Слайд 1
Понятие педагогического эксперимента
Этапы и условия организации педагогического эксперимента
Слайд 2Понятие «педагогический эксперимент»
Под педагогическим экспериментом подразумевается "комплекс методов исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную
проверку правильности выдвинутой гипотезы" (Ю.К. Бабанский, 1985). Педагогический эксперимент предполагает осуществление сравнения, анализа, выбора
оптимального варианта деятельности. Используется экспериментальная работа в том случае, когда на поставленные исследователем вопросы нет готового ответа.
Слайд 3Клеев С.А.(1998) дает такое определение: педагогический эксперимент - это своеобразно сформированный,
осуществленный в поддающихся контролю условиях процесс обучения или воспитания, дающий
возможность наблюдать педагогические явления, служащий для решения многих задач исследования, например:
- установления зависимости между определенным педагогическим воздействием и достигаемыми при этом результатами обучения, воспитания, развития;
- выявления зависимости между системой педагогических мер или условий и затратами времени и усилий учителей и учащихся по достижению ожидаемых результатов;
- сравнения эффективности двух или нескольких вариантов педагогических воздействий или
условий и выбора из них оптимального варианта по какому-либо критерию (эффективности, затрат времени, усилий, средств и т.п.);
- доказательства рациональности определенной системы мер по ряду критериев одновременно при соответствующих условиях;
- обнаружения причинных связей.
Слайд 5Виды педагогического эксперимента
Лабораторный эксперимент проводится в специально организованных (искусственных) условиях, призванных обеспечить чистоту результатов. Лабораторный
эксперимент можно повторять многократно с одним и тем же или разными
испытуемыми и столько раз, сколько необходимо для того, чтобы на основе полученных данных можно было бы выявить и сформулировать имеющиеся связи и закономерности.
Слайд 6Лабораторный эксперимент проводится в лабораторных условиях и строится по принципу моделирования
организационно-психологических и педагогических процессов и явлений. Он позволяет установить более
точный контроль за многими переменными и создать условия, которые можно считать сходными с естественными. В этом эксперименте обучающиеся или педагоги приглашаются в специально подготовленные помещения (лаборатории), где убраны все посторонние раздражители — шум, лишние дидактические материалы и т.д. В этих «очищенных» условиях экспериментируемым предлагается что-то выполнить или на них чем-то воздействуют и тут же измеряют результаты этих воздействий. Примером может служить эксперимент по выявлению психического состояния обучаемых на занятии под влиянием фоновой музыки, а также работа с электроэнцефалографом. Вообще же лабораторный эксперимент в педагогических исследованиях используется крайне редко.
Слайд 7Естественный эксперимент проводится в обычных для испытуемых условиях в рамках привычной
для него деятельности. Этот вид эксперимента дает возможность замаскировать содержание и
цели эксперимента и при этом сохранять суть, которая заключается в активности исследователя в изменении условий выполнения деятельности.
Слайд 8Естественный эксперимент проводится в конкретной ситуации, поэтому полученные результаты и сделанные
выводы полностью адекватны для решения практических задач. Например, в привычно
протекающую учебную деятельность на занятии экспериментатор вводит новые средства или методы обучения, заменяя старые, малоэффективные. Все, кроме методов и средств, при этом сохраняется: место проведения, режим дня, расписание, прежний преподаватель и состав группы. В этих естественных условиях ликвидировать «шумы» практически невозможно. Более того, этот эксперимент, как правило, проводит сам преподаватель. Именно это дало возможность назвать такой эксперимент опытно-экспериментальной работой. В основном эксперименты в педагогике проводятся как естественные, не разрушающие сложившихся педагогических процессов или систем. Основным отрицательным моментом естественного эксперимента является недостаток или отсутствие контроля многих переменных, влияющих на его ход.
Слайд 9Констатирующим эксперимент – это измерение уровня развития процесса или явления (диагностика) с целью
подготовки к формирующему эксперименту.
Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования и
ставит своей задачей выяснение на практике состояния изучаемого явления. При этом могут быть использованы различные методы исследования (наблюдение, беседы, анкетирование, анализ детских работ и т.п.). Полученные в результате констатирующего эксперимента данные могут служить основой для построения исследования, которое позволяет прогнозировать дальнейшее развитие изучаемых свойств, качеств и характеристик.
