Разделы презентаций


Плетение из бересты Мастер-классы: Шаркунок и Очелье презентация, доклад

Содержание

Плетение из бересты – один из самых распространенных промыслов Северо-ЗападаКрестьянский быт невозможно представить без берестяной обуви и посуды – лаптей. корзин, туесов, коробов, солонок, различных игрушек.Береста – это кора березы, ее

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Плетение из бересты Мастер-классы: «Шаркунок» и «Очелье»
Бакшинова Л.П.,
ст. преподаватель ККО СПб

АППО

Плетение из бересты Мастер-классы: «Шаркунок» и «Очелье»Бакшинова Л.П.,ст. преподаватель ККО СПб АППО

Слайд 2Плетение из бересты – один из самых распространенных промыслов Северо-Запада
Крестьянский

быт невозможно представить без берестяной обуви и посуды – лаптей.

корзин, туесов, коробов, солонок, различных игрушек.
Береста – это кора березы, ее верхний слой.
Заготовка бересты производилась в конце мая – начале июня. Бересту заготавливали лентами по спирали, сматывая в большие клубки.
Березу искали в лесу поваленную, неживую. Снимали с нее кору.
Плетение из бересты – один из самых распространенных промыслов Северо-ЗападаКрестьянский быт невозможно представить без берестяной обуви и

Слайд 3Мастер-класс «Шаркунок»
Шаркунок – это старинная детская игрушка-погремушка. Необычное название игрушка получила

от слова «шаркать». Шаркунок имеет чаще всего форму кубика и

плетется из полосок бересты. Во внутренние полости шаркунка насыпаются щепотка гороха, семечек, яблочных косточек, сухие крупы или даже мелкие камушки. Величина шаркунка тоже может быть разная – от кубика с гранью 3х3 см до размеров 30 см при наличии у погремушки ручки.

Мастер-класс «Шаркунок»Шаркунок – это старинная детская игрушка-погремушка. Необычное название игрушка получила от слова «шаркать». Шаркунок имеет чаще

Слайд 4Шаркунок – оберег, игрушка, шумовой инструмент
Погремушка в крестьянской семье имела

еще функцию оберега – шум и шуршание игрушки должны были

отгонять злых духов от младенца.
Этнографы считают, что шаркунок появился на побережье Белого моря у поморов. На рождение ребенка поморы дарили шаркунок.
Девочке дарили шаркунок с вырезанной или нарисованной птичкой – символом солнца, света, а мальчику – с изображением коня – олицетворение могучих сил природы, таких, как ветер, шторм, гроза и молния.
Шаркунок носили в качестве оберега на шее, тогда его делали более плоской формы и на веревочке.

Шаркунок –  оберег, игрушка, шумовой инструментПогремушка в крестьянской семье имела еще функцию оберега – шум и

Слайд 5Шаркунок – оберег, игрушка, шумовой инструмент
В этнографических музеях Северо-Запада можно

увидеть игрушку, изготовленную из древесины березы и сосны. Состоит она

из элементов замысловатых форм, которые собирались вместе в удивительные конструкции, напоминающие современные конструкторы и головоломки.
Такой шаркунок, как многоэтажный дом с множеством комнат-ячеек без окон и дверей. В центре дома находилась резная березовая ручка, к которой замковым соединением крепились тонкие сосновые палочки-перегородки, образующие дом.
В каждую ячейку клали дробинку или горошину. Таким образом, потряхивая шаркунок, можно было услышать разные звуки, напоминающие шум волн, шелест листвы, стрекот кузнечиков или задорные звуки колокольчиков. Шаркунок становился народным шумовым инструментом.
Шаркунок –  оберег, игрушка, шумовой инструментВ этнографических музеях Северо-Запада можно увидеть игрушку, изготовленную из древесины березы

Слайд 6Шаркунок своими руками
Вам понадобится лента бересты шириной 3 см, из

которой вы будете вырезать элементы. Но, если у вас нет

бересты, то можно сделать маленький шаркунок-кубик из бумаги.
Лучше всего подойдет бумага для акварели – она плотная и имеет шероховатую поверхность, напоминающую природный материал.
Предварительно бумагу необходимо с двух сторон подкрасить акварелью, чаем или кофе, чтобы придать ей цвет бересты. Можно по высохшей бумаге цветным коричневым или бордовым карандашом провести полоски, штрихи и точки «под бересту».

Материалы и принадлежности:

1. Лента бересты или подкрашенной под бересту акварельной бумаги шириной 3 см, длиной – 30 см.
2. Линейка.
3. Ножницы.
4. Щепотка гороха или крупы.

Если вы делаете шаркунок из бересты, то вам еще понадобится миска с горячей водой и нитки или резинка, чтобы зафиксировать форму кубика.

Для работы с бумагой будет нужен клей ПВА, тонкая кисть для клея, палочка диаметром около 3 мм для подкручивания краёв заготовок (подойдет палочка для шашлыка или ножка от кисточки).

Шаркунок своими рукамиВам понадобится лента бересты шириной 3 см, из которой вы будете вырезать элементы. Но, если

Слайд 7Последовательность работы
1. Из полоски бумаги нарежьте для кубика 6 заготовок

3х5 см.

2. Отогните при помощи линейки на каждой заготовке с

двух сторон полоски по 1 см шириной, чтобы в середине остался квадратик 3х3 см (как показано на фото). Чтобы бумага сгибалась ровно, продавите по линейке лезвием ножниц по линии сгиба. Заготовки из бересты загибаются также.

Последовательность работы1. Из полоски бумаги нарежьте для кубика 6 заготовок 3х5 см.2. Отогните при помощи линейки на

Слайд 8Последовательность работы
3. Для «имитации» берестяного шаркунка, отогнутые края бумажной заготовки

слегка подкрутите на палочку (по направлению загиба вовнутрь).

4. Процесс сборки

начинается с нижней плоскости кубика. На нее ставятся с двух сторон заготовки так, чтобы отогнутые элементы «обхватывали» грань кубика с двух сторон. Можно сначала собрать из трех элементов угол кубика, а затем дополнять его, достраивать.

Последовательность работы3. Для «имитации» берестяного шаркунка, отогнутые края бумажной заготовки слегка подкрутите на палочку (по направлению загиба

Слайд 9Последовательность работы
5. Можно сборку выполнять, вставляя противоположные грани. Перед закрытием

последней грани – крышки – насыпьте внутрь горошины или крупу.

В берестяной шаркунок горошины насыпаются позже.


Последовательность работы5. Можно сборку выполнять, вставляя противоположные грани. Перед закрытием последней грани – крышки – насыпьте внутрь

Слайд 10Последовательность работы
6. Шаркунок из бумаги можно подклеить клеем, закрепляя отогнутые

элементы.

 7. Берестяной шаркунок-кубик закручивают нитками или перекручивают канцелярскими резинками и

опускают в горячую воду, в кипяток на 10-15 секунд. Береста приобретает нужную форму и не разваливается.

8. После варки край одной грани берестяного шаркунка слегка отогните и насыпьте внутрь горошины или крупу.


Последовательность работы6. Шаркунок из бумаги можно подклеить клеем, закрепляя отогнутые элементы. 7. Берестяной шаркунок-кубик закручивают нитками или перекручивают

Слайд 11Последовательность работы
9. Можно на гранях кубика-шаркунка нарисовать символические изображения гелевой

ручкой или акриловыми красками.

Последовательность работы9. Можно на гранях кубика-шаркунка нарисовать символические изображения гелевой ручкой или акриловыми красками.

Слайд 12Мастер-класс «Очелье»
Очельем в старину называли ленту-повязку для волос. Носили ее

не только девушки, но и юноши, мужчины. Такая полоска хорошо

держала волосы, особенно важно это было во время работы.
Изготавливали ее из ткани, плели из берестяных лент или луба. Очелье имело еще значение оберега и защищало голову замкнутым кольцом, украшалось символическими узорами, а у женщин к очелью присоединяли различные подвески на уровне висков. Мужские очелья не были такими нарядными, украшение составляло само плетение.
Говорят, что полоска на голове помогает нормализовать кровяное давление, спасает от головной боли.

Мастер-класс «Очелье»Очельем в старину называли ленту-повязку для волос. Носили ее не только девушки, но и юноши, мужчины.

Слайд 13Как сплести очелье
Материалы и принадлежности

1. Полоски бумаги (бересты) шириной

1 см длиной от 30 см не менее 12 штук.
2.

Толстая иголка и нитки желтого, бежевого или красного цвета (для закрепления готового очелья).
3. Клей ПВА (по желанию также для закрепления).
4. Ножницы.

Сплести очелье можно из берестяных лент, тканевых полосок тесьмы или даже из бумаги.
Бумагу для акварели можно раскрасить «под бересту» акварельными красками, чаем или кофе. Штрихи и точки нанести коричневым или бордовым цветным карандашом.
Нарезать бумагу для плетения необходимо
полосками шириной 1 см. Для того, чтобы плетение получилось, предлагаем взять две полоски разного цвета или тона, тогда проще будет отследить движения переплетений.

