Слайд 1ПРЕДМЕТ: «История изобразительного искусства.» 1 курс
Выполнила:
Преподаватель
МБУ ДО «Школа искусств
города Лобня»
Балуева Вероника Николаевна
2020г.
Искусство эпохи эллинизма
(последняя треть 4 в. –
1 в. до н.э.)
Слайд 2Искусство Эллинизма-поздний этап развития античного искусства последней четверти IV—I вв.
до н. э.
Основные государства - эллинистический Египет, царство Селевкидов, Македонское
царство (включавшее значительную часть Греции), Пергам и Родос.
Слайд 3Эллинизм представляет собой заключительную стадию развития древнегреческого искусства, основным содержанием
которого было распространение достижений эллинской культуры на сопредельные страны —
огромную территорию от Апеннинского полуострова на западе до Африканского побережья на юге и стран Ближнего и Среднего Востока вплоть до Индии.
.
«Аполлон Кифаред»
Мрамор. Римская работа II в.
«Фарнезский бык»
Авторы:Аполлоний и Тавриск
вторая половина 2 в. до н.э.
(копия)
«Орест и Электра»
Автор:Минелай
Слайд 4Особенности искусства эллинизма
Были общие черты, роднившие искусство разных областей.
Осуществляются
фантастические проекты: горы превращались в города, создавались исполины, наподобие медного
Колосса Родосского (бога солнца Гелиоса) в гавани острова Родос.
Колосс Родосский
Слайд 5Пышность и помпезность в архитектуру и скульптуру принесла победа монархического
строя. Крушение демократии приводит к преобладанию индивидуального над общественным. Утрата
гражданского самосознания приводит к формированию новых представлений человека о мире и иной системы ценностей. Человек отныне «верноподданный» и в то же время частица общего эллинистического мира-ойкумены.
Галикарнасский Мавзолей
Слайд 6Художники стремятся выйти за рамки человеческого и прорваться в мир
богов. Искусство полно сильных страстей и бурного движения, не утратило
равновесия форм. Художник привержен к греческому идеалу красоты, хотя жизнь предстает более сложной и драматичной, чем в греческом искусстве эпохи классики.
Мозаичное изображение битвы Александра Македонского и персидским царем Дарием Ш.
Слайд 7Архитектура эллинизма
Строились и пышно расцветали города. Но теперь они строились
не по живописному принципу, то есть в синтезе с природой
и ландшафтом, как в Древней Греции. Новые города подчиняли местность регулярной планировке: их прорезали прямые и широкие улицы. Площади украшали храмы, появлялись новые типы зданий общественного назначения: библиотеки, музеи. Широкое развитие получила архитектура жилых домов и вилл.
Регулярный план Александрии
Слайд 8Пергамский алтарь (Алтарь Зевса) — пример синтеза архитектуры и скульптуры.
Пергам
— столица Пергамского царства (ныне г.Бергама в современной Турции). Был
одним из самых красивых городов эпохи эллинизма. Строительство на акрополе велось в III-II веках до н.э. Расцвет царства — II век. Главная святыня города, храм богини мудрости Афины, имел весьма внушительный вид. Другие постройки сочетались с уступами почти голой скалы и были рассчитаны на восприятие с моря.
Пергамский алтарь на акрополе
Слайд 9Пергамский акрополь. Реконструкция
Слайд 10Алтарь Зевса — самое знаменитое сооружение на акрополе. Он был
воздвигнут во II веке до н.э. в честь победы над
галлами. Терраса алтаря находилась на 25 метров ниже прочих зданий и была видна со всех сторон.
Новшество состояло в том, что алтарь был вынесен за пределы храмов и превращен в самостоятельное архитектурное сооружение. Его выстроили на высоком цоколе в виде прямоугольной ограды, замыкавшей жертвенное место со всех сторон, кроме передней. Ко входу вела широкая лестница. Внутри алтарь был украшен рельефами на тему мифа о Телефе — сыне Геракла, который почитался царями Пергама как их родоначальник.
