Слайд 1Понятие образовательной среды. Виды сред.
Слайд 2 Сегодня в условиях динамичных изменений и кардинальных сдвигов в обществе
проектирование становится принципиально новым и фундаментальным способом адекватных изменений в
образовании, создания условий и выявления внутренних механизмов его развития.
Теоретико-методологические основания формирующейся проектной парадигмы в образовании в определенной степени получили развитие в трудах В.Н.Аверкина, Н.В.Бочкиной, С.А.Гильманова, В.И.Загвязинского, В.В.Рубцова, А.М.Цырульникова, В.А.Штурбы, В.З.Юсупова и др.
В них осуществлен концептуальный анализ и синтез теоретических представлений о проектировании в разных областях гуманитарного знания, позволяющий сделать новый шаг в осмыслении педагогической наукой сущности проектной парадигмы применительно к целям реформирования и развития российского образования.
Слайд 3 . Существуют различные взгляды на содержание термина «образование». Так, например,
В.В.Рубцовым смысл образования определяется как «трансляция социального опыта во времени
истории и воспроизводство устойчивых форм общественной жизни в пространстве культуры».
И.Я.Лернер констатирует: «Образование, четкого определения которого в литературе нет, но которое вместе с тем многообразно, представляет собой явление деятельности по определению и формированию образа человека и его места в мире
Слайд 4 Образование – это длительный процесс, в результате которого человек
приобщается к знаниям о природе мироздания, людским ценностям, получает свой
личный и накопленный предыдущими поколениями жизненный опыт. Отсюда и произрастает необходимость системы образования.
Слайд 5 проектирование в образовании - это организованная система деятельности по
осуществлению комплексных исследований и проектных разработок, обеспечивающих развитие и саморазвитие
образования как формы общественной практики, позволяющей удовлетворять потребности в образовании человека, общества, в котором он живет, и потребности самих образовательных систем.
Слайд 6 Что такое образовательная система
Образовательная система призвана обеспечивать готовность
молодых людей к труду, адекватному восприятию общества и внутренней жизни
государства, а потому система должна включать:
Образовательные организации;
Гособразовательные стандарты и планы, согласно которым трудятся вышеуказанные учреждения;
Управленческие органы.
Слайд 7 Структура системы образования состоит из трех больших разделов:
Образовательных организаций (школы,
колледжи, вузы);
Социальных групп (школьники, студенты, учителя, педагоги);
Последовательного учебного процесса (передача
знаний, формирование навыков).
Это основные структурные элементы системы образования
Слайд 8 Понятие «образовательная среда» в настоящее время стало часто применяться в
теории и практике образования. Ж.Ж.Руссо был одним из первых, кто
стал рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. По его мнению, система воспитания только тогда будет эффективной, когда для каждой личности будет создана особая развивающая среда, которая установила бы равновесие между его реальными возможностями и природными потребностями.
Слайд 9Разрабатывая концепцию творческого развития личности, Селестен Френе придавал большое значение
собственному опыту ребенка, приобретенному в семье и школе. По мнению
Френе ребенок должен сам создавать свою личность, раскрывать свои творческие возможности.
Слайд 10В отечественной педагогике термин «среда» начал активно использоваться в 20-е
годы XX века. «Педагогику среды» разрабатывал С.Т. Шацкий, «общественная среда
ребенка» описывается в трудах П.П. Блонского, «окружающая среда» у А.С. Макаренко. Данные авторы в своих трудах доказывали, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, а условия, среда его существования – предметы, люди, их межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.
Слайд 11В самом общем смысле «среда» понимается как окружение.
В толковом
словаре русского языка среда определяется как окружающие человека социально –
бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.
Д.Ж. Маркович определяет среду как совокупность естественных и искусственных условий, в которых осуществляется жизнедеятельность человека.
Определяя среду человека, Л.В. Максимова отмечает, что эта среда является сложным образованием, включающим целый ряд взаимосвязанных компонентов природного и социального характера.
Под средой Н.Б. Крылова предлагает понимать «часть социокультурного пространства, зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов».
Слайд 12Л.И. Божович среду определяет как «особое сочетание внутренних процессов развития
и внешних условий, обуславливающих и динамику развития, и новые качественные
образования».
Многими психологами и педагогами под образовательной средой понимается система, включающая в себя такие структурные элементы, как совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная работа, управление учебно-воспитательным процессом, взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.
