синергийный
Слайд 14ТИПЫ ВОСПИТАНИЯ
АВТОРИТАРНОЕ
авторитарно-подавляющее воспитание
«я могу — ты должен»
авторитарно-развивающее
«я
могу — я должен».
негативное (я должен, но не хочу)
нейтральное (я должен — я буду)
позитивное (я должен, я хочу)
Слайд 15ТИПЫ ВОСПИТАНИЯ
ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ
ненасильственое воспитание
«могу — хочу — буду».
свободное воспитание
«хочу —могу—
буду».
Слайд 17Воспитательная система
целостный социально-педагогический организм, возникающий в процессе взаимодействия субъектов воспитательного
процесса (учащихся, педагогов и родителей) и обладающий такими интегративными характеристиками,
как образ жизни школьного коллектива, его единое целевое и ценностно-ориентационное поле
Слайд 18СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В КОНТЕКСТЕ «СИСТЕМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ»
Слайд 19СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В КОНТЕКСТЕ «СИСТЕМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ»
ценностно-ориентационный
ценностные ориентации, общие для субъектов
воспитательной системы (учителей, учащихся, родителей);
цели воспитания, возникшие на основе
этих ценностных ориентаций;
принципы воспитания, сформулированные в диалоге субъектов воспитательного процесса.
Слайд 20СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В КОНТЕКСТЕ «СИСТЕМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ»
индивидуально-групповой
учащиеся школы;
родители учащихся;
педагоги
и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности
школьного коллектива.
Слайд 21СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В КОНТЕКСТЕ «СИСТЕМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ»
пространственно-временной.
эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;
связи и отношения школьного сообщества с другими общностями взрослых и
детей;
этапы становления и развития воспитательной системы школы.
Слайд 22СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В КОНТЕКСТЕ «СИСТЕМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ»
координационно-педагогический
совокупность средств и методов, применяемых
в учебно-воспитательном процессе;
критерии эффективности воспитательной системы школы,
формы и
приемы ее изучения и оценки; систему повышения профессиональной компетенции педагогов;
систему педагогического просвещения родителей и взаимодействия с ними;
управление процессом развития воспитательной системы.
Слайд 23СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В КОНТЕКСТЕ «СИСТЕМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ»
функционально-деятельностный
основные виды деятельности,
формы и
методы организации совместной деятельности и общения;
обеспечение жизнедеятельности школьного сообщества.
Слайд 24
Совокупность условий, при которых вид воспитательной деятельности может стать системообразующим:
он
должен выражать доминирующую коллективную потребность и быть престижным в глазах,
если не всех, то большинства воспитанников;
этот вид деятельности должен не формально, а естественно соответствовать главной цели и задачам системы;
педагоги должны быть компетентными в вопросах его использования в целях воспитания;
должно быть точно определено место данного вида деятельности в общей целостности и сформированы системообразующие связи с другими видами деятельности;
он должен учитывать историю развития и субкультуру школы, опираться на ее традиции;
Слайд 26Гуманитарное проектирование, способ преобразования педагогической действительности , основанием которого является
ценностное самоопределение проектировщиков, с учетом условий широкого социально-культурного фона.
Слайд 27ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Слайд 28ПОДХОДЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ
административный;
научно-методический;
идеологический;
традиционный,
культурно-ценностный.
Слайд 29Административный подход
осуществляется с позиции руководства-подчинения. Он предполагает создание новых или
перестройку уже существующих структур для оптимизации режима функционирования какой-либо гуманитарной
системы. Особенностями данного подхода является:
отсутствие учета позиций других субъектов деятельности,
необходимость привлечения значительного количества разного рода ресурсов (материальных, финансовых, интеллектуальных и др.),
низкая эффективность реализации поставленных целей.
Слайд 30Научно-методический подход
осуществляется с позиции ученого-представителя педагогической, управленческой или психологической науки.
Данный подход предполагает проверку тех или иных педагогических концепций.
Недостатком
данного подхода является:
его внеситуативность,
неучет уникальных и многообразных интересов и ценностей педагогов, учеников и других субъектов образования.
При реализации научно-методического подхода требуется длительная совместная работа по выстраиванию общего понимания теории, специальная подготовка педагогов в рамках разрабатываемой концепции. Но даже в этом случае отсутствие учета других субъектов проектирования – сильных педагогов и администрации – приводит к имитации инновационной образовательной деятельности.
Слайд 31Идеологический подход
В основе его лежит специально организуемая работа с сознанием
педагогов, с его ценностями и нормами для достижения целей автора
проекта.
По способу – это манипулятивная практика, внедрение в сознание определенных идей, которые начинают определять деятельность педагогов.
Данный подход имеет смысл в кризисной для учителя ситуации, когда у него нет средств ее преодоления. Внедрение идей (идеологизация сознания) позволяет воодушевить человека на дальнейшую работу и преодолеть (прожить) таким образом, наиболее сложный период кризиса.
Слайд 32Традиционный подход
Он предполагает воспроизводство существующих способов профессионально-педагогической деятельности учителя в
новой социокультурной ситуации.
Слабостью этого подхода является низкий уровень теоретического
оформления разрабатываемых и используемых средств.
Трансляция нового качества образования возможна в ситуации совместной деятельности по схеме «мастер-подмастерье». Однако, именно этот подход обеспечивает переход образовательной системы в новое устойчивое состояние.
Слайд 33Культурно-ценностный подход
восстановление рефлексии участников инновационных образовательных процессов;
опора на профессиональное
самоопределение педагогов и управленцев относительно собственных ценностей, норм и условий
реализации проекта;
принцип полисубъектности, предполагающий установку на проявление и актуализацию по возможности всех профессионально-деятельностных позиций в коллективе инновационного образовательного учреждения;
выстраивание деятельностных коопераций между субъектами проектирования (организация инновационной команды);
вписывание проекта в существующую социокультурную ситуацию.
Слайд 34«МНОГОДОСОЧНОЕ» ПРОСТРАНСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Слайд 35ПРИНЦИПЫ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Принцип «проживания» школьным сообществом новых ценностных оснований своей
деятельности, своих норм взаимодействия.
Принцип саморазвития
Принцип социальной ответственности ( готовности соблюдать
новые правила)
Принцип социальной компетентности( критическое мышление, открытость, толерантность, плюрализм, способность выдвигать позитивные инициативы и брать ответственность за их реализцию на себя)
Принцип непрерывного образования
Принцип согласования целей и баланса интересов субъектов педагогического проектирования
Принцип открытости будущему (готовность консолидироваться вокруг стратегических целей развития сообщества)
Принцип автономности сообщества или масштабов проетирования
Слайд 36ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Слайд 39III этап — ситуационного и понятийного самоопределения
Слайд 40IV этап - ценностно-смыслового самоопределения
Слайд 43VII этап — реализации проектного замысла
Слайд 47«Критерии факта»
Упорядоченность жизнедеятельности школы:
соответствие содержания объема и характера воспитательной
работы условиям и возможностям данной школы;
скоординированность всех школьных воспитательных
мероприятий, их педагогическая целесообразность, согласованность планов и действий всех коллективов, организаций и объединений, работающих в школе;
связь учебной и внеучебной деятельности школьников и учителей;
четкий ритм и разумная организация школьной жизни.
Наличие всех компонентов воспитательной системы.
Наличие сложившегося единого школьного коллектива, сплоченность школы «по вертикали», устойчивые межвозрастные связи и общение
Слайд 48«КРИТЕРИИ ЦЕЛОСТНОСТИ»
1.Общесистемные критерии целостности:
характер целеполагания;
характер элементного набора системы;
нагрузочный характер внутрисистемных связей;
характер функционирования элементов системы; особенности соотношения
целого и частей;
уровень развития общесистемной структуры;
характер обратной связи в системе;
уровень реактивности элементов системы;
характер взаимодействия с внешней средой;
о собенности конечного результата функционирования системы.
.
Слайд 492. Критерии целостности воспитательной системы в контексте поликритериального подхода
непротиворечивости
цивилизационного, формационного, парадигмального и культурного самоопределения субъектов проектирования воспитательной системы;
наличие единого ценностного и целевого поля всех субъектов воспитательного процесса (учащихся, педагогов и родителей). При этом цели являются производными и соответствуют базовым ценностям указанных выше субъектов;
согласованность целей и методов реализации воспитательного процесса, степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы
Слайд 50КРИТЕРИИ ЦЕЛОСТНОСТИ»
3. Оценивание результатов воспита-тельного процесса с точки зрения уровня
воспитанности учеников школы, который определяется несколькими интегра-тивными качествами личности, наиболее
актуальными с точки зрения ценностно-смысловых оснований деятельности школы.
Слайд 51«КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА»
Общий психологический климат школы, стиль отношений между субъектами образовательного
процесса, реализация на практике заявленных принципов воспитания, в первую очередь
принципа ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка, самочувствие, психологический комфорт и социальная защищенность учащихся и педагогов.
Высокий уровень развития у всех субъектов воспитательного процесса коллективного самосознания, «чувства школы». Школьный коллектив живет по выработанным им самим традициям, законам, правилам и привычкам.
Наличие «центров кристаллизации» воспитательных воздействий (клубы, творческие объединения, ключевые дела и т.д.).
Подтвержденная авторитетными экспертными оценками сформированность у большинства учащихся интегративных качеств личности, наиболее значимых с точки зрения ценностно-смысловых оснований деятельности школы и целостного мировоззрения на основе единства научной и духовно-нравственной картин мира.
Слайд 52«КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ»
Развитие всех субъектов воспитательного процесса и отношений между ними:
ребенка — изменение его направленности, мотивов, ценностных ориентации, жизненной позиции,
успешность его социализации (освоение социальных ролей, способность адаптироваться и быть автономным, профессиональная сориентированность);
педагога-воспитателя — рост его профессионализма, педагогического мастерства, изменение позиций в воспитательном процессе и организации деятельности учреждения;
родителей — изменение отношений в семье, рост активности родителей в организации воспитательной работы учреждения, коллектива.
Рост удовлетворенности всех субъектов образовательного процесса.
Рост научно-методического обеспечения воспитательного процесса.
Наличие ярко выраженной тенденции к развитию всех компонентов воспитательной системы (на самых различных уровнях).
Наличие положительной динамики материально-технического и экономического оснащения воспитательного процесса.