Слайд 1Синтаксис.
Подготовка к ГИА. 9 класс.
Слайд 2Возможные формулировки заданий.
В каком ряду все словосочетания со связью управление?
В
каком ряду во всех словосочетаниях главное слово причастие?
В каком ряду
нет ошибок в построении?
В каком примере неверно указан вопрос?
В каком предложении составное глагольное сказуемое?
В каком предложении инфинитив – подлежащее?
В каком предложении нет грамматической ошибки?
Слайд 3В каком предложении неверно выделены грамматические основы?
Какое предложение не является
безличным?
К какой группе односоставных относится предложение?
Какая характеристика является неверной?
В каком
примере есть обращение?
В каком предложении нет однородных членов?
Какое предложение является сложным?
Сколько частей в сложном предложении?
Какое предложение является бессоюзным?
Слайд 4именные
глагольные
Типы словосочетаний
наречные
Словосочетание.
Виды связи
согласование
управление
примыкание
Слайд 5Типы словосочетаний (именные).
Прил.+ сущ.
Прил.+ сущ.
Сущ + сущ
Мест + сущ
Мест +
сущ
Числ + сущ
Числ + сущ
Сущ + глаг
Мест + мест
Нареч +
прил
Деревянная коробка
Красный от мороза
Письмо от сына
Моя страна
Каждый из учащихся
Вторая попытка
Четыре дня
Умение слушать
Любой из нас
Крайне неприятный
Слайд 6Типы глагольных словосочетаний
Глаг + сущ
Глаг + мест
Глаг + нареч
Глаг +
глаг
Дееприч + сущ
Дееприч + нареч
Глаг + дееприч
Прич + сущ
Прич +
нареч
Работать в школе
Мечтать о чём-то
Прибыть вовремя
Хочет путешествовать
Краснея от смущения
Посмотрев приветливо
Говорить улыбаясь
Почерневший от времени
Просмотревший бегло
Слайд 7В каком словосочетании главное слово стоит после зависимого?
1. Выше облаков
2.
Поднялись выше
3. Несколько часов
4. Очень высоко
Слайд 8Укажите словосочетание со связью согласование.
1. Привычка спорить
2. В спорах о
причинах
3. По нескольким причинам
4. Читающие статьи
Слайд 9Какой вид связи используется в словосочетании?
перелистывавший журнал
1. Согласование
2. Управление
3. Примыкание
Поднялись выше
1. Согласование
2. Управление
3. Примыкание
Слайд 10В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
1. Старинная запись,
кто-то из нас
2. Прекрасные мысли, развешанные на стенах
3. У твоего
дома, вымытый пол
4. Небольшие затруднения, придуманный мною
Слайд 11В каком ряду все словосочетания со связью управление?
1. Образованный от
глагола, каждый из присутствующих
2. Любить жизнь, смотреть пристально
3. Оба претендента,
долго сомневались
4. Некоторые из нас, рассмотреть вдали
Слайд 12В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
1. Постоянно сомневаться,
работать на ноутбуке
2. Кофе по-турецки, яйцо вкрутую
3. Говорить невпопад, рассматривая
себя
4. Говорить вполголоса, развешивая бельё
Слайд 13Какие подчинительные словосочетания входят в предложение
1. Собака бежала, бежала впереди
меня.
2. Бежала впереди, впереди меня.
3. Бежала впереди меня
4. Собака бежала,
бежала впереди, впереди меня.
Собака бежала впереди меня.
Слайд 14Предложение.
простое
сложное
союзное
бессоюзное
Сложная
конструкция
сложносочинённое
сложноподчинённое
С одним
придаточным
С двумя и более
Слайд 15Виды сказуемого.
Простое
глагольное
Составное
глагольное
именное
Вспомогательный
глагол +
инфинитив
Глагол-связка +
именная часть
Слайд 16Какие слова или сочетания служат подлежащими в предл-ях
1. Год, метель
2.
Зима, метель
3. Тот год, каждый вечер
4. Зима, вечер
Тот год в
Москве была особенно морозная и снежная зима. Каждый вечер разыгрывалась в переулках метель.
Слайд 17В каком предложении составное именное сказуемое?
1. Мне хотелось бы купить
новый диск любимого певца.
2. Каждый из нас должен чувствовать ответственность
за природу.
3. Всё реже слышно ночное пение соловья.
4. Без труда не может быть чистой и радостной жизни.
Слайд 18В каком предложении составное именное сказуемое?
1. Мне хотелось бы купить
новый диск любимого певца.
2. Каждый из нас должен чувствовать ответственность
за природу.
3. Всё реже слышно ночное пение соловья.
4. Без труда не может быть чистой и радостной жизни.
Слайд 19В каком предложении простое глагольное сказуемое?
1. Русский язык в умелых
руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, ловок, послушен
и вместителен.
2. Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа.
3. Правила языка не изобретаются, а в нём уже существуют.
4. Слово есть воссоздание внутри себя мира.
Слайд 20В каком предложении простое глагольное сказуемое?
1. Русский язык в умелых
руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, ловок, послушен
и вместителен.
2. Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа.
3. Правила языка не изобретаются, а в нём уже существуют.
4. Слово есть воссоздание внутри себя мира.
Слайд 21В каком предл-ии нет составного именного сказуемого?
1. Летучие пожарные команды
обрушивают сверху на огонь из громадных самолётных баков потоки воды
и пену.
2. А кто виноват?
3. Виноваты прежде всего люди, прибывающие в некогда дикие, непролазные чащи.
4. Беспечность человека – вот главная причина пожаров.
Слайд 22В каком предл-ии нет составного именного сказуемого?
1. Летучие пожарные команды
обрушивают сверху на огонь из громадных самолётных баков потоки воды
и пену.
2. А кто виноват?
3. Виноваты прежде всего люди, прибывающие в некогда дикие, непролазные чащи.
4. Беспечность человека – вот главная причина пожаров.
Слайд 23Виды односоставных предложений.
Именное
Имя сущ в им пад
глагольное
Определённо
-личное
Неопределённо
личное
Обобщённо
-личное
безличное
Слайд 24Какое предложение не является безличным?
1. Мне холодно и страшно.
2. Жизнь
хороша.
3. Жить хорошо.
4. Кругом сыро и грязно.
Слайд 25Какое предложение состоит из двух неопределённо-личных?
1. Выйду на озеро в
синюю гать, к сердцу вечерняя льёт благодать.
2. Над хвастунами хоть
смеются, а часто в дележе им доли достаются.
3. Забыли о свете вечерних окон, задули тёплый, рыжий очаг.
4. Сяду да подумаю, как мне жить дальше.
Слайд 26Какое предложение состоит из двух неопределённо-личных?
1. Выйду на озеро в
синюю гать, к сердцу вечерняя льёт благодать.
2. Над хвастунами хоть
смеются, а часто в дележе им доли достаются.
3. Забыли о свете вечерних окон, задули тёплый, рыжий очаг.
4. Сяду да подумаю, как мне жить дальше.
Слайд 27К какой группе односоставных относится данное предложение?
1. Определённо-личное
2. Неопределённо-личное
3. Безличное
4.
Назывное.
Без птиц же не было бы наших урожаев.
Слайд 28В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа?
1. В аудитории находилось
сорок пять человек.
2. Поймать ерша или окуня – это такое
блаженство.
3. Наступило наконец пятнадцатое мая.
4. Почему случилось это?
Слайд 29Виды простого предложения, осложнённого
Однородными
членами
Вводными и
Вставными
конструкциями
обращениями
Сравнительными
оборотами
Обособленными
членами
Уточняющими
членами
Слайд 30В каком предложении союз И соединяет однородные члены?
1. Душно стало
в комнате и пришлось выйти на воздух освежиться.
2. Пылает солнце
высоко и душу согревает своим светом.
3. Пахло о них яблоками и не глядеть на них было невозможно.
4. Мне стало жаль её и я решил переменить тему разговора.
Слайд 31В каком предложении союз И соединяет однородные члены?
1. Душно стало
в комнате, и пришлось выйти на воздух освежиться.
2. Пылает солнце
высоко и душу согревает своим светом.
3. Пахло о них яблоками, и не глядеть на них было невозможно.
4. Мне стало жаль её, и я решил переменить тему разговора.
Слайд 32В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
запятых?
1, 3
2
3
1, 2
Четыре месяца(1) проведённые на суше (2)
не смогли искоренить в нём (3) нажитые за долгую жизнь в море привычки.
Слайд 33В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
запятых?
1, 3
2
3
1, 2
Четыре месяца, проведённые на суше, не
смогли искоренить в нём нажитые за долгую жизнь в море привычки.
Слайд 34В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
1)1-
выделяется причастный оборот
2) 2 – выделяется деепричастный оборот
3) 1,2 –
выделяется причастный оборот
4) 1,2 – выделяется деепричастный оборот
Вовремя (1) спрятавшись в тень леса (2) мы переждали нестерпимую полдневную жару.
Слайд 35В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
1)1-
выделяется причастный оборот
2) 2 – выделяется деепричастный оборот
3) 1,2 –
выделяется причастный оборот
4) 1,2 – выделяется деепричастный оборот
Вовремя спрятавшись в тень леса, мы переждали нестерпимую полдневную жару.
Слайд 36Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
1) Сложное предложение, перед союзом
И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед
союзом И запятая не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
Солнце поднялось выше () и в несколько минут накалило воздух.
Слайд 37Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
1) Сложное предложение, перед союзом
И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед
союзом И запятая не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
Солнце поднялось выше и в несколько минут накалило воздух.
Слайд 38В каком примере определение не обособляется?
1) Выкрашенные недавно постройки были
завешены плакатами.
2) Постройки выкрашенные в яркие тона были видны издалека.
3)
Вдалеке виднелись постройки выкрашенные в яркие тона.
4) Выкрашенные в яркие тона все постройки были видны издалека.
Слайд 39В каком примере определение не обособляется?
1) Выкрашенные недавно постройки были
завешены плакатами.
2) Постройки, выкрашенные в яркие тона, были видны издалека.
3)
Вдалеке виднелись постройки, выкрашенные в яркие тона.
4) Выкрашенные в яркие тона, все постройки были видны издалека.
Слайд 40Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Мой старший брат – известный
фоторепортёр.
2) Мой старший брат – фотограф по профессии работал в
редакции.
3) Эта библиотека – памятник архитектуры 18 века.
4) Это библиотека, памятник архитектуры 18 века.
Слайд 41Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Мой старший брат – известный
фоторепортёр.
2) Мой старший брат – фотограф по профессии - работал
в редакции.
3) Эта библиотека – памятник архитектуры 18 века.
4) Это библиотека, памятник архитектуры 18 века.
Слайд 42Основные модели сложных предложений.
1
2
, и
;
;
1.
2.
3.
Однородное
соподчинение
Неоднородное
соподчинение
Последова
тельное
подчинение
4.
5.
6.
Слайд 43В каком примере союз И соединяет части сложносочинённого предл-я?
1. Соловьи
по-прежнему пели страстно и звонко.
2. Я вился ты защитник поздно
и не сумел помочь другу.
3. Тебя я возьму в помощники и не расстанусь с тобой никогда.
4. Целый день шёл дождь и только к вечеру погода наладилась.
Слайд 44В каком примере союз И соединяет части сложносочинённого предл-я?
1. Соловьи
по-прежнему пели страстно и звонко.
2. Явился ты защитник поздно и
не сумел помочь другу.
3. Тебя я возьму в помощники и не расстанусь с тобой никогда.
4. Целый день шёл дождь, и только к вечеру погода наладилась.
Слайд 45В каком спп придаточное изъяснительное?
1. Гений настолько внутренне богат, что
любая тема, любая мысль, случай или предмет вызывают у него
неиссякаемый поток ассоциаций.
2. Было так тихо, что издалека слышался треск ломающейся от мороза земли, шорох зябнущей ветки.
3. Я надеюсь, что вы не откажетесь отобедать у меня.
4. Пыль на улицах такая едкая, что глазам больно.
Слайд 46На человека иногда нисходят редкие и краткие мгновения, когда ему
кажется, что он переживает в другой раз когда-то и где-то
прожитой момент.
А. Определите вид сложного предложения.
Б. Какое соединение придаточных используется в предложении.
А. С разными видами связи.
Б. Последовательное.
Слайд 47Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
1) 1
2)
2
3) 3
4) 1,3
Папирус – водное растение (1) из волокнистых стеблей
(2) которого (3) изготовлялся в древности материал для письма.
Слайд 48Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
1) 1
2)
2
3) 3
4) 1,3
Папирус – водное растение, из волокнистых стеблей которого
изготовлялся в древности материал для письма.
Слайд 49Какие слова или сочетания являются грамматическими основами в сложном предложении?
Чтобы
упорядочить файлы на диске, их размещают по разным папкам, или,
что то же самое, по каталогам.
Слайд 50Какие слова или сочетания являются грамматическими основами в сложном предложении?
Чтобы
упорядочить файлы на диске, их размещают по разным папкам, или,
что то же самое, по каталогам.