Слайд 1Первопечатники Иоганн Гутенберг и Иван Фёдоров
Слайд 2 Иоганн Гутенберг
Иван Фёдоров
Слайд 3Иоганн Гутенберг
Идея книгопечатания в XV в. «носилась» в
воздухе. Многие пытались осуществить ее. Многие размышляли, создавали, и им
что-то удавалось, но лишь одному удалось все сделать. Это был Иоганн Гутенберг.
Слайд 4 Гениальное изобретение Гутенберга состояло в том, что он изготовлял
из металла подвижные выпуклые буквы, вырезанные в обратном виде, набирал
из них строки и с помощью пресса оттискивал на бумаге.
Слайд 5 Гутенберг открыл свою типографию в доме, принадлежащем когда-то его
дяде в городе Майнце. В 1856 году при переустройстве этого
дома нашли в разобранном виде станок. Набор и печатание с наборной формы существовали до Гутенберга, но вот станка не было. Именно немецкий мастер нашел наилучшие технологические средства для осуществления идеи книгопечатания. Он же изобрел станок. До Гутенберга бумажный лист пристукивали к намазанной краской печатной форме. Пристукивали или притирали гладким камнем, обтянутым гладкой кожей,
щеткой или ладонью. Гутенберг механизировал печатный процесс.
Слайд 6 С годами улучшалась техника печати, росли умение и
вера в свои силы. Наконец наступил день, когда Иоганн Гутенберг
решил напечатать Библию. Но для такого издания нужны были большие деньги. Богатые люди предлагали деньги, но с условиями – вернуть с процентами в условленный срок. Гутенбергу не везло. Он пошел на условия богачей, но к сроку не успел закончить печатать Библию, и у него все отобрали. Так повторялось дважды. На этих Библиях не стоит имя издателя.
Слайд 7Фрагмент страницы Библии Гутенберга, изданной в 1455 году.
Слайд 842-строчная Библия
Иоганна Гутенберга.
Слайд 9Пуансон (1), матрица (первичная отливка 2 и она же после
обработки 3), литера (сразу же после отливки 4 и после
обработки.
Слайд 10 Первою книгою, отпечатанною изобретенным тайным искусством, считается
«Латинская грамматика» Элия Доната. Несколько листов ее дошли до наших
дней и хранятся в Национальной библиотеке в Париже.
Слайд 11 Словолитная техника Гутенберга просуществовала до середины XIX в.,
когда появились словолитные машины. Но технологические основы процесса изготовления шрифта
остались прежними. Прежде всего, гравируют пунсоны. С их помощью штампуют матрицы. Матрицу вставляют в словолитную машину, которая автоматически льет литеры. Еще при жизни Гутенберга печатный станок путешествует по Европе. В 1468 году начинается книгопечатание в Чехии, Швейцарии, в 1469 – в Нидерландах, в 1470 – во Франции, в 1473 – в Венгрии, в 1470 – в Испании, в 1476 – в Польше, в 1490 – в Турции.
Слайд 12 В течение пятидесяти лет было основано 1099 типографий,
выпустивших в общей сложности около десяти миллионов экземпляров печатных книг.
Книги эти – драгоценные памятники культуры – историки называют их инкунабулами.
«Кунабулум» – по-латыни означает «колыбель». «Инкунабула» – «в колыбели».
Слайд 13 В центре Москвы стоит памятник: человек средних лет, одетый
в длинный старорусский кафтан, держит в руках только что отпечатанный
лист будущей книги. Это памятник первопечатнику Ивану Федорову.
Слайд 14Все знают, что раньше люди писали книги вручную. Какой-нибудь древний
монах-переписчик ночами, при свете свечи, сидел над манускриптами, выводя замысловатые
буквы. Написать от руки целую книгу невероятно сложно, поэтому в древности книги считались величайшей ценностью. Порой писец работал многие месяцы и, окончив свой труд, облегченно писал в конце: "Как радуется заяц, убежавший от ловушки, так радуется и писец, окончивший эту книгу". А потом в XV веке Иоганн (а по-нашему — Иван) Гутенберг изобрел печатный станок. С тех пор книги наводнили мир.
Слайд 16Перенесемся в XVI в., когда царствовал Иван Грозный. Люди и
тогда тянулись к просвещению. Недаром же старорусские книжники считали чтение
книг одной из человеческих добродетелей. «Книги — это реки, напояющие вселенную, в них ведь неисчетная глубина», — говорили они.
Слайд 17 На Руси зачинателем печатного дела тоже был Иван. В
историю он вошел как первопечатник Иван Федоров, хотя в некоторых
напечатанных им книгах он подписывался как Иван Федорович Москвитин. 19 апреля 1563 года Федоров открыл в Москве первую на Руси "печатню", то есть типографию.
Слайд 18 Открыл он ее по царскому веленью. Печатный станок тогда
был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием
заняться не смел. Ведь правил тогда Иван Грозный — царь страшный и жестокий. Зато значение книги царь понимал и, решив не отставать от Европы, повелел построить Государев Печатный двор. Стоял он в Москве, в Китай-городе (кстати, здание корректорской, или, как ее тогда называли, "правильни" стоит там до сих пор). Его руководителем и стал церковный дьякон Иван Федоров, будущий первопечатник.
Московский печатный
двор в середине XVII в.
Слайд 19Здание № 15 по Никольской улице, построенное на месте бывшего
Московского печатного двора.
Памятная доска на доме
№ 15 по Никольской
улице.
Слайд 20 Строго говоря, он был не самым первым. Перед
этим несколько
лет в Москве действовала некая анонимная типография
(вероятно, при
государевом дворе). Книги, которые выпускали эти
неизвестные печатники, не имели никаких выходных данных, и
мы не знаем, когда и кем они были напечатаны. Так анонимный
издатель опрометчиво упустил шанс войти в историю.
Слайд 21Первой книгой, вышедшей в Москве с обозначением места и года
печати, был «Апостол» — 1564 г. Это довольно объемистая книга
церковного содержания. Печатники старались сохранить в ней все особенности рукописи. Шрифт воспроизводит рукописное письмо, первая буква каждой главы выделена красной краской. Начало главы украшают заставки — орнаменты, на которых переплетаются виноградные лозы с кедровыми шишками. В конце книги рассказывается, почему введено было книгопечатание в России, и названы печатники — дьякон Иван Федоров и Петр Мстиславец.
Слайд 22Первопечатный Апостол Ивана Федорова 1564 г.
Слайд 23Отсюда мы впервые узнаем об Иване Федорове. В то время
ему было лет 30 — 40. Сан дьякона (младший церковный
чин) дали первопечатнику, чтобы поставить его в более привилегированное положение по сравнению с простыми людьми. Нет никакого сомнения, что Федоров был русским, и притом москвичом; он сам писал о себе: «Иван Федоров, печатник из Москвы». Он был не только печатником, но и знал различные ремесла, был одним из образованных и предприимчивых людей своего времени.
Слайд 24Его товарищ — Петр Мстиславец, судя по прозвищу, происходил из
города Мстиславля на Смоленщине. Следовательно, и второй первопечатник был русским
или белорусом. Навыки печатного дела получены были, вероятно, из Италии, где в то время книгопечатание достигло особенного расцвета. Но печатались книги по образцу русских рукописей.
Слайд 25Памятник первопечатнику Петру Мстиславцу в г. Мстиславле.
Московского печатного двора XVII в.
Государственный Исторический музей.
Это
древнейший из сохранившихся русских печатных станов. В XVII в. он служил образцом для изготовления последующих станков. Упоминается в документации Московского печатного двора уже в 1624 г. Не исключено, что он изготовлен в XVI в. В 1649 г. о нем встречается такая запись: "стан образцовой книжной со всею снастью, набран оловянными словами мелкие азбуки. покрытый кожею красною". Стоял стан на печатном дворе в палате, где сидели "приказные" люди".
Слайд 27 Через полтора года Федоров и Мстиславец издали сборник
молитв "Часовник". Еще долго именно по этой книге детей учили
чтению. К сожалению, эта книга оказалась второй и последней, выпущенной Федоровым в России.
Страница Часовника 1565 г.,
второй книги
Ивана Федорова
и Петра Мстиславца
Слайд 28 Иван Фёдоров учился книгопечатанию у некоего датского мастера, которого
король Дании прислал в Москву специально по просьбе Ивана Грозного.
Иван Федоров был, оказывается, на все руки мастер — он сделал не только печатный пресс, но и многоствольную мортиру — дальнюю предшественницу "катюш".
Слайд 29 Новые веяния в книжном деле не очень-то пришлись
по вкусу старым монахам-переписчикам. Еще бы — такая конкуренция! Труд
переписчика становился абсолютно невыгоден, ведь станок позволял печатать книги куда быстрее и дешевле! Мы знаем, что в 1566 году в типографии Федорова произошел пожар, и есть все основания считать, что он не был случайным.
Слайд 30В итоге Ивану Федорову и Петру Мстиславцу пришлось бежать в
Литву, а потом и на Украину. "Зависть и ненависть нас
от земли и отечества и от рода нашего изгнали и в иные страны, неведомые доселе", — написал Федоров. Но и там компаньоны продолжили заниматься печатным делом — издали "Псалтырь" и "Азбуку".
Страница из «Азбуки» Ивана Федорова. Львов. 1574 г.
Слайд 32Некоторые книги Федорова можно увидеть в Петербурге. В главной библиотеке
города, Российской национальной, хранятся четыре экземпляра его "Апостола".
Слайд 33Титульный лист Осторожной
библии Ивана Фёдорова 1581 год.
Титульный лист
«Постиллы».
Слайд 34 С.М. Волнухин
Памятник первопечатнику
Ивану Фёдорову.
Москва.
Слайд 35Ресурсы интернета:
http://lib.1september.ru/2004/14/14.htm
http://www.kostyor.ru/4-03/apteka4-03.php