Слайд 1Получение взятки (ст. 290 УК РФ)
Слайд 2Объект преступления - осуществляемая в соответствии с законом нормальная деятельность
конкретной структуры публичного аппарата власти и управления.
Слайд 3Предметом взяточничества (ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК РФ)
и коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ), наряду с деньгами,
ценными бумагами, иным имуществом, могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.
Слайд 4Под незаконным оказанием услуг имущественного характера судам следует понимать предоставление
должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том
числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).
Слайд 5Имущественные права включают в свой состав как право на имущество,
в том числе право требования кредитора, так и иные права,
имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.
Слайд 6Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие
для взяткополучателя имущественной выгоды (например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий
товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).
Слайд 7Объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом лично или
через посредника предмета взятки. Часть 1 ст. 290 УК РФ
называет следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку: а) за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц; б) за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию); в) за общее покровительство или попустительство по службе; г) за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие).
Слайд 8Под действиями (бездействием), входящими в служебные полномочия должностного лица, следует
понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить
в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями (например, сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения). Это законные действия лица, не выходящие за рамки его должностной компетенции, которые становятся преступными именно в связи с тем, что совершаются за взятку.
Слайд 9Способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению действий
(бездействию) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц выражается в
использовании взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействию) путем уговоров, обещаний, принуждения и др.
Слайд 10Решая вопрос о наличии состава получения взятки при таком виде
действий (бездействия) как общее покровительство или попустительство по службе следует
обратить внимание на то, что конкретные действия (бездействие), за которые она получена, на момент ее принятия не оговариваются взяткодателем и взяткополучателем, а лишь осознаются ими как вероятные, возможные в будущем.
При этом общее покровительство по службе предполагает необоснованное создание взяткодателю или представляемым им лицам различных благоприятных условий по службе, например: незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение в должности, совершение других действий, не вызываемых служебной необходимостью. Общее попустительство - это непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.
Слайд 11Общее покровительство по службе может проявляться, в частности, в необоснованном
назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на
более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам.
К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения.
Слайд 12Кроме того, не образует состава получения взятки принятие должностным лицом
денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершение действий (бездействие),
хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям.
Слайд 13Для наличия состава преступления в виде получения взятки (а также
в виде дачи взятки, посредничества во взяточничестве неважно время получения
должностным лицом взятки - до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.
Слайд 14Предмет взятки может быть получен как самим должностным лицом (лично
либо через посредника), так и предоставлен родным и близким должностного
лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя. Действия посредника в получении взятки квалифицируются по ст. 291.1 УК РФ как посредничество во взяточничестве.
Слайд 15Состав получения взятки является формальным. Преступление окончено с момента принятия
должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей. При этом не
имеет значения, получило ли должностное лицо реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.
Слайд 16Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.
Субъект
преступления специальный - должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное
лицо публичной международной организации.