Слайд 1
Поощрения и наказания или можно ли обойтись без наказания?
Слайд 3Наказание
очень трудная вещь, она требует от взрослых огромного
таланта и осторожности
А. С. Макаренко
Слайд 5Детский список поощрений, наказаний
Слайд 6Родительский список поощрений, наказаний
Слайд 7
Теория эффективного родительского поведения
Томаса Гордона
Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения,
тем они действеннее.
При этом поощрения не должны восприниматься как
подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение ребенка), они должны быть четко увязаны с действиями ребенка Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятерку теряет свою роль «быть поощрением».
Наказание должно быть значимо для ребенка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения.
Если ребенка наказывают, оставляя дома,
а он при этом и не хотел идти в гости,
то вряд ли это событие можно считать
наказанием.
Слайд 8Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрений и наказаний
Дети
подчас бывают очень справедливы в поиске подходящего для себя наказания,
чувствуя доверие, которое оказали им родители. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность.
Лучше использовать поощрения, чем наказания
Бихевиористы давно доказали в экспериментах на животных, что те лучше поддаются выработке условных рефлексов, если в качестве подкрепления используется не наказание (например, удар током), а поощрение (что-нибудь вкусненькое). Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее, чем если используются и поощрения, и наказания.
Поощрения должны исполняться
Очень важно, чтобы обещанная награда была
получена, поэтому не стоит давать
невыполнимых обещаний.
Следует учитывать срок давности проступка
Слайд 9Нельзя наказывать ребёнка, когда он болен, ест, после сна, перед
сном
Нельзя наказывать ребёнка, когда у него что-либо не получается, но
он старается
Следует оказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны
Наказание не должно вредить здоровью
За один проступок — одно наказание
Физические наказания наносят
невосполнимый урон
взаимоотношениям детей и родителей
Слайд 10Установление границ дозволенного поведения
«Стyпенчатая система установления запрета»
по методу
Джайнотта:
Признать, что некое желание вполне может возникнуть y ребенка («Я
понимаю, что тебе хочется...»).
Четко определить запрет на какое-либо действие
(«Но я не могу позволить тебе это делать сейчас, так как.,.»).
Указать, каким образом ребенок может осуществить свое желание.
5. Помочь ребенку выразить свое законное недовольство («Конечно, тебе это не нравится...»).
Слайд 13В течение четырех дней после занятия, ни при каких обстоятельствах
не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения
ваших распоряжений другими способами.
Главное – без крика.
В течение двух дней после собрания стараться заменять все директивные указания свободным выбором.
Например, вместо
«Иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»;
«Молока целый стакан налить или половину?»;
«Из школы придешь сразу или на полчаса задержишься?»;
«Делай, как я скажу» / Может быть ты сделаешь, как я предложу?».
В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки.
Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?
Слайд 14
Любви и взаимопонимания
Вашей семье!
Спасибо за внимание!