Констатирующих экспериментов в педагогике немало, особенно в пограничных исследованиях. Используемые методы диагностирования выполняют одновременно воспитательно-образовательную функцию. Через них эксперимент осуществляет воздействие на своих участников и в какой-то степени преобразует их: любой вопрос в тесте, беседе, анкете побуждает «через него» анализировать и оценивать себя, выбирая ответ.
Слайд 10Формирующий эксперимент (преобразующий, обучающий) – это активное воздействие на условия, в которых находится
объект, с целью изучения динамики развития изучаемого процесса или явления. Формирующий
эксперимент ставит своей целью не простую констатацию уровня сформированности той или иной деятельности, развития тех или иных сторон личности, а их активное формирование или воспитание. В этом случае в ходе эксперимента создается специальная ситуация, которая позволяет не только выявить условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности, глубже раскрыть их структуру.
Слайд 11Формирующий эксперимент широко используется при изучении конкретных путей формирования качеств
личности, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием,
изучением и апробацией наиболее эффективных технологий, методов, приемов, форм учебно-воспитательного процесса.
В процессе формирующего эксперимента организуется проверка выдвинутой гипотезы. Изменяются или вводятся новые условия, с целью изучения влияния этих условий на педагогический процесс. На этом этапе очень важны методика фиксации хода и результатов опытной работы и методика анализа полученных данных, статистическая обработка данных, составление таблиц, построение графиков и др.
Особенностью формирующего эксперимента является то, что в нем одновременно сочетаются и задачи исследования, и задачи формирования изучаемого свойства, что позволяет решать проблемы, имеющиеся в учебно-воспитательном процессе.
Слайд 12 Естественный же эксперимент, наоборот, уступая лабораторному в возможности создания
удобных для исследователя условий, демонстрирует приближенный к реальности ход изучаемых
процессов. Часто он используется в технических науках для испытания изготовленных объектов, в этом случае его называют натурным. В зависимости от условий непосредственного проведения естественный эксперимент может быть полевым, полигонным, производственным, клиническим и т.п. Главная задача в естественном эксперименте — обеспечить максимальную непринужденность, натуральность окружающей обстановки. В эту задачу, как правило, входят изучение параметров воздействия среды на данный объект, особенностей поведения или функционирования данного объекта и их оценка.
Слайд 13 Особенности применения поискового, констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Поисковый эксперимент проводится
в том случае, если затруднена классификация факторов, влияющих на изучаемое
явление вследствие отсутствия достаточных предварительных (априорных) данных. По результатам поискового эксперимента устанавливается значимость факторов, осуществляется отсеивание незначимых.
Слайд 14Констатирующий эксперимент - это эксперимент, устанавливающий наличие какого-либо непреложного факта или явления. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь
ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства
или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых.
Цель констатирующего эксперимента - измерение наличного уровня развития, получение первичного материала для организации формирующего эксперимента.
Слайд 15Формирующий (преобразующий, обучающий) эксперимент ставит своей целью активное формирование или
воспитание тех или иных сторон психики, уровней деятельности и т.д.;
используется при изучении конкретных путей формирования личности ребёнка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательной работы. Цель формирующего эксперимента может быть: обучение каким - либо знаниям, умениям, навыкам; формирование тех или иных качеств личности.
Формирующий эксперимент требует от исследователя: Разработанности теоретических представлений о параметрах формируемых психических явлений. Четкости планирования хода эксперимента. Полного учета разных факторов реального обучения, влияющих на возникновение изучаемых психических явлений.
Слайд 16Контрольный эксперимент – это измерение уровня развития процесса или явления (диагностика) с целью уточнения
результатов проведенной работы, правильности или ошибочности гипотезы. С помощью этого эксперимента через конкретный
промежуток времени после формирующего эксперимента определяется уровень изменений по материалам формирующего эксперимента.
Слайд 17Обработка экспериментальных данных
.Обработка экспериментальных данных. Он предполагает применение количественных и
качественных методов обработки полученной информации. При этом активно используются методы
математической статистики, приемы шкалирования, обработка данных на ЭВМ.
Основная цель применения методов математической статистики – повысить обоснованность выводов психологического исследования за счет использования вероятностной логики и вероятностных моделей, то есть подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования.
Слайд 18Список использованных источников:
1.«Основания педагогики» Новиков А.М.;
2.«Педагогика» Бабанский Ю.К.; 3.«Педагогика» Пидкасистый
П.И..