Слайд 1«Петь привыкший о войне»
(к 110-летию со дня
рождения Александра Трифоновича Твардовского)
Слайд 2Эта выставка посвящена жизненному и творческому пути выдающегося поэта советской
эпохи, лауреату Государственных премий СССР, участнику Великой Отечественной войны –
Александру Трифоновичу Твардовскому и приурочена к 110-летнему юбилею писателя.
На выставке представлены основные произведения Александра Трифоновича Твардовского.
Слайд 4Воспоминания об А. Твардовском : сборник / составитель М.И. Твардовская.
– Москва: Сов. писатель, 1982. – 543 с.
Александр Трифонович Твардовский
– выдающийся советский поэт. Сборник воспоминаний о нем его друзей и товарищей по годам учебы, военной поры, работы в советской литературе дает широкое представление об А. Твардовском как писателе, общественном деятеле и человеке.
Среди авторов воспоминаний – писатели П. Бровка, К. Ваншенкин, Е. Воробьев, Е. Долматовский, С. Симонов, И. Соколов-Микитов, художник
О. Верейский и многие другие современники поэта.
Слайд 5Твардовский, Александр Трифонович. Страна Муравия : поэма / А.Т. Твардовский. –
Москва: Худож. лит., 1979. – 126 с.
…Мне дорог мир большой
и трудный,
Я в нем – моей Отчизны сын.
Я полон с ней мечтою чудной –
Дойти до избранных вершин.
«Страна Муравия» – поэтическое повествование о становлении нового, социалистического сознания крестьянина-середняка, поэма о крушении индивидуалистического, собственнического начала в душе трудового человека. В центре поэмы – рядовой крестьянин Никита Моргунок, который только в годы Советской власти выбился из нищеты, обзавелся конем и увидел возможность поднять свое хозяйство, «выйти в люди». В нем глубока и сильна любовь к труду, к родной земле, но в то же время он ещё в тисках собственнических предрассудков – он стремится стать самостоятельным «хозяином», его ещё пугает колхозная жизнь, он боится потерять нажитое тяжёлым трудом немудрёное своё благополучие. Предел стремлений Моргунка – это узенький собственнический мирок, хуторок на пригорке.
Слайд 6Твардовский, Александр Трифонович. Василий Теркин: книга про бойца: поэма /
А.Т. Твардовский. – Москва: ДРОФА-ПЛЮС, 2008.
Книга про бойца «Василий
Теркин» Александра Твардовского – одно из самых ярких и замечательных произведений периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Главный герой стал олицетворением всей русской нации. В образе Тёркина отражены коренные черты русского национального характера: простота, смекалка, находчивость, мужество. Пожалуй, самое главное качество героя – трудолюбие. Он, привыкший трудиться в колхозе, и войну считает ратным трудом. Василий способен и на гармони играть, и часы починить, и переправу наладить, и не унывает даже в самой тяжёлой обстановке, умеет подбодрить шуткой, смешным рассказом.
То серьёзный, то потешный,
Нипочём, что дождь, что снег, –
В бой, вперёд, в огонь кромешный
Он идёт, святой и грешный,
Русский чудо-человек.
Образ героя сливается с образом всего воюющего народа.
И. Бунин писал: «Это поистине редкая книга. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный язык...».
Слайд 7Твардовский, Александр Трифонович. Дом у дороги : лирическая хроника /
А.Т. Твардовский. – Москва: Худож. лит., 1985. – 94 с.
Поэма
«Дом у дороги» была завершена и опубликована только после войны – в 1946г. В этом произведении с огромной трагической силой изображена судьба солдата Андрея Сивцова и его семьи, угнанной в Германию.
Автор в произведении хотел выразить всю боль потерь, ужасную сущность войны, противопоставленную сущности человека, его нормальной жизни. Для выражения этого он выбрал одну из миллиона семей, одну песчинку в море людей, не какую-то особенную, а совершенно обычную крестьянскую семью.
Такой дом у дороги есть в каждом селе, история семьи, по которой война прошлась своими танками, знакома многим. В этом одна из особенностей творчества Твардовского – рассказывать о людях, каждому знакомых. Ведь Теркин тоже образ собирательный, но в то же время очень знакомый и родной, настоящий.
Слайд 8Твардовский, Александр Трифонович. За далью – даль : поэма /
А. Твардовский. – Петрозаводск: Карелия, 1973. – 143с.
Поэма «За далью –
даль» – крупнейшее послевоенное произведение Твардовского. В жанрово-тематическом плане – это лирико-философское раздумье, дорожный крупнейший послевоенный дневник, с ослабленной сюжетностью.
Действующие лица поэмы – необъятная Советская страна, ее люди, стремительный разворот их дел и свершений. Три дали прозревает художник: неоглядность географических просторов России; историческую даль как преемственность поколений и осознание неразрывной связи времен и судеб, наконец, бездонность нравственных запасников души лирического героя.
И знай, поэт, ты нынче вроде,
Как тот солдат, что от полка
Отстал случайно на походе.
И сушит рот ему тоска.
За поэму «За далью – даль»
А.Т. Твардовскому присуждена Ленинская премия 1961 года.
Слайд 9Твардовский, Александр Трифонович. И дорога до смерти жизнь… : стихи,
поэмы / А.Т. Твардовский. – Москва: Рус. кн., 1999. –
384 с.
Перед лицом ушедших былей,
Не вправе ты кривить душой, –
Ведь эти были оплатили
Мы платой самою большой…
В предлагаемый сборник поэта вошли лирические стихотворения 30-х – рубежа 70-х годов. А также две поэмы, написанные в послевоенные годы: «За далью – даль», «По праву памяти».
Поэма «По праву памяти», которая мыслилась первоначально автором как одна из «дополнительных» глав к поэме «За далью – даль», приобрела в ходе работы самостоятельный характер.
Поэма представляет собой исповедь автора «о том, что душу жжет» – о попирании морально-нравственных законов, поругании достоинства личности. Поэт говорит о произволе 30-х годов, который превосходил все границы и стоил миллионам людей жизней.
Память в понимании Твардовского – это не просто воспоминания о событиях прошлого. Это невозможность забыть родных людей, боль его души, которая никогда не может быть изглажена в сердце.
Слайд 10Твардовский, Александр Трифонович. Поэмы / А.Т. Твардовский. – Москва: Изд-во
«Книжная палата», 1987. – 336 с.
В эту книгу вошли
четыре поэмы Александра Трифоновича Твардовского – «Василий Тёркин», «За далью – даль», «Тёркин на том свете» и «По праву памяти». Написанные поэтом в разные годы, они читаются как одно произведение о судьбе народа, об историческом пути, пройденном страной, о русском народном характере.
«Тёркин на том свете» – остросатирическая, почти гротескная поэма-сказка. В ней идет речь не о «павших», а о живых с «мертвой» душой. Возвращение Тёркина к жизни в «Тёркине на том свете» означало неизменность взгляда Твардовского на непобедимость народа, на его способность справиться не только с таким величайшим испытанием, как война, но и с такой трудно поправимой бедой, как бюрократизм. Для читателей Тёркин, попавший на «тот свет», вовсе не был антиподом фронтовому Тёркину, и автор вскоре почувствовал это по многочисленным читательским письмам. Завершая поэму, он писал:
Я в свою ходил атаку,
Мысль одна владела мной:
Слажу с этой, так со всякой
Сказкой слажу я иной.
Эта «сказка» потребовала от поэта предельного напряжения сил – ей было отдано девять лет жизни (1954 – 1963).
Слайд 11Твардовский, Александр Трифонович. Стихотворения / А.Т. Твардовский. – Москва: Терра-Кн.
клуб, 2000. – 576 с.
Наряду с крупными лиро-эпическими произведениями в
40-60-е гг. Твардовский пишет стихи, в которых пронзительно отозвалась «жестокая память» войны «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война», «Сыну погибшего воина» и другие.
В основу стихотворения «Я убит подо Ржевом» легли два запомнившихся ему эпизода: о поездке под Ржев, где шли тяжёлые бои, осенью 1942 г.; и о встрече с офицером-фронтовиком, приехавшим на сутки в Москву, чтобы похоронить жену, после чего вернуться на фронт.
Все стихотворение – это страстный монолог мёртвого, его обращение к живым.
Обращение с того света, обращение, на которое имеет право лишь мёртвый – так судить о живых, так строго требовать от них ответа.