Разделы презентаций


Педагогика в системе наук о человеке

Содержание

Тема 1: Педагогика в системе наук о человеке.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Педагогика в системе наук о человеке.

Педагогика  в системе  наук о человеке.

Слайд 2Тема 1: Педагогика в системе наук о человеке.

Тема 1: Педагогика в системе наук о человеке.

Слайд 3Общее представление о педагогике как гуманитарной науке.
Генезис и структура педагогической

науки и ее основные отрасли. Основные категории педагогики.

Содержание

Общее представление о педагогике как гуманитарной науке.Генезис и структура педагогической науки и ее основные отрасли. Основные категории

Слайд 4Литература
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Уч. пособие для студентов высших

и средних учебных заведений/ С. А. Смирнов, И. Б. Котова и др.; М.: Издательский

центр «Академия», 1999. ­— с. 5 – 14; 30 – 38.
Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. — СПб: Издательство «Питер», 2000. — с. 10 –31.
В. А. Мижериков, М. Н. Ермоленко. Введение в педагогическую профессию. М.: Пед. общество России, 1999.
Н. К. Степаненков. Педагогика: Курс лекций для студентов (в двух частях). Часть 1. — с. 6 – 16.
Журавлев В. И. Связь педагогики с другими отраслями научного знания. 1990. № 12. — с. 60 – 65.
Подласый. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: в 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. — с. 9 – 42.
Журавлев И. К. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и пед. колледжей /Под редакцией П. И. Пидкасистого, — М.: Пед. общество России, 2004. — с. 5 – 40.
Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. /И. Ф. Харламов. — 7-е изд. — Мн.: Университетское, 2002. — с. 10 – 30.
ЛитератураПедагогика: педагогические теории, системы, технологии: Уч. пособие для студентов высших и средних учебных заведений/ С. А. Смирнов, И. Б. Котова и

Слайд 5Опорная схема лекций
Педагогика — наука о закономерности обучения и воспитания.

Опорная схема лекцийПедагогика — наука о закономерности обучения и воспитания.

Слайд 6Педагогика в системе других наук

Педагогика в системе других наук

Слайд 7Педагогический словарь
Наука — сфера человеческой деятельности, результатом которой являются новые

знания.
Педагогика—наука о закономерностях обучения и воспитания
Этнопедагогика (народная педагогика) — система

принятых у народа методов и приемов обучения и воспитания, которая передается от поколения к поколению.
Объект педагогики— воспитание
Предмет педагогики —система отношений, возникающих в ходе воспитания
Понятийный аппарат педагогики — упорядоченная и строгая совокупность категорий, понятий и терминов, используемых в педагогике.
Категория педагогики — наиболее общее и существенное понятие, выражающее свойства и отношения в педагогической действительности
Педагогический словарьНаука — сфера человеческой деятельности, результатом которой являются новые знания.Педагогика—наука о закономерностях обучения и воспитанияЭтнопедагогика (народная

Слайд 8Блок самоконтроля Знать и уметь по данной теме:
Знать:
Различные подходы к определению

педагогики как науки и как искусства;
Сущность понятия «педагогики», ее объект,

предмет, основные функции и задачи;
Место педагогики в системе других наук;
Систему педагогических наук.

Уметь:
Анализировать взаимодействие и взаимовлияние педагогической теории и практики;
Выделять и формулировать объект, предмет, цели и задачи конкретных педагогических исследований;
Пользоваться понятийным аппаратом педагогики.

Блок самоконтроля Знать и уметь по данной теме:Знать:Различные подходы к определению педагогики как науки и как искусства;Сущность

Слайд 9Людей надо научить так любить земную жизнь, чтобы им захотелось

жизни вечной. Я.А. Коменский
Педагогический императив современной эпохи XXI века – школа

должна научить мыслить и научить учиться подрастающее поколение и молодежь вообще
Людей надо научить так любить земную жизнь, чтобы им захотелось жизни вечной. Я.А. КоменскийПедагогический императив современной эпохи

Слайд 10Любовь к науке – это любовь к правде, поэтому честность

является основой добродетельного ученого. Л. Фейербах
Одна из грубейших ошибок считать, что

педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке.
Я Корчак
Любовь к науке – это любовь к правде, поэтому честность является основой добродетельного ученого. Л. ФейербахОдна из

Слайд 11Задачи педагогики как науки
Выявление объективных закономерностей образовательного процесса;
Обоснование современных педагогических

систем;
Разработка нового содержания образования и соответствующих ему методов, форм, систем

обучения, воспитания, управления образованием;
Саморефлексия педагогики как науки, осознание ею самой себя
Задачи педагогики как наукиВыявление объективных закономерностей образовательного процесса;Обоснование современных педагогических систем;Разработка нового содержания образования и соответствующих ему

Слайд 12Уровни реализации теоретических функций педагогики
Описательный или объяснительный
Диагностический
Прогностический

Уровни реализации теоретических функций педагогикиОписательный или объяснительныйДиагностическийПрогностический

Слайд 13Уровни реализации технологических функций педагогики
Проективный
Преобразовательный
Рефлексивный или корректировочный

Уровни реализации технологических функций педагогикиПроективныйПреобразовательныйРефлексивный или корректировочный

Слайд 14Формы связи педагогики с другими науками.
Использование педагогикой других идей, теоретических

положений, обобщающих выводов других наук.
Творческое взаимодействие методов исследований, применяемых в

других науках.
Использование конкретных результатов исследований физиологии высшей нервной деятельности, социологии, психологии и других.
Участие педагогики в комплексных исследованиях человека.
Формы связи педагогики с другими науками.Использование педагогикой других идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук.Творческое взаимодействие методов

Слайд 15Примечание:
Нельзя вывести из какой-либо одной науки систему педагогических знаний;
Данные других

наук необходимы для разработки педагогической теории и практических рекомендаций, но

все же они недостаточны;
Педагогика не просто заимствует и использует данные других наук, а перерабатывает их так, чтобы полнее познать педагогический процесс и разработать способы его оптимизации.
Примечание:Нельзя вывести из какой-либо одной науки систему педагогических знаний;Данные других наук необходимы для разработки педагогической теории и

Слайд 16Категории педагогики.
1. Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности.
В

широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от

старших поколений к младшим.
В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств.
В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Категории педагогики.1. Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности.В широком социальном смысле воспитание — это передача

Слайд 17Функции воспитания
Передача от одного поколения к другому накопленного человеческого богатства,

культуры, опыта взаимоотношений, трудовой деятельности;
Управление развитием природных сил и способностей;
Психологическая

и практическая подготовка к самообразованию и самовоспитанию.
Функции воспитанияПередача от одного поколения к другому накопленного человеческого богатства, культуры, опыта взаимоотношений, трудовой деятельности;Управление развитием природных

Слайд 18Основные признаки воспитания
Постоянство, всеобщность и неизбежность воспитания как отражение процесса

смены поколений;
Определение обществом и воспитательными учреждениями целей и задач, в

которых реализуются представления об идеале человека (программа воспитания);
Специальная организация обществом учреждений и выделение уполномоченных лиц, ответственных за подготовку подрастающего поколения к жизни и деятельности в конкретных социально-исторических условиях (условия и средства воспитания);
Создание условий для саморазвития, самосовершенствования, управление развитием психики путем создания соответствующих условий и специальной индивидуальной работы с ребенком (связь воспитания и самовоспитания);
Наличие специальной научно организованной деятельности общества, школы и педагогов, воздействующих на духовный мир ребенка (постоянный педагогический процесс).
Основные признаки воспитанияПостоянство, всеобщность и неизбежность воспитания как отражение процесса смены поколений;Определение обществом и воспитательными учреждениями целей

Слайд 19Категории педагогики.
2.Обучение — это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс

взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и

навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
3. Образование — это процесс и результат усвоения систематизированных знаний и способов познавательной деятельности.
Примечание: критерии образованности — это показатели, включающие ясность и четкость понятий, которыми оперирует человек; определенность и конкретность мышления; умение обнаруживать нерешенные проблемы, ставить вопросы и выдвигать гипотезы; осознание связей между предметами и явлениями; способность предвидеть развитие событий на основе тщательного анализа наличных тенденций; количество и качество процесса и продуктов труда.
4. Развитие — это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.
Категории педагогики.2.Обучение — это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение

Слайд 20Рефлексивный анализ и самостоятельная работа
I Тесты на репродукцию

Рефлексивный анализ и самостоятельная работаI Тесты  на  репродукцию

Слайд 21a) Продолжить фразу
Педагогика — это наука о…
межличностных отношениях;
возрастных особенностях;
воспитании;
обучении;
педагогической деятельности

по приобщению
людей к жизни в обществе.
b) Выбрать верный ответ
Под объектом

в науке понимают область…
рассмотрения;
действительности;
воздействия;
анализа;
познания.
a) Продолжить фразуПедагогика — это наука о…межличностных отношениях;возрастных особенностях;воспитании;обучении;педагогической деятельности по приобщениюлюдей к жизни в обществе.b) Выбрать

Слайд 22 c) Продолжить фразу
Под предметом в науке понимают…
способ видения объекта

с позиции этой науки;
объект рассмотрения;
педагогическую ситуацию;
педагогический факт;
педагогическое явление.
d) Найти неверный

ответ
К задачам педагогической науки относятся…
изучение эффективности педагогической деятельности;
выявление объективных закономерностей
образовательного процесса;
воспитание культуры общения учащихся;
контроль когнитивной деятельности ученика;
организация работы с родителями школьников.
c) Продолжить фразуПод предметом в науке понимают…способ видения объекта с позиции этой науки;объект рассмотрения;педагогическую ситуацию;педагогический факт;педагогическое

Слайд 23 e) Продолжить фразу
Закономерные фразы выступают как результат…
наблюдений;
социологических опросов;
анализа мнений

людей;
научно-педагогических исследований;
педагогической работы.
f) Найти неверное утверждение
К специальным педагогическим наукам относятся…
сурдопедагогика;
тифлопедагогика;
социальная

педагогика;
педагогика пенитенциарных учреждений;
олигофренопедагогика.
e) Продолжить фразуЗакономерные фразы выступают как результат…наблюдений;социологических опросов;анализа мнений людей;научно-педагогических исследований;педагогической работы.f) Найти неверное утверждениеК специальным

Слайд 24Рефлексивный анализ и самостоятельная работа
II Упражнения на понимание

Рефлексивный анализ и самостоятельная работаII Упражнения на понимание

Слайд 25Упражнение 1.1 – дописать пропущенный текст.
Наиболее общий закон целостного образовательного

процесса формируется как _________________.

Упражнение 1.1 – дописать пропущенный текст.Наиболее общий закон целостного образовательного процесса формируется как _________________.

Слайд 26Упражнение 1.2 – дописать пропущенный текст.
эффективность педагогического процесса зависит от

______ условий, в которых он протекает;
средства педагогической деятельности обусловлены _________

и ________ конкретной педагогической ситуации;
прочность усвоения содержания учебного материала больше, если ________ организовано __________ и ________ повторение этого содержания и осуществляется ___________ его в систему уже усвоенного ранее содержания;
обученность учащихся сложным способам деятельности зависит от того, насколько учитель обеспечил ______ и готовности определять ситуации, где они могут быть _______;
уровень и качество усвоения зависят при прочих равных условиях (_________, ________) от учета учителем степени личностной ____________ для учащихся _________________.

Педагогические закономерности:

Упражнение 1.2 – дописать пропущенный текст.эффективность педагогического процесса зависит от ______ условий, в которых он протекает;средства педагогической

Слайд 27Упражнение 1.3 – дописать пропущенный текст.
обоснование современных ___________________;
разработка нового

_______________ образования и соответствующих ему ________________, _____________, _______________ обучения, воспитания

и ______________ образованием;
наличие ________________ или осознание его самой себя.

Задачи педагогики:

Упражнение 1.3 – дописать пропущенный текст. обоснование современных ___________________;разработка нового _______________ образования и соответствующих ему ________________, _____________,

Слайд 28Упражнение 1.4 – дописать пропущенный текст
Образовательный процесс — это _____________________

состояний ____________ образования как деятельности.

Упражнение 1.4 – дописать пропущенный текстОбразовательный процесс — это _____________________ состояний ____________ образования как деятельности.

Слайд 29Рефлексивный анализ и самостоятельная работа
III Творческие задания

Рефлексивный анализ и самостоятельная работаIII Творческие задания

Слайд 30Задание 1
Является ли муха, влетевшая в окно и севшая на

доску, педагогической действительностью? Обоснуйте свой ответ.
Задание 2
Являются ли синонимами педагогическая

деятельность и педагогический процесс?

Задание 3

Докажите, что педагогика — это и наука, и искусство. Ответ аргументируйте.

Задание 4

На листе формата А4 создайте свой вариант листа сжатия, в котором будет отражено содержание темы «Педагогика в системе наук о человеке».

Задание 1Является ли муха, влетевшая в окно и севшая на доску, педагогической действительностью? Обоснуйте свой ответ.Задание 2Являются

Слайд 31Рефлексивный анализ и самостоятельная работа
IV Самостоятельная работа

Рефлексивный анализ и самостоятельная работаIV Самостоятельная работа

Слайд 32Проследите взаимосвязь понятий «образование», «обучение», «развитие личности» и «воспитание». Как

аргументировать ее при помощи схемы?
Форма отчета: схема с пояснениями.
Напишите мини-реферат

на тему «Междисциплинарные понятия в педагогике». Какие межпредметные и внутрипредметные связи при этом можно проследить?
Форма отчета: текст реферата.
Проследите взаимосвязь понятий «образование», «обучение»,  «развитие личности» и «воспитание».  Как аргументировать ее при помощи схемы?Форма

Слайд 33Прочтите следующий отрывок:
-- К чему вы готовите вашего сына? –

кто-то спросил меня.
-- Быть человеком, – отвечал я.
-- Разве вы

не знаете, – сказал он, – что людей собственно нет на свете; это одно отвлечение, вовсе не нужное для нашего общества. Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди.
Правда это или нет? (Пирогов Н. И. Вопросы жизни) Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Под ред. Ж. И. Ганелина. – М.: Просвещение, 1974. – с. 155.
Свои раздумья по этому поводу оформите в виде письма Николаю Ивановичу Пирогову.
Форма отчета: текст письма.
Прочтите следующий отрывок:-- К чему вы готовите вашего сына? – кто-то спросил меня.-- Быть человеком, – отвечал

Слайд 34Ответы на тесты, упражнения, творческие задания.
I Тесты на репродукцию

Ответы на тесты, упражнения, творческие задания. I Тесты  на  репродукцию

Слайд 35Ответы на тесты
см.: Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов

и педагогических колледжей/ Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество

России, 2004. – с. 9
см.: там же, с. 8
см.: там же, с. 8
см.: там же, с. 15 – 16
см.: там же, с. 19
см.: там же, с. 26
Ответы на тестысм.: Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей/ Под ред. П. И. Пидкасистого. –

Слайд 36Ответы на упражнение на понимание
Упражнение 1.1. Наиболее общий закон

целостного образовательного процесса формируется как обязательное присвоение молодыми людьми социального

опыта старших поколений.

Ответы на упражнение на понимание Упражнение 1.1. Наиболее общий закон целостного образовательного процесса формируется как обязательное присвоение

Слайд 37Ответы на упражнение на понимание
Упражнение 1.2. Педагогические закономерности:
эффективность педагогического

процесса зависит от материальных, гигиенических, материально-психологических и т.п. условий, в

которых он протекает;
средства педагогической деятельности обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации;
прочность усвоения содержания учебного материала больше, если систематично организовано прямое и отсроченного повторение этого содержания и осуществляется введение его в систему уже усвоенного ранее содержания;
Ответы на упражнение на понимание Упражнение 1.2. Педагогические закономерности:эффективность педагогического процесса зависит от материальных, гигиенических, материально-психологических и

Слайд 38Ответы на упражнение на понимание
Упражнение 1.2. Педагогические закономерности:

обученность учащихся

сложным способам деятельности зависит от того, насколько учитель обеспечил овладение

простыми видами деятельности и готовность определять ситуации, где они могут быть применены;
уровень и качество усвоения зависят при прочих равных условиях (память, способности) от учета учителем степени личностной значимости для учащихся данного содержания.
Ответы на упражнение на понимание Упражнение 1.2. Педагогические закономерности:обученность учащихся сложным способам деятельности зависит от того, насколько

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика