Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Уральский гуманитарный институт
Кафедра общей психологии
и психологии образования
И.С. Алферова
Методологические основы психологии
(мультимедийное сопровождение курса)
специальность 030301 –
Психология
Екатеринбург 2010
Слайд 2Список литературы
Петровский А.В. Теоретическая психология. – М., 2000.
Лубовский Д.В. Введение
в методологические основы психологии. – М., 2005.
Корнилова Т.В. Методологические основы
психологии. – СПб., 2009.
Слайд 3Понятие методологии науки
Методология – (греч. путь, исследование) – система принципов
и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а
так же учение об этой системе.
Слайд 4Предмет методологии науки
саморефлексия психологической науки, выявляющая и исследующая:
ее категориальный строй
объяснительные
принципы (детерминизм, системность, развитие)
ключевые проблемы (соотношение биологического и социального, психогностическая)
само
познание как особый род деятельности.
Слайд 5Виды и формы рефлексии научного знания:
Виды и формы рефлексии научного
знания:
1) объективная рефлексия – один из видов и
даже методов познания, главной особенностью является направленность на само знание, на процесс его получения.
Например, рефлексия над наукой.
2) субъективная рефлексия – самонаблюдение как познание себя.
Рефлексия представляет собой единство отражения и преобразования объекта; применение ее в исследовании приводит к творческой переделке самого изучаемого предмета, за счет включения рефлектируемого знания в другой контекст, в новую систему отношений с другими элементами знания.
Слайд 6Зарождение науки связано с переходом от дорефлексивных представлений обыденного сознания
к научным понятиям с помощью рефлексивных процедур.
С начала 20 в.
резкое расширение рефлексии над наукой:
1) Онтологизм (эмпиризм или класс. наука) – сосредоточение на отношении объекта и знания. Познание – как поступательное движение на пути к объективной истине, цель рефлексии – контроль за правильностью этого движения.
2) Гносеологизм (неклассич. стадия науки) – множественность оснований познания и относительный характер истины (философы ищут основания научного знания в формах организации познавательной деятельности, которая влияет на содержание и логическую организацию знания).
Истинность знания оценивается по его адекватности задаче, а не близостью к абсолютной истине.
3) Методологизм (постнеклассическая стадия)- наиболее характерный тип рефлексии современной науки. Направленность на средства познания в широком смысле («методология» и «метод»). Анализ средств познания постепенно перерастает в их систематическое производство.
Слайд 7Основные методы методологии
исторический анализ развития науки,
логический анализ имеющегося научного
знания,
методологический эксперимент.
Слайд 8Структура методологии
учение об исходных основах (принципах) познания:
анализируются и оцениваются
те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в
процессе познания. Эта часть методологии непосредственно связана с философией и с мировоззрением.
учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы:
рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющих общую методику исследования». Данное определение помогает понять, как соотносятся между собой методология и философия.
Слайд 9Основные понятия методологии
Наука - область человеческой деятельности, основная функция которой
— получение знаний о мире и их систематизация, на основе
которой возможно построение научной картины мира и научно обоснованной практики.
Философия - научное знание о наиболее общих законах природы, общества и человеческого познания. Определенная часть философских знаний входит в структуру методологического знания.
Науковедение - отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами жизни общества.
Мировоззрение - система «взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции.
Слайд 10Соотношение методологии и науки
Наука
Методология как методика
Методология как метатеория (первичная методология)
Наука
Методология
научного исследования (вторичная методология)
Слайд 11Развитая методология
наука
Наука
Методология
Теория мыследеятельности
Теория деятельности
Теория мышления
Теория и методика
исследования
Теория коммуникации
ученых
комплекс
Теория
знаний
Слайд 12Сфера методологической работы
Сферы
Проблематизация
и постановка задач
(проблемы, задачи)
Онтологический анализ (схемы
и картины)
Моделирование
(модели)
Создание общих знаний
(Опытные и эксперимент. факты)
Разра-ботка
средств
И
мето-
дов
Слайд 13Виды методологии
Дескриптивная методология - исследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже
осуществленных процессов научного познания.
функция катализации, стимулирования познания, проблематизация, формирование
творческой личности ученого
интеграция научного знания, разработка общенаучных средств и форм познания - общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения единых философско-мировоззренческих принципов познания.
Стратегия развития науки, оценка перспективности направлений.
Мировоззренческая интерпретация результатов
Слайд 14Нормативная методология играет в науке роль предписаний и норм, направленных
на решение ряда организационных проблем научно-исследовательской деятельности.
Функции нормативной методологии:
1) обеспечивает правильность постановки проблемы (по форме и по содержанию),
2) дает средства для решения уже поставленных задач,
3) улучшает организационную сторону исследований.
Виды методологии
Слайд 15Уровни методологического знания
Уровень философской методологии
Уровень общенаучной методологии
Уровень конкретнонаучной методологии
Уровень процедуры
и техники исследования
Слайд 161. Уровень философской методологии - философские знания, полученные при помощи
методов философии и разрабатываемые обычно профессиональными философами.
Методологическая роль философии:
1) осуществляет конструктивную критику научного знания с точки зрения условий и границ его применения, адекватности его методологического фундамента и общих тенденций его развития.
2) дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки — в том числе и методологических результатов — с точки зрения той или иной картины мира.
Слайд 172. Уровень общенаучной методологии, или общенаучных принципов и форм исследования,
получил развитие лишь в XX в.
К нему относятся содержательные
научные концепции.
Например, концепция ноосферы В. И. Вернадского, универсальные концептуальные системы, общая теория систем Л. фон Берталанфи.
Слайд 18Теория систем (общая теория систем) — специально-научная и логико-методологическая концепция
исследования объектов, представляющих собой системы (Л. фон Берталанфи, 30-е годы
20 века).
Целью исследований в рамках этой теории является изучение:
различных видов и типов систем;
основных принципов и закономерностей поведения систем;
функционирования и развития систем.
Основной идеей Общей теории систем является признание изоморфизма законов (одинаково устроенных), управляющих функционированием системных объектов.
Открытые системы — системы, постоянно обменивающиеся веществом и энергией с внешней средой.
Слайд 193. Уровень конкретно-научной методологии применим к конкретной науке и специфическим
для нее познавательным задачам.
Методология этого уровня разрабатывается прежде всего
специалистами в данной области знания. На этом уровне методологических исследований философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются применительно к данной науке и той реальности, которую она изучает.
Слайд 204. Уровень процедуры и техники исследования связан с исследовательской практикой.
Он представляет собой нормы и требования к приемам ведения исследовательской
и практической работы. В психологии к нему относятся, например, нормы проведения экспериментально-психологических исследований и классификации видов эксперимента, требования к разработке психодиагностических методов и их классификации.
Слайд 21
Принципы построения отечественной психологии (по С.Л.Рубинштейну)
Принцип психофизического единства.
Принцип развития психики.
Принцип
историзма.
Принцип единства теории и практики.
Принцип единства сознания и деятельности.
Выход за
пределы функциональной трактовки психики размыкает замкнутость внутреннего мира психики и вводит ее в контекст материальных условий, в которых протекает жизнедеятельность людей.
Слайд 22
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ
1. Концепция сознания А.Г. Спиркина (1972)
Сознание -функция
мозга
Отражение
Обобщенное
Оценочное
Целенаправленное
Разумное регулирование и самоконтролирова-
ние поведения
Мысленное построение действий и предвосхищение их
результата
Конструктивно-творческое преобразование действительности
Сознание -функция мозга
Отражение
Оценочное
Целенаправленное
Разумное регулирование и самоконтролирова-
ние поведения
Мысленное построение действий и предвосхищение их результата
Конструктивно-творческое преобразование действительности
Слайд 232. Составляющие сознания (по А.В. Иванову, 1994)
Внешнепознавательная (внешнепредметная)
составляющая сознания
СОЗНАНИЕ
Ценностно-эмоциональная
(гуманитарная) составляющая сознания
Телесно-перцептив-ная сфера
Эмоциональ-ная сфера
Логико-понятийная сфера
Ценностно-смысловая сфера
Слайд 24СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ
СОЗНАНИЕ – это высшая, свойственная только человеку и
связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном,
оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении дейст-вий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведе-ния человека (А.Г. Спиркин, 1972).
Слайд 25III. СВОЙСТВА CОЗНАНИЯ
Осмысленность представляемого, или осознаваемого, т. е. его
сло-весно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом,
связанным с человеческой культурой.
Сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений.
Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий.
Наличие в нем интеллектуальных схем.
Абстрагирование, т. е. отвлечение от всего второстепенного, и сосре-доточение сознания на самом существенном.
Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов.
Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме.
Слайд 26
7.Проблема
объективности научного
знания в психологии
План
Основные общенаучные методы.
Основные классификации методов.
Проблема
объективности научного знания.
Список литературы
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -
М., 1979.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2000.
Немов Р.С. Психология. Т.3. – М., 1995.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989.
Слайд 27Методы – приемы и средства, с помощью которых ученые получают
научные сведения для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций
Слайд 28Классификация Б.Г.Ананьева
Уровень методики (проективные.
Уровень методического приема (РЭП-тест).
Уровень метода (наблюдение, экспери-мент).
Уровень
организации исследования
(эмпирические, теоретические).
Уровень методологического подхода
(психофизиологические, генетические, психоаналитические и др.).
Слайд 29Классификация
С.Л.Рубинштейна
Основные
Наблюдение
(внешнее и внутреннее).
Эксперимент
(лабораторный, естественный, психолого-педагогический).
Вспомогательные
Физиологический эксперимент.
Слайд 30Классификация Г.Д. Пирьова
Самостоятельные
Наблюдение объективное и субъективное (непосредственное и опосредованное).
Эксперимент
(лабораторный,
естественный, психолого-педагогический).
Моделирование
Психологическая
характеристикака.
Вспомогательные
Математические.
Графические.
Сравнительные.
Слайд 31Классификация Б.Г.Ананьева
Организационные
Сравнительный.
Лонгитюдный.
Комплексный.
Эмпирические
Обсервационные.
Экспериментальные.
Психодиагности-
ческие.
Анализ продуктов и результатов деятельности.
Моделирование.
Биографические.
Обработки данных
Матем.-стат.
анализа.
Качественного
анализа.
Описания.
Интерпретации
Генетические
(филоген. и онтоген.).
Структурные
(типологизация,
классификация)
Слайд 32Классификация В.Н.Дружинина
Эмпирические,
при которых
осуществляется
взаимодействие
S и O
исследования
Интерпретацион-
ные,
при
которых S
«внешне» взаимодействует
со знаково-символичес-
кими
образами
объекта
Теоретичес-
кие,
когда
S взаимодей-
ствует
с мысленной
моделью
объекта
Слайд 33 Валидность – полноценность, пригодность; означает характеристику методики как
пригодной для оценивания именно того психологического объекта, для которого она
предназначена по замыслу. Валидность - соответствие между степенью выраженности интересующего нас свой-ства личности и методом его измерения.
Валидность концептуальная - обоснование с позиций соответствия авторским представлениям об особенностях диагностируемых свойств, как мера соответствия заданий теста авторской концепции этих свойств.
Валидность теоретическая – соответствие качества данных, полученных с помощью данной методики с дан-ными других методик.
Слайд 34 Валидность внутренняя – соответствие заданий ме-тодики общему замыслу и цели.
Валидность
внешняя (эмпирическая) – соответствие показателей, полученных с помощью данной методики,
и внеших признаков поведения испытуемых.
Валидность критериальная – обоснование корреля-ции между результатами теста и эмпирическим критери-ем или идентифицируемым фактором.
Критерии валидности:
поведенческие проявления;
достижения в деятельности или ее различных видах;
данные выполнения проб и заданий;
данные других методик.
Слайд 35 Надежность – характеризует возможность получения с ее помощью устойчивых показателей,
зависящих от измерительного инструментария, но не от испытуемого.
Точность методики -
отражает ее способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психологического эксперимента.
Однозначность – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценивания которого она предназначена.
Кроме психодиагностических инструментов на объективность научного знания оказывают влияние множество других факторов: уровень подготовки исследователя, чистота эксперимента, отсутствие неточности, ошибок и субъективности в интерпретации полученных данных, экспериментальная ситуация, психология испытуемого и другие.