Слайд 1Основы философии
Тема 4
Платон
Обоснование идеализма
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Кафедра философии
Слайд 2Платон
Обоснование идеализма
Эйдос как гипостазированная универсалия
Эйдос как умопостигаемая сущность
Вечность (бессмертие)
души
Эйдос как идеальный прообраз чувственных вещей
Онтологическая аргументация
Гносеологическая аргументация
Критика сенсуализма
Познание как
припоминание
Аксиологическая аргументация
Корни платоновского идеализма
Сократ: «Познай самого себя»
Пифагорейцы: числа как первоначала бытия
Онтология, гносеология и аксиология Платона
Мир вещей и мир идей
Психологические предпосылки идеализма
Концепция эйдоса и обоснование идеализма
Концепция эйдоса
Обоснование идеализма
Слайд 3Платон
Обоснование идеализма
Милет
Эфес
Элея
Абдеры
Афины
Слайд 4Платон
Обоснование идеализма
Апология Сократа
Менон
Федон
Пир
Государство
Теэтет
Парменид
Тимей
Платон
(428/427-348/347)
Основные сочинения
Слайд 5Корни платоновского идеализма
Сократ и пифагорейцы
Пифагор
(VI в. до н.э.)
Платон
(428/427-348/347)
Сократ
(469-399)
Слайд 6Корни платоновского идеализма
Сократ
Сократ
(469-399)
Познай самого себя
(γνώσι σεαυτον)
Надпись на стене
храма Аполлона в
Дельфах,
традиционно приписываемая
одному из «семи мудрецов»
древности.
Слайд 7Корни платоновского идеализма
Сократ
Сократ представляет собою
не только в высшей степени
важную
фигуру в истории философии
и, может быть, самую интересную
в древней философии,
а также и
всемирно-историческую личность.
Ибо главный поворотный пункт духа,
обращение его к самому себе,
воплотился в нём
в форме философской мысли.
Гегель.
«Лекции по истории
философии».
Слайд 8Корни платоновского идеализма
Сократ
Человек как фокус философского интереса («Познай самого себя»)
Определение
понятий
как способ постижения сущности вещей
Сократический метод: майевтика (повивальное искусство)
Добродетель
как знание блага
Сократ
(469-399)
Слайд 9Корни платоновского идеализма
Сократ
Платон.
«Апология Сократа».
Не самое ли это
позорное невежество –
думать, что
знаешь то,
чего не знаешь?
Сократ
(469-399)
Слайд 10Корни платоновского идеализма
Сократ
Жак-Луи Давид.
«Смерть Сократа».
Слайд 11Корни платоновского идеализма
Пифагорейцы
Пифагор
(VI в. до н.э.)
Архит
(IV в. до
н.э.)
Филолай
(V в. до н.э.)
Слайд 12Корни платоновского идеализма
Пифагорейцы
Числа как первоначала
Мировая гармония
Метемпсихоз (переселение душ)
Пифагор
(VI в.
до н.э.)
Слайд 13Онтология Платона
Мир вещей и мир идей
Гераклитов мир
вечного становления
Парменидов мир
неизменного бытия
Мир
вещей
Мир идей
Слайд 14Онтология Платона
Психологические предпосылки идеализма
Относительная самостоятельность идеального образа,
проявляющаяся в нашей
способности представлять
и мыслить объект в его отсутствие, видоизменяя
его в мысли
соответственно нашим целям.
Слайд 15Концепция эйдоса и обоснование идеализма
Вещи
Идеи
Аргументы
Чувственно
воспринимаемы
Умопостигаемы
Онтологические
Ущербны
Совершенны
Аксиологические
Единичны
Универсальны
Гносеологические
Слайд 16Эйдос как гипостазированная универсалия
Онтологическое обоснование идеализма
Белизна
Теплота
белая
тёплая
белый
Снег
Лебедь
белый
Облако
белое
День
тёплый
Вода
тёплая
Комната
тёплая
Универсалии
(лат. universalis, общий) –
слова (термины),
обозначающие
всё то, что может сказываться
о единичных вещах
(их свойства, отношения).
Гипостазирование
(греч. υπόστσις,
сущность) –
наделение самостоятельным
существованием
абстрактных сущностей
(признаков, классов).
Слайд 17всегда
бывает
бывает
бывает
причастен
белым
белым
белым
причастна
причастен
сама
по себе
причастна
сама
по себе
причастно
причастен
Эйдос как гипостазированная универсалия
Онтологическое обоснование идеализма
Снег
Лебедь
Облако
белизне
белизне
белизне
День
Вода
Комната
теплоте
теплоте
теплоте
Белизна
Теплота
белая
тёплая
Слайд 18Онтологические
Идеи суть
сущности значит
самодостаточны
(независимы)
и необходимы.
Идеи неделимы
значит вечны;
вечны значит
предшествуют
вещам как
во времени, так
и
онтологически.
Эйдос как гипостазированная универсалия
Онтологическое обоснование идеализма
Вещи
Идеи
Аргументы
Преходящи,
изменчивы
Вечны,
неизменны
Множественны,
единичны
Лишь имеют
свойства
Едины,
универсальны
Тождественны
своим свойствам
Суть комплексы
акциденций
Суть
сущности
Сложны,
делимы
Просты,
неделимы
Слайд 19Идеи суть
сущности значит
самодостаточны
(независимы)
и необходимы.
Идеи неделимы
значит вечны;
вечны значит
предшествуют
вещам как
во времени, так
и
онтологически.
Всё это и значит,
что общее
(идеи)
обладает
онтологическим
приоритетом
сравнительно
с чувственно
воспринимаемыми
(материальными)
единичными
вещами.
Эйдос как гипостазированная универсалия
Онтологическое обоснование
идеализма
Вещи
Идеи
Аргументы
Преходящи,
изменчивы
Вечны,
неизменны
Множественны,
единичны
Лишь имеют
свойства
Едины,
универсальны
Тождественны
своим свойствам
Суть комплексы
акциденций
Суть
сущности
Просты,
неделимы
Сложны,
делимы
Слайд 20Эйдос как гипостазированная универсалия
Онтологическое обоснование идеализма
Идеализм –
философское учение,
утверждающее
онтологический
приоритет
(первичность)
идеального
по отношению к
материальному.
Материализм
–
философское учение,
утверждающее
онтологический
приоритет
(первичность)
материального
по отношению к
идеальному.
Слайд 21
Эйдос как умопостигаемая сущность
Гносеологическое обоснование идеализма
Белый снег можно видеть,
тепло воды
– воспринимать
посредством осязания,
но белизну как таковую,
теплоту как таковую
воспринять чувствами нельзя
–
идеи белизны и теплоты
можно только мыслить.
Но откуда и как
появляются у нас
эти мысли?
Слайд 22Гносеологическое обоснование идеализма
Критика сенсуализма
178049'51"
180000'34"
179059'57"
180009'45"
179052'16"
Сумма углов
Треугольник
Математическое знание, как и
любое знание общего,
невозможно
ни получить из единичных
чувственных восприятий,
ни обосновать с их помощью.
Слайд 23Эйдос как умопостигаемая сущность
Гносеологическое обоснование идеализма
Так обстоит дело потому, что
действительными
объектами этого знания являются
не чувственно воспринимаемые вещи,
а умопостигаемые сущности.
Слайд 24Эйдос как умопостигаемая сущность
Гносеологическое обоснование идеализма
Слайд 25
Эйдос как умопостигаемая сущность
Знание как припоминание
Настоящее (т.е. достоверное)
знание есть знание
общего
(о единичном можно иметь
лишь мнение).
Общее знание нельзя получить
из единичных «знаний»,
поскольку
полная индукция невозможна
(исключая тривиальные случаи),
а неполная индукция
позволяет делать лишь
вероятностные выводы.
Так как чувствами воспринимаются
лишь единичные вещи, настоящее
знание не может основываться
на чувственном восприятии.
Слайд 26
Эйдос как умопостигаемая сущность
Знание как припоминание
Поскольку умопостигаемые
сущности (идеи) не даны
чувственному
восприятию
непосредственно
и не могут быть получены
из него опосредованно –
путём вывода,
остаётся допустить,
что
мы знаем их до всякого
чувственного восприятия,
т.е. ещё
до рождения.
Слайд 27
Эйдос как умопостигаемая сущность
Знание как припоминание и бессмертие души
Но тогда
и носитель
этого знания – душа –
должна была существовать
до рождения нашего
тела
и, значит,
будет существовать
и после его смерти.
А если какие-то идеи нам
неизвестны, то это лишь
потому, что они забыты.
С этой точки зрения,
всякое познание идей
есть не что иное, как
припоминание.
Слайд 28Гносеологические
Сущности
предшествуют
акциденциям
и логически, и
онтологически.
Мысль о простом
и неизменном
логически первична.
Эйдос как умопостигаемая сущность
Гносеологическое
обоснование идеализма
Вещи
Идеи
Аргументы
Изменчивы,
преходящи
Неизменны,
вечны
Множественны,
единичны
Лишь имеют
свойства
Едины,
универсальны
Тождественны
своим свойствам
Суть комплексы
акциденций
Суть
сущности
Сложны
Просты
Вечное и общее
вообще доступны
лишь мышлению.
Слайд 29Мысль о простом
и неизменном
логически первична.
Сущности
предшествуют
акциденциям
и логически, и
онтологически.
Вечное и общее
вообще доступны
лишь
мышлению.
Эйдос как умопостигаемая сущность
Гносеологическое обоснование идеализма
Вещи
Идеи
Аргументы
Изменчивы,
преходящи
Неизменны,
вечны
Множественны,
единичны
Лишь имеют
свойства
Едины,
универсальны
Тождественны
своим свойствам
Суть комплексы
акциденций
Суть
сущности
Сложны
Просты
Поскольку,
таким образом,
знание
идей
предшествует
знанию вещей
(а не наоборот),
то и объекты
такого знания,
т.е. идеи, должны
предшествовать
объектам
чувственного
восприятия,
т.е. вещам.
Слайд 30Существенный
признак
необходимо,
при всех
условиях,
принадлежит
предмету,
выражая
его коренную
природу;
без него
данный
предмет
существовать
не может
(или не
может быть
самим собой).
Несущественный признак
может принадлежать,
а при некоторых условиях
может и не принадлежать данному предмету.
Собственный
признак
присущ
всем предметам
данного
класса,
но не входит
в число
существенных
признаков,
а только
выводится
из них.
Несобственный признак
не может быть выведен
из существенного признака,
хотя и может быть присущ
всем предметам данного класса.
Отделимый
несобственный
признак
не выводится из
существенного
признака и
присущ только
некоторым
предметам
данного класса.
Неотделимый
несобственный
признак
не выводится из
существенного
признака,
но присущ
всем предметам
данного класса.
Классификация признаков
Признак – это всё то, чем предметы
сходны друг с другом или чем они отличаются друг от друга.
Слайд 31белое
Облако
белый
Лебедь
тёплая
Комната
тёплая
Вода
тёплый
День
белый
Снег
Эйдос как идеальный прообраз вещей
Аксиологическое обоснование идеализма
Белизна
белая
Теплота
тёплая
Слайд 32тёплая
Комната
тёплая
Вода
тёплый
День
белый
Снег
Эйдос как идеальный прообраз вещей
Аксиологическое обоснование идеализма
Белизна
белая
Теплота
тёплая
Снег белый в том
смысле,
что неверно,
что снег не белый;
более того, белизна
считается неотделимым
признаком снега.
Слайд 33тёплая
Комната
тёплая
Вода
тёплый
День
белый
Лебедь
Эйдос как идеальный прообраз вещей
Аксиологическое обоснование идеализма
Белизна
белая
Теплота
тёплая
Лебедь белый в том
смысле,
что неверно,
что этот лебедь не белый
(хотя белизна, вообще говоря,
не является
неотделимым
признаком лебедя).
Слайд 34тёплая
Комната
тёплая
Вода
тёплый
День
белое
Облако
Эйдос как идеальный прообраз вещей
Аксиологическое обоснование идеализма
Белизна
белая
Теплота
тёплая
Облако белое в том
смысле,
что неверно,
что это облако не белое
(является ли белизна
неотделимым признаком
облака, пусть
решают другие).
Слайд 35тёплый
День
белое
Облако
Эйдос как идеальный прообраз вещей
Аксиологическое обоснование идеализма
Белизна
белая
Теплота
тёплая
Облако белое в том
смысле,
что неверно,
что это облако не белое
(является ли белизна
неотделимым признаком
облака, пусть
решают другие).
День тёплый для осени, но,
по сравнению с летним днём,
он не такой уж тёплый;
день тёплый для Москвы,
но для уроженца Каира
он совсем не тёплый.
Слайд 36тёплая
Вода
белое
Облако
Эйдос как идеальный прообраз вещей
Аксиологическое обоснование идеализма
Белизна
белая
Теплота
тёплая
Облако белое в том
смысле,
что неверно,
что это облако не белое
(является ли белизна
неотделимым признаком
облака, пусть
решают другие).
Вода тёплая для осени,
но, по сравнению с летом,
она не тёплая;
вода тёплая для реки,
но для ванны
она недостаточно тёплая.
Слайд 37тёплая
Комната
белое
Облако
Эйдос как идеальный прообраз вещей
Аксиологическое обоснование идеализма
Белизна
белая
Теплота
тёплая
Облако белое в том
смысле,
что неверно,
что это облако не белое
(является ли белизна
неотделимым признаком
облака, пусть
решают другие).
Комната тёплая по сравнению
с лестничной клеткой,
но, по сравнению с сауной,
она вовсе не тёплая;
комната тёплая для танцев, но
просто сидеть в ней холодно.
Слайд 38
Эйдос как идеальный прообраз вещей
Аксиологическое обоснование идеализма
Между этими признаками
(белизна снега
и теплота воды)
имеется, по-видимому,
существенная разница.
При ближайшем рассмотрении
оказывается, однако, что разница
эта
не столь уж велика: снег, например,
может оказаться не таким уж белым.
И даже заменив несобственный признак
снега (белизну) собственным (холодностью)
или существенным (снежностью), мы
тоже обнаружим, что снег порой не такой
уж холодный и не такой уж «снежный».
В этом смысле одна только Снежность
всегда и без всяких оговорок «снежная»,
подобно тому как только Белизна всегда
белая и только Теплота всегда тёплая.
Слайд 39Аксиологические
Вещи
Идеи
Аргументы
Множественны,
единичны
Уникальны,
универсальны
Суть комплексы
акциденций
Несовершенны
(ущербны)
Суть
сущности
Совершенны
Подражают
образцу
Служат
образцом
Преходящи,
изменчивы
Вечны,
неизменны
Вечное, неизменное,
уникальное, общее,
самосущее,
совершенное,
образцовое имеет
бóльшую ценность,
чем преходящее,
изменчивое,
повторяющееся,
единичное,
зависимое,
ущербное,
подражательное.
Эйдос как
идеальный прообраз вещей
Аксиологическое обоснование идеализма
Слайд 40Вещи вообще представляют собой
лишь неполные и несовершенные
воплощения идей.
Эйдос как идеальный
прообраз вещей
Аксиологическое обоснование идеализма
Слайд 41Концепция эйдоса и обоснование идеализма
Гносеологическая
аргументация
Составное,
преходящее,
множественное,
зависимое, случайное
вторично
онтологически.
Простое, вечное,
единое,
самосущее,
необходимое
первично
онтологически.
Онтологическая
аргументация
Аксиологическая
аргументация
Идеи
Вещи
Простое,
вневременное,
общее, неизменное,
сущностное
первично
логически
(и онтологически).
Сложное,
временное,
частное, изменчивое,
акцидентальное
вторично
логически
(и
онтологически).
Вечное, самосущее,
совершенное,
образцовое
первично
аксиологически
(равно как логически
и онтологически).
Преходящее,
зависимое, ущербное,
подражательное
вторично
аксиологически
(равно как логически
и онтологически.
Слайд 42Концепция эйдоса и обоснование идеализма
Эйдос
(греч. είδος, лат. forma,
этимологически тождественно рус.
вид) –
термин древнегреческой философии,
в дофилософском употреблении обозначавший
«(внешний) вид», «образ»;
у Платона
– трансцендентная умопостигаемая форма,
гипостазированная универсалия,
существующая отдельно от единичных,
но являющаяся их идеальным прообразом (образцом),
единственный объект достоверного (научного) знания;
синоним термина «идея» (греч. ιδέα).