Слайд 1Гендерное воспитание дошкольников
Подготовила учитель по физической культуре
ЧОУ «Православная гимназия г. Белгорода»
Литвинова Наталья Валерьевна
Слайд 2Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учетом половой
идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
Известно
всем, что одним из определяющих индексов развития образования является индекс гендерного равенства, потому что недискриминационное образование приносит пользу, как девочкам, так и мальчикам, и тем самым в конечном итоге способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами.
Слайд 3Анализ психолого –педагогических исследований
показал
1.- к возрасту 2-3 лет дети начинают
понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя
соответствующим образом;
2. - в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Слайд 4Учет гендерных особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения.
Все знают,
что в дошкольном возрасте игра - основной вид детской деятельности,
который вызывает качественные изменения в психике ребенка. В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры.
Слайд 5
Различия мальчиков и девочек
Слайд 6
Различия мальчиков и девочек
Слайд 7
Различия мальчиков и девочек
Слайд 8
Различия мальчиков и девочек
Слайд 9
Различия мальчиков и девочек
Слайд 11Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе
дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания.
В
первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:
- в физическом развитии и социальном поведении;
- в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;
- в проявлении агрессии и многом другом.
Слайд 12
Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые
в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом
воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления.
Слайд 13Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой
деятельности.
воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые
темы.
Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены.
Слайд 14 Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с
организацией предметно-пространственной среды.
Всем известно, что среда является одним из основных
средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей.
Слайд 15Становится очевидным:
что при воспитании ребенка-дошкольника в семье и образовательном учреждении
существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности,
решение которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений психологии и педагогики.
Слайд 16Различия в развитии двигательных функций
В процессе игр у мальчиков большее
место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель,
на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры).
Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой.
Слайд 17Центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков
они легче
справляются с упражнениями на равновесие.
Слайд 18По данным Э.С. Вильчковского, девочки по сравнению с мальчиками характеризуются:
У
мальчиков большая скорость бега, большая выносливость.
У мальчиков лучше развита
первая сигнальная система –поэтому у них речь отрывистая, они помогают себе жестами.
Большой частотой движений кистью руки, ловкостью, гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах, в прыжках в длину с места толчком одной ноги.
У девочек лучше развита вторая сигнальная система поэтому они лучше воспринимают словесные пояснения.
Слайд 19На занятиях мы стараемся использовать следующие методические приёмы для учёта
половых особенностей дошкольников:
Различия в подборе упражнений.
Различия в дозировке.
Различия по времени.
Различия
в подборе оборудования.
Различия в обучении сложным движениям.
Пространственные ориентировки.
Распределение ролей в подвижных играх.
Различия в требованиях к качеству выполнения заданий.
Расстановка и уборка снарядов.
Различия в оценке деятельности.
Слайд 20Наше ОУ является региональной стажёрской площадкой по изучению условий и
внедрению здоровьесберегающей технологии
В.Ф. Базарного
главной особенностью которой является использование специальной
мебели и пособий для сохранения и укрепления здоровья детей, и раздельное обучение мальчиков и девочек.
Слайд 21Ведущая идея технологии
В.Ф.Базарного:
«Сенсорная свобода и
психомоторное раскрепощение»
Слайд 22
Характерные особенности технологии В.Ф. Базарного:
1) Подвижность детей во время занятий.
2)
Природосообразность используемых методик - образовательный процесс протекает благодаря, а не
вопреки естественной природе детей.
3) Четкие количественные критерии, по которым проводится оценка интеллектуального и психо-физиологического состояния детей: воображение, осанка, острота зрения и т. д.
Слайд 23Важной особенностью организации воспитательно – образовательной деятельности по технологии В.
Ф. Базарного, является расширение двигательной активности детей.
Слайд 24Режим динамических поз
Для снятия напряжения В.Ф. Базарный предлагает режим динамических
поз, которые предусматривают на каком-то этапе урока менять позу детей
(сидя-стоя). Учителю необходимо строить урок с таким расчетом, чтобы ученики несколько раз переходили из положения сидя в положение стоя.
Слайд 25Преимущества
Укрепление позвоночника
Сохранение правильной осанки
Формирование у ребёнка чувства равновесия и координации
Профилактика
опорно-двигательного аппарата
Профилактика заболеваний сердечно сосудистой системы
Предупреждение появления близорукости
Слайд 29Пальминг
Пальминг – разновидность гимнастики для глаз.
Слайд 31Здоровье-
Это состояние полного
физического, психического
и социального благополучия,
а не просто отсутствие болезней
или физических дефектов
Слайд 32
Здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного, главной особенностью которой является
использование специальной мебели для сохранения и укрепления здоровья детей, и
раздельное обучение мальчиков и девочек.