Разделы презентаций


Понятие методологии науки

Содержание

Список литературыПетровский А.В. Теоретическая психология. – М., 2000.Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. – М., 2005.Корнилова Т.В. Методологические основы психологии. – СПб., 2009.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Уральский гуманитарный институт
Кафедра общей психологии

и психологии образования


И.С. Алферова

Методологические основы психологии

(мультимедийное сопровождение курса)
специальность 030301 –

Психология



Екатеринбург 2010
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Уральский гуманитарный институтКафедра общей психологии и психологии образованияИ.С. АлфероваМетодологические основы психологии(мультимедийное

Слайд 2Список литературы
Петровский А.В. Теоретическая психология. – М., 2000.
Лубовский Д.В. Введение

в методологические основы психологии. – М., 2005.
Корнилова Т.В. Методологические основы

психологии. – СПб., 2009.
Список литературыПетровский А.В. Теоретическая психология. – М., 2000.Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. – М., 2005.Корнилова

Слайд 3Понятие методологии науки
Методология – (греч. путь, исследование) – система принципов

и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а

так же учение об этой системе.
Понятие методологии наукиМетодология – (греч. путь, исследование) – система принципов и способов организации и построения теоретической и

Слайд 4Предмет методологии науки
саморефлексия психологической науки, выявляющая и исследующая:
ее категориальный строй
объяснительные

принципы (детерминизм, системность, развитие)
ключевые проблемы (соотношение биологического и социального, психогностическая)
само

познание как особый род деятельности.
Предмет методологии наукисаморефлексия психологической науки, выявляющая и исследующая:ее категориальный стройобъяснительные принципы (детерминизм, системность, развитие)ключевые проблемы (соотношение биологического

Слайд 5Виды и формы рефлексии научного знания:
Виды и формы рефлексии научного

знания:
1) объективная рефлексия – один из видов и

даже методов познания, главной особенностью является направленность на само знание, на процесс его получения.
Например, рефлексия над наукой.
2) субъективная рефлексия – самонаблюдение как познание себя.

Рефлексия представляет собой единство отражения и преобразования объекта; применение ее в исследовании приводит к творческой переделке самого изучаемого предмета, за счет включения рефлектируемого знания в другой контекст, в новую систему отношений с другими элементами знания.
Виды и формы рефлексии научного знания:Виды и формы рефлексии научного знания:  1) объективная рефлексия – один

Слайд 6Зарождение науки связано с переходом от дорефлексивных представлений обыденного сознания

к научным понятиям с помощью рефлексивных процедур.

С начала 20 в.

резкое расширение рефлексии над наукой:
1) Онтологизм (эмпиризм или класс. наука) – сосредоточение на отношении объекта и знания. Познание – как поступательное движение на пути к объективной истине, цель рефлексии – контроль за правильностью этого движения.
2) Гносеологизм (неклассич. стадия науки) – множественность оснований познания и относительный характер истины (философы ищут основания научного знания в формах организации познавательной деятельности, которая влияет на содержание и логическую организацию знания).
Истинность знания оценивается по его адекватности задаче, а не близостью к абсолютной истине.
3) Методологизм (постнеклассическая стадия)- наиболее характерный тип рефлексии современной науки. Направленность на средства познания в широком смысле («методология» и «метод»). Анализ средств познания постепенно перерастает в их систематическое производство.
Зарождение науки связано с переходом от дорефлексивных представлений обыденного сознания к научным понятиям с помощью рефлексивных процедур.С

Слайд 7Основные методы методологии
исторический анализ развития науки,
логический анализ имеющегося научного

знания,
методологический эксперимент.

Основные методы методологииисторический анализ развития науки, логический анализ имеющегося научного знания, методологический эксперимент.

Слайд 8Структура методологии
учение об исходных основах (принципах) познания:
анализируются и оцениваются

те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в

процессе познания. Эта часть методологии непосредственно связана с философией и с мировоззрением.
учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы:
рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющих общую методику исследования». Данное определение помогает понять, как соотносятся меж­ду собой методология и философия.
Структура методологииучение об исходных основах (принципах) познания: анализируются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые

Слайд 9Основные понятия методологии
Наука - область человеческой деятельности, основная функция которой

— получение знаний о мире и их систематизация, на основе

которой возможно построение научной кар­тины мира и научно обоснованной практики.
Философия - научное знание о наиболее общих законах природы, общества и человеческого познания. Определенная часть философских знаний входит в структуру методологического знания.
Науковедение - отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами жизни общества.
Мировоззрение - система «взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции.
Основные понятия методологииНаука - область человеческой деятельности, основная функция которой — получение знаний о мире и их

Слайд 10Соотношение методологии и науки
Наука
Методология как методика
Методология как метатеория (первичная методология)
Наука
Методология

научного исследования (вторичная методология)




Соотношение методологии и наукиНаукаМетодология как методикаМетодология как метатеория (первичная методология)НаукаМетодология научного исследования (вторичная методология)

Слайд 11Развитая методология
наука

Наука

Методология

Теория мыследеятельности
Теория деятельности
Теория мышления
Теория и методика
исследования
Теория коммуникации
ученых



комплекс
Теория

знаний

Развитая методологиянаукаНаукаМетодологияТеория мыследеятельностиТеория деятельностиТеория мышленияТеория и методика исследованияТеория коммуникации ученыхкомплексТеория знаний

Слайд 12Сфера методологической работы
Сферы

Проблематизация
и постановка задач
(проблемы, задачи)


Онтологический анализ (схемы

и картины)
Моделирование
(модели)
Создание общих знаний
(Опытные и эксперимент. факты)
Разра-ботка
средств
И
мето-
дов


Сфера методологической работыСферыПроблематизация и постановка задач (проблемы, задачи)Онтологический анализ (схемы и картины)Моделирование(модели)Создание общих знаний(Опытные и эксперимент. факты)Разра-боткасредствИмето-дов

Слайд 13Виды методологии
Дескриптивная методология - исследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже

осуществленных процессов научного познания.
функция катализации, стимулирования познания, проблематизация, формирование

творческой личности ученого
интеграция научного знания, разработка общенаучных средств и форм познания - общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения единых философско-мировоззренческих принципов познания.
Стратегия развития науки, оценка перспективности направлений.
Мировоззренческая интерпретация результатов

Виды методологииДескриптивная методология - исследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже осуществленных процессов научного познания. функция катализации, стимулирования

Слайд 14Нормативная методология играет в науке роль предписаний и норм, направленных

на решение ряда организационных проблем научно-исследовательской деятельности.

Функции нормативной методологии:


1) обеспечивает правильность постановки проблемы (по форме и по содержанию),
2) дает средства для решения уже поставленных задач,
3) улучшает организационную сторону исследований.

Виды методологии

Нормативная методология играет в науке роль предписаний и норм, направленных на решение ряда организационных проблем научно-исследовательской деятельности.

Слайд 15Уровни методологического знания
Уровень философской методологии
Уровень общенаучной методологии
Уровень конкретнонаучной методологии
Уровень процедуры

и техники исследования

Уровни методологического знанияУровень философской методологииУровень общенаучной методологииУровень конкретнонаучной методологииУровень процедуры и техники исследования

Слайд 161. Уровень философской методологии - философские знания, полученные при помощи

методов философии и разрабатываемые обычно профессиональными философами.

Методологическая роль философии:


1) осуществляет конструктивную критику научного знания с точки зре­ния условий и границ его применения, адекватности его методологического фундамента и общих тенденций его развития.
2) дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки — в том числе и методологических результатов — с точки зрения той или иной картины мира.
1. Уровень философской методологии - философские знания, полученные при помощи методов философии и разрабатываемые обычно профессиональными философами.

Слайд 172. Уровень общенаучной методологии, или общенаучных принципов и форм исследования,

получил развитие лишь в XX в.

К нему относятся содержательные

научные концепции.
Например, концепция ноосферы В. И. Вернадского, универсальные концептуальные системы, общая теория систем Л. фон Берталанфи.
2. Уровень общенаучной методологии, или общенаучных принципов и форм исследования, получил развитие лишь в XX в. К

Слайд 18Теория систем (общая теория систем) — специально-научная и логико-методологическая концепция

исследования объектов, представляющих собой системы (Л. фон Берталанфи, 30-е годы

20 века).
Целью исследований в рамках этой теории является изучение:
различных видов и типов систем;
основных принципов и закономерностей поведения систем;
функционирования и развития систем.
Основной идеей Общей теории систем является признание изоморфизма законов (одинаково устроенных), управляющих функционированием системных объектов.
Открытые системы — системы, постоянно обменивающиеся веществом и энергией с внешней средой.
Теория систем (общая теория систем) — специально-научная и логико-методологическая концепция исследования объектов, представляющих собой системы (Л. фон

Слайд 193. Уровень конкретно-научной методологии применим к конкретной науке и специфическим

для нее познавательным задачам.

Методология этого уровня разрабатывается прежде всего

специалистами в данной области знания. На этом уровне методологических исследований философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются применительно к данной науке и той реальности, которую она изучает.
3. Уровень конкретно-научной методологии применим к конкретной науке и специфическим для нее познавательным задачам. Методология этого уровня

Слайд 204. Уровень процедуры и техники исследования связан с исследовательской практикой.



Он представляет собой нормы и требования к приемам ведения исследовательской

и практической работы. В психологии к нему относятся, например, нормы проведения экспериментально-психологических исследований и классификации видов эксперимента, требования к разработке психодиагностических методов и их классификации.
4. Уровень процедуры и техники исследования связан с исследовательской практикой. Он представляет собой нормы и требования к

Слайд 21
Принципы построения отечественной психологии (по С.Л.Рубинштейну)
Принцип психофизического единства.
Принцип развития психики.
Принцип

историзма.
Принцип единства теории и практики.
Принцип единства сознания и деятельности.

Выход за

пределы функциональной трактовки психики размыкает замкнутость внутреннего мира психики и вводит ее в контекст материальных условий, в которых протекает жизнедеятельность людей.
Принципы построения отечественной психологии (по С.Л.Рубинштейну)Принцип психофизического единства.Принцип развития психики.Принцип историзма.Принцип единства теории и практики.Принцип единства сознания

Слайд 22
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ
1. Концепция сознания А.Г. Спиркина (1972)


Сознание -функция

мозга


Отражение


Обобщенное


Оценочное


Целенаправленное

Разумное регулирование и самоконтролирова-
ние поведения


Мысленное построение действий и предвосхищение их

результата



Конструктивно-творческое преобразование действительности


Сознание -функция мозга



Отражение




Оценочное



Целенаправленное


Разумное регулирование и самоконтролирова-
ние поведения



Мысленное построение действий и предвосхищение их результата



Конструктивно-творческое преобразование действительности

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ1. Концепция сознания А.Г. Спиркина (1972)Сознание -функция мозгаОтражениеОбобщенноеОценочноеЦеленаправленноеРазумное регулирование и самоконтролирова-ние поведенияМысленное построение действий

Слайд 232. Составляющие сознания (по А.В. Иванову, 1994)


Внешнепознавательная (внешнепредметная)
составляющая сознания

СОЗНАНИЕ

Ценностно-эмоциональная

(гуманитарная) составляющая сознания


Телесно-перцептив-ная сфера


Эмоциональ-ная сфера

Логико-понятийная сфера
Ценностно-смысловая сфера

2. Составляющие сознания (по А.В. Иванову, 1994)Внешнепознавательная (внешнепредметная) составляющая сознанияСОЗНАНИЕЦенностно-эмоциональная (гуманитарная) составляющая сознанияТелесно-перцептив-ная сфераЭмоциональ-ная сфераЛогико-понятийная сфераЦенностно-смысловая сфера

Слайд 24СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ

СОЗНАНИЕ – это высшая, свойственная только человеку и

связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном,

оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении дейст-вий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведе-ния человека (А.Г. Спиркин, 1972).
СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ			СОЗНАНИЕ  – это высшая, свойственная только человеку и связанная  с  речью функция мозга,

Слайд 25III. СВОЙСТВА CОЗНАНИЯ
Осмысленность представляемого, или осознаваемого, т. е. его

сло-весно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом,

связанным с человеческой культурой.

Сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений.

Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий.

Наличие в нем интеллектуальных схем.

Абстрагирование, т. е. отвлечение от всего второстепенного, и сосре-доточение сознания на самом существенном.

Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов.

Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме.
III. СВОЙСТВА CОЗНАНИЯОсмысленность представляемого, или осознаваемого,  т. е. его сло-весно-понятийная   означенность,  наделенность

Слайд 26
7.Проблема
объективности научного
знания в психологии
План
Основные общенаучные методы.
Основные классификации методов.
Проблема

объективности научного знания.
Список литературы
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -

М., 1979.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2000.
Немов Р.С. Психология. Т.3. – М., 1995.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989.

7.Проблема объективности научного знания в психологииПланОсновные общенаучные методы.Основные классификации методов.Проблема объективности научного знания.Список литературыАнаньев Б.Г. Человек как

Слайд 27Методы – приемы и средства, с помощью которых ученые получают

научные сведения для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций

Методы – приемы и средства, с помощью которых ученые получают научные сведения для построения научных теорий и

Слайд 28Классификация Б.Г.Ананьева
Уровень методики (проективные.
Уровень методического приема (РЭП-тест).
Уровень метода (наблюдение, экспери-мент).
Уровень

организации исследования
(эмпирические, теоретические).
Уровень методологического подхода
(психофизиологические, генетические, психоаналитические и др.).

Классификация Б.Г.АнаньеваУровень методики (проективные.Уровень методического приема (РЭП-тест).Уровень метода (наблюдение, экспери-мент).Уровень организации исследования	(эмпирические, теоретические).Уровень методологического подхода	(психофизиологические, генетические, психоаналитические

Слайд 29Классификация С.Л.Рубинштейна
Основные
Наблюдение
(внешнее и внутреннее).
Эксперимент
(лабораторный, естественный, психолого-педагогический).


