Слайд 1www.nspu.net
Подготовка школьников
к ОГЭ-2017 и ЕГЭ-2017 по истории
Хлытина Ольга Михайловна,
к.п.н., зав. кафедрой отечественной и
всеобщей истории ФГБОУ ВО «НГПУ»
(383) 244-03-13
kafedrar@mail.ru
Слайд 2www.nspu.net
Информационные порталы
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
http://ege.edu.ru/
Слайд 3www.nspu.net
Информационные порталы
Официальный информационный портал
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
http://ege.edu.ru/
Слайд 4www.nspu.net
Информационные порталы
Федеральный институт педагогических измерений
http://fipi.ru/
Слайд 5www.nspu.net
Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ и ОГЭ
Слайд 6www.nspu.net
Документы,
определяющие содержание КИМ
ЕГЭ и ОГЭ по истории
Федеральный
компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004
№ 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»)
Историко-культурный стандарт, являющейся частью Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории
Слайд 7www.nspu.net
Документы,
определяющие содержание КИМ
ЕГЭ и ОГЭ по истории
В
соответствии с майскими указами Президента РФ Российским историческим обществом в
2012 – 2013 гг. разработана Концепция нового УМК по отечественной истории, включающая Историко-культурный стандарт
Слайд 8www.nspu.net
Историко-культурный стандарт
Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству
Раздел II.
Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к
царству.
Раздел III. Россия в конце XVII – XVIII веках: От царства к империи.
Раздел IV. Российская империя в XIX – начале XX вв.
Раздел V. Россия в годы «великих потрясений». 1914-1921 гг.
Раздел VI. Советский Союз в 1920- 1930-е гг.
Раздел VII. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.
Раздел VIII. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг.
Раздел IX. Российская Федерация в 1992-2012 гг.
Примерный перечень «трудных вопросов истории
Слайд 9www.nspu.net
Историко-культурный стандарт
РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ
ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ
XVI–XVII столетия занимают особое место в истории
России. В этот период окончательно сложилось единое Российское государство, территория которого существенно расширилась после присоединения Среднего и Нижнего Поволжья, Урала и Сибири, его границы достигли берегов Тихого океана, и, таким образом, в основном сложилось нынешнее географическое пространство нашей страны. В это время завершается преодоление последствий политической раздробленности и зависимости от Орды, постепенно происходит укрепление государственности, приобретающей черты самодержавия и абсолютной монархии, формируется и развивается система центрального и местного управления. Российское государство формируется как многонациональная держава, где приобретали опыт мирного сосуществования различные в цивилизационном и конфессиональном плане народы.
Наряду с оформлением крепостного права, появляются новые тенденции в экономике, растет внутренняя и внешняя торговля. Развивается самобытная русская культура. Укрепляются политические, экономические, культурные контакты со странами Европы, позволившие создать необходимые предпосылки для последующей модернизации страны в петровскую эпоху…
Ситуация была осложнена пресечением в 1598 г. царской династии Рюриковичей. Политическая линия, проводимая царем Борисом Федоровичем Годуновым смогла лишь на время снять остроту социально-политических противоречий в стране.
Борьба за власть между боярскими семействами на фоне обострения социально-экономической ситуации (голод 1601-1603 гг.), а также вмешательство сопредельных государств (в первую очередь – Речи Посполитой) во внутренние дела России способствовали вступлению страны в первую в ее истории гражданскую войну, получившую от современников название «Смутное время», длившуюся на протяжении полутора десятков лет (1604-1618 гг.).
Череда самозванцев, иноземные войска, занимавшие российские города (вплоть до столицы), мощные социальные выступления против правительства, сепаратистские движения на окраинах государства поставили Россию перед реальной угрозой полной потери национальной независимости. Лишь консолидация общества, получившая наиболее яркое выражение в деятельности народных Ополчений и «Совета всея земли», возглавленного князем Д.М. Пожарским и К. Мининым, позволила отстоять независимость государства.
Страна и народ заплатили высокую цену за потрясения начала века: экономическое разорение, огромные людские потери, утрата земель на западном рубеже и, в том числе, выхода к Балтийскому морю. Переломом в Смутном времени стало избрание Земским собором 1613 г. на царский престол Михаила Федоровича Романова (1613 – 1645 гг.), ставшего основателем новой династии, правившей в России до начала XX столетия.
Слайд 10www.nspu.net
Историко-культурный стандарт
РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ
ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ
XVI–XVII столетия занимают особое место в истории
России. В этот период окончательно сложилось единое Российское государство, территория которого существенно расширилась после присоединения Среднего и Нижнего Поволжья, Урала и Сибири, его границы достигли берегов Тихого океана, и, таким образом, в основном сложилось нынешнее географическое пространство нашей страны. В это время завершается преодоление последствий политической раздробленности и зависимости от Орды, постепенно происходит укрепление государственности, приобретающей черты самодержавия и абсолютной монархии, формируется и развивается система центрального и местного управления. Российское государство формируется как многонациональная держава, где приобретали опыт мирного сосуществования различные в цивилизационном и конфессиональном плане народы.
Слайд 11www.nspu.net
Историко-культурный стандарт
РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ
ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ
Наряду с оформлением крепостного права, появляются новые
тенденции в экономике, растет внутренняя и внешняя торговля. Развивается самобытная русская культура. Укрепляются политические, экономические, культурные контакты со странами Европы, позволившие создать необходимые предпосылки для последующей модернизации страны в петровскую эпоху…
Векторы, тенденции развития России в XVI – XVII веках
Слайд 12www.nspu.net
Историко-культурный стандарт
РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ
ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ
Ситуация была осложнена пресечением в 1598 г.
царской династии Рюриковичей. Политическая линия, проводимая царем Борисом Федоровичем Годуновым смогла лишь на время снять остроту социально-политических противоречий в стране.
Борьба за власть между боярскими семействами на фоне обострения социально-экономической ситуации (голод 1601-1603 гг.), а также вмешательство сопредельных государств (в первую очередь – Речи Посполитой) во внутренние дела России способствовали вступлению страны в первую в ее истории гражданскую войну, получившую от современников название «Смутное время», длившуюся на протяжении полутора десятков лет (1604-1618 гг.).
Причины Смутного времени
Слайд 13www.nspu.net
Историко-культурный стандарт
РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ
ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ
Череда самозванцев, иноземные войска, занимавшие российские города
(вплоть до столицы), мощные социальные выступления против правительства, сепаратистские движения на окраинах государства поставили Россию перед реальной угрозой полной потери национальной независимости. Лишь консолидация общества, получившая наиболее яркое выражение в деятельности народных Ополчений и «Совета всея земли», возглавленного князем Д.М. Пожарским и К. Мининым, позволила отстоять независимость государства.
Сущность Смутного времени
Слайд 14www.nspu.net
Историко-культурный стандарт
РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ
ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ
Страна и народ заплатили высокую цену за
потрясения начала века: экономическое разорение, огромные людские потери, утрата земель на западном рубеже и, в том числе, выхода к Балтийскому морю. Переломом в Смутном времени стало избрание Земским собором 1613 г. на царский престол Михаила Федоровича Романова (1613 – 1645 гг.), ставшего основателем новой династии, правившей в России до начала XX столетия.
Последствия Смутного времени
Слайд 15www.nspu.net
Историко-культурный стандарт
РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ
ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ
Страна и народ заплатили высокую цену за
потрясения начала века: экономическое разорение, огромные людские потери, утрата земель на западном рубеже и, в том числе, выхода к Балтийскому морю. Переломом в Смутном времени стало избрание Земским собором 1613 г. на царский престол Михаила Федоровича Романова (1613 – 1645 гг.), ставшего основателем новой династии, правившей в России до начала XX столетия.
Последствия Смутного времени
Слайд 16www.nspu.net
«Историческая ситуация» -
основа построения содержания урока и системы предметных
умений
Слайд 18www.nspu.net
Минимальный балл ЕГЭ в 2017 г.
Министерство образования и науки Российской
Федерации,
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
(Рособрнадзор)
Распоряжение от 04.09.2014 №1701-10
«Об
установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета»
Слайд 19www.nspu.net
Минимальный балл ЕГЭ в 2017 г.
Распоряжение от 04.09.2014 №1701-10
«Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для
поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета»
по русскому языку 36 баллов,
по математике 27 баллов (было 24);
по физике 36 баллов;
по химии 36 баллов;
по информатике и ИКТ 40 баллов;
по биологии 36 баллов;
по истории 32 балла;
по географии 37 баллов;
по обществознанию 42 балла (было 39);
по литературе 32 балла;
по иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский) 22 балла (было 20).
Слайд 20www.nspu.net
Минимальный балл ЕГЭ в 2017 г.
ВАЖНО:
максимальный первичный балл за
работу по истории
2015 год – 59
2016 год – 53
2017 год
– 55
минимальный тестовый балл («порог»)
2015 год – 13
2016 год – 9
2017 год – 9
Слайд 21www.nspu.net
Изменения КИМ ЕГЭ по истории
в 2017 г.
Изменён максимальный балл
за выполнение заданий 3 и 8 (2 балла вместо 1).
Усовершенствованы формулировка задания 25 и критерии его оценивания.
Слайд 22www.nspu.net
Основные принципы отбора заданий и составления вариантов КИМ ЕГЭ
Значимость проверяемых
фактов.
Отражение различных аспектов истории: экономики, социальных отношений, внутренней и внешней
политики, материальной и духовной культуры.
В работе 2017 г. выделены отдельные позиции, на которых проверяется знание истории материальной и духовной культуры (17–19) и знание истории Великой Отечественной войны (8).
Слайд 23www.nspu.net
Основные принципы отбора заданий и составления вариантов КИМ ЕГЭ
Пропорциональность представления
заданий, связанных с различными эпохами. Задания на установление соответствия (2,
5, 9, 17) составлены таким образом, что проверяют знание дат, фактов, персоналий по каждому из следующих периодов истории России: 1) VIII–XV вв.; 2) XVI–XVII вв.; 3) XVIII–XIX вв.; 4) XX – начало XXI в. Каждое из остальных заданий может проверять знание различных исторических эпох (VIII – начало XXI в.), но устанавливается такое сочетание заданий, чтобы в совокупности они примерно в равной степени охватывали основные содержательные разделы курсов истории.
Слайд 24www.nspu.net
Основные принципы отбора заданий и составления вариантов КИМ ЕГЭ
Обязательное включение
элементов содержания по всеобщей истории в задания 1 и 11.
ВАЖНО:
в «Кодификаторе..» перечислены важнейшие события (процессы, явления) истории зарубежных стран, знание которых может проверяться в заданиях 1 и 11.
Слайд 28www.nspu.net
ВАЖНО:
всеобщая история только в заданиях 1 и 11;
данный перечень событий
– на 2017 г;
для выполнения заданий важно знать век, когда
произошли эти события
Индивидуальное домашнее задание ученикам: расположить в хронологической последовательности, подобрать события истории России, произошедшие в этом же веке (составить синхронистическую таблицу)
Основные принципы отбора заданий и составления вариантов КИМ ЕГЭ
Слайд 29www.nspu.net
Структура КИМ ЕГЭ по истории в 2017 г.
Часть 1
Слайд 30www.nspu.net
Структура КИМ ЕГЭ
по истории в 2017 г.
Каждый вариант экзаменационной
работы состоит из двух частей и включает в себя 25
заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом:
– задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;
– задания на определение последовательности расположения данных элементов;
– задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах;
– задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п.
Слайд 31www.nspu.net
Структура КИМ ЕГЭ
по истории в 2017 г.
Задания на установление
хронологической последовательности
ВАЖНО: с 2016 г. – 3 элемента (в 2015
г. – 5 элементов)
Верная последовательность – 1 балл
Средний процент выполнения по РФ / НСО 58,0 / 50,9
Слайд 32www.nspu.net
Структура КИМ ЕГЭ
по истории в 2017 г.
Задания на установление
соответствий
ВАЖНО: периоды истории России
1) VIII–XV вв.;
2) XVI–XVII вв.;
3)
XVIII–XIX вв.;
4) XX – начало XXI в.
Максимальный балл – 2 (одна ошибка – 1 балл).
Слайд 33www.nspu.net
Структура КИМ ЕГЭ
по истории в 2017 г.
знание дат
1)
VIII–XV вв.;
2) XVI–XVII вв.;
3) XVIII–XIX вв.;
4) XX
– начало XXI в.
Средний процент выполнения по РФ / НСО 59,6 / 57,6
Слайд 34www.nspu.net
Структура КИМ ЕГЭ
по истории в 2017 г.
знание основных фактов,
процессов, явлений
1) VIII–XV вв.; 2) XVI–XVII вв.;
3) XVIII–XIX
вв.; 4) XX – начало XXI в.
Средний процент выполнения по РФ / НСО – 48,2 / 36,0
Слайд 35www.nspu.net
Структура КИМ ЕГЭ
по истории в 2017 г.
знание исторических деятелей
1) VIII–XV вв.; 2) XVI–XVII вв.;
3) XVIII–XIX вв.; 4)
XX – начало XXI в.
Средний процент выполнения по РФ / НСО – 38,7 / 29,8
Слайд 36www.nspu.net
Структура КИМ ЕГЭ
по истории в 2017 г.
знание основных фактов
истории культуры
1) VIII–XV вв.; 2) XVI–XVII вв.;
3) XVIII–XIX
вв.; 4) XX – начало XXI в.
Средний процент выполнения по РФ / НСО – 30,9 / 15,4
Слайд 37www.nspu.net
Структура КИМ ЕГЭ
по истории в 2017 г.
Максимальный балл за
задание – 2
Средний процент выполнения по РФ / НСО
– 40,8 / 36,4
Определение терминов
Слайд 38www.nspu.net
Структура КИМ ЕГЭ
по истории в 2017 г.
Максимальный балл за
задание – 1
Средний процент выполнения по РФ / НСО
– 55,8 / 47,5
Определение термина по нескольким признакам
Слайд 40www.nspu.net
Структура КИМ ЕГЭ
по истории в 2017 г.
Максимальный балл –
2
Средний процент выполнения по РФ / НСО – 43,9
/ 24,6
Работа с текстовым историческим источником
Слайд 41www.nspu.net
Структура КИМ ЕГЭ
по истории в 2017 г.
Максимальный балл –
2
Средний процент выполнения по РФ / НСО – 60,4
/ 29,8
Систематизация исторической информации
Слайд 42www.nspu.net
Максимальный балл – 2
Средний процент выполнения по РФ /
НСО – 35,2 / 36,7
Знание основных фактов, процессов, явлений
Слайд 43www.nspu.net
Структура КИМ ЕГЭ
по истории в 2017 г.
Важно: задание по
истории России 1914 – 2012 г.
Максимальный балл – 1
Средний процент
выполнения по РФ / НСО – 60,7 / 58,1
Слайд 44www.nspu.net
Максимальный балл – 3
(одна ошибка – 2 балла,
две-три ошибки
– 1 балл).
Систематизация исторической информации, представленной в различных знаковых системах
Средний процент выполнения по РФ / НСО – 57,1 / 29,7
Слайд 46www.nspu.net
Максимальный балл – 2
(одна ошибка – 1 балл)
Работа с
текстовым историческим источником
Средний процент выполнения по РФ / НСО
– 57,1 / 25,3
Слайд 47www.nspu.net
46,1 / 29,9
56,7 / 52,1
Слайд 48www.nspu.net
ВАЖНО:
В заданиях 13-15 ответ пишем БУКВАМИ.
Максимальный балл за каждое
задание 13-15 – 1 балл, задание 16 – 2 балла
Работа
с исторической картой
41,1 / 37,7
44,7 / 18,4
Слайд 49www.nspu.net
Анализ иллюстративного материала
Структура КИМ ЕГЭ по истории в 2017
Слайд 50www.nspu.net
Средний процент выполнения по РФ / НСО – 37,6 /
32,1
Слайд 51www.nspu.net
Максимальный балл
за задания 18 и 19
1 балл
Средний процент выполнения по
РФ / НСО – 56,0 / 66,6
Слайд 52www.nspu.net
Максимальный балл – 2
Средний процент выполнения по РФ –
35,2 / 36,7
Знание основных фактов, процессов, явлений
Слайд 53www.nspu.net
46,1 / 29,9
56,7 / 52,1
Слайд 54www.nspu.net
ВАЖНО:
В заданиях 13-15 ответ пишем БУКВАМИ.
Максимальный балл за каждое
задание 13-15 – 1 балл, задание 16 – 2 балла
Работа
с исторической картой
41,1 / 37,7
44,7 / 18,4
Слайд 55www.nspu.net
Обучение школьников выполнению заданий ЕГЭ по истории
!!! Работа с контурной
картой в старших классах:
наносим «подсказки» (города, названия рек, места
сражений, даты, стрелки и др.);
какая карта из предложенных отображает события данной темы;
подпиши на контурной карте все географические объекты, упомянутые в параграфе; обозначь места событий.
!!! ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
Слайд 56www.nspu.net
Обучение школьников выполнению заданий ЕГЭ по истории
Слайд 57www.nspu.net
Структура КИМ ЕГЭ по истории в 2017 г.
Часть 2
Слайд 58www.nspu.net
Структура КИМ ЕГЭ
по истории в 2017 г.
Часть 2 содержит
6 заданий с развёрнутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками
различных комплексных умений.
20–22 – комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение
исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).
Задание 23 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. Задание 24 – анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса.
Слайд 60www.nspu.net
Структура КИМ ЕГЭ
по истории в 2017 г.
Средний процент выполнения
по РФ / НСО – 39,0 / 32,2
Слайд 61www.nspu.net
Структура КИМ ЕГЭ
по истории в 2017 г.
Средний процент выполнения
по РФ / НСО – 71,3 / 62,5
Слайд 62www.nspu.net
Структура КИМ ЕГЭ
по истории в 2017 г.
Средний процент выполнения
по РФ – 28,8 / 23,0
Слайд 63www.nspu.net
Структура КИМ ЕГЭ
по истории в 2017 г.
Средний процент выполнения
по РФ / НСО – 31,1 / 10,4
Слайд 64www.nspu.net
Структура КИМ ЕГЭ
по истории в 2017 г.
Средний процент выполнения
по РФ / НСО – 21,3 / 5,7
Слайд 65www.nspu.net
Обучение школьников выполнению заданий ЕГЭ по истории
Задание 24 – в
2015 г. была изменена формулировка и критерии оценивания
В исторической науке
существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«В начале 50-х гг. XIX в. сложилась благоприятная международная обстановка для участия России в русско-турецкой войне».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Слайд 66www.nspu.net
Обучение школьников выполнению заданий ЕГЭ по истории
Для выполнения задания выпускнику
недостаточно привести только факты - необходимо сформулировать полноценные аргументы. Это
означает, что экзаменуемый должен объяснить, каким образом с помощью приведённого факта можно аргументировать данное теоретическое положение.
ВАЖНО: форма записи ответа должна позволять эксперту однозначно разделить аргументы на 2 группы – в подтверждение и в опровержение.
Слайд 67www.nspu.net
Обучение школьников выполнению заданий ЕГЭ по истории
Опричная политика Ивана Грозного
способствовала укреплению русского централизованного государства
Аргументы в подтверждение:
страх народа перед царем
уменьшал возможность появления бунтов и заговоров, что не стабилизировало обстановку в стране
даже самые отдаленные земли подчинялись Ивану Грозному бесприкословно, что приводило к появлению централизованности
Аргументы в опровержение:
опричники устраивали жестокие кровопролития, что отразилось на демографической ситуации и на тяжелом положении населения
опричники разрушали все на своем пути, разбойничали, что привело к разрухе в стране и страшному голоду
Слайд 68www.nspu.net
Обучение школьников выполнению заданий ЕГЭ по истории
Использование заданий при изучении
материала
Слайд 69www.nspu.net
Историческое сочинение
Слайд 70www.nspu.net
Структура КИМ ЕГЭ
по истории в 2017 г.
Задание 25 предполагает
написание исторического сочинения.
Задание 25 альтернативное: выпускник имеет возможность выбрать
один из трёх периодов истории России и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале.
Задание 25 оценивается по системе критериев.
Максимальный балл за задание – 11.
Слайд 72www.nspu.net
Структура КИМ ЕГЭ
по истории в 2017 г.
Периоды:
С древнейших времен
до 1689 г.
1689 – 1914 гг.
1914 – 1991 гг.
Возможные
«темы» = эпохи, которым даны историографические оценки, завершенные периоды истории.
Хронологические рамки «тем» – см. Историко-культурный стандарт.
Слайд 73www.nspu.net
Структура КИМ ЕГЭ
по истории в 2017 г.
Средний процент выполнения
по РФ / НСО – 75,2 / 72,3
Слайд 74www.nspu.net
Историческое сочинение
При оценивании выполнения задания по первому критерию (К1) баллы
выставляются за правильное указание событий (процессов, явлений), относящихся к выбранному
выпускником периоду истории России.
ВАЖНО: можно указывать любые два события из разных сфер жизни общества (в том числе, наука, культура), события региональной истории. Системность в отборе важнейших событий эпохи не требуется!!!
Слайд 75www.nspu.net
Средний процент выполнения по РФ / НСО – 47,6 /
19,0
Слайд 76www.nspu.net
Историческое сочинение
По критерию К2 оценивается указание исторических личностей, деятельность которых
связана с названными событиями (явлениями, процессами), и характеристика роли этих
личностей в названных событиях (явлениях, процессах). Под ролью исторической личности следует понимать её деятельность, в значительной степени повлиявшую на ход и результат событий в данный период истории. Указание роли личности должно быть основано на исторических фактах, общие формулировки, лишённые конкретного содержания не принимаются в качестве правильных ответов
Слайд 77www.nspu.net
Историческое сочинение
Слайд 78www.nspu.net
Историческое сочинение
«Дмитрий Донской сыграл решающую роль в победе русского войска
в Куликовской битве» (общая формулировка)
«Иван III был московским князем» (статус,
титул, должность)
«Я.И. Ростовцев фактически руководил деятельностью редакционных комиссий»
«Сталин провел коллективизацию»
«Ярослав принял Русскую Правду»
Слайд 79www.nspu.net
Историческое сочинение
«Дмитрий Донской сумел объединить для участия в сражении русских
князей, заручился поддержкой церкви, что придало уверенность русским воинам, проявил
полководческий талант, выбрав выгодное для русской армии, с точки зрения ландшафта, место сражения и использовав засадный полк, который вступил в бой со свежими силами и переломил ход битвы».
ВАЖНО:
для получения балла достаточно одной характеристики роли личности в указанных событиях
Слайд 80www.nspu.net
Средний процент выполнения по РФ / НСО – 42,3 /
30,7
Слайд 81www.nspu.net
Историческое сочинение
По критерию К3 оценивается указание в сочинении причинно-следственных связей.
Под причинно-следственной связью следует понимать связь между историческими событиями (процессами,
явлениями), при которой одно событие (процесс, явление), называемое причиной, при наличии определенных исторических условий порождает другое событие (процесс, явление), называемое следствием.
Слайд 82www.nspu.net
Историческое сочинение
Слайд 83www.nspu.net
Историческое сочинение
Слайд 84www.nspu.net
Историческое сочинение
Слайд 85www.nspu.net
Историческое сочинение
Слайд 86www.nspu.net
Историческое сочинение
ВАЖНО:
по критерию К3 оценивается причинно-следственные связи между событиями
внутри эпохи (и причина, и следствие должны находиться в рамках
этого периода)
Например, 1812–1825 гг.
+ причинно-следственная связь между ситуацией междуцарствия и восстанием на Сенатской площади
- причинно-следственная связь между восстанием на Сенатской площади и изданием «Чугунного» цензурного устава (издание «Чугунного» устава не относится к данному периоду истории)
Слайд 87www.nspu.net
Историческое сочинение
По критерию К3 не учитываются указания роли личности в
событиях (процессах, явлениях) данного периода, уже учтенные по критерию К2,
даже в том случае, если эти указания роли содержат элементы причинно-следственных связей.
Например, выпускник указал в сочинении, что Константин Павлович отказался вступать на престол и на престол взошёл Николай I. В данном случае в явном виде указана роль Константина Павловича во вступлении на престол Николая I, что засчитывается по критерию К2. Но по К3 данная связь не засчитывается.
Слайд 88www.nspu.net
Историческое сочинение
ВАЖНО:
эти связи могут быть простроены между любыми событиями
внутри эпохи (не обязательно, что между событиями, оцененными по К1
и К2)
учитываются и предпосылки событий (явлений, процессов). Например, влияние идей эпохи Просвещения не было прямой причиной восстания декабристов на Сенатской площади, это, скорее, его предпосылка (т.е. условие, повлиявшее на начало данного события).
Слайд 89www.nspu.net
Средний процент выполнения по РФ / НСО – 44,6 /
35,1
Слайд 90www.nspu.net
Историческое сочинение
По критерию К4 выпускник может получить один балл за
правильное указание оценки значения данного периода для истории России. Оценка
представляет собой обобщающий вывод о значении данного периода для последующей истории страны, его влиянии на процессы, характерные для эпохи, в рамках которой выделен данный период.
ВАЖНО:
оценка может быть дана с опорой на исторические факты и (или) мнения историков. Указание мнений историков в работе не обязательно, выпускник может для оценки периода использовать только знание фактов.
Слайд 91www.nspu.net
Историческое сочинение
1565–1572 гг.
«Удар по боярской аристократии способствовал усилению царской
власти, но в то же время опричнина стала одним из
факторов, вызвавших структурный кризис в Российском государстве, который, в свою очередь, привёл страну к Смуте».
«Это был плохой (хороший, трудный и т.п.) период в истории страны».
ВАЖНО: Оценки значения периодов истории России – см. Историко-культурный стандарт.
Слайд 92www.nspu.net
Историческое сочинение
Слайд 93www.nspu.net
Историческое сочинение
Средний процент выполнения по РФ / НСО – 71,7
/ 78,7
Слайд 94www.nspu.net
Историческое сочинение
По критерию К5 оценивается использование исторической терминологии. Под историческим
термином следует понимать слово или словосочетание, обозначающее историческое понятие, связанное
с определённым историческим событием, характерное для определенного исторического периода (эпохи), или исторического процесса в целом.
Частно-исторические понятия
Общеисторические понятия
Социологические (методологические) понятия
Перечень понятий и терминов по эпохам – см. Историко-культурный стандарт
Слайд 95www.nspu.net
Историческое сочинение
ВАЖНО:
термин используется в сочинении в историческом контексте
давать определение понятий
не обязательно
для получения одного балла по критерию К5 выпускнику достаточно
корректно использовать в историческом сочинении один исторический термин
географические названия («Угра»), этнонимы («печенеги»), события («стояние» на р. Угре) не считаются терминами и понятиями
Слайд 96www.nspu.net
Историческое сочинение
Средний процент выполнения по РФ / НСО – 36,0
/ 22,5
Слайд 97www.nspu.net
Историческое сочинение
По критерию К6 оценивается наличие/отсутствие в сочинении фактических ошибок.
По данному критерию работа оценивается только в том случае, если
по критериям К1–К4 выпускник набрал не менее 4 баллов.
Критерий К6 является «обратным», т.е. выпускник как бы изначально получает 2 балла, но при условии, что он не допустит в сочинении фактических ошибок.
Слайд 98www.nspu.net
Историческое сочинение
ВАЖНО: что считается ошибкой?
ошибки в инициалах, если искажают понимание
деятельности личности (братья Милютины)
неверно выстроенные причинно-следственные связи
некорректно использованный термин
оценка периода,
данная одним историком, но приписанная другому историку
неверно указанные даты, места событий, фамилии участников событий
!!! Учитываются ошибки, допущенные школьником при описании событий, выходящих за пределы эпохи
!!! Стараться избегать ошибок – не писать лишнего!
Слайд 99www.nspu.net
Историческое сочинение
Средний процент выполнения по РФ / НСО – 54,8
/ 50,5
Слайд 100www.nspu.net
Историческое сочинение
По критерию К7 оценивается форма изложения. По данному критерию,
как и по критерию К6, работа оценивается только в том
случае, если по критериям К1–К4 выпускник набрал не менее 4 баллов.
Ответ выпускника может представлять собой или последовательное, связное изложение материала (историческое сочинение), или отдельные отрывочные положения (например, в форме плана). В первом случае выпускник получит по критерию К7 1 балл, во втором – 0 баллов.
Слайд 101www.nspu.net
Структура КИМ ЕГЭ
по истории в 2017 г.
Средний процент выполнения
по РФ / НСО – 21,3 / 5,7
Слайд 102www.nspu.net
Историческое сочинение
Средний процент выполнения по РФ / НСО – 36,0
/ 22,5
Слайд 103Распределение участников ЕГЭ по истории по тестовым баллам в 2015
– 2017 гг. (минимальный балл – 32)
www.nspu.ru
Слайд 104Динамика результатов ЕГЭ по истории за последние 3 года
www.nspu.ru
Получили 100
баллов:
Михалев Петр, МБОУ СОШ № 99 г. Новосибирска
Бутяга Наталья, МКОУ
Краснозерская СОШ № 2 им. Ф. И. Анисичкина
Слайд 105Процент выполнения заданий группами участников ЕГЭ с разным уровнем подготовки
www.nspu.ru
Слайд 106Задание 25 (историческое сочинение)
www.nspu.ru
Слайд 114www.nspu.net
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку
по пятибалльной шкале
Часть 1 содержала 30 заданий с кратким ответом
в виде одной цифры, последовательности цифр или слова (словосочетания);
часть 2 включала 5 заданий с развернутым ответом.
Слайд 115www.nspu.net
Примеры заданий ОГЭ по истории и типичные ошибки
Слайд 116www.nspu.net
В какое десятилетие произошло крестьянское восстание под предводительством Е. И.
Пугачёва?
1750-е гг. 2) 1760-е гг. 3) 1770-е гг.
4) 1780-е гг.
Местом соединения русских армий после отступления от западной границы в ходе Отечественной войны 1812 г. стал город
Витебск 2) Смоленск 3) Орша 4) Москва
Создателем первого русского профессионального театра был
А. П. Сумароков 2) Ф. Г. Волков 3) Д. И. Фонвизин
4) Ф. С. Рокотов
Задания на проверку точных знаний хронологии событий, исторической карты, фамилий участников событий, причин или последствий событий
Слайд 117www.nspu.net
Революционная пропаганда среди крестьянства стала основной задачей деятельности организации «Земля
и воля», созданной в 1876 г.
1) народниками 2) марксистами
3) октябристами
4) кадетами
Что из перечисленного относится к деятельности московского князя Ивана Калиты?
1) получение права сбора дани со всех русских земель
2) окончательное освобождение Руси от ордынского владычества
3) отказ от уплаты дани Орде
4) присоединение к России Казанского и Астраханского ханств
Задания на проверку точных знаний хронологии событий, исторической карты, фамилий участников событий, причин или последствий событий
Слайд 118www.nspu.net
Задания на проверку умений работать с историческими источниками
Прочтите отрывок из
летописи и назовите князя, о котором идет речь.
«Пришли печенеги на
Русскую землю, и заперлась Ольга со своими внуками в городе Киеве. И послали киевляне к князю со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли в печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас»
1) Святослав
2) Владимир
3) Игорь
4) Ярополк
Слайд 119www.nspu.net
Задания на применение знаний, демонстрацию историзма мышления, применение теоретических знаний
(понятий, обобщений)
Запишите пропущенное слово
Согласно Закону об _____________ трудовой деятельности, принятому
в 1986 г., эта деятельность могла осуществляться гражданами с участием проживающих совместно с ними членов семьи (супруга, родителей и других достигших 16-летнего возраста родственников и иждивенцев) и приносить дополнительные доходы её участникам в соответствии с затратами своего труда.
Ниже приведён перечень терминов, названий. Все они, за исключением одного, относятся к системе управления российским государством в первой четверти XVIII в.
1) генерал-прокурор Сената; 2) кабинет-министр; 3) президент коллегии; 4) обер-прокурор Синода; 5) фискал.
Слайд 120www.nspu.net
Задания на применение знаний, демонстрацию историзма мышления, применение теоретических знаний
(понятий, обобщений)
Сравните Ям-Запольский мир (1582 г.) и Андрусовское перемирие (1667
г.). Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.
1) дипломатический акт был заключен по итогам военного конфликта с Речью Посполитой
2) дипломатический акт был заключён по итогам военного конфликта, в котором Россия потерпела поражение
3) в дипломатическом акте был зафиксирован срок, на который прекращались военные действия
4) военный конфликт, по итогам которого был заключён дипломатический акт, произошёл в период, когда на российском престоле находился представитель династии Романовых
Слайд 121www.nspu.net
Задания на применение знаний, демонстрацию историзма мышления, применение теоретических знаний
(понятий, обобщений)
Укажите стиль, в котором сооружен данный памятник архитектуры
1) барокко
2)
ампир
3) модерн
4) конструктивизм
На иллюстрации представлена
1) фреска
2) мозаика
3) миниатюра
4) икона
Слайд 122www.nspu.net
Задания на составление плана по какой-либо теме
«Внешняя политика Ивана IV»
«Политические партии в России в 1917 г.»
«Причины раздробленности русских земель»
«Восточный
вопрос во внешней политике Российской империи в XIX в.»
Слайд 123www.nspu.net
Задания на составление плана по какой-либо теме
При оценивании ответа учитывались
три позиции: 1) количество пунктов плана и пояснений к ним
(по условию задания необходимо, чтобы план содержал не менее трёх пунктов, к двум из которых даны пояснения); корректность формулировок пунктов плана с точки рения их соответствия заданной теме; 3) корректность пояснений к пунктам плана (полнота представленной информации и отсутствие фактических ошибок).
Слайд 124www.nspu.net
– пункты плана не отражали содержание темы, были представлены в
крайне общих формулировках;
– отклонение от заданной темы (при составлении плана
по теме «Причины раздробленности русских земель» ученик пишет в целом о периоде раздробленности);
– наличие фактических ошибок при пояснении пунктов плана (приводятся факты, относящиеся к другим историческим периодам, что искажает представление об эпохе; ученик путает причины и последствия событий и т.д.);
– пояснения, данные к пунктам плана, не содержат новых конкретных фактов, а лишь повторяют другими словами то, что уже сказано в самих пунктах плана.
Задания на составление плана по какой-либо теме: типичные ошибки
Слайд 125www.nspu.net
Сайт ФИПИ (вебинары, методические материалы и рекомендации)
Методические материалы для председателей
и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с
развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2016 года. История. Сост И. А. Артасов. М.: ФИПИ, 2016. URL:http://fipi.ru/oge-i-gve-9/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf
Артасов И. А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по истории. Москва, 2016. URL: http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1471850804/istoriya.pdf
Как повысить свой профессиональный уровень в области подготовки школьников к ОГЭ и ЕГЭ по истории?