Слайд 13Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по
заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в
социальном и предметно-пространственном окружении.
В самом широком контексте образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.
В современной педагогике образовательная среда трактуется как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса.
Слайд 14С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П.
Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н.
Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Слайд 15В большинстве зарубежных исследований образовательная среда оценивается с точки зрения
«эффективности школы» как социальной системы – эмоционального климата, личностного благополучия,
особенностей микрокультуры, качества воспитательно–образовательного процесса (Маклафлин К., Reid K., Hopkins D.). Качество образовательной среды определяется качеством пространственно–предметного содержания данной среды, качеством социальных отношений в данной среде и качеством связей между пространственно–предметным и социальным компонентами этой среды.
Слайд 16Для психолого–педагогического анализа среды представляется перспективной «теория возможностей» Дж. Гибсона.
По Гибсону, категория «возможность» – особое единство свойств образовательной среды
и самого субъекта, является в равной мере атрибутом образовательной среды и поведения субъекта. При таком подходе речь идет о диалогическом взаимодействии ребенка и образовательной среды как равных субъектов развития. Причем это развитие двухстороннее: среда представляет возможности для становления личности школьника, в свою очередь от активности и возможностей учащегося зависит то, как он воспримет возможности среды и в какой степени сможет оказать на нее влияние.
Слайд 17Если рассматривать образовательную среду с точки зрения предоставляемых ею образовательных
возможностей, то критерием качества образовательной среды является способность этой среды
обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для эффективного саморазвития. Речь идет о ситуации взаимодействия ребенка со своей образовательной средой. В этом случае для того, чтобы использовать возможности среды, ребенок проявляет соответствующую активность, то есть он становится реальным субъектом своего развития, субъектом образовательной среды, а не остается объектом влияния условий и факторов образовательной среды.
Таким образом, образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования и специально организованных психолого–педагогических условий для формирования и развития личности.
Слайд 18
Типологизация образовательных сред.
Среды разнообразны по содержательным характеристикам и формам. Различают
образовательные среды естественные и искусственные, предметные и информационно-динамические, адаптивные и
т.п.
Существуют различные основания, для типологизации образовательных сред:
по стилю взаимодействия внутри среды (конкурентная - кооперативная, гуманистическая - технократическая и т.д.);
по характеру отношения к социальному опыту и его передаче (традиционная - инновационная, национальная - универсальная и т. д.);
- по степени творческой активности (творческая - регламентированная);
- по характеру взаимодействия с внешней средой (открытая - замкнутая).
Слайд 19
Структура среды: социально-контактная, информационная, соматическая
Как правило, в структуру среды
включают 4 части:
Социально-контактная
Информационная
Соматическая
Предметная
Кратко рассмотрим каждую из них
Слайд 20
Социально-контактная часть среды включает:
1) личный пример окружающих, их культуру, опыт,
образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения (сотрудничества, взаимопомощи, господства);
2) учреждения, организации,
группы и их представителей, с которыми человеку реально приходится взаимодействовать;
3) «устройство» группы (своей) и коллективов, с которыми контактирует человек (наличие выделившихся по тем или иным основаниям «лидеров», «преуспевающих»,
«звезд», отстающих, «отверженных» и т.д.), реальное место данного человека в структуре «своей» группы, включенность его в другие группы и группировки, уровень защищенности его в данном коллективе от различного рода посягательств.
Слайд 21
Информационная часть среды содержит:
1) правила внутреннего распорядка, устав учебного заведения,
учреждения, законы государства;
2) «неписаные законы», традиции данного сообщества, фактически принятые
нормы отношения к людям, их мнениям;
3) правила личной и общественной безопасности (например, в пожароопасном помещении, на дороге ит.п.);
4) средства наглядности, рекламы, любые идеи, выраженные в той или иной форме;
5) требования, приказы, советы, пожелания, поручения, сообщения, клевета и т.д., то есть персонально адресованные воздействия.
Слайд 22
Соматическую часть среды по отношению к психике человека составляет собственное тело
и его состояния.
В предметную часть среды включаются:
1) материальные условия жизни,
учебы, работы, быта (жилище, одежда, предметы питания, собственности, пособия, оборудование);
2) физико-химические, биологические, гигиенические условия (микроклимат, чистота воздуха и т.д.).