Слайд 1ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
План
Потребности как источник активности
личности
Мотивы
Направленность личности
Слайд 3Потребности как источник активности личности
Слайд 4Потребности – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах
необходимых для его существования и развития.
Слайд 5Существуют различные классификаций потребностей. Потребности различают по происхождению и по
предмету.
Слайд 6Потребности
По происхождению
По предмету
Естественные
Культурные
Материальные
Духовные
Слайд 7По своему происхождению выделяют потребности естественные (простые) и культурные (сложные).
Слайд 8Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека
и его потомства. Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека
или его вырождению.
Слайд 9Культурные потребности обусловлены уровнем развития цивилизации, особенностями жизни и деятельности
человека.
В них выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов
человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории.
Слайд 11По предмету выделяют материальные и духовные потребности.
В материальных потребностях
выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище,
одежде, предметах быта).
Слайд 13Духовные потребности выявляют зависимость от продуктов общественного сознания: потребности в
общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретении знаний, изучении
наук и искусств, в творчестве и т.п.
Слайд 17Очевидна неразрывная связь всех видов потребностей между собой. Так, естественная
по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по
предмету, культурная по происхождению – либо материальной, либо духовной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.
Слайд 18В зависимости от носителя потребности бывают индивидуальными, групповыми или общества
в целом.
Потребности человека могут иметь общественный и личный характер.
Это находит выражение в том, что для удовлетворения своих узколичных потребностей человек использует результаты общественного труда.
Слайд 19У человека могут проявляться ведущие (основные) потребности, невозможность удовлетворения которых
угрожает его существованию (приводит к разрушению физиологических систем организма, деградации
личности)
Слайд 20и второстепенные (нежизненно важные потребности), которые в определенных обстоятельствах могут
играть ведущую роль в детерминации поведения человека.
Слайд 21Есть и другие основания для классификаций потребностей человека.
Слайд 22Так, например, потребности могут быть социально полезными и вредными, асоциальными;
реальными, соответствующими возможностям данного человека и уровню развития социальной и
природной среды его жизнедеятельности; иллюзорными, наделенными фантазиями личности.
Слайд 23Если взять за основу содержание отражаемой в потребностях объективной реальности,
то можно выделить следующие потребности: профессиональные, политические, правовые, нравственные и
др.
Слайд 24По времени существования потребности могут быть устойчивыми (периодически актуализирующиеся, длительные)
и неустойчивыми (кратковременные, ситуативные).
Слайд 25Потребности, определяющие линию поведения личности в тот или иной момент
или в течение определенного отрезка времени, называют доминантными потребностями, а
недоминантными те, которые косвенно влияют на особенности реализации первых.
Слайд 26В психологии принято выделять три типа доминантных потребностей человека: ситуативные
(кратковременные) потребности; жизненные, определяющие стратегию жизни, линию поведения человека (потребности
длительного существования), и потребности деятельности (промежуточные между двумя первыми), которые представляют собой потребности текущих дел.
Слайд 27Различают потребности теоретические (в познании) и практические (в предметно-практической деятельности).
Слайд 29Потребности человека во многом обусловлены внешними обстоятельствами, предметами и явлениями
объективно существующей вне человека реальности – объектами потребностей.
Слайд 30Объект, ставший для человека потребностью, преобразуется в ее цель, побуждая
и активизируя человека. Объекты потребностей обычно способны удовлетворить несколько различных
потребностей человека.
Те или иные стороны объекта, которые служат удовлетворению конкретных потребностей человека, принято называть предметами потребностей.
Слайд 31По мере развития человека (физиологического и психологического), становления его как
личности развиваются, видоизменяются и его потребности.
Слайд 32Процесс удовлетворения человеком своих потребностей связан с его взаимодействием со
средой, с объектами потребностей, использованием средств и способов этого взаимодействия,
что, в свою очередь, ведет к формированию и развитию личностных качеств и свойств личности.
Слайд 33Из этого следует – удовлетворение потребностей человека выступает одним из
важнейших условий его всестороннего развития, формирования и становления.
Слайд 34Воспитание и актуализация у человека потребности в труде также являются
непременными условиями развития личности. Отсутствие у человека этой потребности (труд
является источником материальных и духовных благ, культуры в целом) неминуемо ведет к сужению материального и духовного потенциала социума, а потребительское отношение личности к обществу – к ее деградации.
Слайд 35Изучая потребностно-мотивационную сферу личности, следует учитывать, что основные ведущие потребности
личности различаются не только содержанием, но и уровнем социальной обусловленности.
Слайд 36Наиболее популярной как в западной, так и в отечественной психологии
является концепция потребностей известного американского психолога А. Маслоу.
Согласно этой
концепции все потребности человека являются врожденными и в мотивационной сфере образуют иерархическую систему приоритетов.
Слайд 37Иерархия личных потребностей видоизменяется с развитием личности, высшие ее уровни
«вызревают» лишь к моменту достижения индивидом психологической зрелости.
Но, будучи
сформированными, высшие уровни потребности, особенно потребности в самореализации, самосовершенствовании, начинают играть системообразующую роль в системе потребностей.
Слайд 38Потребности в самоуважении
Познавательные потребности
Потребности в принадлежности и любви
Потребности в безопасности
и защите
Физиологические потребности
Эстетические
потребности
Потребности в
самоактуализации
Слайд 40Мотивы – это те внутренние силы, которые связаны с потребностями
личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотив – способ
проявления потребности, психологическая форма ее существования.
Слайд 41Мотивация – это совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.
Слайд 42В отличие от мотивации, мотив имеет более узкое значение.
В
нем фиксируется собственно психологическое содержание, а именно тот внутренний фон,
на котором развертывается процесс мотивации поведения в целом.
Мотив характеризуется силой и устойчивостью; выполняет побуждающую, направляющую и регулирующую функции.
Слайд 43Основные характеристики мотива
Выступает показателем непреодолимого стремления личности, и оценивается по
степени и глубине осознания потребности и самого мотива. Сила мотива
обусловлена как физиологическими, так и психологическими факторами. К первым относится сила мотивационного возбуждения, а ко вторым – знание результатов деятельности, понимание ее смысла, определенная свобода творчества.
Сила
Оценивается по наличию мотива во всех видах деятельности человека, по сохранению его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, по сохранению во времени.
Устойчивость
Слайд 44Функции мотива
Характеризует энергетику мотива, т.е. вызывает и обусловливает активность человека,
его поведение и деятельность
Побуждающая
Определяет характер поведения и деятельности. Реализация этой
функции всегда связана с иерархией мотивов
Направляющая
Отражает направленность энергетики мотива на определенный объект, т.е. выбор и осуществление определенной линии поведения
Регулирующая
Слайд 45Виды мотивов
По содержанию
потребностей
Биологические
Предметные
Мотив власти
Мотив отвергания
Социальные
Мотив достижения
Мотив
избегания
Мотив аффилиации
По предметному
содержанию
По степени
осознания
Функциональные
Осознанные
Неосознанные
Слайд 47Направленность личности – интегральное свойство, включающее потребности, мотивы, мировоззрение, установки
и цели ее жизни и деятельности.
Выражается в гармоничности и непротиворечивости
знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности.
Слайд 48Направленность показывает, к чему стремится человек в своей жизни, какие
цели ставит перед собой в своей деятельности и что его
к этому побуждает.
От направленности зависит, что и как делает человек, каково его отношение к функциональным обязанностям, его нравственная ценность и полезность обществу.
В направленности личности выражается содержание человека как общественного существа.
Слайд 49Направленность включает в себя несколько иерархически связанных форм.
Она всегда
социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.
Все формы направленности
личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.
Слайд 51Мировоззрение
Система взглядов на окружающую человека объективную реальность.
В структуру мировоззрения входят
ее философские, социально-экономические, нравственные, правовые, эстетические и другие взгляды.
Слайд 52Убеждение
Система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии
со своими взглядами, принципами и мировоззрением
Слайд 53Идеал
Образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который
определяет план самовоспитания
На основе мировоззрения у человека формируются нравственные идеалы,
т.е. созданные воображением образы, к которым он стремится, правосознание. Идеалом может стать конкретная (или воображаемая) личность, определенный образ жизни, поведение того или иного человека или группы людей, отдельная черта характера.
Слайд 54Интересы
Интересы делятся на виды в зависимости от качественных психологических
характеристик.
Широта и содержание интересов могут быть одной из наиболее
ярких характеристик человека, определять полноценность его жизни.
Специфическая познавательная направленность на предметы.
Слайд 55Склонности
Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той
или иной деятельности, т.е. интерес к определенному виду деятельности. В
качестве основания может выступать и стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью.
Избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься.
Слайд 56Желания
Мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом
их удовлетворения.
Слайд 57Влечения
Побуждение к деятельности, представляющее недостаточно осознанную потребность.