Разделы презентаций


Понятие и сущность знаний, умений и навыков Поэтапное формирование умственных действий и понятий

Содержание

Лекция № 5 «Усвоение знаний, умений, навыков»Дисциплина «Педагогическая психология»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Слайд 2 Лекция № 5
«Усвоение знаний, умений, навыков»

Дисциплина «Педагогическая психология»

Лекция № 5  «Усвоение знаний, умений, навыков»Дисциплина «Педагогическая психология»

Слайд 3План лекции
Понятие и сущность знаний, умений и навыков
Поэтапное

формирование умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин)
Прочность усвоения ЗУН

План лекцииПонятие и сущность знаний,   умений и навыковПоэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин)Прочность

Слайд 4Задачи лекции:
сформировать теоретические знания по теме лекции
рассмотреть сущность ЗУН
разобрать поэтапное

формирование умственных действий и понятий
развить мыслительную активность студентов

Задачи лекции:сформировать теоретические знания по теме лекциирассмотреть сущность ЗУНразобрать поэтапное формирование умственных действий и понятий развить мыслительную

Слайд 5Список основной литературы:
Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов

Габай Т.В. М.: Академия, 2010. (10)
Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие для

вузов. Л.С. Подымова, Л.И. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шиян; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2008. (1)
Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие
под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной.М.: Академия, 2007
Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. Пособие.Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко.М.: Академия, 2008. ( 2)
Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология:Схемы и тесты/Б.Б. Айсмонтас.-М.:ВЛАДОС-Пресс,2002.-208 с.:ил. Кол-во экз.: 2

Список основной литературы:Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов   Габай Т.В. М.: Академия, 2010. (10)Психолого-педагогический практикум:

Слайд 6Список дополнительной литературы:
Педагогическая психология: краткий курс: [пособие]
В.

Сарычев, И.Н. Логвинов. СПб.: Питер, 2006.(1 )
Возрастная и педагогическая психология:

Хрестоматия
И.В. Дубровина, .(2)
Возрастная и педагогическая психология: (учебное пособие).С.И. Двойников .Самара: Перспектива, 2002. (15)
Педагогика и психология общения в медицинском вузе: учеб. Пособие.А.Я. Осин, Е.В. Крукович, Н.Г. Садова
ВГМУ - Владивосток: Медицина ДВ, 2009. ( 89)
http://www.psy.msu.ru/about/kaf/pedo.html - Кафедра педагогики и педагогической психологии факультета психологии МГУ

Список дополнительной литературы:Педагогическая психология: краткий курс: [пособие]   В. Сарычев, И.Н. Логвинов. СПб.: Питер, 2006.(1 )Возрастная

Слайд 71. Понятие и сущность ЗУН
Обучение — это

процесс усвоения (овладения) знаний, умений, навыков на требуемом уровне за

определенный период. Под уровнем усвоения понимают степень мастерства овладения деятельностью, достигнутую учащимся в результате обучения.
1. Понятие и сущность ЗУН   Обучение — это процесс усвоения (овладения) знаний, умений, навыков на

Слайд 81.1. Сущность знаний
Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний

у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия; знания являются основой

нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения.           Прежде чем рассмотреть, как учащиеся усваивают знания, надо разобраться в том, что такое знание, какие бывают знания, какие знания должен усвоить ученик.
1.1. Сущность знанийЗнания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия;

Слайд 9
  Определение понятия «знания»

В

новой "Российской педагогической энциклопедии" (1993 г.) "знания" определяются следующим образом: 

"проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков" 
  Определение понятия «знания»     В новой

Слайд 10
          Л.М. Фридман, проанализировав существующие определения понятия "знание", приводит его определение

более общего характера:
"Знание - это результат нашей познавательной

деятельности независимо от того, в какой форме эта деятельность совершалась: чувственно или внечувственно, непосредственно или опосредованно; со слов других, в результате чтения текста, при просмотре кино или телефильма и т.д. Этот результат познания человек выражает в речи, в том числе искусственной, жестовой, мимической и любой другой. Следовательно, всякое знание есть продукт познавательной деятельности, выраженный в знаковой форме. Знание противоположно незнанию, неосведомленности, отсутствию представлений о чем или о ком-нибудь"
          Л.М. Фридман, проанализировав существующие определения понятия

Слайд 11Знания и правильно избранный путь их усвоения - предпосылка умственного развития

учащихся.
Сами по себе знания еще не обеспечивают полноты умственного

развития, но без них последнее невозможно.
Являясь составной частью мировоззрения человека, знания в большой мере определяют его отношение к действительности, моральные взгляды и убеждения, волевые черты личности и служат одним из источников склонностей и интересов человека, необходимым условием развития его способностей
Знания и правильно избранный путь их усвоения - предпосылка умственного развития учащихся. Сами по себе знания еще не

Слайд 12 Виды знаний

3нания могут быть:
донаучными;
житейскими;
художественными (как

специфический способ эстетического освоения действительности);
научными (эмпирические и теоретические).

Виды знаний3нания могут быть:донаучными;житейскими;художественными (как специфический способ эстетического освоения действительности);научными (эмпирические и

Слайд 13 Согласно В.И. Гинецинскому, учебное знание существует в трех

формах:

в форме учебной дисциплины;
в виде учебного текста;
в форме учебной задачи.

Согласно В.И. Гинецинскому, учебное знание существует в трех формах:в форме учебной дисциплины;в виде учебного текста;в

Слайд 14Свойства знаний
Знания могут обладать разными качествами. Согласно И.Я. Лернеру, В.М.

Полонскому и др., таковыми, например, являются:
системность,
обобщенность,
осознанность,
гибкость,
действенность,
полнота,
прочность 

Свойства знанийЗнания могут обладать разными качествами. Согласно И.Я. Лернеру, В.М. Полонскому и др., таковыми, например, являются:системность,обобщенность,осознанность,гибкость,действенность,полнота,прочность 

Слайд 15Усвоение знаний
Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая

преподавателем.
 Процесс учебного познания складывается из нескольких этапов:

Восприятие объекта, которое

связано с выделением этого объекта из фона и определением его существенных свойств

Осмысления, на котором происходит усмотрение наиболее существенных вне- и внутрисубъектных связей и отношений.

Запечатления и запоминания выделенных свойств и отношений в результате многократного их восприятия и фиксации.

Этап активного воспроизведения субъектом воспринятых и понятых существенных свойств и отношений.
Усвоение знаний  Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем.   Процесс учебного познания складывается из

Слайд 16Уровни усвоения знаний
Знания могут усваиваться на разных уровнях:
репродуктивный уровень - воспроизведение по

образцу, по инструкции;
продуктивный уровень - поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа

действия.
Установление уровней усвоения знаний в диагностике важно потому, что эти уровни оказывают влияние на качество мышления, его шаблонность или нестереотипность, оригинальность.
И.Я. Конфедератов и В.П. Симонов выделяют следующие уровни усвоения знаний, соотносимые с соответствующими этапами их усвоения:
уровень различения (или распознавания) предмета;
уровень его запоминания;
уровень понимания;
уровень применения.

Уровни усвоения знанийЗнания могут усваиваться на разных уровнях:репродуктивный уровень - воспроизведение по образцу, по инструкции;продуктивный уровень - поиск и нахождение нового

Слайд 18Выводы
Таким образом, знание проходит путь от первичного осмысления и буквального

воспроизведения
к пониманию;
применению знаний в знакомых и новых условиях;
оцениванию самим учеником

полезности, новизны этого знания 
 (вышеуказанные уровни усвоения знаний выделяет А.К. Маркова)
Если знания остаются на первом этапе, то их роль для развития невелика, а если ученик применяет их в незнакомых условиях и оценивает, то это значительный шаг в сторону умственного развития.
ВыводыТаким образом, знание проходит путь от первичного осмысления и буквального воспроизведенияк пониманию;применению знаний в знакомых и новых

Слайд 191.2.Сущность умений и навыков
Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение

учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. При этом

овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык
1.2.Сущность умений и навыковНепосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и

Слайд 20Определение умений и навыков
Большинство

психологов и педагогов считают, что умение - более высокая психологическая

категория, чем навыки. Педагоги-практики придерживаются обратной точки зрения: навыки представляют более высокую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми действиями, чем умения.
   Одни авторы под умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями. Поэтому навыки предшествуют умению.
     Другие авторы под умениями понимают возможность осуществлять какое-либо действие, операцию. По их понятию, умение предшествуют навыку, который рассматривается как более совершенная стадия овладения действиями.
Определение умений и навыков      Большинство психологов и педагогов считают, что умение -

Слайд 21Умение и навык
 Умение и навык есть способность совершать то или

иное действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием.           Умение -

это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.           Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.           Когда человек читает книгу, контролируя смысловое и стилевое содержание ее, то считывание букв и слов происходит автоматически. Когда же он читает рукопись для выявления в ней опечаток, то контроль направлен уже на восприятие букв и слов, а смысловая сторона написанного уходит на второй план. Но в том и в другом случае человек умеет читать, и это умение у него доведено до уровня навыка
Умение и навык Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню)

Слайд 22Умение
Умение - это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным

на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в

процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. Умение обычно соотносят с уровнем, выражающимся на начальном этапе в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т.п.), которое понято учащимися и может быть произвольно воспроизведено.
УмениеУмение - это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному

Слайд 23Навыки
Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые

вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое

действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.
Навыки Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает

Слайд 24 Периоды формирования навыка по Л. Б. Ительсону

Периоды формирования навыка по Л. Б. Ительсону

Слайд 25Из данной таблицы видно, что по мере формирования навыка уменьшается

количество допускаемых при выполнении действия ошибок, повышается скорость выполнения отдельных

операций, устанавливается их стабильная последовательность; внимание субъекта переносится с процесса выполнения действия на его результат, сознание утрачивает направленность на форму выполнения действия, понижается степень физического и эмоционального напряжения и утомляемости, а сами действия постепенно редуцируются за счет выпадения некоторых промежуточных операций.
Из данной таблицы видно, что по мере формирования навыка уменьшается количество допускаемых при выполнении действия ошибок, повышается

Слайд 26Уровни овладения умениями и навыками
0 уровень - учащиеся совершенно не владеют

данным действием (нет умения).
1 уровень - учащиеся знакомы с характером данного

действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);
2 уровень - учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;
3 уровень - учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;
4 уровень - учащиеся автоматизированно, свернуто и безошибочно выполняют действия (навык).
Уровни овладения умениями и навыками0 уровень - учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения).1 уровень - учащиеся знакомы

Слайд 27Формирования уровней
Не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и

становиться навыками. Одни учебные умения формируются в школе обычно до

3-го уровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.
Формирования уровнейНе все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Одни учебные умения формируются в

Слайд 29Выводы
Термин "умение" имеет два значения:
1) Как первоначальный уровень овладения каким-либо

простым действием. В этом случае навык рассматривается как высший уровень

овладения этим действием, автоматизированное его выполнение: умение переходит в навык. 2) Как способность осознанно выполнять сложное действие с помощью ряда навыков. В этом случае навык - это автоматизированное выполнение элементарных действий, из которых состоит сложное действие, выполняемое с помощью умения.

ВыводыТермин

Слайд 30Выводы
НАВЫК — автоматизированное действие, совершаемое без заметного участия сознания, рационально,

достаточно быстро и правильно, без лишних затрат физической и психической

энергии.
Выделяют двигательные, сенсорные, умственные, речевые и другие навыки. Формировать навыки могут различные методы обучения и воспитания.
Но главное — это упражнения, то есть не простое механическое повторение действий, а их совершенствование.
Процесс формирования навыков складывается из нескольких этапов. Сначала выделенные частные приемы и операции объединяются в единое действие, потом устраняются ошибки, далее следует улучшение качества навыка и, наконец, автоматизация и включение его в деятельность.
ВыводыНАВЫК — автоматизированное действие, совершаемое без заметного участия сознания, рационально, достаточно быстро и правильно, без лишних затрат

Слайд 31Применение знаний, умений и навыков успешно тогда, когда оно приобретает

эвристический и творческий характер.

Применение знаний, умений и навыков успешно тогда, когда оно приобретает эвристический и творческий характер.

Слайд 32 2.Поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин)
Созданная П.Я. Гальпериным

общепсихологическая концепция планомерного поэтапного формирования умственных действий и понятий получила подтверждение и

нашла эффективное применение в практике школьного обучения, а также других форм образования. В общепсихологическом плане ее основу составляет новая методология психологического исследования, коренная перестройка традиционных представлений о психике и о предмете и методе психологии
2.Поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин) Созданная П.Я.

Слайд 33Этапы формирования умственных действий
Этап составления схемы ориентировочной основы действия.
Этап формирования

действия в материальном (или материализованном) виде.
  Этап формирования действия как

внешнеречевого.
   Этап формирования действия во внешней речи про себя. 
   Этап формирования действия во внутренней речи.
Этапы формирования  умственных действийЭтап составления схемы ориентировочной основы действия.Этап формирования действия в материальном (или материализованном) виде.

Слайд 34 Выводы
Действие, прежде чем стать умственным, обобщенным, сокращенным и освоенным,

проходит через переходные состояния. Основные из них и составляют вышеуказанные

этапы усвоения действия, каждый из которых характеризуется совокупностью изменения основных свойств (параметров) действия.
ВыводыДействие, прежде чем стать умственным, обобщенным, сокращенным и освоенным, проходит через переходные состояния. Основные из них

Слайд 35 Рефлексия
Я узнал(а), что…
Полезным для меня было то,

что…
Я убедился(лась), что…
Меня не смогли убедить в том, что..

РефлексияЯ узнал(а), что…Полезным для меня было то, что…Я убедился(лась), что…Меня не смогли убедить в

Слайд 36Вопросы для самоконтроля
1. Приведите основные трактовки понятий "умение" и "навык".


2. Назовите основные уровни овладения умениями и навыками.
3. В

чем проявляется особенность применения знаний, умений и навыков?
4. В чем сущность теории поэтапного формирования умственных действий и понятий?
5. Назовите основные этапы формирования умственных действий.
6. Какие функции выполняют знания?
7. Назовите основные виды знаний.
Самостоятельно подготовить
Характеристика уровней усвоения знаний по В.П. Беспалько.
Примеры заданий для диагностики уровней усвоения знаний (по В.П. Беспалько).

Вопросы для самоконтроля1. Приведите основные трактовки понятий

Слайд 37Интернет-ресурсы
http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1996/963/963116.htm - Статья В.И. Чиркова "Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения

человека«
http://www.psy.msu.ru/about/kaf/pedo.html - Кафедра педагогики и педагогической психологии факультета психологии МГУ
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-ps-not.html

- Лаборатория психологических основ новых образовательных технологий ПИ РАО
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-fak.html - Группа исследования факторов формирования личности ПИ РАО
http://archive.1september.ru/mat/1998/no46.htm - Статья Алексеевой Л. "Тестовый контроль усвоения знаний, умений и навыков"


Интернет-ресурсыhttp://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1996/963/963116.htm - Статья В.И. Чиркова

Слайд 38Темы рефератов
Проблема знаний в психолого-педагогической литературе.
Формы существования учебных знаний.
Психолого-педагогические условия

усвоения знаний.
Основные этапы процесса учебного познания.
Проблема понимания в психолого-педагогической литературе.
Основные

уровни овладения умениями и навыками.
Сущность теории поэтапного формирования умственных действий и понятий.
Основные типы ориентировочной основы действия.
Типы учения (по П.Я. Гальперину).
Формирование общеучебных умений и навыков как одна из основных педагогических задач. 

Темы рефератовПроблема знаний в психолого-педагогической литературе.Формы существования учебных знаний.Психолого-педагогические условия усвоения знаний.Основные этапы процесса учебного познания.Проблема понимания

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика