Слайд 1ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Определение информации –
Информация есть обозначение
некоторой формы связей или зависимостей объектов, явлений, процессов, относящихся к
определенному классу закономерностей материального мира, и его отражение в человеческом сознании.
Слайд 2 Информация характеризуется определенными свойствами, зависящими как от данных, так
и от методов работы с ними. Наиболее важные из этих
свойств:
- информация предоставляет новые сведения об окружающем мире, отсутствующие до ее получения;
- информация не материальна, несмотря на то, что она проявляется в форме знаков и сигналов на материальных носителях;
- знаки и сигналы могут предоставить информацию только для получателя, способного их воспринять и распознать;
- информация неотрывна от физического носителя, но в то же время не связана ни с конкретным носителем, ни с конкретным языком;
- информация дискретна – она состоит из отдельных фактических данных, передающихся в виде отдельных сообщений;
- в то же время информация непрерывна – она накапливается и развивается поступательно.
Слайд 3Показателями качества информации являются следующие характеристики:
- репрезентативность – правильность
отбора и формирования информации для адекватного отражения передаваемого явления;
- содержательность
– семантическая емкость информации, равная отношению количества семантической информации в сообщении к объему обрабатываемых данных;
- достаточность – содержательная полнота сообщаемого набора показателей для принятия решения;
- доступность – удобство формы представления информации для восприятия потребителем;
- актуальность – степень ценности информации на момент ее использования в зависимости от срока возникновения и динамики изменения информации;
- своевременность – степень соответствия момента поступления информации назначенному моменту времени;
- точность и достоверность – близость информации к реальному состоянию описываемого объекта или явления;
- ценность – важность информации для решения конкретных задач;
- понятность – соответствие содержания информации уровню знаний потребителя;
- краткость – степень сжатости изложения сообщаемых сведений;
- устойчивость – способность информации реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности.
Слайд 4Понятие информационной технологии
это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин,
изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением
информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
Слайд 5 Информационные технологии состоят из трех основных компонентов:
- комплекса технических
средств – вычислительной, телекоммуникационной и организационной техники;
- системы программных средств
– общего (системного) и функционального (прикладного) программного обеспечения;
- системы организационно-методического обеспечения.
Слайд 6Этапы развития информационных технологий
Существует несколько точек зрения на развитие
информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления.
Слайд 7Признак деления - вид задач и процессов обработки информации.
-1-й этап
(60 - 70-е гг.) — обработка данных в вычислительных центрах
в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.
-2-й этап (с 80-х гг.) — создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.
Слайд 8Признак деления — проблемы, стоящие на пути информатизации общества.
1-й этап
(до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных
в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.
2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа - отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.
3-й этап (с начала 80-х гг.) - компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы - средством поддержки принятия его решений. Проблемы - максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.
4-й этап (с начала 90-х гг.) - создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем.
Слайд 9Признак деления — преимущество, которое
приносит компьютерная технология.
-1-й этап (с начала 60-х г.г.) характеризуется
довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая - плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их, достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.
-2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем, ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.
-3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.
Слайд 10Признак деления - виды инструментария технологии.
-1-й этап (до второй половины
XIX в.) — "ручная" информационная технология инструментарий которой составляли: перо
и чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии – представление
информации в нужной форме.
-2-й этап (с конца XIX в.) — "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки, почтой. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами,
Слайд 11ПРОДОЛЖЕНИЕ
-3-й этап (40 — 60-е гг. XX в.) — "электрическая"
технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение,
электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.
Слайд 12ПРОДОЛЖЕНИЕ
-4-й этап (с начала 70-х гг.) — "электронная" технология, основным
инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе
автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии поставленные задачи, Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развитии технологии,
Слайд 13ПРОДОЛЖЕНИЕ
-5-й этап (с середины 80-х гг.) — "компьютерная" ("новая") технология,
основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных
программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации.
Слайд 14Составляющие информационной технологии
Информационная технология, как и
любая другая, должна отвечать следующим требованиям:
обеспечивать высокую
степень расчленения всего процесса обработки информации на этапы (фазы), операции, действия;
включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;
иметь регулярный характер.
Этапы, действия, операции технологического процесса могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.
Слайд 15Инструментарий информационной технологии
один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для
определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную
пользователем цель.
В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: текстовый процессор, настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения экспертные системы и т.д.
Слайд 16Информационная технология обработки данных
Информационная технология обработки данных предназначена для решения
хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и
известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки.
Слайд 17На уровне операционной деятельности решаются следующие задачи:
обработка данных об операциях,
производимых фирмой; создание периодических контрольных отчетов о состоянии дел в
фирме; получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в виде бумажных документов или отчетов.
Слайд 18Существует несколько особенностей, связанных с обработкой данных, отличающих данную технологию
от всех прочих:
• выполнение необходимых организации
задач по обработке данных. Каждой организации предписано законом иметь и хранить данные о своей деятельности, которые можно использовать как средство обеспечения и поддержания контроля в организации.
• решение только хорошо структурированных задач, для которых можно разработать алгоритм;
• выполнение стандартных процедур обработки. Существующие стандарты определяют типовые процедуры обработки данных и предписывают их соблюдение организациями всех видов;
Слайд 19Продолжение
выполнение основного объема работ в автоматическом режиме
с минимальным участием человека;
• использование
детализированных данных. Записи о деятельности фирмы имеют детальный (подробный) характер, допускающий проведение ревизий. В процессе ревизии деятельность фирмы проверяется хронологически от начала периода к его концу и от конца к началу;
• акцент на хронологию событий;
• требование минимальной помощи в решении проблем со стороны специалистов других уровней.
Слайд 20Хранение данных
Многие данные на уровне операционной деятельности необходимо сохранять
для последующего использования либо здесь же, либо на другом уровне.
Для их хранения создаются базы данных.
Слайд 21Создание отчетов (документов).
В информационной технологии обработки данных необходимо создавать документы
для руководства и работников фирмы, а также для внешних партнеров.
При этом документы могут создаваться как по запросу или в связи с проведенной фирмой операцией, так и периодически в конце каждого месяца, квартала или года.
Слайд 22Информационная технология управления
Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных
потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием
решений. Она может быть полезна на любом уровне управления.
Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных.
Слайд 23 Информационная технология управления идеально подходит для удовлетворения сходных информационных
потребностей работником различных функциональных подсистем (подразделений) или уровней управления фирмой.
Поставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных или специальных управленческих отчетов.
Слайд 24Для принятия решений на уровне управленческого контроля
информация должна быть представлена
в агрегированном виде, так, чтобы просматривались тенденции изменения данных, причины
возникших отклонений и возможные решения.
Слайд 25На этом этапе решаются следующие задачи обработки данных:
оценка планируемого состояния
объекта управления;
оценка отклонений от планируемого состояния;
выявление причин отклонений;
анализ возможных решений
и действий.
Слайд 26 Информационная технология управления направлена
направлена на создание различных видов отчетов.
Регулярные отчеты создаются в соответствии с установленным графиком, определяющим время
их создания, например месячный анализ продаж компании.
Слайд 27Специальные отчеты
создаются по запросам управленцев или когда в компании произошло
что-то незапланированное. И те, и другие виды отчетов могут иметь
форму суммирующих, сравнительных и чрезвычайных отчетов.
Слайд 28В суммирующих отчетах
данные объединены в отдельные группы, отсортированы и представлены
в виде промежуточных и окончательных итогов по отдельным полям.
Слайд 29Сравнительные отчеты
содержат данные, полученные из различных источников или классифицированные по
различным признакам и используемые для целей сравнения.
Слайд 30Чрезвычайные отчеты содержат данные исключительного (чрезвычайного) характера.
Использование отчетов для поддержки
управления оказывается особенно эффективным при реализации так называемого управления по
отклонениям. Управление по отклонениям предполагает, что главным содержанием, получаемых менеджером данных, должны являться отклонения состояния хозяйственной деятельности фирмы от некоторых установленных стандартов
Слайд 31При использовании в организации принципов управления по отклонениям
к создаваемым отчетам
предъявляются следующие требования:
• отчет должен создаваться
только тогда, когда отклонение произошло;
• сведения в отчете должны быть отсортированы по значению критического для данного отклонения показателя;
• все отклонения желательно показать вместе, чтобы менеджер мог уловить существующую между ними связь;
• в отчете необходимо показать количественное отклонение от нормы.
Слайд 32 Основные компоненты
Входная информация поступает из систем операционного уровня. Выходная
информация формируется в виде управленческих отчетов в удобном для принятия
решения виде. Содержимое базы данных при помощи соответствующего программного обеспечения преобразуется в периодические и специальные отчеты, поступающие к специалистам, участвующим в принятии решений в организации.
Слайд 33База данных, используемая для получения указанной информации,
должна состоять из двух
элементов:
1) данных, накапливаемых на основе оценки операций, проводимых фирмой;
2) планов,
стандартов, бюджетов и других нормативных документов, определяющих планируемое состояние объекта управления (подразделения фирмы).