Разделы презентаций


ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

Содержание

1. Общие характеристики первобытной культуры

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
ПЕРВОБЫТНАЯ
КУЛЬТУРА

ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

Слайд 2

1. Общие характеристики первобытной культуры

1. Общие характеристики первобытной культуры

Слайд 3Первобытная культура – это культура доклассовая, догосударственная, дописьменная
Главная ее характеристика

– гомогенность – отсутствие ценностного плюрализма и социальных групп с

различными интересами

Первобытная культура – это культура доклассовая, догосударственная, дописьменнаяГлавная ее характеристика – гомогенность – отсутствие ценностного плюрализма и

Слайд 4Недостаток источников для изучения приводит к быстрым изменения в знании

о первобытности. (в 70-е гг. время появления человека на земле

– 1 млн. лет назад, сейчас – ок. 3,5 млн. лет назад)
Источники – археологический материал, этнографический материал (фольклор, эпос), существующие в наше время примитивные сообщества.
Как отдельный тип культуры первобытность была выделена в XIX в., когда начались широкомасштабные археологические раскопки, были найдены памятники эпохи и написаны первые научные работы. (Э. Тайлор «Первобытная культура», 1871, Л. Морган «Древнее общество», 1877)


Недостаток источников для изучения приводит к быстрым изменения в знании о первобытности. (в 70-е гг. время появления

Слайд 5Процесс гоминизации - переход от животного к человеку:
от

инстинкта и рефлекса к неопределенности знания – принятия решения на

основе стратегий предсказания будущего:
Стратегия подражания (магия, колдовство)
Систематическое наблюдение пространственно-временных связей и зависимостей (приметы)
Умозаключения по аналогии (очеловечивание природы)
Процесс гоминизации - переход от животного к человеку:  от инстинкта и рефлекса к неопределенности знания –

Слайд 6Знания и умения человека:
Счет, меры длины, высоты, количества –

на основе отождествления с человеческим телом.
Использование растений для собственных нужд

- еды, приготовления лекарств и т.д.
Умения ориентироваться в пространстве (география).
Изготовление лука и стрел, копьеметалки (физика)
Изготовление лекарств, красок, обработка шкур (химия)
Лечение ран, ушибов, удаление зубов и т.п. (медицина)
Знания и умения человека: Счет, меры длины, высоты, количества – на основе отождествления с человеческим телом.Использование растений

Слайд 7
2. Духовная культура первобытного общества

2. Духовная культура первобытного общества

Слайд 8Для первобытной культуры характерен синкретизм – т.е. неразделенность различных видов

культурной практики. Трудовые операции, художественная деятельность и магические обряды переплетаются

между собой.
Для первобытной культуры характерен синкретизм – т.е. неразделенность различных видов культурной практики. Трудовые операции, художественная деятельность и

Слайд 9Универсальной системой, определяющей ориентацию человека в природе и обществе является

миф (от греч. сказание).

Универсальной системой, определяющей ориентацию человека в природе и обществе является миф (от греч. сказание).

Слайд 10Функции мифа
обеспечивает единство, гармонию человека с миром через очеловечивания враждебных

и неизвестных сил природы.
сохраняет все познания и представления человека

о мире.
гармонизирует жизнь человеческого коллектива, определяет место каждого его члена, обеспечивает социальную преемственность.

Функции мифаобеспечивает единство, гармонию человека с миром через очеловечивания враждебных и неизвестных сил природы. сохраняет все познания

Слайд 11Типы мифов
Космогонические мифы – о сотворении мира.

Типы мифовКосмогонические мифы – о сотворении мира.

Слайд 12Антропогонические мифы – о сотворении человека.

Антропогонические мифы – о сотворении человека.

Слайд 13Мифы о катастрофах – где отражаются представления о цикличности времени.



Мифы о катастрофах – где отражаются представления о цикличности времени.

Слайд 14Мифы о культурных героях – богах, людях или животных, которые

дают человечеству блага цивилизации.

Мифы о культурных героях – богах, людях или животных, которые дают человечеству блага цивилизации.

Слайд 15С мифами тесно связаны ритуалы, которые выступают основной формой актуализации

мифа и формой социального бытия человека.
Ритуал – строго регламентированная последовательность

действий, имеющих символическое значение.
С мифами тесно связаны ритуалы, которые выступают основной формой актуализации мифа и формой социального бытия человека.Ритуал –

Слайд 16Ритуалы перехода (А. ван Генеп)
ритуалы территориального перехода (порог, снимать обувь)
ритуалы

беременности (что можно и что нельзя делать)
ритуалы рождения (омовение, крещение)
ритуалы

инициации – вступления во взрослую жизнь (связан с испытанием, переживанием боли)
ритуалы женитьбы (выкуп, установление целомудрия невесты)
ритуалы дарения и обмена (подарок должен быть отдарен, патлач)
ритуалы смерти и погребения (омовение, порядок похорон)

Ритуалы перехода  (А. ван Генеп)ритуалы территориального перехода (порог, снимать обувь)ритуалы беременности (что можно и что нельзя

Слайд 17Ранние формы религии
Анимизм (anima - душа) – вера в существование

нематериального двойника человека – душу и вера в одушевленность явлений

мира.
Ранние формы религииАнимизм (anima - душа) – вера в существование нематериального двойника человека – душу и вера

Слайд 18Тотемизм («его род») – вера в кровнородственную связь человека с

животным или растением. В отношении тотема существует система табу (запретов).

Тотемизм («его род») – вера в кровнородственную связь человека с животным или растением. В отношении тотема существует

Слайд 19Фетишизм (талисман) – вера в сверхъестественную силу неодушевленных предметов.

Фетишизм (талисман) – вера в сверхъестественную силу неодушевленных предметов.

Слайд 20Главным способом влияния человека на мироздание и попыткой подчинить его

своим интересам является магия – совокупность обрядов и действий, воздействующих

на мир через двойники или символы явлений.
Главным способом влияния человека на мироздание и попыткой подчинить его своим интересам является магия – совокупность обрядов

Слайд 21Особым видом магии является шаманизм – вера в способность перевоплощения

и контакт со сверхчувственным миром.
Во время ритуала камлания шаман

(«тот, кто знает») впадает в магический транс, и его душа совершает экстатические «путешествия».
Искусство шамана обеспечивают ему высокий авторитет, дающий возможность порой объединять в себе власть шамана и вождя.

Особым видом магии является шаманизм – вера в способность перевоплощения и контакт со сверхчувственным миром. Во время

Слайд 223. Первобытное искусство
Искусство представлено мегалитами - культовыми сооружениями из камней

и изобразительным искусством (рисунок, рельеф, скульптура)

3. Первобытное искусствоИскусство представлено мегалитами - культовыми сооружениями из камней и изобразительным искусством (рисунок, рельеф, скульптура)

Слайд 23Кромлехи – ансамбли из камней вокруг центрального камня

Стоунхендж, Англия

(4-1 т. л.до н.э.)

Кромлехи – ансамбли из камней вокруг центрального камня Стоунхендж, Англия (4-1 т. л.до н.э.)

Слайд 25Дольмены – вертикальные камни, перекрытые горизонтальным камнем. Менгиры – длинные

вертикальные камни

Дольмены – вертикальные камни, перекрытые горизонтальным камнем. Менгиры – длинные вертикальные камни

Слайд 26Современные друиды выполняют в Стоунхендже свои ритуалы

Современные друиды выполняют в Стоунхендже свои ритуалы

Слайд 27Российский Стоунхендж. Культовый комплекс из кромлехов, открытый в 1993 г.

в Карелии на горе Воттоваара. Датируется 2 тыс. лет до

н.э.
Российский Стоунхендж. Культовый комплекс из кромлехов, открытый в 1993 г. в Карелии на горе Воттоваара. Датируется 2

Слайд 28В изобразительном искусстве в качестве материала используются различные породы камня,

глина, дерево, рога и кость, в качестве краски - сажа,

разноцветная охра.
Скульптура:
-каменные или костяные изображения животных (медведь из пещеры Монтеспан (Франция);
- «палеолитические Венеры» - женские фигурки
Живопись:
- наскальные рисунки в пещерах Ляско, Монтеспан, Фон де Гом во Франции, Альтамир в Испании и др.


