Слайд 1Понятие о личности в психологии.
Структура личности
Жукова Л.В.
Слайд 2Понятия: индивид, индивидуальность, личность
Индивид – человек, как представитель hominis sapientis,
единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его
реальным антропологическим и социальным особенностям.
Слайд 3
Индивидуальность – неповторимое своеобразие проявлений человека, своеобразие психики и личности
индивида, ее неповторимость.
Личность – особое качество человека, приобретаемое им в
социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Личность – конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.
Слайд 4Психодинамическое направление в теории личности
Зигмунд Фрейд
Психоанализ - это :
1.
Теория личности и психопатологии.
2. Метод терапии личностных расстройств.
3. Метод изучения
неосознанных мыслей и чувств индивидуума.
Слайд 61. Сознание – состоит из ощущений и переживаний, которые человек
осознает в данный момент времени.
2. Предсознательное – включает в себя
опыт, который не осознается в данный момент времени, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия.
Слайд 7
3. Бессознательное – хранилище примитивных инстинктов, побуждений, эмоций и воспоминаний,
которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны или вытеснены в
область бессознательного.
В бессознательном могут находиться забытые травмы детства, подавленные враждебные чувства к кому-либо и т.д.
Все это влияет на наше повседневное поведение.
Слайд 8Ид (Оно) – включает примитивные инстинкты и врожденные аспекты личности.
Функционирует в бессознательном и связано с инстинктивными биологическими побуждениями.
Инстинкты –
движущая сила поведения
Инстинкт жизни (либидо) - включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида.
Инстинкт смерти (танатос) - лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств.
Слайд 92. Эго (Я) – это компонент психического аппарата, ответственный за
принятие решений. Оно стремиться удовлетворить желания ид в соответствии с
ограничениями, налагаемыми внешним миром.
3. Суперэго (сверх-Я) – система ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении человека. Супер-эго включает в себя совесть и Эго-идеал.
Слайд 11Карл Густав Юнг – аналитическая теория личности
Структура личности:
Эго
– центр сферы сознания, включающий в себя мысли, чувства
воспоминания и ощущения благодаря которым мы ощущаем себя целостно и воспринимаем себя людьми.
Личное бессознательное – конфликты и воспоминания, которые когда–то осознавались, но теперь подавлены или забыты.
Коллективное бессознательное – хранилище латентных следов памяти человечества и даже человекообразных предков.
Слайд 12Эго-направленность
У человека есть две жизненные установки (направленности), которые сосуществуют одновременно,
но одна из них является доминантной:
1. Экстраверсия – направленность интереса
к внешнему миру, другим людям, предметам.
2. Интроверсия – погруженность во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта.
Слайд 13
Экстраверт – подвижен, разговорчив, легко устанавливает знакомства и привязанности.
Интроверт –
сдержан, созерцателен, стремится к уединению .
Слайд 14Гуманистическая психология – Абрахам Маслоу
Человека нужно изучать как единое, уникальное,
организованное целое.
Природа человека в сущности хороша или, по крайней мере,
нейтральна.
Слайд 15Духовные потребности
Иерархия человеческих потребностей по А. Маслоу
Слайд 16Транзакционный анализ
Эрика Берна
В каждом человеке есть нечто от ребенка,
которым он когда-то был, нечто от своих родителей и нечто
от взрослого, которым он сейчас является.
Все наши взаимодействия (транзакции) проникнуты той или иной из этих ролей.
Слайд 18Структура личности
по К.К. Платонову
Слайд 19Механизмы формирования личности
1. Стихийные механизмы:
Сдвиг мотива на цель.
Механизм идентификации.
Освоение
социальных ролей.
2. Развитие самосознания:
Познание себя.
Усовершенствование себя.
Поиск смысла жизни.
Первое рождение личности
(дошкольный возраст).
Второе рождение личности (подростковый возраст).
Слайд 20Развитие личности
Развитие личности – это процесс и результат вхождения человека
в социокультурную среду.
Слайд 21Фазы развития личности
Адаптация – усвоение действующих норм и ценностей.
Индивидуализация –
противоречие между желанием «быть как все» и стремлением максимально отличаться
от других.
Интеграция – противоречие между стремлением проявить в обществе свои идеальные особенности и требованиями конкретного общества к человеку.
Слайд 22Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов.
Слайд 23Потребности и мотивы
Потребности – это форма связи живых организмов с
внешним миром, источник их активности (поведения, деятельности).
Мотив – это материальный
или идеальный предмет, побуждающий и направляющий деятельность человека на удовлетворение потребности. Мотивы могут быть неосознаваемыми.
Слайд 25Мотивационная поддержка своей учебной, профессиональной деятельности, своего личностного роста.
Подход Чемпиона
Тойча:
Считайте себя удачливым.
Не говорите и не думайте о себе плохо
(ни в шутку, ни всерьез).
Не уклоняйтесь от принятия решений.
Любите себя и любите других людей.
Считайте все достижимым.
Слайд 26Подход Чемпиона Тойча:
Рассматривайте все события как благоприятные.
Доводите начатое дело до
конца.
Живите широко, позволяйте себе радоваться жизни.
Контролируйте услышанное.
Будьте терпеливы по отношению
к другим и к себе.
Слайд 27Спасибо за внимание!
Творческих успехов!