Слайд 11Алтарь состоял из двух частей. Нижняя часть — массивный цоколь,
основание. На нем — скульптурный рельеф, фриз. Верхняя часть, более
легкая, окружена ионическим портиком. Сочетаются ионический и коринфский ордера.
Рельеф на цоколе — горельеф, то есть очень сильно выступающий рельеф, почти круглая скульптура. Высота — 3,59 метра. Тема изображений на фризе — «Битва богов с гигантами».
Слайд 12Алтарь Зевса
в Пергаме
(Фрагменты скульптурного фриза)
Слайд 13Скульптура
Мелкая пластика
Большое распространение получают камеи и мелкая пластика. «Камея
Гонзага» — двойной портрет царя Птолемея II и его жены.
Одна из самых красивых камей эллинизма.
Слайд 14 А к самыми изысканными примерами мелкой пластики эллинизма относятся
танагрские статуэтки с изображением грациозных девушек, закутанных в плащи.
Слайд 15Монументальная скульптура
Раннеклассическое искусство Греции тоже любило драматические темы. Но там
конфликты не доводились до жестокого конца. Богини, как Афина у
Мирона, лишь предупреждали провинившихся о последствиях непослушания. В эпоху эллинизма они физически расправляются с врагом, карают его.
Конфликт Марсия и Афины. Классический период
Слайд 16Широкое распространение получают многофигурные группы с запутанными мифологическими сюжетами.
Лаокоон и
его сыновья. 50 г. до н.э.
Слайд 17Скульптура создана греческими скульпторами с острова Родос — Агесандром, Афанодором
и Полидором — в I веке до н.э.
Лаокоон — троянский
жрец, который пытался спасти Трою вопреки воле богов. Лаокоон предупреждал сограждан, что нельзя вводить в город подарок ахейцев — деревянного коня. Боги наслали по морю двух огромных змей, которые смертельно ужалили Лаокоона и задушили его сыновей.
Слайд 18Ника Самофракийская и Венера Милосская
Эти скульптуры дают два варианта
представления о художественно-содержательной программе эпохи: подчеркнутая чувственность и повышенная драматичность.
Скульптор
Александр. Богиня изображена полуобнаженной. Одеяние, закутывая ноги и низ торса, является постаментом для открытых рук, которые показаны в движении. Возможно, в одной из них Афродита держала яблоко. В эпоху эллинизма она была одной из любимых богинь. Плавность линий, и при этом — динамичные складки плаща, которые контрастируют с плавностью линий. S-образный силуэт, удлиненные пропорции, бесстрастное спокойное лицо с идеально правильными чертами составляют цельный образ. Отсутствие бурной динамики отличает от других скульптур эллинизма.
«Венера Милосская», II век до н.э., Лувр
Слайд 19«Ника Самофракийская», II в. до н.э.
Слайд 20Статую на острове Самофракия воздвигли жители Родоса в память о
победе над флотом сирийского царя. Богиня победы изображена спускающейся с
небес, чтобы возвестить о победе. Передана живость движения, динамика и порыв. Богиня представлена слетающей с постамента в форме кормы корабля. Ее прекрасное мощное тело облегают намокшие одежды. Могучие крылья Ники трепещут за спиной, каждое перо на них показано отдельно. Винтообразный поворот, широко применявшийся со времен скульптора Скопаса. Она как бы прорезает воздух, наполненный брызгами моря.
Слайд 21Другой стороной был уход в личный духовный мир.
Об интересе к
духовному миру человека говорят портретные статуи, появившиеся уже в IV
веке до н.э. В I веке до н.э. портрет — один из ведущих жанров. Однако теперь они стали более выразительными. Особенно выделяются портретные головы эллинистических правителей, часто показанные в необычных ситуациях и в некоторых случаях отличавшиеся подлинным психологизмом. К ним можно причислить портрет Евтидема Бактрийского. Отсутствие нарочитости и идеальности, а также глубина образа — новое слово в портрете.
Портрет Евтидема Бактрийского
Бронзовая голова с острова Делос
Слайд 22До нас дошли статуи портреты греческих философов. Демосфена работы Полиевкта,
III в. до н.э. Философ стоит, бессильно соединив кисти рук
и склонив голову. Полуобнаженная фигура искусно выполнена. Героика, прежде свойственная греческим портретам, отсутствует. Он не молод, не красив, просто полон достоинства. В его позе- отрешенность, горечь поражения в жизненной борьбе. Безысходность. Однако, сохраняется благородная красота и тихое величие- качество, присущее, согласно И.Винкельману, всем эллинским творениям.
Полиевкт. Статуя Демосфена. Около 280 г. до н. э.
Слайд 23Кроме культовой скульптуры в Александрии получила распространение декоративная скульптура, дворцово-парковая,
для украшения дворцов и частных домов.
Одним из излюбленных образов стал
образ Афродиты.
Богиня остается по-прежнему прекрасной, но утрачивает величавость олимпийского божества.
Венера Медицейская — изваянная в натуральную величину в I веке до н. э. мраморная копия утраченного греческого оригинала, близкого к Афродите Книдской. Богиня любви изображена в мимолётной позе испуга при появлении из морской воды. Особенность статуи в том, что у ног Венеры изображён (в качестве дополнительной опоры) дельфин.
Слайд 24Аллегория Нил. Римская копия с бронзового оригинала.
Кон. 3 –
нач. 2 в. до н.э.
16 малюток – 16 локтей подъема
воды.
Слайд 25Фигура божества левым локтем опирается на сфинкса, своеобразную эмблему Египта.
Голову Нила украшает венок из цветов лотоса, колосьев пшеницы, рог
изобилия в его левой руке заполнен цветами, фруктами и жертвенными пирогами; тем самым, используя язык аллегории, мастер напоминает о том, что "Египет - дар Нила" (как сказал еще "отец истории" Геродот). Шестнадцать мальчиков, играющих вокруг божества, олицетворяют 16 локтей (мера длины), на которые поднимаются воды реки во время разлива. В ногах у Нила представлена группа из трёх мальчиков и крокодила, а у левого колена - из двух мальчиков и ихнемона. Дети взобрались также на правую руку и правую ногу божества. Рельефы в основании скульптуры связаны с жизнью, протекающей на берегах Нила, это сцена схваток между крокодилом и речным конем, крокодилом и ихневмоном. Растительность, украшающую берега великой реки, передают цветы лотоса.
Слайд 26В реалистическом направлении появились изображения в бытовом жанре.
«(Обнаженный мальчик) с
гусем»
Неизвестный художник
Середина 1 века н.э.
«Мальчик с гусем. «
Римская мраморная копия
с оригинала. Кон. 3 – нач. 2 в до н.э.
Слайд 27Подводя общие итоги обзору эллинистического искусства, следует отметить его огромное
значение в развитии искусства в античный период и в последующие
эпохи. Велика роль эллинистического зодчества в истории архитектуры. В период Эллинизма прогрессивные принципы греческой архитектуры распространились по огромной территории; существенное значение они имели в развитии зодчества различных народов и в послеэллинистическое время. Накопленный эллинистическими зодчими опыт в решении таких важных вопросов, как принципы градостроительства, проблемы архитектурного ансамбля и парковой архитектуры, имел чрезвычайно большое значение для архитектуры Древнего Рима и для зодчества последующих эпох. Еще более велика в этом смысле роль эллинистического изобразительного искусства; принципы греческого реалистического искусства распространились в ту пору в искусстве не только собственно эллинистических государств, но и во многих сопредельных странах. Эллинистическая скульптура и живопись явились одними из важных слагаемых в создании древнеримского искусства, а впоследствии — в формировании средневекового искусства в Византии и странах Ближнего Востока. Эллинистическое искусство было одной из важных ступеней в развитии реализма; лучшие произведения этой эпохи являются памятниками, сохраняющими непреходящую художественную ценность.