Слайд 1Подготовка к сочинению
по картине А.М. Герасимова «После дождя»
Выполнил презентацию
Магистрант I
курса языкового образования
Бортник Р.З.
Слайд 2Цели:
познакомить учеников с произведением русской живописи начала 20 века;
собрать
материалы, необходимые для написания сочинения;
способствовать обогащению речи учащихся, расширению
их кругозора путем ознакомления с произведениями живописи
Слайд 3Давайте повторим
Жанры живописи
Портрет
Натюрморт
пейзаж
Типы текстов
Повествование
Описание
Рассуждение
Слайд 4Александр Михайлович Герасимов
Слайд 5Семейный портрет
А.М. Герасимов родился в купеческой семье в Козлове (ныне
Мичуринск), учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Портретист,
пейзажист, мастер тематической картины. Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, доктор искусствоведения.
Слайд 6К 1935 году, написав множество портретов
В. И.
Ленина,
И. В. Сталина и
других
советских руководителей,
А. М. Герасимов,
устав от борьбы за официальное признание и успех, уехал отдохнуть в свой родной и любимый город Козлов. Здесь и была создана «Мокрая терраса».
Слайд 7История создания картины
«После дождя»
Я сделал этюд в два
часа.
Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет
моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг набежали тучи. Порывистый ветер, срывая лепестки роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, и моё семейство скрылось в доме. А меня охватил неожиданный восторг. От свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. К счастью, оказался под руками подрамок с холстом, и я лихорадочно начал писать. Не понадобилось ничего переставлять или добавлять, - настолько было прекрасно всё, что находилось перед моими глазами.
Слайд 8Беседа по картине
Что изображено на картине?
К какому жанру
вы отнесете картину А.М. Герасимова?
По каким деталям картины
мы догадываемся, что только что прошел дождь?
Удалось ли художнику передать ощущение свежести после дождя?
У картины два названия. Как вы думаете почему? Какое из названий более точно передает авторский замысел?
К какому типу текста будет отнесено ваше сочинение?
А. М. Герасимова
«После дождя (Мокрая терраса)»
Слайд 9Опишите, что вы видите.
Круглый стол,букет цветов в кувшине, резные ножки
стола,опрокинутый стакан, блеск мокрых поверхностей,тени от предметов.
Слайд 10Словарная работа.
Летний дождь; всё напоено влагой; всё блестит; свежая, умытая
ливнем листва; на переднем и заднем плане; пламенеют в стеклянном
графине розы; влажный блеск, неяркий солнечный свет; вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина; опрокинутый стакан; сквозь густую зелёную листву видна крыша сарая; ощущается свежесть воздуха и тишина; терраса, перила.
Слайд 11А. Яшин
После дождя
Дождик прошёл по садовой дорожке.
Капли на ветках висят,
как серёжки.
Тронешь берёзку — она встрепенётся
И засмеётся. До слёз
засмеётся.
Дождь прошуршал по широкому лугу.
Даже цветы удивились друг другу:
В чашечках листьев,
на каждой травинке
По огонёчку, по серебринке.
Слайд 12Синтаксис. Пунктуация.
Запишите предложения, расставьте знаки препинания:
Вспоминаются строки из стихотворения
А.Я.Яшина После дождя Капли на ветках висят как серёжки В
чашечках листьев на каждой травинке по огонёчку по серебринке.
Всё блестит на переднем плане перила скамья пол на террасе и крышка стола.
Пламенеют в стеклянном графине розы на них тоже висят капельки дождя.
Кругом влажный блеск и неяркий солнечный свет и отчётливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента который наступает сразу после дождя.
Слайд 13Проверь себя
Вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина «После дождя»: «Капли на
ветках висят , как серёжки», «В чашечках листьев, на каждой
травинке по огонёчку, по серебринке».
Всё блестит на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе и крышка стола.
Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя.
Кругом влажный блеск и неяркий солнечный свет, и отчётливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступает сразу после дождя.
Слайд 14Отрывок из повести
Л. Н. Толстого «Отрочество»
«Но вот дождь становится
мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том
месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги. Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни. Душа моя улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа. Я высовываюсь из брички и жадно впиваю в себя душистый воздух. Всё мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком. Я не могу усидеть в бричке, бегу к кустам, рву мокрые ветки распустившейся черёмухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом».
Слайд 15Подберем синонимы,
чтобы избежать повторов.
Картина -полотно, пейзаж
Художник - живописец, пейзажист
Нарисовал
- изобразил, показал
Слайд 16Цвет и настроение
Цвет в картине имеет большое значение. Художник с
помощью цвета создает образ, передает свое отношение к герою, вызывает
определенное настроение. Мы видим неяркие, спокойные краски: светло-зелёную и тёмно-зелёную гамму, розовато-жёлтые, бордовый тона. Эти сочетания создают летнее настроение. Серебристый оттенок на всех предметах рождает ощущение прохлады.
Художник очень любит свой сад, родную природу. Ему нравится изображать изменения в природе.
Слайд 17Примерный план
1. Перед нами картина А. М. Герасимова «После дождя».
2.
Мокрая терраса.
3. Сад после дождя.
4. Колорит картины.
5. Настроение, которое создаёт
картина.
Слайд 18«После дождя» — один из лучших пейзажей художника Александра
Михайловича Герасимова. Как и другие, эта картина отличается простотой, ясностью
и праздничностью.
Только что прошел сильный летний дождь. Он оставил свои следы на всем. Пропитались влагой кусты и деревья. На мокрых ветках блестит свежая, умытая ливнем листва. «Капли на ветках висят, как сережки», так написал поэт А. Я. Яшин. И еще вспоминаются строки из его стихотворения «После дождя»: «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонечку, по серебринке». Блестит всё: и крыша сарая, вдали, на заднем плане, и то, что находится на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе, крышка стола. Всё напоминает о бушевавшей стихии. На всех этих предметах еще много воды. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя. А рядом лежит опрокинутый стакан: видно, дождь был сильный.
Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет, пробивающийся сквозь расступающиеся облака, и отчетливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступил сразу после дождя.
Слайд 19Домашнее задание
Написать черновик сочинения
Слайд 21Литература:
Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений.
В 2ч. /( М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.Т. Тростенцова и др.; науч.
ред. Н.М.Шанский) - М.: Просвещение, 20013.
Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка. -
М.: Просвещение. 1983
Интернет-ресурсы:
Российский общеобразовательный портал. Коллекция: МХК. Герасимов А.М. - http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=%2016527
шаблон - http://whynotra.moy.su/_nw/14/15329.jpg
Картины А.М.Герасимова:
http://www.amgerasimov.michmuzei.ru/paints/ger00avtoportret.jpg
http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=6487
http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=6457
http://www.amgerasimov.michmuzei.ru/paints/ger04tropinka.jpg
http://www.tstu.ru/win/kultur/kul_img/mus_img/ger_img/terrasa.jpg
Дом-музей - http://www.tstu.ru/win/kultur/kul_img/mus_img/ger_img/terr.jpg
После дождя - http://www.e1.ru/fun/photo/view_pic.php/p/
703e63b498f830bd94adb2d3e1d019ba/view.pic