Вспомогательные
Физиологический эксперимент.

Классификация С.Л.РубинштейнаОсновныеНаблюдение	(внешнее и внутреннее).Эксперимент	(лабораторный, естественный, психолого-педагогический).ВспомогательныеФизиологический эксперимент.

Слайд 30Классификация Г.Д. Пирьова
Самостоятельные
Наблюдение объективное и субъективное (непосредственное и опосредованное).
Эксперимент
(лабораторный,

естественный, психолого-педагогический).
Моделирование
Психологическая
характеристикака.


Вспомогательные
Математические.
Графические.
Сравнительные.

Классификация Г.Д. ПирьоваСамостоятельныеНаблюдение объективное и субъективное (непосредственное и опосредованное).Эксперимент 	(лабораторный, естественный, психолого-педагогический).МоделированиеПсихологическая 	характеристикака.ВспомогательныеМатематические.Графические.Сравнительные.

Слайд 31Классификация Б.Г.Ананьева
Организационные
Сравнительный.
Лонгитюдный.
Комплексный.

Эмпирические
Обсервационные.
Экспериментальные.
Психодиагности-
ческие.
Анализ продуктов и результатов деятельности.
Моделирование.
Биографические.
Обработки данных
Матем.-стат.
анализа.
Качественного

анализа.
Описания.


Интерпретации
Генетические
(филоген. и онтоген.).
Структурные
(типологизация,
классификация)

Классификация Б.Г.АнаньеваОрганизационныеСравнительный.Лонгитюдный.Комплексный.ЭмпирическиеОбсервационные.Экспериментальные.Психодиагности- ческие.Анализ продуктов и результатов деятельности.Моделирование.Биографические.Обработки данныхМатем.-стат. анализа.Качественного анализа.Описания.ИнтерпретацииГенетические(филоген. и онтоген.).Структурные(типологизация,классификация)

Слайд 32Классификация В.Н.Дружинина
Эмпирические,
при которых
осуществляется
взаимодействие
S и O
исследования
Интерпретацион-
ные,
при

которых S
«внешне» взаимодействует
со знаково-символичес-
кими
образами
объекта
Теоретичес-
кие,
когда
S взаимодей-
ствует
с мысленной


моделью
объекта

Классификация В.Н.ДружининаЭмпирические, при которых осуществляется взаимодействие S и OисследованияИнтерпретацион-ные, при которых S«внешне» взаимодействует со знаково-символичес-кими образамиобъектаТеоретичес-кие, когдаS

Слайд 33 Валидность – полноценность, пригодность; означает характеристику методики как

пригодной для оценивания именно того психологического объекта, для которого она

предназначена по замыслу. Валидность - соответствие между степенью выраженности интересующего нас свой-ства личности и методом его измерения.
Валидность концептуальная - обоснование с позиций соответствия авторским представлениям об особенностях диагностируемых свойств, как мера соответствия заданий теста авторской концепции этих свойств.
Валидность теоретическая – соответствие качества данных, полученных с помощью данной методики с дан-ными других методик.
Валидность –  полноценность,  пригодность; означает характеристику методики как пригодной для оценивания именно того психологического объекта,

Слайд 34 Валидность внутренняя – соответствие заданий ме-тодики общему замыслу и цели.
Валидность

внешняя (эмпирическая) – соответствие показателей, полученных с помощью данной методики,

и внеших признаков поведения испытуемых.
Валидность критериальная – обоснование корреля-ции между результатами теста и эмпирическим критери-ем или идентифицируемым фактором.
Критерии валидности:
поведенческие проявления;
достижения в деятельности или ее различных видах;
данные выполнения проб и заданий;
данные других методик.
Валидность внутренняя – соответствие заданий ме-тодики общему замыслу и цели.	Валидность внешняя (эмпирическая) – соответствие показателей, полученных с

Слайд 35 Надежность – характеризует возможность получения с ее помощью устойчивых показателей,

зависящих от измерительного инструментария, но не от испытуемого.
Точность методики -

отражает ее способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психологического эксперимента.
Однозначность – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценивания которого она предназначена.
Кроме психодиагностических инструментов на объективность научного знания оказывают влияние множество других факторов: уровень подготовки исследователя, чистота эксперимента, отсутствие неточности, ошибок и субъективности в интерпретации полученных данных, экспериментальная ситуация, психология испытуемого и другие.

Надежность – характеризует возможность получения с ее помощью устойчивых показателей, зависящих от измерительного инструментария, но не от

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика