Слайд 1ЧУ ПОО
«Столичный бизнес колледж»
«4 ноября – День народного единства!»
Слайд 3Праздник был учрежден в память о событиях 1612 года.
Слайд 4Началась Смута с пресечения династии Рюриковичей на российском престоле.
Рис. слева
направо: И. Е. Репин «Царь Иван Грозный и сын его
Иван»,
«Гибель царевича Дмитрия в Угличе» (гравюра начала XIX в.), «Царь Фёдор Иванович» (парсуна XVII в.)
Слайд 5В 1598 г. Земский собор – собрание выборных представителей от
российских сословий избрал царём Бориса Фёдоровича Годунова – ближайшего помощника
царя Фёдора Ивановича. Но правление его сложилось неудачно.
Рис. Избрание Бориса Годунова на царство. Гравюра XIX в.
Слайд 61601 год – на страну
обрушился страшный голод.
Царь, чтобы успокоить
голодных, стал раздавать
милостыню. Но народ его
всё равно ненавидел и
проклинал.
Борис Годунов
Слайд 7Народным недовольством правлением Бориса Годунова попыталось воспользоваться Польское королевство.
Рис.
слева: «Лжедмитрий I» Гравюра XVII в.
Рис. справа: К.Е.Маковский «Убийство Фёдора
Годунова
агентами Лжедмитрия»
Слайд 8 Бесчинства польских наёмников в Москве настроили
против Лжедмитрия горожан.
Рис. слева направо: «Польские всадники» (рис.XVII в.),
«Смерть Лжедмитрия I» (гравюра XIX в.),
«Царь Василий Шуйский» (миниатюра XVII в.)
Слайд 9 Жители западных и южных областей России
отказались
признать Василия Шуйского
законным царём и начали с ним борьбу.
Рис.
слева направо: Э.Э.Лисснер «Болотниковцы», «Лжедмитрий II» (гравюра XVII в.)
Слайд 10Война с Польшей
Рис. слева направо: «Польский король Сигизмунд III» (гравюра
XVII
в.), «Боярин Михаил Шеин» (рисунок нашего времени), «Осада
Смоленска. 1609-1611
гг.» (гравюра XVII в.)
Слайд 11Разгром Тушинского лагеря
Сигизмунд III приказал полякам, бывшим в
Тушинском лагере, покинуть его и идти на Смоленск, что ослабило
войско Лжедмитрия II.
Рис.вверху: «М.В.Скопин-Шуйский» (парсуна XVII в.)
Рис.внизу: С.В.Иванов «Лагерь самозванца»
Слайд 12Весной 1610 г. вскоре после разгрома Тушинского лагеря
Михаил Скопин-Шуйский
умер.
Рис. Я. Матейко «Представление пленного царя Василия Шуйского Сигизмунду III»
Слайд 13 Семибоярщина заключила соглашение с польским королём Сигизмундом
III о приглашении его сына Владислава на российский престол при
условии его перехода в православие.
Рис. вверху: Королевич Владислав. (Гравюра XVII в.)
Рис. внизу: Московские бояре. (Гравюра XVI в.)
Слайд 14 Поляки начали грабить в Москве жителей и
осквернять православные церкви
Рис. П.
П. Чистяков «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту»
Слайд 15 В сентябре 1611 года мелкий «торговый
человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с
призывом создать народное ополчение.
Слайд 16 Горожане поклялись пожертвовать всем для освобождения родной
страны и стали создавать народное ополчение.
Слайд 17 По предложению Минина на пост главного воеводы был
приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский.
Слайд 18 Военным руководителем ополчения стал князь Д. М. Пожарский.
.
Слайд 19Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени
войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех
тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.
Слайд 20Бесчинства иностранных захватчиков и бывших тушинцев продолжались
Шведы под предлогом приглашения
на российский престол королевича
Владислава захватили Новгород.
Поляки захватили Смоленск
и Москву.
В Пскове
объявился Лжедмитрий III.
Рис. «Осада шведами Новгорода. 1611 г. (Деталь иконы XVII в.)
Слайд 21Осенью 1611 г. по призыву нижегородского купеческого старосты К. Минина началось
формирование Второго ополчения
Слайд 23 Польский гарнизон засел в Кремле и удерживал
его 2 месяца
Слайд 24С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году,
Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом
Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Слайд 25Долгое время на Руси
4 ноября отмечался
осенний праздник
Казанской
иконы
Божьей Матери
как государственный -
в честь дня освобождения
Москвы
от поляков в 1612 году.
Слайд 26 В благодарность за помощь и заступничество
князь Дмитрий Пожарский на свои средства построил в 20-х годах
XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери.
Слайд 27После освобождения Москвы «Совет всей земли» собрал в столице Земский
собор для избрания нового царя
21 февраля 1613 г. Земский собор
избрал на царство 16-летнего
Михаила Фёдоровича Романова.
Рис. вверху: «Земский 1613 г.» (миниатюра XVII в.)
Рис.внизу: А.Д.Кившенко «Первый Романов»
Слайд 28Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский – русские национальные герои
Памятник Минину
и Пожарскому
Установлен в 1818 году на Красной площади.
На нём надпись:
«Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия 1818»
Слайд 30 «Россия основалась победами и единоначалием, гибла от
разногласия, а спасалась мудрым самодержавием. История назвала Минина и Пожарского
Спасителями Отечества; отдадим справедливость их усердию, не менее и гражданам, которые в сие решительное время действовали с удивительным единодушием… Никогда еще народ не действовав торжественнее и свободнее; никогда не имел побуждений святейших, все хотели одного – целости, блага России».
История государства Российского
Н. М. Карамзин
Слайд 3116 декабря 2004 Госдума РФ приняла решение о введение нового
праздника
«День народного единства».
В пояснительной записке к проекту закона
отмечалось: «4 ноября 1612 г. во время войны народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
Слайд 32Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День
Единства
Мы празднуем с
тобою!
Слайд 34Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II:
«Пусть новый праздник
послужит единению народа, осознанию того, что Россия - наша общая
Родина.
Мировоззренческие, национальные, социальные и другие различия, неизбежные в любом современном государстве все же не должны препятствовать нашим общим трудам ради процветания Отечества и благоденствия живущих в нем людей».