В изобразительном искусстве в качестве материала используются различные породы камня, глина, дерево, рога и кость, в качестве

Слайд 29скульптура "Венера Виллендорфская"

скульптура

Слайд 30рисунки в пещере Ляско (Франция)

рисунки в пещере Ляско (Франция)

Слайд 31Голова быка из пещеры Ляско

Голова быка из пещеры Ляско

Слайд 32Фрагмент из пещеры Ляско

Фрагмент из пещеры Ляско

Слайд 33рисунки в пещере Альтамир (Испания),

рисунки в пещере Альтамир (Испания),

Слайд 34рисунок бизона в пещере Альтамир

рисунок бизона в пещере Альтамир

Слайд 35рисунки в Каповой пещере (Россия),

рисунки в Каповой пещере (Россия),

Слайд 36 КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Слайд 371.ОСОБЕННОСТИ РЕЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

1.ОСОБЕННОСТИ РЕЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Слайд 38Цивилизации, сложившиеся в IV-II тыс. до н.э. в долинах великих

рек, называют речными.
Древний Египет (Нил)
Древняя Месопотамия (Тигр и Евфрат).
Древняя Индия

(Инд и Ганг)
Древний Китай (Янцзы, Хуанхэ, и еще более тысячи рек).

Цивилизации, сложившиеся в IV-II тыс. до н.э. в долинах великих рек, называют речными.Древний Египет (Нил)Древняя Месопотамия (Тигр

Слайд 40Условия появления речных цивилизаций
субтропический пояс Северного полушария (среднегодовая t° +20°).
изолированность

бассейнов рек от других регионов горами, пустынями, морями.
аллювиальные почвы (образующиеся

вследствие разлива крупных рек и выпадения слоя ила).
Условия появления речных цивилизацийсубтропический пояс Северного полушария (среднегодовая t° +20°).изолированность бассейнов рек от других регионов горами, пустынями,

Слайд 41Особенности речных цивилизаций:
Ирригационная система земледелия.
Общинная организация труда и жизни с

элементами рабства.
Социальная дифференциация и иерархизация.
Возникновение городов с особой пространственной планировкой.
Государственное

устройство – деспотия (от греч. неограниченная власть).
Сакрализация власти правителя.
Особенности речных цивилизаций:Ирригационная система земледелия.Общинная организация труда и жизни с элементами рабства.Социальная дифференциация и иерархизация.Возникновение городов с

Слайд 42Политеизм (многобожие) с элементами анимизма и тотемизма.
Появление монументального зодчества.
Создание письменности.
Возникновение

зачатков наук.
Канонизация художественных форм
Доминирование традиций над новациями.

Политеизм (многобожие) с элементами анимизма и тотемизма.Появление монументального зодчества.Создание письменности.Возникновение зачатков наук.Канонизация художественных формДоминирование традиций над новациями.

Слайд 432. Культура Древней Месопотамии

2. Культура Древней Месопотамии

Слайд 45Месопотамия - «земля между реками» (Тигром и Евфратом) – находилась

на территории современных Ирака, Ирана. Просуществовала с к. IV тыс.

до н.э. до захвата Вавилона персами в 539 г. до н.э.
Месопотамия - «земля между реками» (Тигром и Евфратом) – находилась на территории современных Ирака, Ирана. Просуществовала с

Слайд 46В культуре Древней Месопотами выделяют два периода: Шумеро-аккадский (к. IV

- III тыс. до н.э.) Ассиро-вавилонский (II - сер. I

тыс. до н.э.)
В культуре Древней Месопотами выделяют два периода:  Шумеро-аккадский  (к. IV - III тыс. до н.э.)

Слайд 47В южной Месопотамии поселился народ шумеры, который создал земледельческую культуру

и развитую систему мелиорации.
Шумеры изобрели колесо, гончарный круг, парусную лодку,

литье из меди и бронзы.
К н. ІІІ тыс. до н.э. сформировалось несколько шумерских городов-государств – Ур, Урук, Лагаш, Ниппур, Ларса, Эриду.
Города располагались на естественных холмах и были окружены крепостными стенами.
Население города – ок. 40-50 тыс. человек.
Каждый город имел свой государственный аппарат и своего бога-покровителя.
В южной Месопотамии поселился народ шумеры, который создал земледельческую культуру и развитую систему мелиорации.Шумеры изобрели колесо, гончарный

Слайд 48Центром жизни города был храм зиккурат – ступенчатая башня, ступени

которой окрашивались в разные цвета
В зиккурате располагались храмовые амбары, общественные

учреждения – школы, библиотеки, на вершине – святилище бога-покровителя и обсерватория.
Центром жизни города был храм зиккурат – ступенчатая башня, ступени которой окрашивались в разные цветаВ зиккурате располагались

Слайд 49Самый известный зиккурат - почти стометровая
семиступенчатая башня храма бога

Мардука в Вавилоне, являющаяся историческим прообразом Вавилонской башни.

Самый известный зиккурат - почти стометровая семиступенчатая башня храма бога Мардука в Вавилоне, являющаяся историческим прообразом Вавилонской

Слайд 50Главой города-государства был энси («господин закладки сооружений»), сочетающий функции жреца

и правителя.
Позже функции разделяются,
появляется военный
правитель – лугаль.
Статуя

энси
Главой города-государства был энси («господин закладки сооружений»), сочетающий функции жреца и правителя. Позже функции разделяются, появляется военный

Слайд 51При вавилонском царе Хаммурапи
был создан первый письменный свод законов.
В законах

действует принцип «талиона» – равное воздаяние за равное преступление –

«око за око, зуб за зуб»

Каменная стелла царя Хаммурапи

Голова царя
Хаммурапи

При вавилонском царе Хаммурапибыл создан первый письменный свод законов.В законах действует принцип «талиона» – равное воздаяние за

Слайд 52Религия
Боги антропоморфны (в виде людей).
Около 3 тыс. богов, которые

разделялись на старших и младших, так же верили в духов,

демонов.
Во главе пантеона верховная триада
Ан (Ану) – бог неба, отец богов.
Энлиль – бог земли, покровитель плодородия.
Эа (Энки) – бог воды, мудрости, магии, создатель человека, покровитель ремесел.
РелигияБоги антропоморфны (в виде людей). Около 3 тыс. богов, которые разделялись на старших и младших, так же

Слайд 53энки
энлиль

энкиэнлиль

Слайд 54Инана (Иштар, Астарта) – главное женское божество, богиня любви и

войны
Шамаш – бог солнца, справедливости
Мардук – главный бог Вавилона
Таммуз (Думузи)

– бог умирающей и воскресающей природы

Инана (Иштар, Астарта) – главное женское божество, богиня любви и войныШамаш – бог солнца, справедливостиМардук – главный

Слайд 55Письменность Месопотамии прошла несколько этапов:
Пиктография – рисуночное письмо
Идеография – схематизированные

знаки, обозначающие понятия
Клинопись – слоговое письмо
Материалом для письма были глиняные

таблички, писали деревянной палочкой.
Письменность Месопотамии прошла несколько этапов:Пиктография – рисуночное письмоИдеография – схематизированные знаки, обозначающие понятияКлинопись – слоговое письмоМатериалом для

Слайд 57Для искусства характерны:
монументальность – постройка масштабных сооружений
сюжеты – религия и

жизнь царей
каноничность – строгие правила изображения

Для искусства характерны:монументальность – постройка масштабных сооруженийсюжеты – религия и жизнь царейканоничность – строгие правила изображения

Слайд 58Висячие сады Семирамиды

Висячие сады Семирамиды

Слайд 59Ворота Иштар

Ворота Иштар

Слайд 62При храмах существовали школы «эддубы» (дом табличек), где обучались писцы

– государственные служащие.
В математике создали шестидесятиричную систему исчисления.
Умели решать уравнения,

знали число Пи.
Имели зачатки химии и медицины.
Умели рассчитывать движения небесных тел.
При храмах существовали школы «эддубы» (дом табличек), где обучались писцы – государственные служащие.В математике создали шестидесятиричную систему

Слайд 633. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

3. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Слайд 64Египет (от греч. «айгюптос» - загадка, тайна), египтяне называли свою

страну Та-Кемет – черная земля.
Цивилизация существовала в северо-восточной Африке, в

долине реки Нил.
В истории Древнего Египта выделяют 5 периодов:
Раннее царство (к.IV-н.III тыс. до н.э.)
Древнее царство (2900-2270 гг. до. н.э.)
Среднее царство (2100-1700 гг. до н.э.)
Новое царство (1555-1090 гг. до н.э.)
Позднее царство (ХI в.-332 г. до н.э.)
Египет (от греч. «айгюптос» - загадка, тайна), египтяне называли свою страну Та-Кемет – черная земля.Цивилизация существовала в

Слайд 65В н. ІІІ тыс. до н.э. произошло объединение Верхнего и

Нижнего Египта в единое госудаство со столицей в Мемфисе. Символом

объединения стала корона фараона, соединяющая орла и змею.

Фараон являлся воплощением бога Ра. Согласно верованиям, он повелевал силами природы, от него зависела жизнь всего государства.

В н. ІІІ тыс. до н.э. произошло объединение Верхнего и Нижнего Египта в единое госудаство со столицей

Слайд 66Около 2 тыс. богов, которые изображались в виде животных или

с головами животных.
Некоторые боги имели разные имена (бог восходящего солнца

– Хепрер, в зените – Ра, перед закатом – Атум, солнечный диск – Атон).
У каждого города (нома) был свой верховный бог, в больших религиозных центрах – триады или «божественные девятки».

Религия

Около 2 тыс. богов, которые изображались в виде животных или с головами животных.Некоторые боги имели разные имена

Слайд 67Центральными богами становились боги столицы, которая часто переносилась.
Базовый миф –

смерть и воскресение Осириса.
Обожествление Нила как носителя жизненных сил.
Культурный

герой – Гор, сын Осириса, победитель зла и основатель первой династии фараонов.
Представление о человеческой личности, как о единстве духовных составляющих.
Центральными богами становились боги столицы, которая часто переносилась.Базовый миф – смерть и воскресение Осириса. Обожествление Нила как

Слайд 68Гелиопольская девятка богов – древнейшая космогоническая система
Атум-Ра,
(создал себя сам)
Бог Шу
(воздух)
Богиня

Тефнут (пространство)

Гелиопольская девятка богов – древнейшая космогоническая системаАтум-Ра, (создал себя сам)Бог Шу(воздух)Богиня Тефнут (пространство)

Слайд 69Бог Геб (земля)
Богиня Нут (небо)

Бог Геб (земля)Богиня Нут (небо)

Слайд 70Осирис
бог производительных сил природы, царства мертвых, искусств и ремесел
Исида
богиня любви,

покровительни-ца брака
Сет
бог пустыни, зла
Нефтида
жена Сета

Осирисбог производительных сил природы, царства мертвых, искусств и ремеселИсидабогиня любви, покровительни-ца бракаСетбог пустыни, злаНефтидажена Сета

Слайд 72Гор (Хор)
сын Осириса и Исиды,
первый фараон Египта
Хапи
Бог Нила

Гор (Хор)сын Осириса и Исиды,первый фараон ЕгиптаХапиБог Нила

Слайд 73Важное место в культуре занимал погребальный культ – представления о

загробной жизни и ритуалы погребения. Основным источником знания о загробном

мире египтян является «Книга мертвых», где описан суд Осириса, на котором определяется судьба человека после смерти.
Важное место в культуре занимал погребальный культ – представления о загробной жизни и ритуалы погребения. Основным источником

Слайд 75Человек – единство составляющих, которое распадается со смертью, правильно проведенные

погребальные ритуалы воссоздают утраченное единство

Человек – единство составляющих, которое распадается со смертью, правильно проведенные погребальные ритуалы воссоздают утраченное единство

Слайд 76Канопы – сосуды для внутренних органов
Саркофаг
Тутанхамона

Канопы – сосуды для внутренних органовСаркофаг Тутанхамона

Слайд 77Гробницами для фараонов были пирамиды.
Великие пирамиды Гизы – Хеопса (Хуфу),

Хефрена (Хапра), Микерина (Менкаура)

Гробницами для фараонов были пирамиды.Великие пирамиды Гизы – Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хапра), Микерина (Менкаура)

Слайд 78Письменность в Египте была иероглифической («священное вырезание»)
Позже появляется иеротическое (жреческое)

и демотическое (народное) письмо.
Материалом для письма был папирус.

Письменность в Египте была иероглифической («священное вырезание»)Позже появляется иеротическое (жреческое) и демотическое (народное) письмо.Материалом для письма был

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика