Слайд 1 ПОНЯТИЕ О ПАМЯТИ
pptcloud.ru
Слайд 2Память - это форма психического отражение человеком его
прошлого опыта, это запоминание, сохранение, воспроизведение того, что человек воспринимал
ранее
Слайд 3
Представления памяти - образы предметов или процессов реальной действительности, которые
мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим.
Представления воображения — это
представления о предметах, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались.
Слайд 4Представления подразделяются:
Слайд 5Физиологической основой памяти являются: свойства нервной ткани сохранять в себе
следы нервного возбуждения.
След памяти – это электрическое и биохимическое изменение
нейрона. Эти следы могут оживляться, т.е. в них происходит возбуждение при отсутствии раздражителя.
Слайд 6В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления,
связанные в действительности, связываются и в памяти человека.
Слайд 7Ассоциация – это связь между отдельными событиями, факторами, предметами и
явлениями, отражёнными в нашем сознании и закреплёнными в нашей памяти.
Сущность ассоциативной связи заключается в том, что при появлении в сознании одного из элементов этой связи, вспоминаются и другие элементы.
Слайд 8Виды ассоциаций
Простые Сложные
- по смежности
- причинно-следственные
- по сходству
- по контрасту
Слайд 11Причинно-следственные ассоциации
- являются основой наших знаний и относятся к
ассоциациям более высокого уровня. Они простраиваются путём того, что одно
явление это следствие или часть другого (прошёл дождь – будет мокро; не политые растения – погибнут).
причина
следствие
Слайд 12 Классификация видов памяти:
Все виды памяти условно подразделяются на три
группы:
I группа – что запоминается
Образная память – вид памяти связан
с работой наших органов чувств. Различаю 5 видов образной памяти. Данная память позволяет воспроизводить образы ранее воспринятого.
Словесно-логическая память (смысловая) – позволяет запоминать мысли понятия, формулировки.
Двигательная память (моторная) – запоминаются умения, навыки. Различные движения и действия.
Эмоциональная память – помогает запоминать чувства, эмоции переживания, которые мы испытываем в различных ситуациях.
Слайд 14II группа – Насколько долго запоминается
Кратковременная память – имеет небольшую
длительность. Её механизм: воспринял, воспроизвёл, забыл. Нужна, чтобы воспроизводить только
что произошедшие события, явления.
Долговременная память – обеспечивает продолжительное накопление материала. В долговременной памяти происходит накопление знаний, которые хранятся в преобразованном виде (это знания, которые нужны вообще, а не только в данный момент).
Оперативная память – запоминание информации на тот промежуток времени, которое необходимо для выполнения какой либо операции или действия.
Слайд 16Долговременная память
ДП с сознательным доступом (т. е. человек может
по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);
2) ДП закрытая
(человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).
Слайд 17— вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий
эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так
и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.
ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ
Слайд 18III группа – как запоминается
Непроизвольное запоминание:
- само собой без цели
и установок. Человек запоминает непроизвольно не все подряд. А лишь
то, что связанно с его личностью, интересами профессией.
Произвольное запоминание:
- чтобы запомнить, ставится определённая цель, установка, прилагаются волевые усилия.
Слайд 19Характеристика основных процессов памяти
Существуют следующие процессы памяти:
1. Запоминание – это
закрепление образов и впечатлений, которые возникают под воздействием предметов и
явлений.
Произвольное запоминание – с постановкой цели, установок, делится на:
механическое и осмысленное
Запоминание материала без опоры С помощью на смысловую часть. ассоциативной связи, с
помощью сознания связи между
(книга – облако; стакан – столб) предметами, материалом.
( почта – письмо; кран – вода)
Непроизвольное запоминание – без усилий с помощью интереса, потребности, эмоций.
Слайд 20В запоминании существует:
«Эффект края» - лучше запоминается начало и конец
услышанного, прочитанного и т.д..
Реминисценция – более позднее воспроизведение оказывается более
полным и точным чем ранее.
«Эффект Зейгарник» - если задачи выполняется, напряжение спадает, и всё, что с ним было связано, забывается. Когда исполнение решения прерывается, напряжение не исчезает и само дело закрепляется в памяти.
Слайд 23Наиболее точное и полное воспроизведение сложного и обширного материала происходит
обычно не сразу после заучивания, а спустя 2—3 дня.
Такое
улучшенное отсроченное воспроизведение называется реминисценцией.
Слайд 25 2.Сохранение – это удержание заученного в памяти. О успешности
и развитости данного процесса можно судить по процессу воспроизведения.
Основные процессы
памяти:
Слайд 26 3.Воспроизведение – это процесс появления в сознании представлений памяти.
Существуют
3 уровня воспроизведения:
Узнавание – появление чувства знакомости при повторном восприятии.
Воспроизведение
– непроизвольное (само собой); произвольное (с усилием)
Припоминание – активное воспроизведение, которое требует волевых усилий.
4.Забывание – это стирание из памяти информации, когда человек не может вспомнить или воспроизводит ошибочно.
Слайд 27Закономерность забывания
- забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент
и нужной информации
- полное
- частичное
- длительное
- временное
Слайд 28Факторы забывания
время;
степень активности использования имеющейся информации;
работа защитных механизмов
нашей психики
Слайд 29в первый день — 2—3 повторения,
во второй день —
1—2 повторения,
в третий-седьмой день — по одному повторению,
затем
одно повторение с интервалом в 7—10 дней.
!!! Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день.
Слайд 30Закон Рибо
Закон обратного хода памяти.
Например: пожилые люди легко вспоминают о
давно прошедшем, но столь же легко забывают только что услышанное.
Слайд 31Память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение
в системе познавательной деятельности.