Слайд 1Периодизация древнерусской литературы
Слайд 2Способы периодизации:
гетерогенный – опирается на факты политической, экономической жизни, т.е.
на внелитературные факты.
Например, «литература раздробленности», «литература периода борьбы русского
народа с монголо-татарскими завоевателями»
автогенный – опирается исключительно на литературную специфику произведений.
Мало разработан, но в полной мере представлен в книге Д.С.Лихачева «Человек в литературе Древней Руси».
Например, «стиль монументального историзма», «эпический стиль», «экспрессивно-эмоциональный стиль» в литературе
Слайд 3Основные периоды развития древнерусской литературы
1. Литература Киевской Руси или период
Киевской Руси (первая треть XI – первая треть XII в.)
2. Литература
периода феодальной раздробленности (вторая треть XII – вторая половина XIV вв.)
3. Литература периода укрепления северо-восточной Руси и образования русского централизованного государства (конец XIV – начало XVI в.)
4. Литература периода укрепления русского централизованного государства (XVI в.)
Слайд 4Литература Киевской Руси
(первая треть XI – первая треть XII в.)
Основные
черты:
период становления собственно русской литературы (сложение жанровой системы, первые произведения);
центральной
темой оригинальной литературы становится тема Русской земли, идея ее величия, целостности, суверенности;
процесс «трансплантации» на русскую почву византийской и общеславянской литератур.
Слайд 5«Трансплантация позволяет росткам старой культуры самостоятельно, творчески развиваться на новой
почве. Она ведет к появлению местных черт и местных вариантов
трансплантируемой культуры. Это явление чрезвычайно важно для образования и формирования новых культур: признак их “молодости” и жизнеспособности»
(Д. С. Лихачев).
Слайд 6Переводная литература
Служебная литература (Евангелия, Апостолы, Псалтири, Минеи, Требники и др.);
Апокрифическая
литература («Сказание о Соломоне и Китоврасе», «Хождение Богородицы по мукам»
(в русском списке XII в.)
Житийная литература (агиография).
Слайд 7Учительная литература (сочинения «отцов церкви» – Иоанна Златоуста, Василия Великого,
Григория Нисского и др.; учительные сборники – «Пчела», «Пандекты»).
Историческая литература
(хроники – «Хроника Георгия Амартола», «Хроника Иоанна Малалы»).
«Естественно-научная литература» («Шестоднев», «Физиолог»)
Слайд 8Оригинальная литература
Летописание («Повесть временных лет» и др.);
Торжественная проповедь («Слово о
Законе и Благодати» митрополита Илариона)
Учительная литература («Поучение Владимира Мономаха»)
Житийная литература
(жития первых русских святых, например, «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского» и др.)
Паломническая литература («Хождение игумена Даниила»)
Слайд 9
«Ни в какой другой литературе летописание не занимало такого большого
места и не играло такой большой роли, как в русской.
Ни прочите славянские литературы, ни литературы европейского Запада не создали ничего равноценного нашей летописи»
(Н. К. Гудзий)
«По обилию, полноте и разнообразию материала, по той систематичности, с которой велись летописные записи по городам и монастырям, русская летопись не знает себе равных в Европе»
(Д. С. Лихачев)
Слайд 10Повесть временных лет
Утверждение единства Русской земли, осуществляемого князьями Рюрикова дома;
Мысль
о Русской земле, ее защите, необходимости единения перед лицом внешней
опасности
Цель составления – показать Русь в ряду других стран мира, доказать, что русский народ имеет свою историю, которой можно гордиться
Слайд 11«Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона
(1037-1050)
Еще одно произведение, которое
обосновывало самостоятельность и независимость Руси
Основная тема «Слова» - прославление Русской
земли, ее «кагана» Владимира и князя Ярослава (Мудрого)
Слайд 12«Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона
(1037-1050)
«Хвалит же гласом хваления
Римская страна Петра и Павла, коими приведена к вере в
Иисуса Христа, Сына Божия; <восхваляют> Асия, Ефес и Патмос Иоанна Богослова, Индия — Фому, Египет — Марка. Все страны, грады и народы чтут и славят каждые своего учителя, коим научены православной вере. Восхвалим же и мы, — по немощи нашей малыми похвалами, — свершившего великие и чудные деяния учителя и наставника нашего, великого князя земли нашей Владимира, внука древнего Игоря, сына же славного Святослава»
Слайд 13Поучение Владимира Мономаха
(1119-1125)
образец «учительной литературы» (наставление потомкам), хотя здесь и
дидактика, и элементы «автобиографии»
Владимир Мономах стремился предотвратить распад русского государства
на ряд самостоятельных княжеств и объединить русских князей на основе принципа, провозглашенного Любечским съездом (1097 г.)
