Разделы презентаций


Правовые новации, содержащиеся в коллективном договоре презентация, доклад

Содержание

1. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНКРЕТИЗИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА И СОГЛАШЕНИЯКоллективно-договорное регулирование является тем уровнем, в соответствии с которым регламентация частных вопросов представляет собой конкретизацию общих положений законов и иных нормативно-правовых актов.Конкретизация в коллективных

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Правовые новации и их проблематика, содержащиеся в коллективном договоре
Папинигис О.В.
Университет

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
ЮЗИ 3 курс 1 группа ОЗФ уск.

обуч.
студент
Правовые новации и их проблематика, содержащиеся в коллективном договореПапинигис О.В.Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)ЮЗИ 3 курс 1

Слайд 21. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНКРЕТИЗИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА И СОГЛАШЕНИЯ
Коллективно-договорное регулирование является

тем уровнем, в соответствии с которым регламентация частных вопросов представляет

собой конкретизацию общих положений законов и иных нормативно-правовых актов.
Конкретизация в коллективных договорах и соглашениях относится к нормативной конкретизации, поскольку коллективный договор и соглашение в соответствии с их законодательной дефиницией являются нормативными актами. Однако если рассматривать их сущность, то правильнее говорить о данных актах как о нормативных договорах, поскольку их основу все же составляет обоюдное соглашение сторон.


Коллективный договор, в свою очередь, предлагается рассматривать как разновидность соглашений на локальном уровне.





1. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНКРЕТИЗИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА И СОГЛАШЕНИЯКоллективно-договорное регулирование является тем уровнем, в соответствии с которым регламентация

Слайд 3В литературе выделено пять основных функций коллективного договора:
1) конкретизация правовых

норм, содержащихся в нормативных правовых актах, которые принимают органы государственной

власти, а также положений социально-партнерских соглашений;
2) установление дополнительных трудовых прав и гарантий для работников, закрепление социальных льгот и преимуществ;
3) установление льгот и преимуществ, не имеющих непосредственной связи с трудовыми отношениями;
4) осуществление первичного правового регулирования;
5) восполнение пробелов в правовом регулировании трудовых отношений

Функция конкретизации в коллективных договорах является наиболее емкой и универсальной и в общем виде отражает сущность некоторых иных, таких как установление дополнительных прав и гарантий работников, восполнение пробелов законодательства. Если рассматривать конкретизацию норм трудового права как деятельность правотворческих, правоприменительных органов, социальных партнеров по дополнительной регламентации, уточнению и исправлению положений нормативно-правовых актов государственных органов, то конкретизацию трудового законодательства можно представить в качестве главной функции, назначения коллективного договора в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В литературе выделено пять основных функций коллективного договора:1) конкретизация правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах, которые

Слайд 4
Через рассматриваемые акты социального партнерства происходит конкретизация содержания законодательства по

следующим основным направлениям:

1) экономическое, выражающее установление обоюдных экономических интересов сторон

социального партнерства, а также государства. В отношении работников данное направление выражается в том, что происходит разработка и установление системы материального стимулирования, для работодателей – реализуются способы повышения производительности труда при сокращении затрат;
2) социальное, отражающее улучшение условий труда на рабочем месте, установление дополнительных льгот в питании, при проезде к месту работы, организацию внерабочего времени, наделение правом работников на участие в установлении условий труда, управлении предприятием. Обеспечение работников дополнительными социальными правами означает снижение количества забастовок, а значит, и социальной напряженности;
3) правовое, означающее, что закрепление в коллективных договорах и соглашениях «новых норм» направлено на совершенствование нормативных правовых актов, приспособление законодательства к нуждам работников и работодателей, ориентирование законодателя на упорядочивание нормативной базы, акцентирование внимания на сферы общественных отношений, нуждающиеся в законодательном урегулировании.







Через рассматриваемые акты социального партнерства происходит конкретизация содержания законодательства по следующим основным направлениям:1) экономическое, выражающее установление обоюдных

Слайд 5Исходя из указанных общих направлений конкретизации, определим ее непосредственные функции,

реализуемые посредством заключения коллективного договора и соглашения:
– делегированное регулирование;
– восполняющее

регулирование;
– улучшающее регулирование.

Если рассматривать иерархичность построения таких актов, как коллективный договор и соглашение, их место в системе источников права будет зависеть и от степени конкретизации их положений по отношению к трудовому законодательству.
Так, если сравнивать коллективный договор и соглашение, то последний акт будет обладать большей степенью обобщенности, наличием в содержании большого количества норм-принципов, целей и задач. Это подтверждается законодательным положением ст. 45 ТК РФ, предусматривающей, что соглашением регулируются социально-трудовые отношения и устанавливаются общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений.

При этом по логике законодателя, предусматривающего возможность заключения соглашения на различных уровнях социального партнерства – на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном, – степень конкретности его положений будет зависеть от уровня, на котором создан подобный акт.

Исходя из указанных общих направлений конкретизации, определим ее непосредственные функции, реализуемые посредством заключения коллективного договора и соглашения:–

Слайд 6Так, Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей

и Правительством Российской Федерации на 2014–2016 гг. представляет собой документ,

в общем виде содержащий направления взаимодействия в приоритетных сферах жизни (экономике, социальной сфере) и по основным вопросам (заработная плата, занятость, социальное страхование и защита, условия охраны труда, перспективы развития социального партнерства, повышения его эффективности).

Соглашения ниже уровня Генерального соглашения содержат обязательства в виде конкретных гарантий, количественные показатели, повышающие коэффициенты, проценты доплат и надбавок и другие положения, которые могут непосредственно применяться сторонами социального партнерства, являющимися участниками соглашения. При этом уровень конкретности норм в
таких соглашениях не зависит от их последующих уровней – регионального, межрегионального, отраслевого, территориального, поскольку создание каждого из них обосновано необходимостью урегулирования блока вопросов социально-экономического характера на определенной территории или в определенной отрасли.
В этом смысле наименьшей степенью обобщения и наибольшей конкретностью содержания обладает коллективный договор.
В связи с тем, что коллективный договор заключается «на местах»: в конкретной организации или у индивидуального предпринимателя, – в нем отражаются все аспекты их внутрихозяйственной деятельности, ее всестороннее урегулирование.

Так, Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014–2016 гг.

Слайд 7Анализ содержания коллективных договоров и соглашений позволяет сделать вывод о

том, что конкретизация норм трудового права происходит не только внутри

отдельно взятого коллективного договора или соглашения, но и в общей системе актов социального партнерства различных уровней по различным направлениям и в соответствии со своими более частными функциями.
При этом с целью соблюдения согласованности и последовательности в создании конкретизирующих норм социальными партнерами закреплен принцип не ухудшения положения работников данными актами в ст. 9 ТК РФ. Это позволяет проводить конкретизацию посредством указанных актов без ущемлений прав работников.
Анализ содержания коллективных договоров и соглашений позволяет сделать вывод о том, что конкретизация норм трудового права происходит

Слайд 82. ДЕЙСТВИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА ВО ВРЕМЕНИ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Основные

правила действия коллективного договора установлены ст. 43 ТК РФ.
Нормативное определение

срока действия коллективного договора со стороны законодателя направлено на привитие сторонам социального партнерства навыков проведения переговоров, что должно способствовать как укреплению организаций работников, так и развитию социального сотрудничества в
сфере труда. Как следствие, предложение исключить возможность установления конкретного срока действия коллективного договора со стороны государства представляется не соответствующим позиции государства по содействию развитию социального партнерства.
Что же касается продления действия коллективного договора по соглашению сторон, то данное правило не вызывает возражений, поскольку оно основано на добровольном волеизъявлении сторон, принятом в результате переговорного процесса. Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации, её реорганизации в форме преобразования, изменения типа государственного или муниципального учреждения, расторжения трудового договора с руководителем организации, подписавшим коллективный договор.

Данные правила вызывают ряд вопросов. Согласно трудовому законодательству, никакого влияния на действие коллективного договора не оказывает ни преобразование организации, ни её переименование, ни смена акционеров, ни изменение персоналии руководителя организации. Это вполне естественно, поскольку ещё в 1920-е гг. было отмечено, что при современной системе хозяйства нанявшийся связан не с владельцем предприятия, а с самим предприятием как самостоятельной хозяйственной единицей, и личность предпринимателя в данном случае не имеет того значения, чтобы новый владелец предприятия мог считать себя свободным от обязательств по колдоговору, заключенному прежним владельцем предприятия

2. ДЕЙСТВИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА ВО ВРЕМЕНИ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯОсновные правила действия коллективного договора установлены ст. 43

Слайд 9В силу ст. 57 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо считается

реорганизованным с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате

реорганизации, а при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. С этого момента реорганизация считается оконченной, а действие коллективного договора прекращается. Сама же процедура проведения реорганизации ещё не изменяет правового положения организации, являясь лишь подготовительным этапом для оформления вопросов правопреемства. Поэтому проведение процедуры реорганизации объективно не может оказать влияния на действие коллективного договора, а норма о сохранении действия коллективного договора в течение всего срока реорганизации имеет лишь информационное значение.

Судьба прав и обязанностей юридического лица при его реорганизации устанавливается ст. 58 Гражданского кодекса РФ. При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), что никак не связано с коллективно-договорным регулированием трудовых отношений. Соответственно, права и обязанности по коллективному договору изменений не претерпевают, что находит свое отражение и в ТК РФ.

В силу ст. 57 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации юридических лиц,

Слайд 10Права и обязанности юридического лица переходят к другому юридическому лицу

и при реорганизации в иных формах. При слиянии юридических лиц

права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Вместе с тем права и обязанности по коллективному договору не переходят к вновь возникшему юридическому лицу (лицам), а прекращаются по окончании реорганизации. Представляется, что такое решение не имеет достаточных оснований применительно к реорганизации юридического лица в
форме разделения и выделения.

При слиянии и присоединении вновь возникшее юридическое лицо может столкнуться с действием различных коллективных договоров, заключенных на разных условиях, что объективно не позволяет сохранить действие коллективных договоров, а требует их унификации либо посредством проведения новых коллективных переговоров, либо распространением на работников присоединенного юридического лица условий коллективного договора, действовавшего в организации, к которой произошло присоединение. На период же проведения коллективных переговоров условия труда определяются работодателем, что вытекает из существа его полномочий.
Права и обязанности юридического лица переходят к другому юридическому лицу и при реорганизации в иных формах. При

Слайд 11Иная ситуация складывается при разделении и выделении юридического лица.
В данных

случаях права и обязанности организации переходят к вновь возникшим юридическим

лицам в соответствии с передаточным актом, что исключает конкуренцию разных коллективных договоров (в реорганизованном юридическом лице действовал один коллективный договор). Поэтому каких-либо
препятствий для продолжения действия коллективного договора здесь не усматривается, более того таковое способствовало бы стабильности трудовых отношений и укреплению социального мира. При этом никто не отрицает права работодателя инициировать проведение коллективных переговоров по внесению в коллективный договор изменений.

Аналогичная аргументация может быть использована и при анализе нормы о действии коллективного договора при смене формы собственности организации Поскольку новый собственник по общему правилу приобретает организацию со всеми её правами и обязанностями, ограничение срока действия коллективного договора трехмесячным периодом представляется крайне спорным, а соответствующая норма должна быть изменена таким образом, чтобы коллективный договор продолжал свое действие в отношении нового работодателя до истечения срока соответствующего коллективного договора

Иная ситуация складывается при разделении и выделении юридического лица.В данных случаях права и обязанности организации переходят к

Слайд 12Очевидно, трехмесячный срок сохранения действия коллективного договора при смене формы

собственности организации по российскому праву связан с тем, что именно

три месяца фактически отведено законодателем на проведение коллективных переговоров по заключению коллективного договора: именно по истечении данного срока стороны должны подписать коллективный договор на
согласованных условиях.
Однако если внимательно присмотреться к данной норме, то можно констатировать её направленность прежде всего на обеспечение интересов нового собственника и его освобождение от исполнения обязанностей по коллективному договору, заключенному до приватизации, национализации организации, передачи её из государственной в муниципальную собственность или из муниципальной собственности в государственную.
Смена формы собственности организации зачастую сопровождается реорганизацией юридического лица в форме преобразования с иными правилами действия коллективного договора. Коллизия норм разрешается в пользу специальной нормы, которой в данном случае является норма, обеспечивающая
права нового собственника. При этом, если хоть как-то можно оправдать преференции, предоставляемые частному собственнику, приобретающему убыточную государственную или муниципальную организацию (хотя мы не поддерживаем подобные исключения, в результате которых могут пострадать интересы работников), остается непонятным, в силу каких причин в таком же льготном положении оказываются и публичные собственники (государство и местное самоуправление), которые изменяют форму собственности организации не для обеспечения эффективности деятельности конкретного юридического лица, а в целях общей реализации перераспределения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Очевидно, трехмесячный срок сохранения действия коллективного договора при смене формы собственности организации по российскому праву связан с

Слайд 13Необходимо также учитывать и тот факт, что в момент перехода

права собственности и реорганизации юридических лиц на основе новых форм

собственности коллективные переговоры по общему правилу начаты быть не могут. Во-первых, смена формы собственности организации может сопровождаться
слиянием или разделением юридических лиц, что требует выбора новых представителей работников или подтверждения полномочий существующих представителей (реорганизации профсоюзных организаций), что занимает определенное (зачастую весьма значительное) время. Во-вторых, сторона, получившая предложение о вступлении в коллективные переговоры, обязана вступить в них
не немедленно, а в семидневный срок.

Поскольку до акта государственной регистрации, определяющего момент перехода прав собственности, коллективные переговоры о заключении нового коллективного договора начаты быть не могут ввиду отсутствия субъекта, способного в них участвовать со стороны работодателя, момент прекращения действия коллективного договора будет предшествовать моменту истечения трехмесячного срока ведения коллективных переговоров, обязывающего представителя работодателя подписать коллективный договор на согласованных условиях. Завершение же коллективных переговоров до момента прекращения действия коллективного договора зависит исключительно от доброй воли представителя работодателя. Поэтому мы вправе констатировать, что положения ч. 5 ст. 43 ТК РФ не способны обеспечить непрерывность коллективно-договорного регулирования при смене формы собственности организации,
несмотря на её внешнюю направленность именно на это

Нормы о действии коллективного договора во времени нуждаются в существенной корректировке.

Необходимо также учитывать и тот факт, что в момент перехода права собственности и реорганизации юридических лиц на

Слайд 143. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Индустриальное общество, опираясь на негативный опыт

государств, не сумевших своевременно создать институты партнерства, пришло к осознанию

того, что с точки зрения производственной и общественной эффективности сотрудничество между миром труда, миром капитала и государством приносит больше при-
были для всех заинтересованных лиц, чем конфронтация между ними.

Российская модель социального партнерства тяготеет к модели «трипартизма» (т.е. трехстороннего сотрудничества организаций работников, работодателей и государства), в которой существенная роль отводится государству.

Государство продолжает восприниматься в качестве источника реальной власти, способной урегулировать трудовые отношения вообще и в конкретной организации в частности.

Ослабление вмешательства государства в трудовые отношения, формирование независимых от государственных органов секторов экономики существенно повышают роль локального регулирования.

Вследствие происходящих преобразований политической и экономической систем, существенного расширения полномочий субъектов Федерации, хозяйствующих субъектов и отдельных граждан не властный приказ из центра, а договор становится оптимальной формой учета многообразного спектра интересов.

3. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯИндустриальное общество, опираясь на негативный опыт государств, не сумевших своевременно создать институты партнерства,

Слайд 15Коллективный договор, как локальный акт, действие которого ограничено конкретной организацией,

необходимо отличать от локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права.

Употребляя последний термин, законодатель также поосторожничал. Такой акт есть не что иное, как локальный нормативно-правовой акт, хорошо известный теории государства и права со всеми присущими такому акту признаками.

Локальные нормативно-правовые акты в сфере трудового права не должны противоречить не только актам законодательства, но и коллективным договорам (ч. 1 ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).
Одна из особенностей трудового права заключается в том, что в системе локального регулирования в сфере трудового права нормативный договор стоит выше нормативно-правового акта. Практическая реализация социального партнерства на локальном уровне осуществляется в форме коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров и последующему их заключению.

В ТК РФ нет прямого предписания об обязательном наличии в организации или у индивидуального предпринимателя коллективного договора. Действующее законодательство не содержит нормы, прямо указывающей, что коллективный договор является документом, обязательным для заключения.
Но сторонам трудовых правоотношений предоставлено право (ч. 1 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 ТК РФ) на ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора, а в силу ч. 2 ст. 36 ТК РФ представители стороны, получившие в письменной форме предложение о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий.

Коллективный договор, как локальный акт, действие которого ограничено конкретной организацией, необходимо отличать от локального нормативного акта, содержащего

Слайд 16С учетом современных экономических реалий и многогранности трудовых отношений, коллективный

договор как разновидность нормативных правовых договоров, содержащих нормы трудового права,

по праву приобретает особое значение в иерархии локальных нормативных актов.
Он не должен превращаться в формальность, дублирующую минимальные стандарты, предусмотренные трудовым законодательством РФ.
С учетом современных экономических реалий и многогранности трудовых отношений, коллективный договор как разновидность нормативных правовых договоров, содержащих

Слайд 174. Заключение коллективных договоров и соглашений в городе Москве и

порядок их регистрации
Правовая основа уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений

в городе Москве
4. Заключение коллективных договоров и соглашений в городе Москве и порядок их регистрацииПравовая основа уведомительной регистрации коллективных

Слайд 18Всего по состоянию на 15 апреля 2016 г. на территории

города Москвы действует 2227 коллективных договоров, прошедших уведомительную регистрацию

Всего по состоянию на 15 апреля 2016 г. на территории города Москвы действует 2227 коллективных договоров, прошедших

Слайд 19В 2016 г. зарегистрировано: 366 коллективных договоров

329 изменений и дополнений

По территориальному признаку

По отраслевой принадлежности

В 2016 г. зарегистрировано: 366 коллективных договоров

Слайд 20Основные недостатки, выявленные в ходе уведомительной регистрации коллективных договоров
Срок действия

коллективного договора определяется неточно или неправильно

Коллективные договоры содержат ссылки на

законы и иные нормативные правовые акты, утратившие силу

В коллективных договорах содержатся нормы, противоречащие трудовому законодательству

Основные недостатки, выявленные в ходе уведомительной регистрации коллективных договоровСрок действия коллективного договора определяется неточно или неправильноКоллективные договоры

Слайд 21Задачи на 2016 год в области коллективно-договорного регулирования
Осуществление контроля за

выполнением коллективных договоров, соглашений, прошедших в установленном порядке уведомительную регистрацию

в Департаменте

Создание электронной базы коллективных договоров, соглашений, прошедших в установленном порядке уведомительную регистрацию в Департаменте

Проведение разъяснительной работы о коллективно-договорных способах регулирования социально-трудовых отношений и уведомительной регистрации

Задачи на 2016 год в области коллективно-договорного регулированияОсуществление контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений, прошедших в установленном

Слайд 22Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика