Слайд 1Почему мы так говорим?
Происхождение и толкование фразеологизмов.
Слайд 2«Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа - фразеология
одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка»
Н.М. Шанский
Слайд 3Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо
одному слову, либо целому предложению.
Слайд 4ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
имеющие структуру предложения
имеющие структуру словосочетания
бабушка надвое сказала
Слайд 5Различие фразеологизмов по степени спаянности слов
фразеологические сращения
фразеологические единства
фразеологические сочетания
Слайд 6Фразеологические сращения
абсолютно неделимы
Слайд 7Фразеологические единства -целостное значение мотивировано значением составляющих слов
Слайд 8Фразеологические сочетания
имеют слова как со свободным, так и со связанным
значением
Слайд 9Источники происхождения фразеологизмов
Мифы народов мира
Библия
Профессиональная деятельность человека
Реальные исторические события
Обычаи, традиции
русского народа
Литературные произведения
Слайд 10Составители словарей
фразеологизмов.
Золотаревич Т.А.
Данилова Л.И.
Карипова И. В.
Слайд 11Бить баклуши - заниматься чем-то пустяковым, бездельничать
Когда Каштанка совсем уже свыклась с новой жизнью…хозяин погладил её
и сказал:
- Пора нам, Тётка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши. Я хочу из тебя артистку сделать.
(А.П.Чехов)
Слайд 12Баклуша - это чурка, специально приготовленная для выделки из неё
ложки или чашки. Заготовка баклуш считалась самым простым и лёгким
делом. Его обычно поручали старикам или подросткам, которые целыми днями сидели и били баклуши.
Слайд 13Во всю Ивановскую- громко, изо всех сил, что есть мочи
кричать, голосить, храпеть
На траве, раскинувшись на
войлоке и прикрывшись полушубком, лежал человек, который храпел во всю ивановскую.
(Д.В.Григорович)
Слайд 14В 16-17 вв. указы русских царей зачитывались на городских площадях.
В Москве на Ивановской площади, которая была
шумная и многолюдная, дьяки, читавшие указы, старались заглушить своим голосом гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь.
Слайд 15Зарубить на носу - запомнить крепко- накрепко, раз и навсегда
Ты заметь себе правило в жизни и заруби
это себе на носу: никогда не становись на второе место.
(М.Пришвин)
Слайд 16Зарубить на носу
Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния,
а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей.
В древности
неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.
Слайд 17Как пить дать- точно, несомненно
Юрка, важно усевшись верхом
на сапог пулемётчика, ободрял мать:
-Проскочим. Как пить дать- проскочим!
И проскочили.
(П.Вершигора)
Слайд 18Как пить дать
По обычаю древних славян, никто не имел
права отказать человеку в воде.
Слайд 19Попасть впросак- попасть в беду, в тяжёлое положение
Петя понял, что попал впросак: никакой тайны у Гаврика,
разумеется, не было, а он только хотел над ним посмеяться.
(В.Катаев)
Слайд 20Попасть впросак
Просак – так называли станок для витья верёвок. Станки
стояли близко друг к другу, так что, проходя между ними,
надо было следить, чтобы в просак не попал край одежды, прядь волос или борода – иначе быть беде.
Слайд 21«Доскажи словечко»
Дружнее этих двух ребят
Товарищ твой просит украдкой
На свете не найдёшь.
Ответы списать из тетрадки.
О них обычно говорят: Не надо! Ведь этим ты другу
Водой… Окажешь …
Мы исходили городок Фальшивят, путают слова,
Буквально вдоль и … Поют, кто в лес, …
И так устали мы в дороге, Ребята слушать их не станут:
Что еле … От этой песни уши …
Слайд 22Подбери картинку к фразеологизму
Слайд 26Литература
Александрович Н.Ф. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе,
Мн., «Нар.», 1971.
Волина В.В. Я познаю мир: Дет. энцикл. –
М. : Издательство АСТ – ЛТД, 1997.
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по рус. яз.). Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1976.