Слайд 1Планирование ситуаций, стимулирующих общение обучающихся в процессе внеурочной деятельности, использование
вербальных и невербальных средств педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в
общении
Слайд 2Что такое общение?
Обмен информацией
Обмен эмоциями
Восприятие другого
Формирование мнение о другом
Понимание себя
и другого
Взаимодействие
Разрешение противоречий
Самореализация
Слайд 3Что нужно, чтобы успешно общаться?
Коммуникативные способности
— Я хочу общаться с
другими (мотивация общения).
— Я знаю, как общаться с другими (знакомство
с коммуникативными навыками).
— Я умею общаться с другими (уровень овладения коммуникативными навыками).
Слайд 5Запишите все идеи:
Что нужно знать для качественного общения?
Что нужно уметь,
чтобы эффективно общаться?
Слайд 6Что такое затруднения в общении?
Слайд 7В широком смысле слова, затрудненное общение - это все виды и
формы общения (от межличностного до межгруппового), приводящие к:
деструктивным изменениям
поведения партнеров и общностей,
к непрерывно-прерывным контактам между ними, вплоть до отказа от общения,
к снижению уровня осознания причин трудностей в общении,
к уменьшению, а в ряде случаев к исчезновению, попыток самостоятельного выхода из возникших затруднений,
к формированию тревожного отношения к любой ситуации общения.
Слайд 8Какие бывают виды затруднений в общении?
Эмоциональная неустойчивость
Нарушение самооценки
Конфликтность
Застенчивость
Замкнутость
Слайд 9Что делать с эмоционально- неустойчивым ребенком?
избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку
делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать,
четко установите правила и согласуйте их со всеми;
своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции;
уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда ему невозможно уделить внимание, надо это понять и принять;
помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие.
Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.
Слайд 10ЧТО ДЕЛАТЬ С РЕБЕНКОМ С НЕАДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКОЙ?
Не оберегайте ребенка
от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы,
но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.
Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ребенок может также достичь этого.
Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
Создавайте ситуацию успеха
Слайд 11ЧТО ДЕЛАТЬ С КОНФЛИКТНЫМ РЕБЕНКОМ?
сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с
другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга
или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Будьте внимательны!
не стремитесь прекратить ссору, обвинив одного ребенка в ее возникновении и защищая другого. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;
после конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, определите неправильные действия ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации;
не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;
не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, т. к. дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Но нужно вмешаться, если конфликт разрастается.
Слайд 12ЧТО ДЕЛАТЬ С ЗАСТЕНЧИВЫМ РЕБЕНКОМ?
расширяйте круг знакомств ребенка, вовлекайте в
новые для него ситуации;
не стоит постоянно беспокоиться за ребенка,
стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий;
постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах;
привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с другими.
Слайд 13Что делать с замкнутым ребенком?
расширяйте круг общения ребенка, приводите его
в новые места и знакомьте с новыми людьми;
подчеркивайте преимущества и
полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;
стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;
если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу
Слайд 14Что такое педагогическая поддержка?
- это особая технология образования, отличающаяся от
традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в
процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого, и предполагает самоопределение ребенка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.
Слайд 15Условия обеспечения педагогической поддержки:
• согласие ребенка на помощь и поддержку;
•
опора на наличные силы и потенциальные возможности личности и вера
в них;
• ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
• совместность, сотрудничество, содействие;
• конфиденциальность (анонимность);
• доброжелательность и безоценочность;
• безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
• реализация принципа "Не навреди";
• рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Слайд 16Педагогическая поддержка реализуется через активное слушание:
1. Вербальное – с помощью
слов.
2. Невербальное - язык тела.
Слайд 17Средства невербальной поддержки:
Зрительный контакт
Открытая поза, убрать препятствия (например, сумка)
Кивание головой
Мимика
отражает эмоции собеседника
Отсутствуют лишние движения и посторонние действия
Возможны прикосновения
Комфортная среда
Все
дела отложены, особенно телефон!
Объятья только по инициативе ребенка!
Слайд 18Средства вербальной поддержки:
1. Уточнение.
Для чего: Получить развернутую информацию по
отдельным вопросам. Выразить заинтересованность.
Как: Повторите слова собеседника с вопросительной интонацией.
Уточняющий вопрос. Вопрос-просьба. Задавайте открытые вопросы, подразумевающие развернутый ответ. Эти предложения всегда начинаются с вопросительных слов
Примеры:
Вы упомянули это … Расскажи, пожалуйста, об этом поподробнее…
Слайд 192. Отражение чувств
Для чего: Проявить сочувствие. Показать, что вы понимаете
чувства другого человека. Признать значимость и выразить уважение к мнению
собеседника.
Как: Уловите эмоцию собеседника. Задавайте такие вопросы, которые усиливают или гасят ее. Признайте значимость вопросов, проблем и чувств собеседника. Выразите свою признательность за его усилия и действия.
Примеры:
Тебе должно быть очень обидно …?
Я вижу, что тебя расстроило это …
Мне кажется, что эта информация была бы тебе интересна…
Похоже, тебя порадовало это предложение …
Я ценю твою заинтересованность…
Слайд 203. Перефразирование
Для чего: перефразирование помогает получить развернутую информацию по отдельным
вопросам, выразить заинтересованность, продемонстрировать внимание и уважение к словам собеседника,
проверить правильность понимания услышанного.
Как: Кратко передайте смысл сказанного собеседником своими словами. Услышанное повторяйте не совсем точно, чтобы собеседник продолжил объяснение
Примеры:
То есть другими словами …
Так, ты считаешь важным …
То есть Вы имеете в виду …, все правильно?
Ты сейчас сказал, что …
Слайд 214. Подведение итогов
Для чего: Собрать воедино важные факты и идеи.
Показать, что вы сообща достигли прогресса в переговорах. Создать основу
для дальнейшего обсуждения.
Как: Заново сформулируйте основные идеи и достигнутые договоренности. Подведите итоги. Сделайте выводы (помните, если выводы не сделали вы, их сделают за вас!)
Примеры:
Итак, подводя итог нашему разговору, предлагаю ….
Мы с вами можем договориться о том, что .....
Я делаю ..., а к тебе большая просьба завтра сделать ....
Насколько я понял, мы с тобой договорились о…
Слайд 22ЗАЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ
Составить сборник психологических игр, направленных на улучшение навыков общения:
5
игр для младших школьников
5 игр для младших подростков
5 игр для
старших подростков
Образец описания:
Название
Цель
Инструкция
Описание игры
Внимание! Задание сдается в печатном виде! Лист подписан.
Слайд 23Рекомендуемая литература:
“Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей
и педагогов” Клюева Н. В., Касаткина Ю.В
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с
ребенком. Как?
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах.
"Учусь правильному общению" Старыгина В.А.
"Конфликтные дети" Е.О.Смирнова, В.М.Холмогоров
Луговская А., Кравцова М.М. Ребенок без проблем! Решебник для родителей
«Психология развития и возрастная психология: конспект лекций» А. В. Акрушенко, О. А. Ларина, Т. В. Каратьян