Слайд 2Колоссы (провинция Асия, в области под названием Фригия)
Он находился на
равнине, немного к востоку от более крупного и населенного города
Лаодикии
Слайд 3Отношения с Церковью
По всей вероятности, Павел никогда не навещал церковь
в Колоссах.
Но!
Павел имел общение с ней через посредство
•
Епафраса (основатель церкви)
• Филимона (жителю этого грода)
• Онисима (беглого раба Филимона)
• Тихика (посланник от Павла)
Слайд 4Отношения с отдельными верующими в Колоссах
У Павла были друзья, которые
вместе с ним несли служение благовестия, в том числе Филимон,
Апфия, Архип
Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, и Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архипу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви (Филимону 1-2).
Епафрас – «возлюбленный сотрудник» Павла и «верный слуга Христов» (был с Павлом в заточении)
Онисим – беглый раб Филимона, служивший Павлу в узах.
Слайд 5Проблемы в Колоссах
Павел узнал от Епафраса о лжеучениях. Чтобы защитить
церковь от этой угрозы, Павел написал колоссянам письмо.
1. Смесь
христианства с греческими философиями и верованиями
2. Сильный акцент на исполнении иудейского закона
3. Почитание многих духовных сущностей
Слайд 61. Греческая философия
Философии – оккультные религии, в основе которых были
в частности:
• мистицизм
• ритуалы
• тайное знание
• тайная мудрость
… какой подвиг
имею я ради вас … для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения. … чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами (Кол 2:1-4).
Слайд 7колоссяне высоко ценили сокровенные знания, мудрость и тайну, обычно ценимые
в греческой религии и философии
Павел подчеркивает, что истинную тайну, мудрость
и знание можно найти не в языческой религии, а только во Христе
Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол 2:8).
1. Греческая философия
Слайд 8Павел открыто говорит, что это пустая и лживая философия
Чтобы получить
доступ в церковь лжеучителя приняли некоторые элементы христианства, но то
христианство, которое проповедовали апостолы, они не признавали
Их учение включало элементы аскетизма
1. Греческая философия
Слайд 9Аскетизм – ограничение и подавление чувственных влечений и желаний, отказ
от благ. Основывался на ошибочном мнении, что удовольствие безнравственно. Иногда
пропагандировалось причинение себе физической боли.
1. Греческая философия
Слайд 10Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то
для чего вы, … держитесь постановлений: "не прикасайся", "не вкушай",
"не дотрагивайся" - …? Может, они и создают видимость чего-то мудрого, навязывая … изнурение тела, на самом же деле они нисколько не помогают одержать победу над страстями и злыми мыслями
(Кол 2:20-23, современный перевод).
Павел выдвинул возражения против аскезы:
• аскетизм основан на «стихиях мира» (т.е. духовных существах и ангелах)
• аскетизм бесполезен в противостоянии греху
1. Греческая философия
Слайд 112. Иудейский закон
Понимание иудейского закона в Колоссах расходилось с христианским
и традиционным еврейским пониманием.
Лжеучителя применяли учение иудаизма в искаженной
форме
Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу (Кол 2:16).
Слайд 122. Иудейский закон
Лжеучители извратили ветхозаветный закон и поставили под угрозу
вечную жизнь тех, кто им следовал
… это есть
тень будущего, а тело - во Христе. Не допустите, чтобы люди, надевающие на себя маску смирения и поклоняющиеся ангелам, похитили у вас награду (Колоссянам 2:17-18, современный перевод).
Слайд 132. Иудейский закон
Закон Моисеев связывал святые дни с поклонением Богу,
а не ангелам. Закон поощрял соблюдение особых правил в питании
не как средство смирения или аскетизма, а в знак отделения от мира и причастности к особому народу Божьему. Однако лжеучителя извратили эти уставы, используя их в неугодном Богу поклонении ангелам и языческом аскетизме
Слайд 142. Иудейский закон
Лжеучителя проповедовали некую форму христианского обрезания
В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, … обрезанием Христовым;
быв погребены с Ним в крещении (Кол 2:11-12).
Павел провел параллель между обрезанием и христианским крещением, чтобы показать, что колоссянам нет нужды обрезываться, поскольку они уже крещены
Слайд 153. Почитание многих духовных сущностей
В Колоссах лжеучителя пропагандировали поклонение
духовным сущностям.
Но! важно понимать значимость ангелов как служебных духов.
Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евреям 1:14).
Слайд 163. Почитание многих духовных сущностей
Согласно лжеучению ангелы это а
космические силы, оракулы, открывающие тайные знания и сокровенные учения тем,
кто им поклоняется и выполняет ритуалы их культа
Не допустите, чтобы люди, … поклоняющиеся ангелам, похитили у вас награду. Они увлекаются своими видениями и заносятся своим ограниченным земным умом (Кол 2:18, современный перевод).
Слайд 173. Почитание многих духовных сущностей
Преувеличенное представление о силе и
влиянии ангелов было достаточно обычным в древности, но Павел резко
выступает против почитания и поклонения духовных сил
Христос выше … ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано (Кол 1:16).
Слайд 183. Почитание многих духовных сущностей
«Начала», «силы» и «власти» -
духовные сущности подобные ангелам.
Павел подчеркивал превосходство Христа над всякими
властями – земными и небесными.
Нет разницы между земными и небесными властями, но главная разница находится между Христом и Его творением
Слайд 193. Почитание многих духовных сущностей
Между духовными силами и Христом
идет война
Лжеучителя считали, что поклонение Христу сочетается с поклонением духовным
силам
Но! духовные власти и силы, которые противостали Богу в духовной войне, это враждебные Богу мятежные духи, злые силы
Поэтому поклонение любым духовным силам – есть поклонение падшим (демонам и ангелам)
Слайд 203. Почитание многих духовных сущностей
… отняв силы у начальств
и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою
(Кол 2:15).
Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Колоссянам 2:8).
Слайд 213. Почитание многих духовных сущностей
«стоихейя» - «первоначала», «основные принципы»
или «первоэлементы», обычно «боги и духовные силы, связанные с планетами
и звездами». Также основные элементы мироздания (огонь, воздух, земля, вода).
Считалось, что они могут управлять и влиять на судьбы людей
Слайд 223. Почитание многих духовных сущностей
Но тогда, не знав Бога,
вы служили [богам], которые в существе не боги. … для
чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? (Гал 4:8-9).
Лжеучителя в Колоссах поощряли поклонение астральным (или космическим) силам, общеизвестным под названием «стоихейя» - стихии мира, вещественные начала
Слайд 23Структура послания Колоссянам
Приветствие 1:1-2
Молитвенное благодарение 1:3-14
Основная часть 1:15-4:6
1:15-20 превосходство Христа
1:21-2:5
превосходство служителей Христа
2:6-23 превосходство спасения во Христе
3:1-4:6 превосходство христианского образа
жизни
Заключительные приветы 4:7-18
Слайд 241:15-20 превосходство Христа
Лжеучителя старались убедить колоссян поклоняться космическим, духовным силам
и поощряли аскетический образ жизни, полагая, что, жестоко ущемляя себя,
можно умилостивить духовные силы и получить от этих ложных богов некие блага.
Христос выше «самозванцев»
Слайд 251:15-20 превосходство Христа
Он есть образ Бога невидимого, Первородный всей твари,
потому что в Нем было сотворено всё на небесах и
на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начала ли, власти ли, – всё чрез Него и для Него сотворено (Кол 1:15-16, перевод еп. Кассиана).
1 вывод: Некоторые из греческих философов представляли вселенную как образ и откровение Бога. Павел указал на Христа как на образ Божий. Он использовал греческое понятие «образа Бога», чтобы показать, что Христос есть высшее откровение Бога.
Слайд 261:15-20 превосходство Христа
Он есть образ Бога невидимого, Первородный всей твари,
потому что в Нем было сотворено всё на небесах и
на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начала ли, власти ли, – всё чрез Него и для Него сотворено (Кол 1:15-16, перевод еп. Кассиана).
2 вывод: Павел сказал, что Христос есть «первородный». prototokos – гр. «первородный»; подразумевало превосходство и власть, а не порядок рождения!
Превосходство и господство Христа над всем творением (т.е. не было такого времени, когда бы Христа еще не было). Лжебоги бессильны благословить кого бы то ни было
Слайд 271:15-20 превосходство Христа
Он есть образ Бога невидимого, Первородный всей твари,
потому что в Нем было сотворено всё на небесах и
на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начала ли, власти ли, – всё чрез Него и для Него сотворено (Кол 1:15-16, перевод еп. Кассиана).
3 вывод: Единственный посредник в творении – Христос (а не ангелы и духовные сущности, какие превозносил иудейский мистицизм). Поскольку Христос есть единственная действующая сила творения, все прочие силы ниже Его и подчинены Ему.
Слайд 281:15-20 превосходство Христа
… и Он же есть глава Тела, Церкви:
Он, Который есть начало, Первородный из мёртвых, чтобы быть Ему
во всём первым (Кол 1:18, перевод еп. Кассиана).
4 вывод: Христос есть Глава над всем, потому что Им создана вселенная, поэтому Он поставлен главой церкви.
Любые представления, подменяющие или ограничивающие всевластие Христа, ложны.
Слайд 291:15-20 превосходство Христа
…благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем
обитала всякая полнота… потому что Бог пожелал, чтобы в Нем
обитала полнота Божества (Кол 1:19, современный перевод РБО).
5 вывод: полнота Божества пребывает во Христе, поэтому Он есть воплощение Всевышнего Бога – Бог во плоти (в противовес духовным существа, которые по положению ниже Христа)
Слайд 301:15-20 превосходство Христа
… ибо благоугодно было [Отцу], … посредством Его
примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его,
и земное и небесное (Кол 1:19-20).
6 вывод: Христос – единственный посредник между Богом и человеком. Он примиряет Бога и людей через избавление от греха
Слайд 311:21-2:5 превосходство служителей Христа
Они примеряют Бога и людей через Евангелие
Христа 1:21-23, 2:5
И вас…ныне примирил в теле Плоти
Его (Христа), смертью Его, [чтобы] представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только … не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, … которого я, Павел, сделался служителем (Кол 1:22-23).
Слайд 321:21-2:5 превосходство служителей Христа
Самопожертвенно служат
На своем примере Павел … восполняет
недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его (Кол
1:24).
Подчеркивая свою готовность страдать ради Церкви, Павел пояснил, что служителям Христа, в отличие от лжеучителей, присуще подлинное самопожертвование (лжеучителей никто не гнал и не сажал в тюрьму).
Слайд 331:21-2:5 превосходство служителей Христа
Павел был уполномочен на апостольство Самим Господом.
А лжеучителя проповедовали идеи, выдуманные идолопоклонниками
… за церковь, служителем которой
я стал по поручению Бога. Он поручил мне представить вам Его Слово во всей Его полноте (Кол 1:25, современный перевод).
Слайд 341:21-2:5 превосходство служителей Христа
Откровение, полученное Павлом, превосходило то, которое якобы
имели лжеучителя 1:25-28, 2:2-4
Это говорю я для
того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами (Кол 2:4).
Павлу было дано откровение от Бога, когда в течение 3-х лет он находился в Аравийской пустыне и в Дамаске (Гал 1:15-18), а лжеучителя получили свои откровения из рук человеческих
Слайд 351:21-2:5 превосходство служителей Христа
Сам Бог действует во всей силе в
служителях Христа 1:29, 2:1.
Для распространения Божьего царства на земле
Святой Дух наделил Павла такими особыми дарами, как:
• нужные слова
• благоприятные возможности говорить
• чудотворение как подтверждение свидетельства
Слайд 362:6-23 превосходство спасения во Христе