Слайд 1Семинар апрель 2018
Подготовка к школьному обучению детей с ОВЗ и
инвалидностью
Слайд 2Готовность к школьному обучению
Поступление в школу – это переломный момент
в жизни ребенка и формировании его личности. «Поступление в школу
изменяет весь строй жизни ребенка, оно вводит его в систему новых отношений, ставит перед ним новые задачи, формирует у него деятельность совершенно нового типа - учение в школе. То новое положение в жизни, которое занимает школьник по сравнению с дошкольником, и новая деятельность, которая составляет основное содержание его жизни, предъявляют к ребенку новые требования» Л. И. Божович
Готовность к школьному обучению- это комплексный феномен, подразумевающий определенный уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы и адаптации в детском коллективе без ущерба для его здоровья.
Слайд 3Концепция готовности к школьному обучению в российской психологии и педагогике
основывается на трех основных подходах
Слайд 4Факторы психического развития по Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину
Слайд 5Специфика развития ребенка на всех возрастных этапах определяется тем, что
Ребенок
стремится выполнять требования окружающей среды, когда эти требования входят в
структуру его собственных потребностей
Изменения, происходящие к концу каждого периода (психические новообразования) могут быть зафиксированы как изменения в развитии психических процессов, личности и самосознания
Ведущая деятельность ребенка как один из компонентов возрастного подхода (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Е.Ф.Обухова, В.С.Мухина и др.). Ведущая деятельность обуславливает главнейшие изменения в психике ребенка и его личностных особенностях на каждом возрастном этапе. Выход из каждого периода сопровождается кризисом
Слайд 6Мотивационный подход
Только при наличии учебной мотивации ребенок становится субъектом учения,
а учение становится целенаправленной деятельностью
Учебная мотивация состоит из трех видов
мотивов:
Познавательные мотивы (потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями)
Социальные мотивы (потребность в общении и одобрении других людей)
Мотивы достижения являются индивидуальной характеристикой человека, проявляются в стремлении к достижению результата, зависят от реакции человека на успех и неудачу.
Потребность в одобрении и познавательная потребность обеспечивают формирование «внутренней позиции школьника». Эта позиция и есть критерий готовности к школьному обучению. В норме выраженная внутренняя позиция школьника формируется в возрасте 7 лет (Л.И.Божович, Н.Г.Морозова, Л.С.Славина, Н.И.Гуткина и др.)
Слайд 8Диагностика готовности к школьному обучению условно делится на несколько составляющих
Слайд 9Физическая готовность
Работоспособность
Темп деятельности
Возможность поддерживать достаточный уровень психической активности
Достаточное развитие двуручной
деятельности
Достаточный уровень мелкой моторики и опто-моторной координации
Достаточный уровень сенсорной интеграции,
включая нормальную сенсорную чувствительность
Слайд 10Интеллектуальная готовность
При исследовании интеллекта ребенка с точки зрения готовности к
школьному обучению на первый план выходят критерии, необходимые и достаточные
для начала обучения в школе. Наиболее яркой характеристикой является скорость обучения (обучаемость), включающая в себя два этапа интеллектуальных операции:
1. усвоение нового правила работы (решение задачи и т.п.);
2. перенос усвоенного правила выполнения задачи на аналогичные, но не тождественные ему.
Слайд 11Интеллектуальная готовность предполагает
Наличие основных представлений о природных и социальных явлениях,
общий запас знаний об окружающем мире, людях, о себе;
Дифференцированное
восприятие (перцептивная зрелость);
Достаточный объем произвольного внимания ;
Достаточный уровень логического мышления (способность к определению основных признаков и связей между явлениями, способность к воспроизведению образца, сформированность мыслительных операций сравнения, аналогий, анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, классификации);
Рациональный подход к действительности (относительное ослабление роли фантазии);
Достаточный объем произвольного запоминания;
интерес к занятиям, в которых результат может быть достигнут только ценой усилия, интерес к новым знаниям;
Овладение на слух разговорной речью и способностью понимать и применять символы в целом и др.
Таким образом, в отечественной психологии и педагогике при изучении интеллектуального компонента готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов
Слайд 12Подготовка к школьному обучению
Относится к особым образовательным потребностям детей с
ОВЗ
Реализуется в различных вариантах, выбор которых зависит от следующих факторов:
Возможных
ресурсов населенного пункта
Уровня речевого, когнитивного и социального развития ребенка с ОВЗ
Выбора родителей
Возраста ребенка на момент начала подготовки к школьному обучению
Других факторов
Слайд 13Модели подготовки к школьному обучению
Слайд 14Модель подготовки к школе в рамках школьного отделения
Слайд 15Сравнительный анализ групп подготовки к школе
Слайд 16Варианты подготовки к школьному обучению в инклюзивном детском саду
Слайд 17Этапы подготовки к школьному обучению
Слайд 18Примерная структура занятий группы подготовки к школе
Слайд 19
Группа подготовки к школе (проект)
Основные критерии того, что ребенку
группа подготовки к школе нужна
Как принимается решение о зачислении ребенка
в группу
Взаимодействие с семьей на этапе планирования подготовки к школе
Возможные варианты включения ребенка в группу подготовки к школе
Слайд 20Состав группы
в группу объединяются дети старшего дошкольного возраста
От 8
до 12 детей старшего дошкольного возраста
Как ранее не посещавшие дошкольное
отделение образовательной организации, или же в силу причин не готовые к включению в группу подготовки к школе с большим количеством детей.
В группу подготовке к школе могут объединяться как дети, имеющие разные диагнозы: РАС, ЗПРР, дети с генетическими нарушениями, дети с различными неврологическими нарушениями, так и дети, не имеющие особенностей развития (если речь идет об инклюзивной группе подготовки к школе).
Слайд 21Цель и задачи фронтального занятия «Урок»
- подготовка детей к
обучению в классе, что включает в себя:
Освоение организационных умений
Освоение основных
видов практической деятельности
Освоение «академического компонента», в соответствии с планируемой программой школьного обучения
Слайд 22Кто пойдет на урок?
Принцип включения ребят во фронтальное занятие «Урок»
Состав класса
Почему возникают
подгруппы
Какие уроки бывают
Связан ли урок с
другими фронтальными занятиями?
Слайд 23Кто становится учителем в классе
Обращение к учителю
Моделирование и другие
приемы обозначения роли
Помощники – от чего зависит их количество, их
роль и задачи
А что если…?
Некоторые приемы формирования позиции учитель-ученик
Слайд 24Пространственные решения при определении того, где и как сидят дети
на уроке
Как найти лучшее место ученику
С низкой работоспособностью
Поведенческими проблемами
Низким темпом
деятельности
Двигательными нарушениями
Постоянное ли это место или «учеников» нужно пересаживать?
Слайд 25Требования к наглядному материалу на уроках
Натуральная наглядность
Графическая наглядность
Символическая наглядность*
Слайд 26Структура урока
Звонок
Вводная беседа
Планирование урока
Выполнение заданий
Проверка домашнего задания
Подведение итогов урока
Звонок
Слайд 27Как научить
Выделять начало и окончание урока?
Видеть других учеников в
классе?
Обозначать свое присутствие в классе?
Поднимать руку, чтобы привлечь к себе
внимание
Выходить к доске
Делать то, что задали
Вовремя останавливаться
Выполнять домашнее задание
Слайд 28Практикоориентированная направленность уроков в группах для детей с тяжелыми нарушениями
развития
Опора на опыт учеников
Как определяется содержание урока
Полисенсорный подход к подачи материала
где граница «взрослый помог» или «взрослый сделал за..»
Трудности усвоения (добиваемся ли критерия качества усвоения академического материала)
Нужны ли формальные знания? Зачем?
Слайд 29Проблемы учебного поведения и возможные варианты их решения
Учет интересов при
проведении уроков и оценивании результатов
Чередование видов активности
Индвидуальный урок в классе….
или решение проблем маленькими шагами
Выгоняем ли с урока? Выбор стратегии и приемов, помогающих ребенку удержаться на уроке
Слайд 30Варианты уроковы подготовки к школе. Подходы к содержанию уроков
Комбинированный
Практикоориентированный
Предметный подход
к содержанию уроков («Ознакомление с окружающим миром» и «Формирование математических
представлений», другие варианты)
А бывают ли другие варианты?
Слайд 31
Домашние задания
Нужны ли домашние задания? Почему?
Материалы для домашнего задания.
Индивидуальный или универсальный подход?
Слишком просто или слишком сложно… ориентируемся на…
Оценка
домашнего задания
Взаимодействие с родителями
Слайд 32Проверочный лист готовности к школьному обучению