Слайд 1Подборка плакатов по механическому оборудованию тепловозов 1 часть
В.В. Вернигора
Преподаватель
СПб подразделение
Октябрьского УЦПК
Октябрьская железная дорога
05.10.2014
Механическое оборудование тепловозов
Слайд 2Введение
Тепловозом называется
Локомотив, у которого в качестве первичной энергетической установки
применен двигатель внутреннего сгорания — дизель
Тепловоз является
Автономным локомотивом
Слайд 3Тепловозы классифицируются
По роду службы
грузовые, пассажирские, маневровые и маневрово-вывозные, а
также промышленного транспорта
По числу секций
односекционные, двухсекционные, трехсекционные, четырехсекционные
По типу передачи
с электрической постоянного или переменно-постоянного тока и гидромеханической
По типу экипажной части
тележечные и с жесткой рамой
По ширине колеи
нормальной или широкой 1520мм и узкой от 600 до 1100мм
По числу осей
восьмиосные, шестиосные, четырехосные, трехосные, двухосные
Слайд 4Тепловозы классифицируются
По роду службы
Грузовые, пассажирские, Пассажирские, маневровые и маневрово-
вывозные,
а также промышленного транспорта
Грузовые
Пассажирские
маневровые
промышленного транспорта
Слайд 5Тепловозы классифицируются
По числу секций
Одно-секционные, двух-секционные, трех-секционные, четырех-секционные
Одно-секционные
Двух-секционные
Четырех-секционные
Трех-секционные
Слайд 6Тепловозы классифицируются
По типу передачи
С электрической постоянного, переменно-постоянного или переменного
тока и гидромеханической
Постоянного
Переменного
Гидромеханической
Переменно-постоянного
Слайд 7Тепловозы классифицируются
По типу экипажной части
Тележечные и
с жесткой рамой
С жесткой рамой
Тележечные
Слайд 8Тепловозы классифицируются
По ширине колеи
Нормальной или широкой 1520мм
и узкой
от 600 до 1100мм
Нормальной1520мм
Узкой от 600 до
1100мм
Слайд 9Тепловозы классифицируются
По числу осей
Восьмиосные, шестиосные, четырехосные, трехосные, двухосные
Восьмиосные
Шестиосные
Четырехосные
Двухосные
Слайд 10Обозначение серий тепловозов
Цифра перед буквенным обозначением
число секций многосекционного тепловоза
Обозначение серии начинается с буквы
Т (тепловоз)
Вторая буква
тип
передачи (Э — электрическая, Г — гидравлическая)
Третья буква
назначение тепловоза (П — пассажирский, М—маневровый)
Цифры
указывают номер серии тепловоза (по ним можно определить также и завод-изготовитель)
ТЭМ2, ТЭМ18, ТЭП70, 2ТЭ10, 2ТЭ116, 2ТЭ25
Слайд 11Обозначение серий тепловозов
Номера серий от 1 до 49
отведены магистральным
тепловозам, спроектированным Харьковским заводом транспортного Машино-строения им. Малышева
Номера от 50
до 99
отведены тепловозам ПО «Коломенский завод»
Номера свыше 100
отведены тепловозам ПО «Лугансктепловоз».
Например
Буква после номера серии указывает на модернизированный вариант (ЗТЭ10М), либо на завод-изготовитель, если первоначальный вариант тепловоза был изготовлен другим заводом (2ТЭ10Л, 2ТЭ10В Луганск, Ворошиловград).
Слайд 28Механическая часть предназначена Для реализации тяговых моментов ТЭД в тяговые
и тормозные силы локомотива
Для размещения и защиты электрической аппаратуры и
пневматического оборудования
Обеспечения комфортных и безопасных условий работы локомотивных бригад
Экипажная часть тепловозов
Слайд 29К экипажной части относят
Главную раму с кузовом
Ударно-тяговые устройства
Опорно-возвращающие устройства
Шкворни
Тележки
Экипажная часть тепловозов
Слайд 30Главная рама
Служит
Для установки на ней основного и вспомогательного оборудования,
кабин машинистов, а также для размещения ударно-тяговых устройств, а также
передает продольные тяговые усилия от ведущих осей к составу
Слайд 33Кузов предназначен
Для размещения оборудования и передачи составу тяговых и
тормозных нагрузок
Служит
Для защиты оборудования и локомотивной бригады от воздействия
внешней среды
Кузова разделяются по способу восприятия нагрузки
С несущей рамой и съемным кузовом
Цельно-несущие (рама и кузов представляют собой единую сварную конструкцию)
Кузов тепловоза
Слайд 34На поездных тепловозах применяется кузов вагонного типа
Кузов тепловоза 2ТЭ116
Слайд 35Кузов тепловоза ТЭП70
На поездных тепловозах применяется кузов вагонного типа
Слайд 36Компоновка оборудования тепловоза ТЭП70
Слайд 37Кузов тепловоза ТЭМ2
На маневровых тепловозах применяется кузов капотного типа
Слайд 38Компоновка оборудования тепловоза ТЭМ2
Слайд 39Тележки тепловозов
Являются
Ходовой частью тепловоза
Воспринимают
Подрессорные массы, тяговые и
тормозные силы а также горизонтальные поперечные усилия, при движении в
прямых и в кривых участках пути
Слайд 40Тележки тепловозов
Узлами тележки являются
Рама тележки
Рессорное подвешивание и гидродемпферы
Колесная
пара с буксами и ТЭД
Подвеска ТЭД
Тормозная система
Тележки подразделяют
Челюстные
с сбалансированным рессорным подвешиванием
Бесчелюстные с индивидуальным рессорным подвешиванием
Слайд 46Рама тележки
Предназначена
Для соединения в единую систему всех функциональных узлов
тележки, восприятия, распределения по колесным парам вертикальной и горизонтальной нагрузки
от кузова (при помощи рессорного подвешивания), восприятия тяговых и тормозных сил
Слайд 49Рама бесчелюстной тележки тепловоза ТЭП70БС
Слайд 50Опорно-возвращающие устройства
Служат
Для передачи массы кузова с оборудованием на тележки
и возвращения их в первоначальное положение при выходе тепловоза из
кривых участков пути
Слайд 54Резино-роликовая опора бесчелюстной тележки
Слайд 55Шкворневой узел
Предназначен
Для передачи всех видов усилий от рамы кузова
к тележкам, как вертикальных, так и горизонтальных - продольных и
поперечных. Состоит из опор кузова, вертикальных и горизонтальных упоров, гидродемпферов (вертикальных и горизонтальных), наклонной тяги и противоотносных устройств
Слайд 56Шкворневой узел челюстной тележки
Слайд 57Шкворневой узел бесчелюстной тележки
Слайд 58Шкворневой узел бесчелюстной тележки
Слайд 59Шкворневой узел тележки тепловоза ТЭП70БС
Слайд 60Колесные пары
Назначение
Несут весовые нагрузки от всех узлов локомотива, направляют движение
по рельсовому пути, передают силы тяги и торможения, воспринимают статические
и динамические нагрузки, возникающие, между рельсом и колесом и преобразовывают вращающий момент тягового двигателя в поступательное движение локомотива
Слайд 63Колесная пара с приводным насосом смазки МОП
Слайд 76Неисправности колесных пар
Не допускается
Выпускать в эксплуатацию и к следованию
в поездах подвижной состав с трещиной в любой части оси
колесной пары
Трещиной в ободе, диске и ступице колеса
При наличии остроконечного наката на гребне колеса
При износах и повреждениях колесных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава
Слайд 77Расстояние между внутренними гранями колес
Слайд 78При скоростях движения до 120 км/ч у локомотивов- более 7мм
При
скоростях движения свыше 120 км/ч до 140 км/ч у локомотивов
- более 5мм
Прокат по кругу катания
Слайд 79Высотой более 18 мм, измеряемый специальным шаблоном при скоростях движения
до 120 км/ч
Вертикальный подрез гребня
Слайд 81ОТ 1 до 2 мм допускается следование до ближайшей станции
со скоростью 15 км/ч
Свыше 2 до 4 мм - со
скоростью 10 км/ч
Свыше 4 мм со скоростью 10 км/ч при исключения возможности вращения колесной пары до ближайшего ПТО для
Ползун на поверхности катания
Слайд 82Вывешивание колесной пары тележки
Слайд 83Буксы
Предназначены
Для связи колесных пар с рамой тележки и передачи
вертикальной нагрузки от подрессоренной массы локомотива на колесные пары, а
также передачи силы тяги, торможения и боковых горизонтальных сил от колесной пары на раму тележки
Слайд 84Буксовый узел бесчелюстной тележки
Слайд 90Буксовый узел средней оси тепловоза ТЭП70БС
Слайд 91Буксовый узел крайней оси тепловоза ТЭП70БС
Слайд 93Колесо-моторный блок
Предназначен
Для преобразования вращающего момента электродвигателя в поступательное движение
локомотива
Основными узлами являются
Тяговый электродвигатель, подвеска тягового электродвигателя, колесная пара,
зубчатая передача, буксы и кожухи
Слайд 96Колесо-моторный блок тепловоза ТЭП70БС
Слайд 97Колесо-моторный блок тепловоза ТЭП70БС
Слайд 98Опорно-осевая подвеска ТЭД
Предназначена
Для смягчения ударов, приходящихся на тяговый электродвигатель
при прохождении колесной парой неровностей пути
При трогании с места,
а также для компенсации изменения взаимного положения тягового электродвигателя и рамы тележки во время движения локомотива
Слайд 102Опорно-рамная подвеска ТЭД
Предназначена
Для смягчения ударов, приходящихся на тяговый электродвигатель
при прохождении колесной парой неровностей пути
При трогании с места,
а также для компенсации изменения взаимного положения тягового электродвигателя и рамы тележки при движении локомотива
Слайд 104Кожух зубчатой передачи
Предназначен
Для защиты зубчатой передачи от пыли, грязи,
влаги, посторонних предметов Размещения смазки
Слайд 106Рессорное подвешивание
Предназначено
Для равномерного распределения по буксам колесных пар весовых
нагрузок от рам тележек
Для уменьшения динамических сил, передаваемых колесными
парами на надрессорное строение, при прохождении неровностей пути
Слайд 107Рессорное подвешивание челюстной тележки
Слайд 108Рессорное подвешивание челюстной тележки
Слайд 109Рессорное подвешивание челюстной тележки
Слайд 110Рессорное подвешивание бесчелюстной тележки
Слайд 111Буксовая ступень рессорного подвешивания
Слайд 112Буксовый поводок бесчелюстной тележки
Слайд 113Демпферы и гидродемпферы буксовой ступени
Предназначены
Для гашения вертикальных колебаний рамы
тележки относительно колесных пар
Слайд 116Гидродемпфер буксовый тепловоза ТЭП70
Слайд 117Опоры кузовной ступени
Предназначены
Для передачи весовой нагрузки и компенсации перемещений
тележек относительно кузова во всех направлениях
Состоят
Из цилиндрических винтовых
пружин, работающих на сжатие и сдвиг
Слайд 118Кузовная ступень рессорного подвешивания
Слайд 119Гидро-демпферы кузовной ступени
Предназначены
Для гашения вертикальных колебаний кузова относительно рамы
тележки
Слайд 121Песочная система
Предназначена
Для увеличения сцепления колесных пар с рельсами, в
режиме тяги и торможения локомотива
Слайд 128Тормозная рычажная система
Предназначена
Для передачи силы от тормозных цилиндров или
привода стояночного тормоза к тормозным колодкам при торможении
Слайд 132Тормозная рычажная передача тепловоза ТЭП70
Слайд 133Тормозная рычажная передача тепловоза ТЭП70
Слайд 134Предназначено
Для соединения единиц подвижного состава
Передачи тяговых усилий от локомотива
к составу
Для рассеивания энергии ударов, передаваемых автосцепкой на главную раму
подвижного состава
Автосцепное устройство
Слайд 136Автосцепка
Предназначена
Для соединения единиц подвижного состава
Передачи тяговых усилий от локомотива
к составу
Слайд 138Усовершенствованный расцепной привод
Слайд 139Поглощающий аппарат
Предназначен
Для рассеивания энергии ударов, передаваемых автосцепкой
Слайд 144Высота должна быть у локомотивов - не более 1080 и
не менее 980мм
Требования к автосцепке
Слайд 148Признаки неисправности автосцепного устройства
Слайд 149Признаки неисправности автосцепного устройства
Слайд 151Между локомотивом и первым вагоном пассажирского поезда - 100мм
Между
локомотивом и первым груженным грузовым вагоном - 110мм
Между локомотивом и
подвижными единицами ССПС - 100мм
Разница по осям автосцепок
Слайд 152Предназначена
Для обнаружения загорания на тепловозе и оповещения об этом
световым и звуковым сигналами
Пожарная сигнализация
Слайд 153Воздухо пенная противопожарная установка
Слайд 154Воздухо-пенная противопожарная установка
Слайд 156Предназначена
Для тушения пожара на тепловозе и находящихся вблизи тепловоза
объектах
Установка порошкового пожаротушения
Слайд 157Порошковая противопожарная установка