Слайд 1Подготовка к пробному экзамену.
Приёмы сжатия текста
Структура сочинения
Слайд 2 1. Замена:
- однородных членов обобщающим наименованием: Яблоки и груши, персики
лежали в её корзине – Фрукты были в корзине.
- фрагмента
предложения синонимичным выражением: Ведь и в самом деле множество людей подличают, обманывают, ведут бесчестную игру вовсе не для того, чтобы добиться какой-то личной выгоды – Многие люди бесчестны не из личных выгод.
сложноподчиненного предложения простым: Пообещает иной благородный рыцарь бедной девушке, что не даст её в обиду, а когда увидит огнедышащего дракона, когда услышит его хриплый рёв, вся книжная героика мигом вылетит из его трясущейся душонки — и только и видели вы этого горе-змееборца – Пообещает юноша защищать девушку, а на деле – в кусты!
прямой речи косвенной или простым предложением: Я не выдержал: «Да что это за город идиотов?! Кто эти улицы планировал? В тайге скорее иголку найдёшь, чем здесь нужный адрес... - Я возмущался странным планированием улиц города.
Слайд 32. Исключение:
- отдельных членов предложения, некоторых однородных членов: Нет, чаще
всего подлецами нас делает слабость: вроде бы не хотел человек
ничего плохого делать, даже напротив, хотел помочь, желал проявить своё благородство и бескорыстие, а не получилось, не хватило сил. – Подлецами нас делает малодушие, лень и безразличие.
- одного или нескольких синонимов: Ему грезились серебристые крылья, несущие его над влажным снегом облаков, и густой упругий воздух, чистый и холодный, как родниковая вода, наполнял его лёгкие. – Ему грезился полёт в свежем пространстве бесконечного неба.
- предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно: Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стёклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак. – За окном был густой, тяжёлый сумрак, пугающий неопределённостью…
Слайд 43.Слияние:
- образование сложного или 1 простого (осложнённого) предложения путём слияния
нескольких пр-й: 7)Проснулся Колька рано утром от ужаса. 8) )
Он спустился с верхней полки вниз, посмотрел в окно, и ему стало ещё страшнее. 9) Ему вдруг представилось, что сейчас его высадят, и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты.. – Утром Колька испугался от осознания безысходности своего положения.
Слайд 5Поиск при прослушивании
Ключевых слов – наиболее важные
для понимания текста
слова или словосочетания – записываем в столбик (скелет текста)
Слайд 6Определяем
Тему – круг событий и лиц, составляющих основу текста; то,
о чем говорится в тексте – набрасываем в уме (на
бумаге)
Слайд 7от подробностей
однородных членов
комментариев
пояснений
главной мысли каждого абзаца
типа речи
логической последовательности событий
стилевых
особенностей
Слайд 8Сочинение 9.2
1 абз. – толкование смысла фразы в контексте
(1б.), дать комментарий смыслу (как вы понимаете это высказывание) (1б.)
2
абз. – 2 примера из текста автора! Называем АВТОРА!!!
(2 абз. Можно разбить на 2 подабзаца, так как 2 аргумента приводите) (3 балла)
3 абз. (для кого-то 4) - это фактически вывод, который соотносит нас вновь с 1 абз. То есть мы ещё раз говорим о смысле высказывания, даём полезный совет, высказываем сочувствие, негодование по проблеме текста. Показываем пути выхода из проблемы.
L – ошибки – нарушение информации об имени автора, нарушение содержания авторского текста, спутана логика повествования. (2 балла)
Композиция – 2 балла – должно всё соответствовать вышеуказанным требованиям! Итого – 9 баллов
Слайд 9Сочинение 9.3
1 абз. – толкование понятия в контексте (1б.), дать
ему комментарий (как вы понимаете значение этого слова) (1б.)
2 абз.
– 2 примера: 1 из текста автора! Называем АВТОРА!!! ВТОРОЙ - из жизненного опыта (уроки литературы).
(2 абз. Можно разбить на 2 подабзаца, так как 2 аргумента приводите) (3 балла)
3 абз. (для кого-то 4) - это фактически вывод, который соотносит нас вновь с 1 абз. То есть мы ещё раз говорим об указанном понятии, даём полезный совет, высказываем сочувствие, негодование по проблеме текста. Показываем пути выхода из проблемы.
L – ошибки – нарушение информации об имени автора, нарушение содержания авторского текста, спутана логика повествования. (2 балла)
Композиция – 2 балла – должно всё соответствовать вышеуказанным требованиям! Итого – 9 баллов
Слайд 10ОШИБКИ:
I – орфография 2 балла (до 1 ош.)
1 балл (2-3 ош.)
V – пунктуация 2 балла (до 2 ош.)
1 балл (3-4 ош.)
Г – 2 балла (до 1 ош.)
1 балл (2 ош.)
Р – 2 балла ( до 2 ош.) 1 балл (3-4 ош.)
Ф – 0 ошибок – 2 балла
1 ош. – 1 балл
NB – «5» за экзамен ставится, если у вас не по нулям I, V, Г – ошибки!!!
Слайд 11Домашнее задание:
Тексты с 1 по 10 на портале РЕШУ ОГЭ
русский – прослушиваем, делаем черновики!
Слайд 12 1)Школьники смотрели на избиение совершенно спокойно.
(2)Они всегда смотрели так, если били кого-то, до кого другим
не было никакого дела. (3)И только появление «бесноватой» пробудило в них интерес. (4)Спортивный интерес.
(5)Год назад, когда она переводилась в эту школу, Агния была хрупкой милой девочкой с потрясающими длинными медово-русыми волосами, похожей на принцессу настолько, насколько может быть похожей на принцессу девчонка, не отличающаяся благонравным характером.
(6)Но волосы она обстригла и перекрасила в первую же неделю, а со второй она уже записалась в какие-то секции, и теперь язык не поворачивался назвать её «хрупкой». (7)А дралась она, действительно, здорово.
(8)Причём, и это всегда удивляло и учеников, и учителей, она всегда дралась без причины. (9)Вот и в этот раз ввязываться в драку со старшеклассниками причины не было никакой – всего лишь один мальчишка, которого они толкали, не выпуская из круга, забавляясь его беспомощностью. (10)А мальчишка просто был сердечником, и просто ему уже было плохо, но он никак не мог вырваться.
(11)«Совсем озверели, – налетев со спины, Агния повалила одного из старшеклассников на землю и протянула мальчику руку, – идём!»
(12)Тот, пошатываясь от слабости, шагнул к ней из окружения.
(13)«Агни, борзеешь…» – раздался за его спиной угрожающий шёпот.
(14)И старшеклассник, сплюнув, поднялся с земли. (15)Агния рывком оттащила мальчика за спину.
(16)«Беги!» – приказала она, оттолкнув его, и шагнула навстречу противникам.
(17)Много раз школьники абсолютно спокойно смотрели на то, как силы покидали её с каждым ударом. (18)Но Агния никогда не сдавалась. (19)Она падала, она поднималась или не могла подняться, но не сдавалась она никогда. (20)Поэтому били её всегда очень жестоко. (21)А в этот раз всё должно быть ещё хуже, наверное.
(22)Старшеклассник с рассечённой губой шагнул к девушке первым, противно ухмыляясь и разминая кулаки. (23)Слышно было, как они похрустывают. (24)Агния только усмехнулась и сбросила кожаную сумку на землю. (25)Всё будет значительно хуже, чем всегда.
– (26)Я в милицию звоню! – раздался из-за спин школьников смутно знакомый голос, он дрожал от страха и напряжения. – (27)Я уже звоню! (28)Отойдите от неё!
(29)Щуплый семиклассник Витька с дрожащими от страха губами и полными слёз глазами поднял сотовый телефон над головой. (30)И в первое мгновение школьники усмехнулись, увидев его. (31)Но потом они разглядели в его взгляде нечто, чего не видели прежде. (32)Это была решимость.
– (33)Отойдите от неё! – сорвавшись на истерический визг, повторил Витька.
(34)И старшеклассники, переглянувшись, отступили от девушки.– (35)В другой раз.
(36)Больше не ожидалось ничего интересного, и все стали расходиться кто куда.
(37)Посмотрев на Витьку, Агния слабо улыбнулась и провела ладонью ему по голове.– (38)Санька у меня такой же… (39)Смелый.– (40)Я не смелый… – возразил Витька тихо.
– (41)Я сказала: смелый, – повторила Агния. – (42)Потому, что ты взял ответственность на себя в жизни, а не на словах. (43)Настоящую ответственность.(44)Мальчишка-сердечник, всё еще синий от слабости, смотрел на них мутными глазами и ничего не понимал…
* Айна Нара – современная детская писательница..