Слайд 1Повелительное наклонение глаголов
6 класс
Слайд 2Знать: как образуются и
изменяются формы
повелительного наклонения;
Об употреблении форм
повелительного наклонения.
Уметь : находить глаголы в повелительном наклонении, образовывать формы
повелительного наклонения, правильно использовать их в речи.
Слайд 3Синтаксическая пятиминутка
Если бы исследователи оказались на Марсе, то они увидели
бы под собой почву красно-бурого цвета
* Подчеркните грамматические основы предложения.
*
Составьте схему предложения.
* Разберите по составу глагол оказались бы
Слайд 4Наклонения глаголов
Изъявительное
Повелительное
Условное
Слайд 5Определите наклонение выделенных глаголов
Наблюдал я вчера картину. Около большой дождевой
лужи сидели несколько воробьёв, грелись на солнышке. Временами залезали в
лужу, купались, плескались, потом сушили пёрышки на солнце. Но вот проходивший мимо мальчик бросил на асфальт кусочек булки. Воробьи тут же забыли про купание и стали драться из-за этого кусочка. Такой шум подняли!
Слайд 6Глаголы, обозначающие действия, которые происходили, происходят
или будут происходить
на самом деле, - это глаголы
в изъявительном наклонении.
Слайд 7Определите наклонение выделенных глаголов
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на
весь крещёный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица,-
Говорит
её сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица,-
Третья молвила девица,-
Я б для батюшки царя
Родила богатыря».
Слайд 8Условное наклонение обозначает действия, которые желательны или возможны
при определённых условиях.
Глаголы в условном наклонении отвечают
на вопросы ЧТО ДЕЛАЛ(А) БЫ? ЧТО СДЕЛАЛ(А) БЫ?
Образуется оно так:
Глагол в прош. вр.+ частица БЫ(Б)
Сказал бы, помог бы
Слайд 9Определите наклонение выделенных глаголов
Берегите друг друга,
Добротой согревайте,
Берегите друг друга,
Обижать не
давайте!
Берегите друг друга,
Суету позабудьте,
И в минуту досуга
С другом
рядом побудьте!
О. Высотская.
Слайд 10Глаголы в повелительном наклонении
обозначают такие действия, которые кто-то
приказывает или просит
выполнить.
Они отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЙ(ТЕ)?
ЧТО СДЕЛАЙ(ТЕ)?
Берегите, приходи, выучи, садитесь.
Слайд 11Смысловые оттенки предложений
с глаголами в повелительном наклонении:
Принеси, пожалуйста, тетрадь
Быстро
принеси тетрадь!
Принеси-ка тетрадь.
Не мог бы ты принести тетрадь?
Просьба
- Приказ, требование
-
Просьба с оттенком
дружеского пожелания
- Вежливая просьба
Слайд 12Исправьте ошибки
Глаголы в повелительном наклонении обозначают действие предмета .
Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2 лица
множественного числа.
Глаголы в повелительном наклонении образуются с помощью суффиксов -и, -й.
Глаголы в повелительном наклонении имеют в единственном числе нулевое окончание, а во множественном – -ите.
Слайд 13Индивидуальное задание
Укажи наклонение глагола: изъявит. (из.), повелит.(п), условное (у). Укажи переходность
глаголов из задания 1 буквами:
переходный (п), непереходный (н).
1 прочту
2 читали
3 рисуешь
4 напиши
5
написал бы
6 сядь
7 указали бы
8 выясним
9 перебеги
10 перебежал
11 перебежал бы
12 закройтесь
13 набросим
14 будем говорить
15 опишите
16 буду читать
17 расскажи
18 прыгнула бы
19 машут
20 съешьте
21 отрежь
22 отрезал бы
23 укажем
24 связали
25 принесите
26выскажу
27 прочитали
28 нарисуешь
29 прогони
30прогнал бы
Слайд 14
Вставьте орфограммы. Найдите глаголы в повелительном наклонении. Выделите суффиксы и
окончания.
Не пр...выкайте к ч…десам, -
Д…витесь им, д...витесь!
Не пр...выкайте к н...бесам,
Глазами
к ним т...нитесь.
Пр...глядывайтесь к ...блакам,
Пр...слушивайтесь к птицам,
Пр...кладывайтесь к р...дникам,-
Н...что не повт...рит...ся.
За мигом миг, за шагом шаг
Вп...дайте в изумлен...е.
Всё будет так - и всё не так
Через одно мгновен...е.
В. Шефнер
Слайд 15Сравните глаголы
проверься
обнаружь
обеспечьте
отправьте
На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных
и шипящих пишется буква Ь.
Мягкий знак в повелительном наклонении
сохраняется перед суффиксом -СЯ и окончанием -ТЕ.
проверяйся
обнаруживай
обеспечивайте
отправляйте
Слайд 16Вставьте подходящие по смыслу омонимы
Если волку прикажешь: “_________!» ,
Раздаётся протяжный _________.
Пролетает пчелиный __________ -
Ты быстрее канаву __________.
Ты безутешно не __________,
Никому не поможет твой __________.
На камешке растет ____________,
Его ты жизни не ____________.
Автомобиль этот не_______,
Его напрасно ты не_________.
Слайд 17Запишите текст.
Встаньте пораньше утром, быстро сделайте зарядку, позавтракайте и отправляйтесь
на речку. На берегу выберите удобное местечко и раскиньте удочки.
Наберитесь терпения. Вот удочка вздрогнула. Не теряйте времени, а то рыбы склюет наживу и оставит вас с носом.
Слайд 18Подчеркните глаголы, определите их форму.
Найдите фразеологический оборот. Как вы его
понимаете?
Вспомните и запишите фразеологические обороты со словом НОС, поставив глаголы
в повелительном наклонении. Объясните значение обротов.
Слайд 19Проверьте
Заруби себе на носу,
Не вешай носа,
Держи нос по ветру,
Три к
носу,
Не води нас за нос,
Не задирай носа
Слайд 20Занимательная задача.
В каком наклонении употреблены подчёркнутые глаголы в стихотворении С.
Маршака?
Был сынок у маменьки –
Медвежонок маленький.
Мать за ним ухаживай,
Мучайся с
сынком,
Мой его, приглаживай
Шёрстку языком.
Слайд 21Домашнее задание
п. 85, упр.553,555