сохранилось только в одном списке (Лаврентьевская летопись XIV в., помещено под 1096 г.)
Слайд 14Литература периода феодальной раздробленности
(вторая треть XII – вторая половина
XIV вв.)
Основные черты:
«Литература одной темы», необходимость объединения и отпора врагу;
1237-1242
гг. – нашествие войск Монгольской империи под предводительством хана Батыя на Русь
Развитие литературы приобретает областной характер
Слайд 15Литература периода феодальной раздробленности
(вторая треть XII – вторая половина
XIV вв.)
Основные произведения
«Слово о полку Игореве» (конец XII в.) –
повествование о неудачном походе князя Игоря Святославича против половцев (1185 г.)
повести о татарском нашествии («Повесть о битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем»)
«Слово о погибели Русской земли»
Сочинения Серапиона Владимирского
Слайд 16Литература периода укрепления северо-восточной Руси и образования русского централизованного государства
(конец XIV – начало XVI в.)
Тематика произведений:
Тема централизованного государства (особенно
в летописании; пример – Первый общерусский летописный свод, или Свод Киприана)
Тема борьбы с монголо-татарским игом
Слайд 17Литература периода феодальной раздробленности
(вторая треть XII – вторая половина
XIV вв.)
«Слово о погибели Русской земли» (1238-1246)
«О, светло светлая и
прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!
Слайд 18 все … покорено было христианскому народу, поганые эти страны
повиновались великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду
его Владимиру Мономаху, которым половцы своих малых детей в колыбели пугали.
А литовцы из болот своих на свет не показывались, а угры укрепляли каменные стены своих городов железными воротами, чтобы их великий Владимир не покорил, а немцы радовались, что они далеко — за Синим морем. Буртасы, черемисы, вяда и мордва бортничали на великого князя Владимира.
А император царьградский Мануил от страха великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьград у него не взял.
Слайд 19И в те дни,— от великого Ярослава, и до Владимира,
и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя
владимирского,— обрушилась беда на христиан...»
- на этих словах текст обрывается.
Ярослав Всеволодович (1191—1246), великий князь владимирский (1238—1246 гг.), сын Всеволода Большое Гнездо, отец Александра Невского.
Датировка «Слова о погибели русской земли» – до 1246 г.
Слайд 20Литература периода укрепления северо-восточной Руси и образования русского централизованного государства
(конец XIV – начало XVI в.)
Тематика произведений:
Тема централизованного государства
Тема борьбы
с монголо-татарским игом
Слайд 21Литература периода укрепления северо-восточной Руси и образования русского централизованного государства
(конец XIV – начало XVI в.)
Тема централизованного государства (особенно в
летописании)
Первый общерусский летописный свод, или Свод митр. Киприана 1408 г.
- при составлении Свода Киприана были использованы летописи Твери, Нижнего Новгорода, Новгорода Великого, Ростова, Рязани, Смоленска и, конечно, все предшествующее летописание Москвы.
- свод 1409 г. осветил русскую историю с точки зрения идеи единства Русской земли.
Слайд 22Литература периода укрепления северо-восточной Руси и образования русского централизованного государства
(конец XIV – начало XVI в.)
Тема централизованного государства (особенно в
летописании)
6836 (1328): «седе князь великий Иван Данилович на великое княжение веса Руси и бысть оттоле тишина велика на сорок лет и престаша погании воевати Русскую землю и закалати христиан, и отдохнуша и починуша христиане от великиа истомы и многыа тягости от насилиа татарскаго, и бысть оттоле тишина велика по всей земли».
Слайд 23Литература периода укрепления северо-восточной Руси и образования русского централизованного государства
(конец XIV – начало XVI в.)
Основные произведения
Первый общерусский летописный свод
(1409 г.)
Произведения, посвященные Куликовской битве (1380 г.):
Летописная повесть о Мамаевом побоище (конец XIV в.);
«Задонщина», или «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче» (80-е годы XIV в.)
«Сказание о Мамаевом побоище» (середина XV в.)
Житийная литература
Слайд 24«Слово о полку Игореве» и «Задонщина»
Слайд 25«Слово о полку Игореве» и «Задонщина»
Слайд 26Литература периода укрепления северо-восточной Руси и образования русского централизованного государства
(конец XIV – начало XVI в.)
Особенности литературы этого периода:
Возрождение интереса
к русской истории (идеализация киевской старины)
Оживление культурных связей Руси с южнославянскими землями и с Византией
→ появление новых переводов;
→ появление стиля «плетения словес» в житиях святых
Слайд 27Стиль «плетения словес»
Особенно пышного расцвета стиль достигает в произведениях
Епифания Премудрого (ум. около 1420 г.) (автор «Жития Стефана Пермского»,
«Жития Сергия Радонежского» и др.)
Первоначальный смысл – «плетение словесных венков», т. е. создание похвал
Позднее – как создание словесной орнаментики
Слайд 28Основные особенности стиля «плетения словес»
Внимание к звуковой стороне слова
(аллитерации, ассонансы и т. п.);
к этимологии слова (сочетания однокоренных слов, этимологически
одинаковые окончания);
к тонкостям его семантики (сочетания синонимические, тавтологические и пр.).
Использование неологизмов, кальки с греческого
Слайд 29Основные особенности стиля «плетения словес»
Например, соединение однокоренных слов:
-
«начинающему начинание»,
- «устрашистеся страхом»,
- «запрещением запретить»,
- «учить
учением»,
- «насытите сытых до сытости, накормите кръмящих вас, напитайте питающих вы».
Слайд 30Основные особенности стиля «плетения словес»
Цель – создать впечатление невыразимой
словами глубины и таинственности явления, примат духовного начала над материальным
«Слово
воздействует на читателя не столько своей логической стороной, сколько общим напряжением таинственной многозначительности, завораживающими созвучиями и ритмическими повторениями» (В. М. Кириллин)
Слайд 31Пример – «Житие Стефана Пермского» (автор – Епифаний Премудрый):
Да как
же я, многогрешный и неразумный, следуя похвальным словам тебе, плетя
слово и плодя слово, и думая словом почтить, и похвалу из слов собирая и получая, и приплетая, вновь говоря, — как еще тебя нареку? Вождем заблудших, обретателем погибших, наставником обманутых, руководителем ослепленных умов, очистителем оскверненных, искателем рассеянных, хранителем ратников, утешителем печальных, кормильцем голодных, подателем нуждающимся, наставником неразумных, заступником обиженных, усердным молитвенником, истинным ходатаем, спасителем язычников, проклиная бесов, ниспровергателем кумиров, попирателем идолов, служителем Бога, рачителем мудрости, любителем философии, вершителем целомудрия, творцом правды, толкователем книг, создателем пермской грамоты. Много у тебя имен, о, епископ, много имен ты стяжал, ибо многих даров был достоин, многими благодатями обогатился
Слайд 32Литература периода укрепления
русского централизованного государства
(XVI в.)
Особенности литературы этого
периода:
Эпоха «обобщающих литературных мероприятий»
Эпоха расцвета русской публицистики
Слайд 33«Обобщающие литературные мероприятия»
Центральное московское летописание (идея богоспасаемого и богоутвержденного
Московского царства во главе с самодержцем)
Лицевой летописный свод (70-е годы
XVI в.) – 20 тыс. страниц, 16 тыс. иллюстраций – «лиц».
Слайд 34«Обобщающие литературные мероприятия»
Лицевой летописный свод (70-е годы XVI в.)
20 тыс. страниц,
16 тыс. иллюстраций – «лиц».
- содержит
описания событий от сотворения мира до 60-х XVI века;
- грандиозное летописное предприятие, показывающее величие Московского царства (подготовляемое всей предшествующей историей человечества).
Слайд 35«Обобщающие литературные мероприятия»
«Великие Четьи-Минеи» (1552 год) – составлены митрополитом Макарием
по настоянию Василия III.
12 томов, 27 тысяч станиц, 12 лет
работы
собрание различных произведений русской и переводной книжности, расположенное в календарном порядке (по месяцам – 12 томов):
жития, учительные слова, целые сборники – Пролог, Торжественник, «Тактикон» Никона Черногорца, Пчела и др.
- цель создания – собрать и объединить все «святые книги, которые в Русской земле обретаются».
Слайд 36«Обобщающие литературные мероприятия»
«Степенная книга» (1563 год) – составлена по инициативе
митрополита Макария, видимо, царским духовником священником Андреем
написанные высокопарным стилем
биографии русских князей расположены по «ступеням» (степеням великокняжеских колен): от Владимира Святославича до Ивана Грозного (17 ступень)
Слайд 37«Обобщающие литературные мероприятия»
«Степеннáя книга»
«Книга степенна царского родословия, Иже в
Рустей земли в благочестии просиявших богоутвержденных скипетродержателей, иже бяху от
Богу, яко райская древеса, насаждении при исходищих (источниках) вод, и правоверием напаяеми, благоразумием же и благодатию возрастаеми и божественною славою осияваеми явишася, ко сад доброраслен и красен листвием и благоцветущ, многоплоден же и зрел и благоужания исполнен, велик же и высоковерх и многочадным рождием, яко светлозрачными ветми, расширяем, богоугодными добродетельми преспеваем»
Слайд 38«Обобщающие литературные мероприятия»
«Степеннáя книга»
об Иване Калите: «Сей благородный, Богом
избранный приемник и благословенный наследник благочестивыя державы боголюбиваго царствия Русьскыя
земля великий князь Иван Даниловичь, рекомый Калита, внук блаженного Александра, – десятый степень от святаго равноапосльнаго Владимира перваго, от Рюрика же третий на десять...».
Слайд 39«Обобщающие литературные мероприятия»
«Стоглав» – книга постановлений церковного собора 1551
года, разделенная на 100 глав, по разным вопросам религиозного и
житейского быта;
«Азбуковник» – энциклопедический словарь непонятных иностранных слов с их кратким объяснением;
«Домострой» – дидактический свод правил семейной жизни; возник в Новгороде в первой половине XVI в.; в Москве был отредактирован благовещенским протопопом Сильвестром, бывшим воспитателем и духовником Ивана Грозного
Слайд 40Макарий, митрополит московский
(1542-1563)
- инициировал 2 церковных собора (1547 и
1549 гг.), на которых было канонизировано 39 русских святых →
количество русских святых удвоилось);
при нем в Москве открыта первая типография;
в Новгороде произведена реставрация многих новгородских икон и церквей;
провел серию соборов, осудивших «еретиков» (Исаака Собаку, Матвея Башкина, Феодосия Косого и др.);
автор посланий, обращенные русским войскам перед началом похода на Казань, перед штурмом Казани и по случаю торжественной встречи царя после победы
Слайд 41Макарий, митрополит московский
(1542-1563)
осуществил идею собрать воедино «все чтомые»
на Руси оригинальные и переводные книги, создал на их основе
грандиозный 12-томный помесячный книжный свод — Великие Минеи Четьи;
руководил работой над Степеннóй книгой, создаваемой по его инициативе Афанасием (Андреем);
по его инициативе был составлен так называемый Владычный свод Макария;
Слайд 42Макарий, митрополит московский
(1542-1563)
куратор многочисленных переводов «иностранских» книг с
греческого и латинского языков (например, переводы сочинений для ВМЧ, перевод
с латинского толкований на Псалтирь Брунона Вюрцбургского, выполненный в 1535 г. Толмачом Дмитрием Герасимовым);
автор 15 посланий, поучений и грамот;
создатель особой «макарьевской школы письма» и строгий последователь возобладавшего в XVI в. торжественно-витиеватого, формализованного стиля «второго монументализма» (Д. С. Лихачев)
Слайд 43Русская публицистика XVI века
«Никогда прежде не спорили так много
в Древней Руси, как в первой половине XVI века»
(Д.
С. Лихачев)
Слайд 44Русская публицистика XVI века
Жанры: поучения, повести, притчи, трактаты, диалоги,
послания, письма, челобитные и др.
Авторы: Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, митрополит
Даниил, Вассиан Косой, Максим Грек, старец Филофей, митрополит Макарий, протопоп Сильвестр, Иван Пересветов, Ермолай-Еразм, царь Иван Грозный, князь Андрей Курбский, Паисий Ярославов, Иннокентий Охлебинин, митрополит Спиридон, Георгий Скрипица, Федор Карпов, Феодосий Косой и многие другие.
Слайд 45Русская публицистика XV-XVI вв.
Основные темы
1) Отношение к еретикам и
еретическим движениям;
2) Вопрос о монастырском землевладении;
3) Концепция «Москва – третий
Рим»;
4) Проблема царской власти;
5) Вопрос о положении монастырских крестьян;
6) Вопросы внешней политики
Слайд 46Русская публицистика XVI века
Историческая обстановка
1) конец XV в. -
подъем еретического движения в России
- «ересь стигольников» (Новгород и
Псков, 70-е годы XIV века)
«ересь жидовствующих» (Новгород, 1470 г.)
Существование на Руси в XV и XVI веках ереси можно охарактеризовать как широкое реформатское движение, в основных своих чертах напоминающее такие же движения той же поры в Западной Европе (деятельность Мартина Лютера).
Слайд 47Русская публицистика XVI века
Стригольники
- отвергали всю церковную иерархию и
монашество, «весь вселеньский собор, патриархов и митрополитов, и епископов, и
игуменов, и попов, и весь чин священньчьскый», который ставится за деньги («по мзде»);
- осуждали стяжательство духовенства;
- выступали против обрядов: отвергали заупокойные молитвы и приношения «по душе», не признавали таинств тела и крови христовой; выступали против исповеди.
Слайд 48Русская публицистика XVI века
Жидовствующие
- отрицали церковную иерархию и выступали
против поставления попов «по мзде»;
Выступали против строительства храмов;
отвергали церковные
таинства, выступали против святых и мощей;
- отрицали монашество, которое «само измыслило себе образ жизни и держится не божественных, а человеческих преданий»;
- отрицали троичность Бога, а признавали только Бога-отца; Иисус Христос по их мнению – не Бог, а простой человек, распятый иудеями и истлевший во гробе.
Слайд 49Русская публицистика XVI века
Вопрос об отношении к еретикам –
один из основных вопросов русской публицистики XV – XVI вв.:
«Просветитель»
(или «Книга на новгородских еретиков»), автор – Иосиф Волоцкий
Слайд 50Русская публицистика XVI века
Историческая обстановка
2) Споры о монастырском землевладении
(после Собора 1503 г.)
Два противоборствующих течения в России в конце
XV – начале XVI в.:
споры между «нестяжателями» и «стяжателями»
Слайд 51Русская публицистика XVI века
Нестяжатели
требовали отказа Церкви от «стяжания» (т.е.
приобретения земель и материальных ценностей) как противоречащего Евангелию и авторитету
Церкви.
Нил Сорский (1433-1508) и монахи северных монастырей;
Вассиан Патрикеев (ок. 1470-1531);
Максим Грек (ок. 1475-1556).
Слайд 52Русская публицистика XVI века
Стяжатели
во главе с Иосифом Волоцким (отсюда
название стяжателей — осифляне) (в миру - Иван Санин, ок.
1439-1515), игуменом Волоцкого монастыря
отстаивали принцип неприкосновенности церковно-монастырских земель, считали, что обрядовое благочестие и Предание в Церкви должны быть на первом месте
Иосиф Волоцкий (ум. 1515 г.)
митрополит Даниил (ок. 1492-1547)
Слайд 53Русская публицистика XVI века
Историческая обстановка
3) Рождение теории «Москва –
третий Рим»
1439 г. – Флорентийская уния
1453 г. – падение Константинополя
Слайд 54Русская публицистика XVI века
3) Рождение теории «Москва – третий
Рим»
Идеи о всемирно-историческом значении Русской земли в стройную теорию обобщил
старец Елеазарова монастыря Филофей в сочинениях:
Послание «о злых днех и часех» (псковскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину);
Послание к великому князю Василию Ивановичу.
Слайд 55Русская публицистика XVI века
3) Рождение теории «Москва – третий
Рим»
«Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли
к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать»
(Филофей. Послание «о злых днех и часех»)
Слайд 56Русская публицистика XVI века
3) Рождение теории «Москва – третий
Рим»
«…Ибо старого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария, второго
же Рима, Константинова града, церковные двери внуки агарян секирами и топорами рассекли, а эта теперь же третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится, — так пусть знает твоя державность, благочестивый царь, что все православные царства христианской веры сошлись в едином твоем царстве: один ты во всей поднебесной христианам царь»
(Филофей. Послание к великому князю Василию Ивановичу)
Слайд 57Русская публицистика XV-XVI вв.
4) Проблема царской власти
идея божественного происхождения
царской власти (Иосиф Волоцкий, митрополит Даниил),
идея союза светской и
церковной власти (Максим Грек),
обсуждение «облика» царя и царской власти (Максим Грек, Иван Пересветов и др.)
Слайд 58Иван Пересветов (вторая половина XVI в.)
- автор «Сказания о Магмете-салтане»
(1547 г.).
- идеолог московского самодержавия (идея грозной власти):
«нельзя царю царство
без грозы держать...»
Слайд 59Русская публицистика XV-XVI вв.
5) Вопрос о положении монастырских крестьян
Ермолай-Еразм
унифицировать все дани с крестьян царю и вельможам, сведя их
в одну;
взыскивать ее не деньгами, а натурой;
ввести новую единицу измерения земли «четверогранно поприще», содержащее 833 1/3 четвертей (четверть – ½ десятины).
Слайд 60Русская публицистика XV-XVI вв.
6) Вопросы внешней политики
Максим Грек (возражал
против ведения мирной политики в отношении Казани);
Иван Пересветов (призывал к
завоеванию Казанского царства).
Слайд 61Русская публицистика XVI века
Выводы:
В литературе XVI в., и особенно
в публицистике этого периода, отчетливо обнаруживается авторское начало. Писатели XVI
в. почти все — яркие индивидуальности, известные нам по именам и очень непохожие друг на друга.
«При всех глубоких различиях между ними, публицисты XVI в. отличаются одной общей чертой, характерной для общеевропейского Возрождения, — верой в человеческий разум, в возможность построения общества и государства на неких разумных основаниях» (Д. С. Лихачев)