Как сплести очельеМатериалы и принадлежности 1. Полоски бумаги (бересты) шириной 1 см длиной от 30 см не

Слайд 14Для лучшего наглядного восприятия изображения мы взяли две полоски разного

цвета. Назовем их – светлая полоска и тёмная полоска.

Для лучшего наглядного восприятия изображения мы взяли две полоски разного цвета.  Назовем их – светлая полоска

Слайд 15Последовательность работы
Плетение выполняется путем огибания одной полоской другую. Огибания нужно

проводить, плотно прижимая полоски и периодически подтягивая их. В результате

плетения получается своеобразная плоская лента с зубцами по краям.

Последовательность работыПлетение выполняется путем огибания одной полоской другую. Огибания нужно проводить, плотно прижимая полоски и периодически подтягивая

Слайд 16Последовательность работы
1. Исходное положение полосок напоминает букву «Х», где темная

полоска лежит сверху.


2. Верхняя темная полоска верхней правой частью огибает

светлую назад – «от себя» и опускается вниз.

Последовательность работы1. Исходное положение полосок напоминает букву «Х», где темная полоска лежит сверху.2. Верхняя темная полоска верхней

Слайд 17Последовательность работы
3. Светлая полоска справа огибает темную назад и опускается

вниз влево, таким образом, что оказывается параллельной темной левой нижней

полоске (части от буквы «Х»). Получилась форма, похожая на стрелочку.

4. Белая верхняя левая полоска огибает темную левую полоску «на себя» и ее необходимо пропустить под второй светлой полоской. Таким образом, полоски располагаются попарно внизу: две вертикально, две чуть с наклоном. Далее во время плетения полоски будут располагаться попарно близко друг к другу.

Последовательность работы3. Светлая полоска справа огибает темную назад и опускается вниз влево, таким образом, что оказывается параллельной

Слайд 18Последовательность работы
5. Правая темная полоска огибает светлую наклонную назад «от

себя» и пропускается над темной левой полоской.

6. Эта же верхняя

темная полоска огибает темную нижнюю полоску назад «от себя» и пропускается над светлой левой полоской вперед, опускаясь вниз.

Последовательность работы5. Правая темная полоска огибает светлую наклонную назад «от себя» и пропускается над темной левой полоской.6.

Слайд 19Последовательность работы
7. Темная левая полоска огибает назад темную полоску и

уходит вправо, ее надо пропустить сверху светлой вертикальной правой полоски.

Слева получился первый «зубец».
8. Темная полоска справа огибает светлую полоску назад «от себя» и ее надо пропустить над вертикальной темной полоской. Снова получились попарные полоски вниз и влево.
Последовательность работы7. Темная левая полоска огибает назад темную полоску и уходит вправо, ее надо пропустить сверху светлой

Слайд 20Последовательность работы
9. Светлая правая полоска огибает назад «от себя» темную

полоску и пропускается сверху левой светлой полоски. Получается зубец справа.

10.

Эта же светлая полоска слева огибает назад вниз светлую полоску и пропускается над темной.

Последовательность работы9. Светлая правая полоска огибает назад «от себя» темную полоску и пропускается сверху левой светлой полоски.

Слайд 21Последовательность работы
11. Светлая полоска слева огибает назад «от себя» другую

светлую полоску и пропускается над темной полоской вправо. Получился второй

зубец слева.

12. Эта же светлая полоска огибает назад «от себя» темную вертикальную полоску и пропускается над другой светлой влево.

Последовательность работы11. Светлая полоска слева огибает назад «от себя» другую светлую полоску и пропускается над темной полоской

Слайд 22Последовательность работы
13. Таким образом, плетется далее очелье, выплетая зубцы справа

и слева. Когда полоски заканчиваются, то их необходимо нарастить новыми.

Наращиваются способом подклеивания (если мы плетем из бумажных полос) – нанести на полоску капельку клея. Бересту не подклеивают, новую полоску вправляют в плетение и плетут дальше.

Последовательность работы13. Таким образом, плетется далее очелье, выплетая зубцы справа и слева. Когда полоски заканчиваются, то их

Слайд 23Последовательность работы
14. Плетение выполняйте нужной длины, чтобы очелье можно было

надеть на голову (можно сплести таким плетением браслет, тогда полоска

будет короче). Ножницами отрежьте лишние длинные остатки полосок. Края полосок аккуратно заправьте в плетение или подклейте.
15. Соединяются края при помощи ниток (или конической полоски бересты), накладывая один край на другой, проткните иголкой и закрепите ниткой.


Последовательность работы14. Плетение выполняйте нужной длины, чтобы очелье можно было надеть на голову (можно сплести таким плетением

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика