Слайд 1Подходы к рассмотрению способностей
План лекции:
1. Ф. Гальтон – основатель дифференциальной
психологии.
Его научные интересы
2. Общепсихологический, традиционный подход
С.Л. Рубинштейн,
Э.А. Голубева, Т.И. Артемьева, В.Н. Дружинин,
А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков, В.А. Крутецкий
2.1.Формула способностей В.Н. Дружинина
2.2. Виды способностей, по В.Н. Дружинину, согласно функциям психики Ломова сл.7-8
3. Дифференциально-психологический подход
3.1. Личностно-деятельностный подход сл.9-10
Задатки сл. 11. К.К. Платонов сл.12
Признаки сп-й, по Теплову сл.14
3.2. Функционально-генетический Е.П. Ильина В.Д. Шадрикова сл.16
4. Представления о возникновении (генезисе) сп-й сл.18
5. Близнецовый метод сл.19
Слайд 2ТЕПЛОВ Б.М. – основатель НАУЧНОГО
направления психологии способностей
Ф. ГАЛЬТОН –
ОСНОВАТЕЛЬ
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ
психологии
близнецовый метод в психогенетике
эмпирический подход к проблеме способностей, одаренности,
таланта
основные задачи диффер. психологии
Слайд 3НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ГЕНИЯ Ф. ГАЛЬТОНА
наследственность таланта, основоп-к евгеники 1869г.
личностные
особенности человека науки
анкета – метод исследования. антропометрич. лаборатория
методика сравнения
близнецов
метод свободных ассоциаций
основы корреляционного анализа (с Пирсоном)
экспериментальная психосемантика:
обыденные представления о личностных особенностях
приборы психодиагностики: свисток и
линейка Гальтона
Слайд 4
Подходы к пониманию способностей Ильин Е.П.
Общепсихологический, традиционный
В.Н. Дружинин, «Психол.-я общ.
способн-й» , 1999 :
способности – возможности
как эффективнее развивать возможности всех
все способные, все всё могут
общ. способности – интеллект, обучаемость, креативность
не уровень возможных достижений в деятельности, а сколько прольет пота, для достиж. одинакового со способными результата
Дифференциально-психологический
2.1. Личностно-деятельностный
Б.М. Теплов, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов
2.2. Функционально-генетический
различия людей в их способностях
способн-ти – специфический психологический,
психофизиологический феномен
Слайд 51. Общепсихологический подход
Дружинин В.Н.
ФОРМУЛА СПОСОБНОСТЕЙ:
в объективной форме:
СПОСОБНОСТЬ =
ПРОДУКТИВНОСТЬ/ «ЦЕНА»
в субъективной форме:
СПОСОБНОСТЬ = УСПЕШНОСТЬ/ ТРУДНОСТЬ
Слайд 61. Общепсихологический подход
Способности – это :
закрепленная система обобщен.-х псих.-х
деятельностей Рубинштейн С.Л., 1959
Психич. процессы, ставшие на основе их
обобщения свойствами личности Платонов К.К.
проблема заменяется психолого-педагог.-м аспектом обучения и развития
К.Д. Ушинский: ум – хорошо организованная система знаний
1930-1940-е гг. - С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Э.А. Голубева,
Т.И. Артемьева, В.Н. Дружинин, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев,
К.К. Платонов, В.Д. Шадриков
Слайд 7
ФУНКЦИИ ПСИХИКИ, Б.Ф. Ломов:
КОММУНИКАТИВНАЯ РЕГУЛЯТОРНАЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
Способности В.Н. Дружинин:
КОММУНИКАТИВНЫЕ РЕГУЛЯТОРНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Слайд 8ПРИОБРЕТЕНИЕ, ПРИМЕНЕНИЕ, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ
ЗНАНИЙ
СПОСОБНОСТИ:
ОБУЧАЕМОСТЬ
ИНТЕЛЛЕКТ КРЕАТИВНОСТЬ
МОТИВАЦИЯ:
познавательная,
достижений, адаптивная
самоактуализации, творческая
Слайд 92. Дифференциально-психологический
два подхода к пониманию сп-й :
2.1. личностно-деятельностный
опасность «растворить» сп-ти
в психологии личности какие свойства личности или ее особенности включать
в понятие сп-й
Сп-ти – индивидуальные особен-ти, условия успешного, эффективного выполнения одной или неск. деятельн-тей Б.М. Теплов, 1948
знания, умения и навыки не включал в сп-ти, в отличие от С.Ф. Козлова, 1940
2 мнения о способностях :
отдельное свойство
ансамбль свойств , А.Г. Ковалев, 1965, Платонов К.К., 1972
Мясищев В.Н. и Ковалев А.Г., 1960
2.2. функционально-генетический
Слайд 10продолж. Личностно- деятельностный подход Принцип деят-ти в советской психологии –
в противовес «буржуазному» представлению о «наследуемости и врожденности» сп-й, но
значение деят-ти для преобразования врожденных задатков
Сп-ти – сплав врожденного с приобретенным, ансамбль свойств, необходимых для успешной деятельности, включая систему личностных отношений,
эмоционал. и волевые особенности В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, 1960
Крутецкий В.А. 1968, не относит к сп-м характерологические черты,
активное положит. отношение к деятельности, психич. состояния, знания, навыки, умения
Слайд 11Задатки
анатомо-физиологич. особ-ти мозга
Б.М. Теплов
физиологич-е и психологич. особ-ти чел., обусловленные инд.
особ-ми строения мозга
Ковалев, Мясищев, 1960 г.
типологич. особенности проявления свойств
НС характеристики, опр-щие сп-ти Теплов задаток хор. памяти – инертность НП – условие закрепл. и хранения инфо.
психич. процессы К.К. Платонов
психич. функции А.А. Бодалев, 1984,
Как задатки превращаются в сп-ти? –
сп-ти – задаток в развитии Теплов,1940
Слайд 12Платонов Константин Константин.-ч, д-р психол. и мед. н., 1906-1974.
род.
в Харькове в семье врача
В 20 лет – автор кн.-уч.
пособ.
Наркомпроса Укр.по биологии и зоопсихологии, иссл по авиапсихологии.
В 1949 г. впервые читал в МГУ курс «Психол. труда»
Разработал концепцию дина-мической функциональной структуры личности.
Кн. «занимательная психо-логия»
Слайд 13продолж. личностно-деятельностный
Рассмотрение сп-й в широком личностном плане, попытка определять сп-ть
через личность… переводит проблему сп-й в область проблем личности
Т.И.
Артемьева, 1977
К сп-м относятся свойства индивида и личн.-ти, в т.ч. ее отношение к деятельн-и и индивидуальный стиль деят-ти В.С. Мерлин, 1970
нравственные и правовые способности, К.К. Платонов
Слайд 14ПРИЗНАКИ СПОСОБНОСТЕЙ,
Б.М. Теплов, 1959г.
Индивидуал.-психологические особенности, отличающие одного чел. от
другого
успешность выполнения одной или нескольких деятельностей
знания, умения и навыки и
сп-ти
Сп-ти многокомпонентны, а задатки могут быть полифункциональны
Слайд 15Б.М. Теплов, возражает против приписыва-ния к сп-м любого свойства личности,
границы: Сп-ть –личностное свойство, влияющее на эффективность деятельн-ти
В.А. Крутецкий,
1968, не относит к сп-м характерологические черты, активное положительное отношение к деятельности, психические состояния, знания и навыки
Слайд 162. Функционально-генетический подход Е.П. Ильин 1981,87; В.Д. Шадриков, 1982,
83, 96г.
Рассм-ет структуру сп-й с позиции функции и функциональной системы,
а возникновение (генезис) сп-й - с т. зр. генетич. теории
Сп-ти связаны не с личностн. особенн.-ми, а с функциональными
системами, функциями
Функции – перцептивные, аттенционные, мнемические, интеллектуальные, двигательные = сп-ти
Свойства функций :
внимание – интенсивность, устойчивость, переключаемость и пр.;
движение – сила, быстрота, точность и т.д.
Сп-ти – различия между людьми в степени выраженности, проявления ряда функций (кроме вегетативных – дыхан., пищевар. т.п.) качественных сторон функции
Сп-ти – характеристики продуктивности функциональных систем, реализующих психический процесс – восприятие, память, мышление и т.д.
Шадриков В.Д., 1982-1998
Слайд 17 продолж. Функционально-генетический
Сп-ти – не просто различия в выраженности функции,
а различия в степени проявления качеств.-ных сторон функции у разных
людей.
Сп-ти – яркое проявление св-ва психофизиологич-й функции, качеств. характеристика ее проявления
Уровень проявления каждой качественной стороны определяется совокупностью задатков.
Чем больше задатков, способствующих проявлению к-л стороны функции, тем выраженнее данная способность. Ильин Е.П.
Правильнее говорить о степени выраженности сп-ти (высокой-низкой),
а не об ее отсутствии.
Уровни проя вл ния функции и задатков – континуум, а не дискретные* величины. Сп-ти и задатки – платье и фасон
Напр.: Типолог. проявления есть у каждого, но выражены в разной степени: Применяют качеств. оценку: сильная и слаб. НС, подвижность/ инертность,
но это не разные св-ва, а большая или меньшая выраженность 1 свойства (силы или подвижности)
Люди со слабовыраж-ми сп-ми при их качеств-й (сравнительной!) оценке называются неспособными, т.е. не обладающими возможн-ми добиться
в чем-то высокого рез-та
*раздельный, состоящий из отдельных частей
см Ильин ПИР, с. 232-240
Слайд 18Представления о возникновении (генезисе) сп-й
Кэттелл, (R.Cattell),1971, интеллект кристаллизованный и текучий
(подвижный).
логич. мышление, счет, знания зависят от трени-ровки, образования, приобщенности к
культуре
Скорость восприятия и обработки инфо. обуслов-лены генетически
Айзенк, 1972: интелл. сп-ти врожденны, но и разви-ваемы в опр. степени.
Критерий ума – быстрота ум. процессов и решения
интелл. проблем. Но ум есть и у тугодумов: великий физик и
философ ХХ в. Нильс Бор соображал медленно, не блистал памятью
Айзенк:ограниченность влияния среды на проявление интелл. сп-й Ум. сп-ти приемышей соответствуют ум. сп-м родивших их людей, а не усыновивших.
Слайд 19Близнецовый метод: сравнение выраженности разл. процессов психики у моно- и
дизиготных близнецов
и сибсов (дети одних и тех же родителей, но
не близнецы). Генетич. основа сильно выражена у первых, слабее – у вторых и совсем слабо – у сибсов
Внутрипарная корреляция монозиготных близнецов при иссл. спецн. сп-й:
Успешность в изучении социальных дисциплин – 0,85
Успешность в усвоении языка - 0,81
Успешность в изучении естественных дисциплин – 0,79
Вербальная понятливость - 0,78
Математические - 0,78
Логическое рассуждение - 0,74
Точность – 0,70
Беглость речи - 0,67
Пространственное представление – 0,65
Дивергентное мышление - 0,61
Память - 0,52
Все способности – 0,74
Генет. обусловленность психомоторики,
волевого компонента выносливости - иссл. Ильина
Слайд 20Признание врожденности и генетич. обусловл-
ти сп-й позволяет утверждать, что они
сущ-ют до деят-ти. Чел. от рождения носитель не только задатков,
но и сп-й.
Дружинин, ПОС гл 4, 1999: на уровень интеллекта, особенно общего и невербального, сильное влияние оказывает генетич. фактор, который усиливается с возрастом. См Ильин ПИР, 2004, с.237
Решение спора о том, являются ли сп-ти врожденными или нет, зависит от включаемого в их состав.
В пользу врожденности сп-й свидетельствует:
при одинаковом для разных людей упражнении все равно остаются различия между ними в максимальном проявлении тех или иных функций. Потолок достижен. разный
Слайд 21Одаренность, талант с.240 Ильин
Талант
отождествляется с одаренностью
реализованная одаренность
Одаренность – природная
предпосылка таланта
высокий уровень развития сп-й, прежде всего специальных
Различает
одаренность, талант и гениальность Либин А.В., 2000
Слайд 22Компоненты иерархической организации феномена креативности
конструкты одаренности
таланта
гениальности
Слайд 23Дифференциально-психологич. анализ феномена креативности, А.В. Либин
Уровни анализа
Конституциональный
Индивидный
Личностный
Интегративно-индивидуальный
Базовый вектор – индивидуальные
переменные
Одаренность как общ. природная предпосылка креативности
О
Талант как актуализация специальных способностей
Гениальность
как уникальная форма самовыражения и самореализации
Опосредующий вектор – изучение источников детерминации переменных
Изучение одаренных детей
Анализ общей способн-ти к творчеству
Изучение причин, затрудняющих или облегчающих формирование таланта
Анализ характеристик творческого продукта
Результирующий вектор – параметры креативности
Успешность выполнения тестов на креативность
Конвергентный и дивергентный стили мышления
Личностные предпосылки : мотивация, комбинации свойств и т.д.
Стиль жизни как форма творчества, имеющего социальную, культурную значимость
Слайд 24Контрольные вопросы:
Подходы к понятию способностей, по Ильину Е.П.
К какому подходу
относится высказывание
«сп-ти – задаток в развитии»?
3. Возникновение какой индивидуальной
особенности рассматривает функционально-генетический подход ? (генезис) сп-й
4. Генетич. основа слабее всего выражена у:
а) монозиготных близнецов б) дизиготных близнецов
в) сибсов
5. Правильно ли утверждение «Чел. от рождения носитель не только задатков, но и сп-й»
с т.зр. какого подхода
6. К какому подходу относится высказывание «Сп-ти – сплав врожденного с приобретенным»?
.