Слайд 1ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ
АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ и ДРЕВНЕГО РИМА
План:
Политические и правовые учения в древней Греции 9-6 вв. до н.э.
Политические и правовые учения в Древней Греции 5-4 вв. до н.э.
Политические и правовые учения в Древней Греции 4-2 вв. до н.э.
Политические и правовые учения в Древнем Риме 8-1 вв. до н.э.
Христианская церковь о государстве и праве. Августин Блаженный
Слайд 7Политические и правовые учения Античной Греции
Подлинной вершиной политической мысли Древнего
Мира по праву считается философия Древней Греции.
Она изначально развивалась
как идеология свободных людей. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в отправлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточенной борьбы за власть.
Слайд 8Политические и правовые учения Античной Греции
Постоянная борьба между отдельными государствами,
особенно между крупнейшими из них- Афинами и Спартой, сопровождавшаяся государственными
переворотами, частыми изменениями форм государственного строя и т.п., привлекала внимание к политическим вопросам, способствовала развитию политической идеологии.
Основные политико-правовые идеи, концепции и понятия древнегреческой и древнеримской мысли прочно вошли в сокровищницу всей последующей истории европейской культуры.
Слайд 9Древняя Греция в I тысячелетии до н.э. Ранняя Древность.
Слайд 10. Политические и правовые учения в древней Греции 9-6 вв.
до н.э.
Ранний период (9-6 вв. до н.э.) связан со временем
возникновения древнегреческой государственности.
В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений (в творчестве Гомера, Гесиода и особенно – знаменитых “семи мудрецов” Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон) и формируется философский подход к проблемам государства и права (Пифагор и пифагорейцы, Гераклит).
Слайд 11На ранней стадии своего развития воззрения древних народов на мир
носят мифологический характер.
В эти времена политические и правовые взгляды
ещё не выделились в самостоятельную область и представляют собой составную часть целостного мифологического мировоззрения.
В мифе господствует представление о божественном происхождении существующих отношений власти и порядка.
Слайд 12В законах этого времени тесно переплетены мифологические, религиозные, нравственные, социально-политические
моменты, и законодательство в целом возводится к божественному первоисточнику.
Законы
приписываются или прямо богам, или их ставленникам - правителям.
Слайд 13Политические и правовые учения появляются лишь в ходе довольно длительного
существования раннеклассовых обществ и государств.
Древние мифы теряют свой сакральный
характер и начинают подвергаться этической и политико-правовой интерпретации. Особенно это проявляется в поэмах Гомера и Гесиода.
Согласно их трактовке, борьба богов за власть над миром и смена верховных богов (Уран - Крон - Зевс) сопровождалась сменой принципов их правления и властвования, что проявлялось не только во взаимоотношениях между богами, но и в их отношениях к людям, во всём порядке, формах и правилах земной общественной жизни.
Слайд 14Гомер
Гомер (греч. Ὅμηρος) — легендарный древнегреческий поэт-сказитель, которому приписывается создание
«Илиады» и «Одиссеи».
Бюст Гомера в Лувре
Дата рождения: VIII век
до н. э.
Дата смерти: VIII век до н. э.
Место смерти: остров Иос
Слайд 15Гомер
(VIII в. до нашей эры).
В поэмах Гомера (описываемые в
«Илиаде» и «Одиссее» события относятся к XIII в. до н.э.),
Зевс в нравственно-правовом отношении выступает как верховный борец за всеобщую справедливость , сурово карающий тех, кто творит насилие и неправый суд.
Слайд 16Гомер - легендарный древнегреческий поэт-сказитель, которому приписывается создание «Илиады» и
«Одиссеи».
Слайд 17Гесиод
По Гесиоду, право занимает свое незыблемое место в божественном устройстве
мира.
Рано или поздно наказание восстанавливает необходимое равновесие там, где
человеческая спесь (гибрис) перешла границы правомерного.
Слайд 18Гесиод и муза
Картина Гюстава Моро, 1891
Поэма «Труды и дни» написана
в форме увещаний, обращённых к брату поэта Персу, который ведёт
с Гесиодом тяжбу о наследстве и которого Гесиод убеждает не надеяться на неправедный суд подкупленных «царей» и своё пошатнувшееся состояние поправить упорным трудом.
. В поэму введён разнообразный материал нравственных правил и хозяйственных наставлений, она обильно оснащена фольклором: пословицами, поговорками, притчами, баснями, мифами.
Слайд 19Семь мудрецов Древней Греции
Характерные для поэм Гомера и Гесиода попытки
рационализации представлений об этическом, нравственно-правовом порядке в человеческих делах и
отношениях получают дальнейшее развитие в творчестве семи мудрецов Древней Греции.
К ним обычно причислялись Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон.
Слайд 21Фалес: "Познать себя трудно, советовать другим легко"
Слайд 22Фалес
Ему приписывают изречения:
Старше всех вещей – Бог, ибо он не
рожден.
Прекраснее всего – космос, ибо он – творение Бога.
Больше всего
– пространство, ибо оно вмещает всех.
Мудрее всего - время, ибо оно обнаруживает всё.
Быстрее всего – мысль, ибо она бежит без остановки.
Сильнее всего – необходимость, ибо она одолевает всех.
Слайд 23Солон
Соло́н (Σόλων, между 640 и 635 — около 559 до н. э.)
— афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов»
Древней Греции.
Слайд 24солон
.В обстановке острой политической борьбы между афинским демосом и знатью,
между богатыми и бедными, должниками и кредиторами Солон был избран
первым архонтом и наделен широкими полномочиями «посредника» между враждующими силами.
Взяв государственные дела в свои руки, Солон издал новые законы в 594 г. до н.э. и существенно реформировал социально-политический строй афинского полиса.
Слайд 25Солон. Законодательство в античности
Слайд 26Солон
Он произвел отмену частных и государственных долгов - так называемую
сисахфию (стряхивание бремени).
Упразднив кабалу за прошлые долги, он запретил и
на будущее обеспечение ссуды личной кабалой.
Слайд 27В соответствии с различием имущественного положения афинского населения Солон разделил
его на четыре класса:
пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов.
Представителям
первых трех классов, по законодательству Солона, был открыт доступ ко всем государственным должностям.
Феты могли участвовать лишь в народном собрании и судах.
Вновь учрежденный Совет четырехсот (по 100 членов от каждой из 4 афинских фил) заметно подорвал главенствующую роль ареопага, бывшего оплотом аристократии.
Слайд 28Солон
Против тех граждан, которые во время смуты в полисе ведут
себя безразлично, мирясь со всем, что происходит, Солон издал особый
закон, гласивший: «Кто во время смуты в государстве не станет с оружием в руках ни за тех, ни за других, тот предается бесчестию и лишается гражданских прав» (Аристотель, Афинская полития).
Государство, по Солону, нуждается прежде всего в законном порядке: беззаконие и междуусобица - наибольшее зло, порядок и закон - добро для полиса.
Слайд 29Солон
Введенная Солоном умеренная цензовая демократия была пронизана идеей компромисса знати
и демоса, богатых и бедных.
В своем обзоре политических преобразований
в афинском полисе Аристотель (Афинская полития) замечает, что именно с реформ Солона началась демократия.
Слайд 30 Биант Прие́нский
(625—540 или 642—577 до н. э.)
Известные афоризмы
Всё своё ношу с
собой.
Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало,
и много.
Лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, — ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов — другом.
Друзей [надо] любить так, будто они тебе ответят ненавистью, — ибо большинство людей злы.
Не спеши браться за дело, а взявшись, будь твёрд.
Говори не торопясь: спешка — знак безумия.
Люби разумение.
О богах говори, что они есть.
Не силой бери, а убеждением.
Что удаётся хорошего, то, считай, от богов.
Из молодости в старость бери с припасом мудрость, ибо нет достояния надёжнее.
Надо посмотреть на себя в зеркало, и если выглядишь прекрасным — поступай прекрасно, а если безобразным — то исправляй природный недостаток добропорядочностью.
Худших везде большинство.
Слайд 31Периандр
(В 629 до н. э. унаследован власть отца Кипсела,
умер 585 до н.э.)
Изречения Периандра
Ничего не делай за деньги:
пусть нажива печётся о наживе.
Кто хочет править спокойно, пусть охраняет себя не копьями, а общей любовью.
На вопрос, почему он остаётся тираном, он ответил: «Потому что отречение и низложение опасны одинаково».
Прекрасен покой, опасна опрометчивость, мерзостна корысть.
Власть народная крепче тирании.
Наслаждение бренно – честь бессмертна.
В счастье будь умерен, в несчастье разумен.
К друзьям и в несчастье будь неизменен.
Сговора держись.
Тайн не выдавай.
Наказывай не только за проступок, но и за намерение.
Главное в жизни - конец.
Слайд 32Питтак из Митилены (др.-греч. Πιττακός, лат. Pittacus; 651 до н. э. — 569 до н. э.) —
древнегреческий мудрец,
один из Семи мудрецов
Ему приписывались следующие изречения:
пользуйся мерой
желай всем нравиться
никого
не брани
«С неизбежностью и боги не спорят».
Слайд 33Семь мдрецов
Мудрецы настойчиво подчёркивали основополагающее значение господства справедливых законов в
полисной жизни.
Многие их них сами были активными участниками политических
событий, правителями или законодателями и приложили немало усилий для практической реализации своих политико-правовых идеалов.
Соблюдение законов, по их мнению, - существенная отличительная черта благоустроенного полиса.
Так, наилучшим государственным устройством Биант считал такое, где граждане боятся закона в той же мере, в какой боялись бы тирана.
Слайд 34С идеей необходимости преобразования общественных и политико-правовых порядков на философских
основах выступили Пифагор, пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай и др.) и
Гераклит.
Критикуя демократию, они обосновывали аристократические идеалы правления “лучших” - умственной и нравственной элиты.
Слайд 35Пифагор
(ок.580-500гг.до н.э.)
По словам Геродота, Пифагор - «величайший эллинский мудрец».
Пифагор первым употребил понятие «философия» (любовь к мудрости) в отличие
от самой мудрости (софии) и назвал себя философом, а не мудрецом, поскольку мудрым может быть лишь Бог, а не человек
Слайд 36Пифагор
Никогда не нужно позволять человеку делать все, что ему захочется,
но всегда нужно иметь какое-либо руководство и законную, хорошо организованную
власть, которой послушен каждый из граждан.
Прочным государственное установление будет, если все граждане будут равны и никому не достанется больше, чем должно по справедливости
Слайд 37Пифагор
Более всего полезной для установления справедливости в полисе Пифагор считал
власть богов над ним, и, отправляясь именно от нее, установил
он государственное устройство, законодательство и правосудие.
Первая из властей над полисом — власть Бога и храма,
вторая — власть отцов и царя,
третья - власть законодательного собрания граждан,
четвертая власть — судебная,
пятая власть — должностные лица.
Слайд 38Пифагор на фреске Рафаэля (1509 г.)
Пифагор учил:
«Первым из зол проникает в
домохозяйства и в полисы роскошь, вторым — разнузданность и презрение
к законам, третьим —погибель».
Слайд 39 Пифагор создалии тайное общество, которое не только ставило перед собой
политические цели (из-за чего пифагорейцев разгромили в Кротоне), но, главным
образом, освобождение души путём нравственного и физического очищения с помощью тайного учения (мистическое учение о круговороте переселений души).
По Пифагору , вечная душа переселяется с небес в бренное тело человека или животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права вернуться обратно на небеса.
Слайд 40Пифагорейцы
Определяющую роль во всём мировоззрении пифагорейцев играло их учение о
числах.
Число, по их представлениям - это начало и сущность
мира. Исходя из этого, они пытались выявить цифровые (математические) характеристики, присущие нравственным и политико-правовым явлениям.
При освещении проблем права и справедливости пифагорейцы первыми начали теоретическую разработку понятия “равенство”, столь существенного для понимания роли права как равной меры при регулировании общественных отношений.
Слайд 41Пифагорейцы
Справедливость, согласно пифагорейцам, состоит в воздаянии равным за равное.
Идеалом
пифагорейцев является полис, в котором господствуют справедливые законы.
Законопослушание они
считали высокой добродетелью, а сами законы - большой ценностью.
Наихудшим злом пифагорейцы считали анархию (безвластие). Критикуя её, они отмечали, что человек по своей природе не может обойтись без руководства, начальства и надлежащего воспитания.
Слайд 42Пифагорейцы
Пифагорейские представления о том, что человеческие отношения могут быть очищены
от распрей и анархии и приведены в надлежащий порядок и
гармонию, в дальнейшем вдохновляли многих приверженцев идеального строя человеческой жизни.
Слайд 43Фалей Халкедонский ( VI в. до н. э.?
автор одной из
таких идеальных моделей полиса.
Он утверждал, что всякого рода внутренние беспорядки
возникают из-за вопросов, касающихся собственности. Чтобы достигнуть совершенного устройства полисной жизни, необходимо уравнять земельную собственность всех граждан.
В этом он усматривал защиту от стремлений к государственным переворотам и залог долголетия государственного строя.
Идея Фалея о равновеликих земельных наделах граждан была наилучшим образом реализована в Херсонесе Таврическом, колонии Гераклеи Понтийской, которая, в свою очередь, была колонией Халкедона. Возможно, это и стало основой долголетия этого полиса, дожившего до XIV в. н. э.
Слайд 44Гераклит Эфесский (544-483гг.до н.э.)
Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики.
Гераклит был известен как Мрачный или Тёмный, и его философская
система контрастировала с идеями Демокрита.
Автор известной фразы
«Всё течёт, всё меняется»;
(более правильный перевод: «Все течет и движется, и ничего не пребывает».)
Слайд 48Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит
Слайд 49Гераклит:
Политические взгляды Гераклита характеризуются изречением: «Для меня один стоит десяти,
если он –лучший».
Люди не равны между собой.
Мышление - великое
достоинство. Но большинство людей неразумно, не понимает смысла того, с чем встречается, хотя и полагает, что понимает.
Демократия - это правление «неразумных» и «худших».
Отвергая демократию и считая разумным правление «лучших», Гераклит тем самым выступает как сторонник аристократии, т.е. «правления лучших».
Слайд 50Гераклит
Гераклит активно участвовал в политической борьбе против рабовладельческой демократии на
стороне аристократических сил.
Сравнивая демократическое правление с правлением несовершеннолетних (т.е.
слабых своим разумом, пониманием государственных дел), Гераклит дает иронический совет гражданам своего родного города Эфеса, установившим у себя демократию:
«Эфесеянам следовало бы перевешать у себя всех взрослых и представить свой город несовершеннолетним».
Слайд 51Карта "Древняя Греция
(до середины V в. до н .э.)"
Слайд 525-4 в. до н.э. Древняя Греция Эпоха расцвета.
Слайд 55в Древней Греции одежда в виде прямоугольного куска ткани.
Слайд 56Святилище Аполлона. VIII-VII вв. до н.э. Дельфы, Греция.
Слайд 57Классический период Древней Греции.
Слайд 59Первые сведения о прическах - Древний Египет и Древняя Эллада.
Слайд 61Книга в виде папирусного свитка, возникшая в Древнем Египте,
Слайд 64Политические и правовые учения в Древней Греции 5-4 вв. до
н.э.
Второй период (5-первая половина 4 в. до н.э.) – время
расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли, нашедшего свое выражение в учениях Демокрита, софистов, Сократа, Платона и Аристотеля.
Развитию политико-правовой мысли в V веке в значительной мере содействовало углубление философского и социального анализа проблем общества, государства, политики и права.
Слайд 65Демокрит
Родился в городе Абдеры во Фракии. За время своей жизни
много путешествовал, изучая философские воззрения различных народов (Древний Египет, Вавилон,
Персия, Индия, Эфиопия). Слушал в Афинах пифагорейца Филолая и Сократа, был знаком с Анаксагором.
Рассказывают, что на эти путешествия Демокрит потратил большие деньги, доставшиеся ему по наследству.
Однако растрата наследства в Абдерах преследовалась в судебном порядке.
На суде, вместо своей защиты, Демокрит зачитал отрывки из своего произведения, «Великий мирострой», и был оправдан: сограждане решили, что отцовские деньги потрачены не зря.
Слайд 66Демокрит
Агостино Карраччи,
Неаполь, (1598 год).
Хендрик Тербрюгген, «Смеющийся Демокрит » (1628)
Слайд 67Демокрит
Демокриту принадлежит одна из первых попыток рассмотреть возникновение и
становление человека, человеческого рода и общества как часть естественного процесса
мирового развития.
В ходе этого процесса люди постепенно под влиянием нужды, подражая природе и животным и опираясь на свой собственный опыт, приобрели все свои основные знания и умения, необходимые для общественной жизни.
Слайд 68Демокрит
Человеческое общество появляется лишь после долгой эволюции как результат прогрессивного
изменения исходного природного состояния.
В этом смысле общество, полис, законодательство
созданы искусственно, а не даны по природе.
Однако само их происхождение представляет собой естественно-необходимый, а не случайный процесс.
Слайд 69Демокрит
В государстве представлены общее благо и справедливость.
Интересы государства превыше
всего.
Заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и
управлению.
Для сохранения государственного единства требуется единение граждан, их взаимопомощь, взаимозащита и братство.
Законы призваны обеспечить благоустроенную жизнь людей в полисе.
Чтобы действительно достигнуть этих результатов, необходимы соответствующие усилия и со стороны самих людей, их повиновение закону.
Законы, соответственно, нужны для обычных людей для того, чтобы обуздать присущие им зависть, раздоры, взаимное причинение вреда. С этой точки зрения мудрому человеку подобные законы не нужны.
Слайд 70Софисты
Софи́сты (от др.-греч. σοφιστής — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток») — древнегреческие платные
преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во
2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э.
Софисты были платными учителями мудрости, в том числе и в вопросах государства и права. Многие из них были выдающимися просветителями своей эпохи, глубокими и смелыми новаторами в области философии, логики, гносеологии, риторики, этики, политики и права.
Софисты не составляли какой-то единой школы и развивали различные философские, политические и правовые взгляды.
Различали два поколения софистов:
старших (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий и др.) Многие из старших софистов придерживались в целом демократических воззрений.
и младших (Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.). Среди младших софистов наряду со сторонниками демократии встречаются приверженцы и иных форм правления (аристократии, тирании).
Слайд 71В древней Греции появляются платные учителя - софисты
Слайд 72Софисты
Старшее поколение
Протагор, Горгий, Продик, Гиппий и др.
Многие из старших
софистов придерживались в целом демократических воззрений.
Младшее поколение
Фрасимах, Калликл, Ликофрон
и др.
Среди младших софистов наряду со сторонниками демократии встречаются приверженцы и иных форм правления (аристократии, тирании)
Слайд 73Сократ
(ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г.
до н. э.)
Был принципиальным критиком софистов
Уже при жизни он
был признан мудрейшим из всех людей.
Споря с софистами, он вместе с тем воспринимал ряд их идей и по-своему развил начатое ими просветительское дело.
Слайд 74Сократ
Сократ занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера этических оценок,
нравственной природы государства и права.
Обсуждение морально-политической проблематики Сократ поднял
на уровень понятий.
Тем самым закладывались начала собственно теоретического исследования в данной области.
Слайд 75Сократ:
различал естественное право и закон полиса;
считал, что и естественное право
и полисный закон восходят к разумному началу.
На этом пути
он пришёл к выводу о торжестве разумного, справедливого и законного.
Слайд 76Сократ
В плане практической политики сократовские идеи означали правление знающих, т.е.
обоснование принципа компетентного правления,
а в теоретическом плане - попытку
выявить и сформулировать нравственно-разумную основу и сущность государства.
Слайд 78В 399 г. до н. э. ему было предъявлено обвинение
в том, что «он не чтит богов, которых чтит город,
а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество».
Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд (по распространённой легенде, настой цикуты, но — если судить по симптомам — болиголова пятнистого).
Слайд 79Платон
(428 или 427 – 348 или 347 гг.до н.э.)
древнегреческий
философ,
ученик Сократа,
учитель Аристотеля.
Слайд 80Статуя Платона в Дельфах
В 407 г. дон.э. он стал учеником
Сократа, после смерти учителя Платон путешествовал, служил у правителя Сиракуз,
пытался убедить его провести реформы в соответствии со своими представлениями об идеальном государстве.
В результате Платон однажды был насильно увезен на остров Эгину, где его выставили на рынке рабов для продажи.
Один великодушный человек купил его и возвратил друзьям и философии.
В 387 г. до н.э. Платон купил участок земли в пригороде Афин. Там основал свою школу - Академию.
Остаток жизни Платон посвятил работе с учениками и литературному труду.
Слайд 81Политико-правовое учение Платона
Основные политические произведения:
трактаты «Государство», «Законы» и диалог «Политик».
Исходная
точка поисков Платона наилучшей формы правления заключается в убеждении, что
афинская демократия - это неудачная попытка.
Слайд 82Трактат «Государство»
Государство - это своеобразный мир, противоположный демократии.
Оно основано на
неравенстве, определенном самой природой, являющемся следствием неравенства образа жизни людей
и тех занятий, которые им свойственны.
В государстве Платона три класса людей, за исключением рабов, которые рассматриваются лишь как мускульная сила, набор орудий.
Слайд 83В самом низу общественного здания находится самый многочисленный класс, трудящиеся
массы - торговцы, ремесленники и земледельцы.
Этот класс должен своим
трудом поддерживать все общество, удовлетворяя его потребности в пище, одежде, жилище.
Слайд 84Над ними класс воинов, которых Платон именует также стражами, ибо
государство испытывает необходимость не только в одежде и пище, оно
нуждается также и в защите.
Третий класс - правители-философы, которые создают наилучшие законы для недопущения круговорота государственных форм.
Слайд 85Сословия не только не равны, но наследственны и замкнуты.
Принадлежность к
сословию определяется не личными качествами и наклонностями, а происхождением.
В
порядке исключения Платон допускает перевод из первого сословия во второе и наоборот.
Но на третье сословие такой порядок не распространяется.
Проникновение выходцев из него в ряды правителей ведет к гибели государства.
Слайд 86Корень общественных противоречий и конфликтов - в частной собственности, раскалывающей
общество на бедных и богатых и побуждающей каждого гражданина думать
прежде всего о своих личных интересах.
Слайд 87Идеальное общественное устройство предполагает упразднение частной собственности среди правителей и
воинов, т.е. первых двух сословий.
Назначение воинов (стражей) в том, чтобы,
подчиняясь философам, служить защитой полису.
Слайд 88Стремление к собственности, семейные интересы могут отвлечь их от служения
государству.
У представителей первых двух сословий нет семей. Их браки -
временные союзы, регулируемые должностными лицами посредством жеребьевки, к тому же подтасованной.
Женщины пользуются одинаковыми правами с мужчинами. Половая связь в целях деторождения регламентируется и ограничивается сословными рамками. Жены и дети общие.
Детей воспитывает государство. Забранные с рождения у матерей, они не знают, кто их родители, и называют отцом и матерью всех, кто подходит для этого по возрасту, а братьями и сестрами считают всех детей, рожденных приблизительно в то же время, что и они.
Эти ограничения не распространяются на сословие производителей. Но регулирование предполагается и там. Платон, не вдаваясь в детали, поручает его правителям.
Слайд 89Всю жизнь правителей и воинов предполагается организовать на началах общности
имущества и коллективизма.
«Прежде всего, никто не должен обладать никакой частной
собственностью. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий»
Средства к существованию поставляет третье сословие. Стражи живут и питаются сообща. Им запрещается не только иметь в своем распоряжении золото и серебро, но даже прикасаться к ним.
Слайд 90В идеальном государстве правит сословие философов.
Платон считает аристократию лучшей
формой правления и различает в ней два подвида:
если среди
правителей выделяется кто-то один - это царская власть,
если же правят несколько человек - это аристократия.
Суждение философов (правителей) Платон ставит выше законов, полагая, что, не будучи связаны формальными рамками, они лучше найдут справедливое решение в каждом случае.
Идеальное аристократическое правление, по мнению Платона, было неосуществимо в его время, но в прошлом, золотом веке, оно имело место в частной жизни и экономической деятельности.
Производители платят гражданским бесправием - они не участвуют в делах управления.
Слайд 91Платон регламентирует все стороны человеческой жизни:
социальные и экономические отношения,
политический строй, материальные условия, деторождение, семью, воспитание, культуру.
Завоевания преумножают богатство
частных лиц, богачи стремятся к власти и устанавливают имущественный ценз для занятия должностей. Это называется олигархией.
При аристократии принцип власти- достоинство,
при олигархии– деньги.
Усиливается раскол на бедных и богатых. Народ запугивают и подавляют с помощью армии. Это приводит к перевороту и установлению демократии.
Этот строй характеризуется изменчивой и бурной политической жизнью, а также плохим управлением.
Главные недостатки демократии - уравнивание людей разного «достоинства», некомпетентность, пренебрежение к знанию, к заслугам, все отдано на откуп случаю, применяется жеребьевка при замещении должностей.
Слайд 92И наконец, воспользовавшись излишней свободой и беспорядками , к власти
приходит тиран, выдающий себя за ставленника народа.
Тирания - худшая из
форм правления, там царит беззаконие, доносы, уничтожение противников и всех людей, имеющих свое мнение, а следовательно, способных, хотя бы потенциально, к сопротивлению.
Слайд 93Диалог «Политик»
Дается более подробная и более типичная типология форм правления:
1.
монархия, построенная на основе законов - царская власть;
2. монархия
при несоблюдении законов - тирания;
3. законная власть немногих - аристократия;
4. незаконная власть немногих - олигархия;
5. демократия на основе законов;
6. демократия, не соблюдающая законы.
Среди законных форм государства демократия является наихудшей, т.е. она хуже царской власти и аристократии.
Среди форм, основанных на беззаконии, демократия- лучшая, она предпочтительнее олигархии и тирании.
Слайд 94«Законы»
Признал, что идеал, изложенный в «Государстве», неосуществим.
Идет на компромисс:
если
в «Государстве» он полагается прежде всего на мудрость правителей-философов, то
здесь большая роль отводится установленному законом порядку осуществления власти.
Слайд 95Платон отступает от своего сословно - коммунистического проекта. Всем гражданам
разрешается жить семьями и иметь в частном владении дом или
участок земли. Каждый получает их по жребию и пользуется ими на правах владения.
Надел считается общей собственностью государства, но он переходит по наследству, причем только к одному из детей, чтобы избежать дробления.
Деления на сословия (правителей, стражей, производителей) нет.
Но все граждане делятся на четыре класса, в зависимости от их имущественного состояния.
Явное вытеснение аристократического принципа олигархическим - уступка действительности, ибо влияние богатства постоянно росло. Переход из одного класса в другой проходит беспрепятственно при изменении имущественного состояния
Слайд 96Четыре класса не во всем равноправны.
На народное собрание обязаны
ходить лишь граждане первого и второго классов (под страхом наказания).
Для граждан третьего и четвертого классов - это добровольное дело.
Вместо упразднения частной собственности для правителей вводится уравнивание, устанавливаются пределы обогащения, исключается роскошь, частным лицам запрещается иметь золото и серебро, не допускается ростовщичество.
Семьи и браки по-прежнему считаются общим делом.
Слайд 97Большое значение придается единомыслию.
Помимо граждан есть и неграждане. Это рабы
и иностранцы.
Граждане должны быть снабжены достаточным числом рабов. Они
занимаются ремеслами, земледелием, торговлей.
Политически рабы бесправны, но Платон заботится о том, чтобы своим имущественным положением они оставались довольны, более того, чтобы их положение существенно не отличалось от положения господ.
«Часть, предназначенная для господ, ничем не должна быть обильнее остальных двух частей, предназначенных для рабов, а равным образом и для чужеземцев. Надо произвести разделение так, чтобы все части были вполне равны и в отношении качества».
Слайд 98«Законы»
Бесправие компенсируется материальным довольством. Положение рабов и иностранцев в «Законах»
напоминает положение производителей в «Государстве».
Как и в «Государстве», сохраняется жесткая
регламентация частной жизни, воспитывается чувство единства и коллективизма.
Платон предусматривает суровые карательные меры - смерть и изгнание не только за преступления, нарушения закона, но и за инакомыслие.
Он предлагает провести «очищение» государства от неугодных лиц и оставить лишь «хороших людей».
Слайд 99И «Государство», и «Законы» утопичны, т.к. изложенные в них проекты
несбыточны.
Платон чувствовал, что греческая цивилизация приходит в упадок. Смириться
с этим он не мог, а выход представлялся ему только в форме возврата к прошлому, к прежним добродетелям.
Его аристократическое правление философов и стражей - воспоминание о родовой аристократии, о героических временах, оттуда пошли идеи единства, общности имуществ.
Слайд 100Платон
Человек существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к
знанию, основанному на рассуждениях
Существует легенда, согласно которой Диоген Синопский на
определение Платона «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», ощипал курицу и принес к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с широкими ногтями»[
Слайд 102Платон
Платон на фреске
«Афинская школа»
Лосев о Платоне (1930г.)
Апологет монахов
и философ полиции, защитник рабства и мистического коммунизма, профессор догматического
богословия, гонитель искусств и наук, заклятый враг семьи и брака, душитель любви и женской эмансипации, мистик-экстатик и блестящий художник, проповедник казармы, абортов, детоубийства, музыкального воспитания души, педераст, моралист, строжайший аскет и диалектик — вот что такое Платон
Слайд 103Аристотель
(384-322 до н.э.)
древнегреческий философ.
Ученик Платона.
С 343 до
н. э. — воспитатель Александра Македонского.
В 335/4 г. до н. э.] основал
Ликей (др.-греч. Λύκειο Лицей, или перипатетическую школу). Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики.
был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику
Слайд 106Скульптура головы Аристотеля — копия работы Лисиппа, Лувр.
Слайд 108Аристотель преклонялся перед своим старым, но вечно юным душой «подобно
зеленой ветке весны» учителем; он горячо любил его, что, однако,
не мешало ему критиковать Платона.
О разногласиях между двумя философами древние сложили немало анекдотов, но они же извлекли из этих разногласий великолепное изречение, приписываемое Аристотелю: «Amicus Plato, sed magis arnica Veritas» («Платон мне друг, но истина дороже»).
«Жеребенок лягает свою мать», - шутя говорил Платон по поводу критики Аристотеля.
Слайд 109Аристотель
Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве
Он считал, что
предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению
государства.
Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.
Слайд 110Аристотеля считают основателем политической науки.
Политические взгляды нашли наиболее полное
и систематическое выражение в работах «Политика», «Афинская полития», «Никомахова этика».
Государство (по Аристотелю) - творение природы, продукт естественного развития. к общению
Слайд 111Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо
(«политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий
как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами.
Как существо общественное человек несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни.
Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи — муж и жена, родители и дети…
Далее – расширенная семья - несколько поколений кровных родственников с боковыми ветвями.
Полис - высшая форма объединения. Цель полиса – благо граждан.
Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.
Слайд 112Отличительные признаки полиса-государства:
1. Единство власти и территории - целостность полиса.
2.
Нахождение полиса под властью одного правителя, имеющего одну конституцию.
3. Распространение
власти в полисе на свободных и равных граждан.
Рабовладение (по Аристотелю) было естественным и неизбежным.
Но Аристотель считал недопустимым порабощение греков греками в результате захвата в плен или за долги, что было тогда нормальным явлением
Слайд 113Общность имущества философ считал противоестественным:
«Человеку свойственно больше всего любить самого
себя».
Частная собственность - следствие себялюбия, это добродетельное начало и
стимул к труду.
То, что выгодно гражданину, выгодно и полису, богатство граждан соответствуют общему благу.
Слайд 114Он выделял три главных слоя граждан:
очень зажиточные, средние, крайне
неимущие.
Бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными
друг другу,
в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя».
Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию.
По Аристотелю , кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом всё-таки человек, тот по своей природе раб.
Слайд 115Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего
элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами).
Те
государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами.
Когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.
Слайд 116Формы государственного правления
В зависимости от целей, которые ставят перед собой
правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:
Правильный строй —
строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:
Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.
Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.
Слайд 117Полития- Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко
и у немногих».
В политии правит большинство в интересах общей
пользы.
Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём:
в нравах — умеренность,
в имуществе — средний достаток,
во властвовании — средний слой.
«Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».
Слайд 118Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:
Тирания — монархическая
власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.
Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных
граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.
Демократия — выгоды неимущих.
Среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной.
Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.
Слайд 119При любом государственном строе общим правилом должно служить следующее:
ни
одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою политическую
силу сверх надлежащей меры.
Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.
Слайд 120Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления к
деспотическому насилию и вырождению закона в средство деспотизма. «Не может
быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно противоречит идее права».
Главное в государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции.
Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля , большую часть населения.
Слайд 121Аристотель
выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие,
ровность, правдивость, любезность, дружелюбие
Добродетель — представляет собой меру, золотую середину между
двумя крайностями: избытком и недостатком.
Добродетель — она есть «способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность — это её противоположность».
Слайд 122Таблица добродетелей и пороков
мужество — это середина между безрассудной отвагой и
трусостью (в отношении к опасности).
благоразумие — это середина между распущенностью и
тем, что можно было бы назвать «бесчувственностью»
щедрость — это середина между мотовством и скупостью (в отношении к материальным благам).
величавость — это середина между спесью и приниженностью (в отношении к чести и бесчестию).
ровность — середина между гневностью и «безгневливостью».
правдивость — середина между хвастовством и притворством.
остроумие — середина между шутовством и неотёсанностью.
дружелюбие — середина между вздорностью и угодничеством.
стыдливость — середина между бесстыдством и робостью.
Нравственный человек, по Аристотелю , тот, кто руководит разумом, сопряженным с добродетелью.
Названные качества были обозначены в качестве добродетелей и пороков в IV в. до н. э.; они не всегда однозначно совпадают с современными представлениями о должном и предосудительном.
Слайд 123. Политические и правовые учения в Древней Греции 4-2 вв.
до н.э.
Третий период (вторая половина 4-2 в. до н.э.) –
период эллинизма.
Воззрения этого периода представлены в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.
Слайд 124Кризис древнегреческой государственности отчётливо проявился в учениях о государстве и
праве эллинистического периода.
В последней трети IV века до нашей эры
греческие полисы теряют свою независимость и попадают сначала под власть Македонии, а затем Рима.
Походы Александра Македонского положили начало эллинизации Востока и формированию эллинистических монархий.
Слайд 125Эпикур Самосский
(342/341-271/270 до н.э.)
Древнегреческий философ ,
основатель эпикуреизма в Афинах
(«Сад Эпикура »), в котором развил Аристиппову этику наслаждений в сочетании
с Демокритовым учением об атомах.
Слайд 126Эпикур
Главная цель государственной власти и основания политического общения состоят в
обеспечении взаимной безопасности людей, преодоления ими взаимного страха, не причинения
ими друг другу вреда.
Настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и удалении от толпы.
Исходя из этого государство и закон трактуются Эпикуром как результат договора людей между собой об их общей пользе - взаимной безопасности.
Слайд 127Что касается формы государства, то Эпикур и его последователи- эпикурейцы
были сторонниками и защитниками умеренной рабовладельческой демократии.
Слайд 128Эпикур
Представление о происхождении государства и права из основанного на принципе
общей пользы договора, эпикурейцы используют для того, чтобы обосновать необходимость
полного подчинения законам.
Эпикур проповедовал идеи невмешательства в общественную жизнь, стремился доказать необходимость быть как можно дальше от всего, что затрагивает область политики.
Только безумный, говорили эпикурейцы, может нарушить закон, т.к. за нарушением следует наказание. А это неизбежно нарушает внутренний мир человека, его спокойствие и невозмутимость духа. Поэтому – «проживи незаметно».
Эти слова приписывают Эпикуру.
Слайд 129Эпикур
Своим появлением на свет человек обязан самому себе и своим
родителям.
Человек есть результат биологической эволюции.
Боги, возможно, есть, но они никаким
образом не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела.
Судьба человека зависит от него самого, а не от богов.
Душа человека умирает вместе с телом.
Умение хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука.
Слайд 130Стоики
На рубеже 4 и 3 вв. до н.э. В Греции
зарождается стоическая школа, достигшая своего расцвета значительно позже (уже на
римской почве).
Основоположник стоицизма Зенон (336-264) и его виднейший последователь Хризипп (280-205) учили, что в мире существует строгая необходимость и что люди, как и все живые существа, бессильны перед ее лицом.
Поэтому мудрый человек, понимая бессмысленность своего вмешательства в происходящие вокруг него события, примиряется с действительностью, какой бы тяжелой для него она ни была.
Слайд 131Стоицизм. Зенон Китийский
(ок.336-264 до н.э.)
Стоици́зм — философская школа, возникшая во
времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного
мира.
Своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»), где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые самостоятельно выступил в качестве учителя.
Слайд 132Согласно стоицизму
мироздание в целом управляется судьбой.
Судьба как управляющее и
господствующее начало есть одновременно “разум мироздания, или закон всего сущего
в мироздании”.
Судьба в учении стоиков выступает в качестве такого”естественного закона”, который имеет в то же время божественный характер и смысл.
Слайд 133В основе гражданского общежития лежит, по мысли стоиков, естественное тяготение
людей друг к другу, их природная связь между собой.
Государство, следовательно,
выступает как естественное объединение, а не искусственное, условное, договорное образование.
Слайд 134В противоположность эпикурейцам стоическая философия считала государство и право не
делом рук человека, а результатом действия естественных, природных сил.
В
государстве и праве находит (по учению стоиков) своё воплощение господствующий в мире божественный разум.
Слайд 135Стоики обосновывали представление о том, что все люди - граждане
единого мирового государства и что человек - гражданин вселенной.
Учение стоиков
оказало сильное влияние на взгляды Полибия - греческого историка и политического деятеля.
Слайд 136Полибий
(201-120 до н.э.)
греческий историк, государственный деятель и военачальник, автор
«Всеобщей истории» («Истории») в 40 томах, охватывающих события в Риме,
Греции, Македонии, Малой Азии и в других регионах с 220 до н. э. по 146 до н. э.
Слайд 137Историю возникновения государственности и последующей смены государственных форм Полибий изображает
как естественный процесс, совершающийся по “закону природы”.
Всего имеется шесть
основных форм государства, которые в порядке их естественного возникновения и смены занимают следующее место в рамках полного их цикла: царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия.
Слайд 138Полибий
Живя в период упадка греческих рабовладельческих государств, Полибий стремится доказать,
что причина этого - распространение в Греции демократических государственных форм.
Он считает возможным предотвратить путем создания смешанной формы правления дальнейший круговорот государственных форм и тем самым укрепить рабовладельческое государство.
В его идеале смешанного правления преобладают аристократические элементы, демократические начала занимают в ней подчиненное положение.
Слайд 139Политические и правовые учения в Древнем Риме 8-1 вв. до
н.э.
В римском рабовладельческом обществе господствующее положение занимала землевладельческая аристократия. По
мере укрепления своих позиций она оттесняла как старую наследственную знать, так и зажиточную верхушку торгово-промышленных слоев.
С утверждением частной собственности на землю, решающим становится противоборство крупных и мелких земельных собственников.
Слайд 140Марк Туллий Цицерон
3 января 106 до н. э., Арпинум — 7
декабря 43 до н. э., Формия) — древнеримский политик и философ ,
блестящий оратор.
Слайд 141Свои основные труды он назвал «О республике» (De re publica;
чаще переводится «О государстве») и «О законах»; оба произведения написаны
в форме диалогов.
Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов.
Слайд 142Цицерон
Цицерон, говоря о народе в своем определении государства, имел в
виду исключительно землевладельцев и крупных торговцев.
ростовщиков, мелких торговцев, владельцев ремесленных
мастерских, а также всех трудящихся он относит к числу презренных людей .
С такими людьми, занятыми “грязным делом”, у достойных граждан не может быть никаких общих интересов.
Слайд 143Цицерон
Политический идеал Цицерона – аристократическая сенатская республика.
Ссылаясь на греческих мыслителей,
Цицерон различает три основные формы государства: царскую власть –- монархию,
власть оптиматов – аристократию и власть народа – демократию.
Среди них лучшей является монархия.
Слайд 144Каждая из этих простых форм власти неизбежно вырождается, что приводит
к возникновению таких порочных состояний государства, как:
тирания,
господство клики
богатых
и власть толпы (черни).
Порочные состоянияне являются уже формами государства, поскольку там царят произвол и насилие, и, следовательно, распадается само государство как объединение свободных граждан.
Слайд 145Наиболее совершенной и устойчивой формой правления Цицерон считал смешанное государство,
сочетающее начала монархии, аристократии и демократии.
К такому строю, по
его мнению, приближалась Римская республика во времена “отцов” и “дедов”.
Монархические начала были представлены в ней властью консулов,
аристократические – правлением сената,
демократические - народным собранием и властью трибунов.
Слайд 146Цицерон запоминал факты навешивая их на лепнину потолка
Слайд 147Цицерон пишет о смешанном государственном устройстве как о наиболее стабильном
и прочном, так как монархия, аристократия и демократия легко трансформируются
в свои противоположности.
Прочность государства также зависит и от незыблемости законов. «Закон есть решение, отличающее справедливое от несправедливого и выраженное в соответствии с древнейшим началом всего сущего — природой, с которой сообразуются человеческие законы, дурных людей карающие казнью и защищающие и оберегающие честных».
Справедливость Цицерон определял как отсутствие несправедливости.
Слайд 148Контрольные вопросы и задания:
1. Почему античные мыслители Платон и Аристотель
выступали про-
тив демократии как формы государственного правления? Как пони-
мать утверждение
Платона, что именно свобода губит демократию,
ォдемократия опьяняется свободойサ.
2. Древнегреческий правитель Перикл как - то сказал: ォЛишь немно-
гие могут творить политику, но судить о ней могут всеサ Согласны
ли вы с этим суждением? Аргументируйте свой ответ.
3. Аристотель различал два вида справедливости: уравнивающую и
распределяющую. Чем различаются эти два вида справедливости?
По какому принципу должно осуществляться, по мнению Аристоте-
ля, распределения благ в обществе? Несколько этот принцип рас-
пределения применим сегодня?
Слайд 149Когда друг пытался склонить Сократа, приговоренного к смерти, совершить побег
из тюрьмы, он получил отказ со словами: ォЯ считаю обязательным
для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законамサ.
В иную эпоху, в другой стране русский политический мыслитель Б.А. Кистяковский сказал, что законопослушание характеризует не правовое, а полицейское государство.
А как считаете вы:
нужно ли повиноваться всегда и всем законам? Аргументируйте свою точку зрения.
Слайд 151Христианская церковь о государстве и праве. Августин
Блаженный
В I в. н.э.
среди рабов и низших слоев Римской империи появилось христианство, которое
на первом этапе своего развития являлось выражением протеста угнетенных против рабовладения.
В развитии христианства следует различать два этапа.
Раннее христианство (1 в. н.э. - первая половина 2 в. н.э.) решительно осуждало рабовладельческий строй и имело распространение исключительно среди угнетенного населения Римской империи.
В произведениях раннехристианской литературы с ненавистью говорилось о «зверях-императорах», вельможах, богатых, чиновниках, купцах.
Первые христиане мечтали об уничтожении «дьявольского мира зла и насилия» и об установлении «тысячелетнего царства», где трудящиеся «не будут уже ни алкать, ни жаждать».
Слайд 152Однако переворот, о котором мечтали ранние христиане, был неосуществимым.
Отчаявшись
в надежде на реальное избавление, христиане утешались идеей помощи «божьего
посланника» - «мессии», который должен свергнуть «зверей-императоров» и установить «тысячелетнее царство».
В ожидании скорого «пришествия мессии» ранние христиане объединялись в общины, организованные на демократических началах. Все члены раннехристианских общин были равноправны.
Необходимость для преследуемых христиан жить сплоченной жизнью привела к своеобразной «общности имуществ» в их общинах; члены общин трудились, передавали свое имущество в общую кассу и совместно потребляли произведенный продукт.
Слайд 153В I-II вв. н.э. сеть христианских общин раскинулась по всей
Римской империи.
Со II века христианские общины стали пополняться выходцами
из обеспеченных слоев, которые стремились использовать новую религию в своих интересах.
С этого времени начинается превращение христианства в религию, угодную и выгодную власть имущим.
Демократизм христианских общин был уничтожен; все дела общины были переданы в руки «епископов» и дьяконов, образовавших стоящий над массой верующих «клир» (духовенство).
Слайд 154Присвоив себе монопольное право проповедовать христианское учение, церковники объявили «тяжким
грехом» осуждение Римской империи, проповедуя «непротивление злу злом» и «любовь
к врагам»
. Отвергнув раннехристианское учение о «близком пришествии мессии» и уничтожении «царства зла», церковники выдвинули учение об уже бывшем «пришествии Христа», который «духовно избавил человечество от зла».
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, - поучали церковники, - ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены... Рабы, повинуйтесь Господам своим по плоти, со страхом и трепетом,...служа с усердием, как Господу, а не как человекам».
Слайд 155Аврелий Августин Блаженный
Создав учение, укрепляющее рабовладельческий строй, христианская церковь в
начале IV века заключила прочный союз с императорской властью.
К этому
времени относится деятельность видного церковника, епископа Аврелия Августина Блаженного (354-430 гг.).
Августин принадлежит к сравнительно раннему периоду христианства - IV-V вв. Он является Одним из отцов церкви. Наследие его- часть патристики, т.е. трудов отцов церкви.
В 1V-V вв. христианство стало господствующей религией в Риме, шло приспособление доктрины к новому статусу.
Слайд 156Августин Блаженный
Августин стоит между античностью и средневековьем.
Отец его был
римским патрицием, язычником, мать – христианкой.
Он впитал и римскую,
и христианскую традиции, отличался образованностью, освоил греческую и римскую философию, особенно сильное влияние на него оказал Платон.
Слайд 157Молитва его была услышана, и он умер во время осады
в 430г.
Самое знаменитое сочинение Августина - «Град Божий». Импульсом
для него послужило взятие Рима вождем остготов Аларихом в 410 г.
Мировоззрение Августина основано на христианской мистике и мифологии.
История человечества подчинена божественному провидению, заранее установленному плану, который Богу известен, а людям - нет.
История начинается с грехопадения Адама и Евы и
заканчивается страшным Судом.
Все социальные, правовые и государственные учреждения, созданные человеком, весь «Град земной» - результат греховности человека, его извращенной свободной воли.
Сам человек бессилен избавиться от греха и создать совершенное общество.
Слайд 158На нем лежит печать предопределения. Греховный «земной град» рушится. Падение
Рима тому сигнал.
Но гибель Рима - это не конец
истории.
Августин связывает надежды с так называемым «Градом Божьим».
Это условное, символическое обозначение общины проповедников, следующих не земным, а божественным установлениям.
Прямого отождествления с церковью Августин избегает, но церковь, по его словам, «предизображение небесного Града».
Августин говорит, что всегда существовало два рода человеческого общения, два «града».
В одном люди живут по плоти, их любовь к себе доведена до презрения к Богу,
во втором - по духу, здесь любовь к Богу доведена до презрения к себе.
Слайд 159Августин разделяет некоторые представления античных авторов о возникновении государства в
ходе естественной эволюции, но все эти процессы обусловлены божественной волей.
Августин говорит, что природа толкает людей к объединению сначала в семьи, потом в государства для обеспечения внутреннего мира и внешней безопасности.
Стремление к объединению приводит к «общественному договору».
Слайд 161Августин Блаженный
Питер Пауль Рубенс. Блаженный Августин и Младенец Иисус
Слайд 162 С общественным договором он связывает представления о взаимных обязанностях.
В семье власть принадлежит лучшему - отцу. Политическая власть вытекает
из уважения к качествам первых королей.
Но в это рациональное объяснение вторгается Божья воля: короли не сами устанавливают свою власть, она не принадлежит им ни по крови, т.е. наследству, ни по выбору, власть принадлежит им по воле Бога, который делегирует ее каждому народу.
В одних случаях (исключительных) Бог сам назначает правителя - так было с народом Израиля, в других - его воля проявляется через естественный ход событий, через действие норм позитивного права.
Здесь божественное предопределение сказывается не прямо, а опосредованно. Бог создал человека так, что объединение в общество и политическая власть для него необходимы. Что касается формы власти и ее носителей, то они устанавливаются людьми.
Слайд 163К формам государства Августин проявляет некоторое безразличие. В этом он
не похож на греков и римлян, которые исключительное значение придавали
конституции, поискам совершенной государственной системы.
Августин жил в эпоху, когда классические институты рушились. Правовые тонкости были неуместны.
Августин повторяет традиционное деление на «правильные» и «неправильные» формы.
Слайд 164Несправедливый царь - тиран,
несправедливый народ - тоже тиран,
несправедливая
аристократия - власть эгоистической группировки.
Что касается правильных форм, т.е.
таких, где соблюдается право, Августин не отдает предпочтения ни одной из них.
Выбор формы он считает делом второстепенным. Он не видит в них ни преимуществ, ни недостатков, достаточно серьезных, чтобы ставить одну форму выше другой.
Любая форма правления может оказаться если не хорошей, то хотя бы терпимой, когда уважают Бога и человека, т.е. соблюдают справедливость, верность заветам религии
Слайд 165Взгляды Августина на собственность.
На него влияли представления ранних христиан
о том, что у верующих все должно быть общее.
Августин
полагал, что в естественном состоянии у людей была коллективная собственность, каждый мог брать из общего запаса то, что ему было нужно. Все, что сверх индивидуальных потребностей, принадлежало обществу и использовалось в его интересах.
Частная собственность дает возможность человеку удовлетворить свои потребности. Все, что сверх необходимого, должно принадлежать всем.
Абсолютное право на частную собственность, разработанное в совершенстве римскими юристами, первыми христианами не признавалось.
Слайд 166Собственность - человеческое установление и как оно было людьми введено,
также может быть и отменено.
Августин считал, что некоторые
виды собственности были учреждены не людьми, а Богом, и владеть ею могут только благодетельные люди.
Имелось в виду имущество церкви, которое должно было быть использовано для общего блага.
Отношение церкви к государству, духовной власти - к светской -главная проблема, занимавшая Августина, в этом его вклад в историю политической мысли, в этом он первооткрыватель.
Слайд 167Теория разделения двух царств – «Града Божьего» и «Града земного»,
или двух властей, - нашла у Августина свое лучшее выражение.
Светская
власть и церковная - различны, и каждая обладает суверенитетом, независимостью.
Любое вторжение одной власти в сферу другой опасно.
Но между ними есть и точки соприкосновения, взаимодействия, они должны оказывать друг другу поддержку.
Государство призвано защищать церковь от ее врагов, варваров, еретиков.
Церковь, в свою очередь, воспитывает паству в духе лояльности, гражданственности.
Слайд 168. Главное в его учении - именно разделение двух властей.
Впоследствии
папский престол занял иную позицию. Папы возомнили себя владыками мира.
Григорий VI в XI в. считал властькоролей законной, только если они подчиняются папе.
Он уподоблял королей и императоров епископам, которых папа назначает.
Ему же принадлежит уподобление папской власти Солнцу, а королевской - Луне.
Слайд 169Такая тенденция получила название «политического августинизма», но это незаслуженно.
Для
Августина как раз была характерна умеренная позиция по вопросу о
соотношении духовной и светской властей.
И в этом плане он - один из лучших представителей христианской политической мысли.
Его авторитет оставался незыблемым до появления в ХШ в. другого светила теологии - Фомы Аквинского.
Слайд 171№1
ォЗаконыМануサ - это известный политико-правовой памятник:
а) Древнего Египта; в) Древнего
Китая;
б) Древнего Вавилона; г) Древней Индии.
Слайд 172№2
. Человек, названный Буддой (Просветлённым) был:
а) Спитак Спитама; в) Чанакья
(Каутилья);
б) Сиддхартха Гаутама; г) Хаммурапи.
Слайд 173№3
Автором патриархально-патерналистской концепции государства
является:
а) Конфуций; в) Шан Ян;
б) Лао-Цзы; г)
Мо-цзы.
Слайд 174№4
Какому из древнекитайских мыслителей принадлежат слова: ォНарод можно заставить повиноваться,
но нельзя заставить понимать, почемуサ?
а) Лао-Цзы; в) Конфуцию;
б) Шан Ян;
г) Хань Фэю.
Слайд 175№5
. Лао- цзы является основоположником:
а) конфуцианства; в) моизма;
б) легизма; г)
даосизма
Слайд 176№6
К каким истокам восходит политико-правовая мысль у древних народов на
Востоке и Западе?
1. теологическим;
2. рациональным;
3. космогоническим;
4. мифологическим;
5. земным.
Слайд 177№7
Как называется вавилонский политико- правовой памятник XVIIIв до н. э.?
1.
Заратустра;
2. Законы Хаммурапи;
3. Дао;
4. Маат;
5. Поучения Птахотепа.
Слайд 178№8
. Под влиянием каких представлений сформировалась и развивалась политико-правовая мысль
в Древней Индии?
1. языческих;
2. индуистских;
3. буддистских;
4. ведических;
5. мифологических и религиозных.
Слайд 179№9
К какому периоду относится оформление политико-правового памятника Индии - “Законов
Ману“?
1. к I в. до н. э.;
2. ко II
в. до н. э.;
3. к III в. до н. э.;
4. к IV в. до н. э.;
5. к V в. до н. э.
Слайд 180№10
. Назовите основателя Даосизма.
1. Конфуций;
2. Мао-цзы;
3. Лао-цзы;
4.
Шан-ян;
5. Хань-фей
Слайд 181№11
Кто сыграл фундаментальную роль во всей этической и политической мысли
Китая ?
1. Мао-цзы;
2. Шань-ян;
3. Хань-фей;
4. Шень Бу-хай;
5.
Конфуций
Слайд 182№12
Назовите предмет истории политических и правовых учений.
1. история;
2. политика;
3.
правовое учение;
4. публичное право;
5. политические явления во взаимосвязи с правом
и правопорядком.
Слайд 183В Древней Греции вступающих в брак девушек одевали красиво ...