Разделы презентаций


Переходные и непереходные глаголы

Содержание

Цели:познакомиться с понятием «переходные–непереходные глаголы»;узнать о связи категорий «возвратность–переходность»;научиться различать переходные и непереходные глаголы, образовывать возвратные глаголы;правильно употреблять винительный и родительный падежи существительных.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Переходные и непереходные глаголы

Переходные и непереходные глаголы

Слайд 2Цели:
познакомиться с понятием «переходные–непереходные глаголы»;
узнать о связи категорий «возвратность–переходность»;
научиться различать

переходные и непереходные глаголы, образовывать возвратные глаголы;
правильно употреблять винительный и

родительный падежи существительных.
Цели:познакомиться с понятием «переходные–непереходные глаголы»;узнать о связи категорий «возвратность–переходность»;научиться различать переходные и непереходные глаголы, образовывать возвратные глаголы;правильно

Слайд 3План урока
Подготовка к восприятию нового материала.
Изучение нового материала.
Тренировочные упражнения.
Культура речи.
Домашнее

задание.
Итоги урока. Оценки.

План урокаПодготовка к восприятию нового материала.Изучение нового материала.Тренировочные упражнения.Культура речи.Домашнее задание.Итоги урока. Оценки.

Слайд 4Мы знакомы домами.
В одном переулке стояли дома.
Родина – наш общий

дом.
Летом мы были в доме отдыха.
В каком предложении слово ДОМ

употреблено в значении «семья»?
Мы знакомы домами.В одном переулке стояли дома.Родина – наш общий дом.Летом мы были в доме отдыха.В каком

Слайд 5Мы знакомы домами.
В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении

«семья»?

Мы знакомы домами.В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?

Слайд 6Дома
На улице дождь непрерывный, А дома тепло и светло. И можно на бурые ливни Спокойно

смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя, Спастись от морозного дня. В хорошее

место родное – Домой так и тянет меня.
Агния Барто
Дома   На улице дождь непрерывный, А дома тепло и светло. И можно на бурые ливни Спокойно смотреть сквозь стекло.

Слайд 7 Посмотрите на фотографии и запишите словосочетания глагол

+ существительное, укажите падеж зависимого слова.
Какие виды работ выполняет

строитель?
Посмотрите на фотографии и запишите словосочетания   глагол + существительное, укажите падеж зависимого

Слайд 8строит дом

строит дом

Слайд 9кладёт кирпич

кладёт кирпич

Слайд 10штукатурит стены

штукатурит стены

Слайд 11белят потолок

белят потолок

Слайд 12настилает линолеум прибивает плинтус

настилает линолеум  прибивает плинтус

Слайд 13Изучение нового материала

Строит дом

Кладёт кирпич

Штукатурит стены

Белит потолок

Клеит обои

Настилает линолеум

Прибивает

плинтус














(В.п.)
(В.п.)
(В.п.)
(В.п.)
(В.п.)
(В.п.)
(В.п.)

Изучение нового материалаСтроит домКладёт кирпичШтукатурит стеныБелит потолок Клеит обоиНастилает линолеумПрибивает плинтус(В.п.)(В.п.)(В.п.)(В.п.)(В.п.)(В.п.)(В.п.)

Слайд 14Что общего в значении всех этих глаголов?
Действие направлено на

какой-то предмет.

Что общего в значении всех этих глаголов? Действие направлено на какой-то предмет.

Слайд 15Чтение § 82
Вывод. Переходными называются глаголы, выражающее действие, которое переходит

или может переходить на другой предмет, название которого ставится в

винительном падеже без предлога.

Не путать винительный падеж и родительный! Задавать 2 вопроса!
Кого?/Чего? и Кого?/Что?
Чтение § 82Вывод. Переходными называются глаголы, выражающее действие, которое переходит или может переходить на другой предмет, название

Слайд 16Особые случаи
Дополнение может стоять при переходном

глаголе в родительном падеже:
при отрицании,
при указании на часть целого

Особые случаи    Дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже:при отрицании,при указании на

Слайд 17Распилил доски –

не распилил досок.

В.п.
Р.п.

Распилил доски – не распилил досок.В.п.Р.п.

Слайд 18Налить бензин –

налить бензина.


В.п.
Р.п.

Налить бензин – налить бензина.В.п.Р.п.

Слайд 19 Вспомните, как называются глаголы с суффиксом

-ся?
Возвратные глаголы

Вспомните, как называются глаголы с суффиксом -ся?Возвратные глаголы

Слайд 20В чём особенность возвратных глаголов?

Действие возвращается на предмет, который

его производит.

Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными?

Нет,

потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет.
В чём особенность возвратных глаголов? Действие возвращается на предмет, который его производит.Как вы думаете, возвратные глаголы могут

Слайд 21Сравните
убедить – убедиться
остановить – остановиться
стучать – стучаться
чернеет – чернеется
Запомни:


все возвратные глаголы – непереходные

Сравнитеубедить – убедитьсяостановить – остановитьсястучать – стучаться чернеет – чернеетсяЗапомни: все возвратные глаголы – непереходные

Слайд 22 Обычно переходные и непереходные глаголы не имеют своих

особых морфологических признаков. Однако некоторые типы словообразования глаголов являются показателями

переходности и непереходности глагола. Так, к непереходным относятся все глаголы с суффиксом -ся (ср.: убедить – убедиться). 


Обычно переходные и непереходные глаголы не имеют своих особых морфологических признаков. Однако некоторые типы словообразования

Слайд 23Чем отличаются глаголы в данных предложениях?
Редактор правит рукопись.

Миром

правит сам человек.
В каком их этих предложений глагол является

переходным?
Чем отличаются глаголы в данных предложениях?Редактор правит рукопись. Миром правит сам человек. В каком их этих предложений

Слайд 24Редактор правит рукопись.

В каком их этих предложений глагол является

переходным?
ВЫВОД

Редактор правит рукопись. В каком их этих предложений глагол является переходным?ВЫВОД

Слайд 25 В зависимости от лексического значения один и

тот же глагол может выступать как переходный и непереходный.
При

непереходных глаголах возможен винительный падеж без предлога, но исключительно со значением пространства или времени: Войска идут день и ночь (П.).


В зависимости от лексического значения один и тот же глагол может выступать как переходный

Слайд 26Домашнее задание
выбрать какую-то профессию и описать действия, которые выполняет данный

специалист. Подчеркните переходные глаголы в получившемся тексте.

Домашнее заданиевыбрать какую-то профессию и описать действия, которые выполняет данный специалист. Подчеркните переходные глаголы в получившемся тексте.

Слайд 27Итоги урока
От чего может зависеть переходность глаголов?
Какие глаголы называются переходными?
Как

соотносятся категории переходности и возвратности?

Итоги урокаОт чего может зависеть переходность глаголов?Какие глаголы называются переходными?Как соотносятся категории переходности и возвратности?

Слайд 28 Глаголы переходные и непереходные различаются по

значению. Основой такого различения является отношение к объекту действия, выраженного

глаголом.


Глаголы переходные и непереходные различаются по значению. Основой такого различения является отношение к

Слайд 29      К переходным относятся глаголы со значением действия,

направленного на предмет, изменяющего или производящего этот предмет – объект

действия: читать книгу, расширить рукав, сшить костюм.       К непереходным относятся глаголы, обозначающие движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояние, например: лететь, болеть, стоять, страдать.


        К переходным относятся глаголы со значением действия, направленного на предмет, изменяющего или производящего этот

Слайд 30С лексическим значением переходных и непереходных глаголов связано их синтаксическое

различие: переходные глаголы сочетаются с обозначением объекта в винительном падеже

без предлога, а непереходные глаголы требуют дополнения только в косвенных падежах без предлога или с предлогами; ср.: любить (кого? что?) - переходный глагол, помогать (кому? чему?) - непереходный глагол.       При переходных глаголах объект действия может быть выражен родительным падежом в двух случаях:
для обозначения части объекта: выпить воды, купить хлеба;
при наличии отрицания при глаголе: не читал газет, не получал зарплаты, не имеет права.


С лексическим значением переходных и непереходных глаголов связано их синтаксическое различие: переходные глаголы сочетаются с обозначением объекта

Слайд 31убедить – убедиться
остановить – остановиться
стучать – стучаться
чернеет – чернеется
Запомни:


все возвратные глаголы - непереходные

убедить – убедитьсяостановить – остановитьсястучать – стучаться чернеет – чернеетсяЗапомни: все возвратные глаголы - непереходные

Слайд 32Рефлексия учащихся
Я вспомнил, что…
Я узнал…
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
Было

сложно…

Рефлексия учащихся Я вспомнил, что…Я узнал…Я понял…Было интересно…Особенно понравилось…Вызвало затруднение…Было сложно…

Слайд 33 Презентацию подготовила Чурсина Л.Н., учитель русского языка и литературы Чановской

средней общеобразовательной школы № 2 Новосибирской области

Презентацию подготовила Чурсина Л.Н., учитель русского языка и литературы Чановской средней общеобразовательной школы № 2 Новосибирской области

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика