Слайд 1Понятие креативности. Технология решения творческих задач. Развитие творческих способностей.
Слайд 2« Творчество – это успешный полет мысли за пределы неизвестного.
Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны
ранее».
П. Хилл.
Слайд 3Что такое креативность?
Аналога в русском языке этому слову, пожалуй, нет,
в буквальном переводе креативность означает «творческость».
Это способность порождать необычные
идеи, отклоняться в мышлении от привычных схем, разрешать проблемные ситуации необычными способами.
Креативность может проявляться в самых разных профессиональных областях – не только в области искусства. А самое главное – помогать при решении любых жизненных проблем.
Слайд 4Креативный человек – это тот, кто обладает особым видом мышления
– дивергентным.
Дивергентное (творческое мышление) – противоположность конвергентного ( традиционного, нетворческого)
мышления.
Слайд 5Конвергентное мышление подразумевает нахождение единственно правильного решения задачи или проблемы
– путем интеллектуальной работы с имеющейся информацией. Но такое решение
является правильным в общепринятом понимании этого слова, то есть достаточно традиционным и шаблонным.
В дивергентном же мышлении оригинальные и необычные идеи возникают в результате выдвижения многих вариантов решения проблемы. При этом разум не скован стереотипами. Он более свободен в решении проблем, постоянно рождает новые идеи, отыскивает неожиданные повороты и ходы, использует привычные вещи непривычными способами, видит то, чего не замечают другие.
Слайд 6У креативной личности замечательно развито несколько качеств. А какие это
качества мы с вами точно узнаем из данного задания.
Найди ключ
и расшифруй, какие качества креативного человека даны в задании:
гниоораьлсьтн
юзьостьнлбноалет
оожеиенарбв
цияиутин
шлееимны
льстьонциэомано
морю
Слайд 7оригинальность любознательность воображение интуиция
мышление
юмор
Качества:
Слайд 8Опросник креативности Джонсона
Инструкция:
Вам предлагается восемь утверждений, характеризующих творческую личность.
Каждое из описываемых качеств нужно оценить по степени его выраженности
у вас – по 5-ти бальной системе.
Слайд 9Итак, творческая личность способна:
Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира
(чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).
1 балл – это качество у
вас никогда не проявляется.
2 балла – проявляется, но очень редко.
3 балла – проявляется время от времени.
4 балла – проявляется часто.
5 баллов – проявляется постоянно.
Слайд 10Итак, творческая личность способна:
Выдвигать и выражать большое количество различных идей
в данных условиях (беглость).
1 балл – это качество у вас
никогда не проявляется.
2 балла – проявляется, но очень редко.
3 балла – проявляется время от времени.
4 балла – проявляется часто.
5 баллов – проявляется постоянно.
Слайд 11Итак, творческая личность способна:
Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира
(чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).
1 балл – это качество у
вас никогда не проявляется.
2 балла – проявляется, но очень редко.
3 балла – проявляется время от времени.
4 балла – проявляется часто.
5 баллов – проявляется постоянно.
Слайд 12Итак, творческая личность способна:
Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).
1
балл – это качество у вас никогда не проявляется.
2 балла
– проявляется, но очень редко.
3 балла – проявляется время от времени.
4 балла – проявляется часто.
5 баллов – проявляется постоянно.
Слайд 13Итак, творческая личность способна:
Предлагать дополнительные детали, версии или их решения
(находчивость,
изобретательность).
1 балл – это качество у вас никогда не проявляется.
2 балла – проявляется, но очень редко.
3 балла – проявляется время от времени.
4 балла – проявляется часто.
5 баллов – проявляется постоянно.
Слайд 14Итак, творческая личность способна:
Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические
возможности (воображение, способности к структурированию).
1 балл – это качество у
вас никогда не проявляется.
2 балла – проявляется, но очень редко.
3 балла – проявляется время от времени.
4 балла – проявляется часто.
5 баллов – проявляется постоянно.
Слайд 15Итак, творческая личность способна:
Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но
полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).
1 балл –
это качество у вас никогда не проявляется.
2 балла – проявляется, но очень редко.
3 балла – проявляется время от времени.
4 балла – проявляется часто.
5 баллов – проявляется постоянно.
Слайд 16Итак, творческая личность способна:
Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову,
типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость,
нестандартность).
1 балл – это качество у вас никогда не проявляется.
2 балла – проявляется, но очень редко.
3 балла – проявляется время от времени.
4 балла – проявляется часто.
5 баллов – проявляется постоянно.
Слайд 17Итак, творческая личность способна:
Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на
возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение,
содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение)
1 балл – это качество у вас никогда не проявляется.
2 балла – проявляется, но очень редко.
3 балла – проявляется время от времени.
4 балла – проявляется часто.
5 баллов – проявляется постоянно.
Слайд 18После того, как вы оценили каждое утверждение с точки зрения
его выраженности у вас, подсчитайте сумму баллов по всем восьми
пунктам
Это и есть общая оценка вашей креативности.
Слайд 19Следующим заданием вам будет предложена анкета
«В какой области вы креативны?»
Слайд 20Ответив на вопросы этой анкеты, вы получите наглядное представление о
своих творческих склонностях, и поймете, какой вид креативности вам стоит
у себя потренировать.
Инструкция: Дайте самостоятельную оценку своих личностных качеств по предлагаемым вопросам, отвечая ДА или НЕТ. Если начинаете сомневаться, долго не раздумывайте. Давайте тот ответ, который первым пришел в голову – обычно именно он соответствует действительности.
Слайд 21ВОПРОСЫ:
Возникает ли у вас желание оригинально усовершенствовать хорошую вещь?
Отмечают ли
окружающие, что вы во все вникаете?
Переноситесь ли вы в своих
мечтах в прошлое или будущее?
Чувствуете ли вы сразу намерение человека при первом взгляде на него?
Задумываетесь ли вы, какие тайные причины заставляют людей создавать что – либо новое?
Слайд 22Доставляет ли вам удовольствие достижение оригинального результата в практической деятельности?
Отвечаете
ли вы шуткой, если вас разыгрывают?
Изобретали ли вы когда-нибудь что-то
новое в интересующей вас сфере7
Будите ли вы заниматься чем-либо необычным, если это связанно, с какими либо трудностями?
Верно ли, что вам не нравится познание нового, если это связано с риском?
Бывает ли так, что когда вы рассказываете о каком-нибудь подлинном случае, то прибегаете к вымышленным подробностям?
Ошибаетесь ли вы при принятии решения в экстремальной ситуации?
Всегда ли продумываете последствия, принимаемого вами решения?
Верно ли, что вы реагируете эмоционально на необычные ситуации?
Любите ли вы шутить и смеяться над собой?
Слайд 23Если представится случай, вы пойдете на творческую, но не оплачиваемую
работу?
Является ли редким ваше увлечение?
Бывают ли у вас неприятности из-за
собственного любопытства?
Бывает ли, что у вас возникают необычные образы, связанные с реальными событиями?
Вы чувствуете, кто звонит вам по телефону, еще не сняв трубку?
Утомляет ли вас работа, требующая постоянного принятия решения в нестандартных ситуациях?
Быстро ли вы забываете о переживаниях героев просмотренного вами фильма или прочитанной вами книги?
Вы заранее готовите шутку или шутливую историю, чтобы развеселить компанию?
Утомляют ли вас неожиданности в профессиональной деятельности, требующие новых выходов из создавшейся ситуации?
Испытываете ли вы потерю интереса к разнообразию жизненных ситуаций?
Слайд 24Помните ли вы о своих детских вопросах, ответы на которые
нашли только в детском возрасте?
Воображаете ли вы сейчас, как бы
вы жили в другом городе или в другом веке?
Вам трудно предвидеть последствия происшедших событий?
Достаточно ли для вас мелкой детали, намека на проблему, чтобы увлечься ее разработкой?
Вызывает ли у вас вдохновение необходимость начать новое дело?
Смеетесь ли вы над своими неудачами?
Посещали бы вы ради новых знаний специальные занятия, даже если это связано с неудобствами?
Вы любите работу, учебу, требующую смекалки, даже если она связана с трудностями в реализации?
Когда вы долго не познаете новое, вас мучает ли чувство неудовлетворенности?
Сталкиваясь с новыми проблемами, вы предвидите перспективы их решения?
Слайд 25Снился ли вам когда-нибудь сон, который предсказал произошедшее потом событие?
Можно
ли о вас сказать, что вы работаете над трудными проблемами
до тех пор, пока не найдете оригинальный способ решения?
Сочувствуете ли вы людям, которые не достигли желаемого результата в творчестве?
Используете ли вы юмор для выхода из затруднительных ситуаций?
Вы посещаете кружки или секции с учетом своих творческих способностей?
Приходилось ли вам удачно использовать вещи не по их назначению?
Сможете ли вы рискнуть карьерой ради познания нового?
Вам трудно представить незнакомое место, в которое вы стремитесь попасть?
Случалось ли так, что вы вспомнили о человеке, с которым давно не встречались, а потом вдруг неожиданно он позвонил или написал вам письмо?
Вы импровизируете в процессе реализации уже разработанного плана действий?
Слайд 26Сочувствуете ли вы обманутому человеку?
Бывает ли так, что вы сами
придумываете анекдоты или смешные истории?
Если вы, лишитесь, возможности работать или
учиться, то жизнь для вас потеряет интерес?
Предпочитаете ли вы общаться с людьми с необычными взглядами?
Хочется ли вам порой разобрать вещь для того, чтобы узнать, как она работает?
Возникает ли у вас желание сочинить сказку или рассказ?
Бывает ли, что вы, по каким-то необъяснимым причинам не доверяете некоторым людям?
Вам не трудно продумывать несколько вариантов решения проблемы?
Вы склонны, сильно реагировать, если вас обманули?
Раздражает ли вас шутка, выраженная в форме иронии?
Вы чувствуете, что профессия, которую вы выберете, поможет улучшить окружающий мир?
Слайд 27Интересуют ли вас люди, которые придерживаются только традиционных взглядов на
жизнь?
Интересует ли вас, как живут соседи?
Фантазировали ли вы когда-нибудь о
том, что можно было бы сделать, получив наследство?
Вам трудно определить характер человека с первого взгляда?
Основательно ли вы продумываете результаты своей творческой деятельности?
Сочувствуете ли вы людям, нуждающимся материально?
Считают ли вас окружающие остроумным человеком?
В вашем творчестве было много неудач?
Думаете ли вы, какие тайные причины скрыты в оригинальных действиях человека?
Если вы встречаете непонятное новое слово, то узнаете его смысл в справочниках?
Пишете ли вы стихи?
Слайд 28Бывает ли так, что вы опасаетесь идти на встречу с
незнакомым человеком из-за интуитивного беспокойства?
Редко ли вы размышляете о причинах
успехов и неудач в своей деятельности?
Наблюдая драматическое событие в жизни людей, чувствуете ли вы, что это происходило (связанно) с вами?
Трудно ли вам с юмором выйти из затруднительной ситуации?
Можете ли вы в своей деятельности ради успеха пойти на риск, если даже шансы на успех не гарантированны?
Если бы ваши знакомые знали, о чем вы мечтаете, то считали бы вас чудаком?
Пытались ли вы проследить генеалогическое древо жизни?
Вам трудно представить себя в старости?
Глядя на постороннего человека, вам трудно предугадать, как сложится его жизнь?
Достоверно ли вы восстанавливаете по случайным деталям явления целостный результат?
Вы выражаете свои эмоции при просмотре спортивных состязаний?
Предпочитаете ли вы комедию всем остальным жанрам?
Обязательно ли творчество должно сопутствовать профессиональной деятельности?
Слайд 29Сверьте свои ответы с этим ключом – за каждый совпавший
ответ с ключом вы получаете 1 балл. Запишите суммы баллов
по каждой группе вопросов.
Слайд 30пРотокол результатов
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ_______________________баллов.
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ____________________ баллов.
ВООБРАЖЕНИЕ__________________________ баллов.
ИНТУИЦИЯ______________________________ баллов.
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ________________баллов.
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ_____________________баллов.
ЧУВСТВО ЮМОРА________________________ баллов.
ТВОРЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБЕ________баллов.
Слайд 31Теперь по вашим результатам я предлагаю вам начертить диаграмму, которая
будет состоять из всех данных качеств креативности.
Один балл вашего
результата будет равен одному сантиметру.
Например
О=4б, Л=5б, В=7б, И=8б,М=9б,Э=3б,Ю=6б,У=10б.)
ПРИМЕР ДИАГРАММЫ
О Л В И М Э Ю У
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Слайд 32Практическая работа:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Слайд 33Здание №1
Переведите на понятный язык отрывок из шуточного стихотворенияи Льюса
Кэррола:
Варкалось. Хливкие шорьки
Пыряли по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики, в мове.
Слайд 34Смеркалось. Шустрые утята
Ныряли на воде,
И стрекотали кузнечики
Как скрипачи, в траве.
Слайд 35Задание №2
Инструкция:
Дорисуйте фигуры до целой картинки, придумайте и напишите
названия. Можно нарисовать несколько картинок по каждой фигуре. После работы
с отдельными фигурами при желании можно создать общую картину, включающую в качестве ее отдельных частей все незавершенные фигуры и, конечно, что-то еще.
Слайд 37Задание №3
Инструкция: Необходимо внимательно посмотреть на картинку. Рассказать прошлое, настоящее
и будущее того предмета или живого существа, которое изображено на
картинке.