Слайд 1ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ ПРИ СОБЛЮДЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
К УРОКУ
Разработка преподавателя ГБОУ НПО ПУ № 48 Кузьминой
Светланы Викторовны
Слайд 2
Современный урок –
это урок , на котором выслушивают любое
твое мнение, урок, где человек учится быть человеком
Слайд 3
Урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания
и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава преподавателей и
учащихся в определенный отрезок времени.
Слайд 4Причины изменения трактовки понятия «современный урок»
педагогика, дидактика, методика, психология постоянно
развиваются, что ведет к постоянному совершенствованию понятия «современный урок», ведь
достижения этих наук существенно влияют и на сам урок,
переход от общества индустриального к информационному обществу - трудный процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся и всей системы образования,
в современных условиях происходит осознание ценности и практической значимости образования, в результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки учащихся.
Слайд 5Определение
Современный урок – это, прежде
всего урок, на котором преподаватель умело использует все возможности для
развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Слайд 6Признаки современного урока
1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в
процессе обучения и воспитания.
2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.
3. На
уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.
4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.
5. Организация урока динамична и вариативна.
Слайд 7Критерии полной характеристики современного урока:
функция современного урока,
цель современного
урока,
задачи современного урока
Слайд 8 Функция (от лат. functio – исполнение, осуществление) –
деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной
системе отношений. Можно выделить следующие функции урока: -обучающая функция,
-воспитывающая
- развивающая функции.
Общей функцией современного урока является целостное формирование и развитие личности учащегося на основе развивающего и воспитывающего обучения.
Слайд 9 Цель – это предполагаемый, заранее (мысленно или вербально) планируемый результат
деятельности по преобразованию какого-либо объекта.
Обычно цели ставятся на уроке
в соответствии с целями системы более высокого порядка – целями обучения и образования.
С позиции системы обучения цель урока (как системы) выступает как функция системы обучения.
Общая цель урока (триединая цель урока) конкретизируется в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.
Слайд 10Требования предъявляемые к цели :
- цель должна быть конкретна;
- четко
ориентирует на усвоение фактов, понятий и т. д.;
- цели конкретизируется
в задачах,
все задачи объясняются учащимся.
Слайд 11 Задача – это данное и искомое, совокупность последовательных действий (операций)
над которыми приводит к преобразованию объекта. Задачу можно рассматривать в
качестве средства достижения цели, а совокупность действий с задачей – способа достижения цели.
Задача (средство) может быть одна и та же, а способы ее решения – разные.
В зависимости от этого возможно большее или меньшее совпадение предполагаемой цели и действительного результата.
Следует различать:
дидактическую
учебную задачи
Слайд 13 Структура современного урока –
это последовательность отдельных этапов урока, их
логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их
взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.
В настоящее время современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать творческой работе преподавателя.
Преподаватель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития.
Слайд 14Структура современного урока может включать в себя:
– организационный этап;
–
этап проверки домашнего задания;
– этап актуализации субъективного опыта учащихся;
– этап изучения новых знаний и способов деятельности;
– этап первичной проверки понимания изученного;
– этап закрепления изученного;
– этап применения изученного;
– этап обобщения и систематизации;
– этап контроля и самоконтроля;
– этап коррекции;
– этап информации о домашнем задании;
– этап подведения итогов учебного занятия;
– рефлексию.
Слайд 15 Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс
самопознания субъектом внутренних актов и состояний; способность человека, проявляющаяся в
обращении сознания на самого себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности. Рефлексия учебной деятельности – способность учащихся к оценке собственной учебной деятельности с точки зрения ее соответствия правилам, требованиям, адекватности задаче и т.д.
Постоянная активизация рефлексии учащихся в процессе урока позволяет ребенку переосмысливать свой субъективный опыт: личностные смыслы, ценностные отношения, действия, знания.
Слайд 16Типология
современного урока
► Вводный урок.
►1 тип. Урок по изучению
и первичному закреплению нового материала.
►2 тип. Урок по закреплению
знаний и способов деятельности.
►3 тип. Урок по комплексному применению знаний и способов деятельности.
►4 тип. Урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.
►5 тип. Урок по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности.
Слайд 17Формы организации урока
традиционные
нетрадиционные
Слайд 18
Традиционные
вводный урок
урок по изучению и
первичному закреплению
нового материала
урок по
закреплению
знаний и способов
деятельности
урок по проверке,
оценке
и коррекции
знаний
и способов
деятельности
урок по обобщению
и систематизации
знаний и способов
деятельности
урок по комплексному
применению
знаний и способов
деятельности
Слайд 19
Нетрадиционные
Урок-лекция
Урок-семинар
Урок-
практикум
Урок-
деловая игра
Урок с
дидактической
игрой
Урок-зачет
Урок-
консультация
Урок-
дискуссия
Урок-
экскурсия
Урок-
соревнование
Интегрированный
урок
Урок-
ролевая игра
Слайд 20Конструирование современной системы требований к современному уроку.
• адаптивная система обучения,
• технология дифференцированного обучения,
• технология модульного обучения,
• информационные
технологии обучения (компьютерные технологии),
• технология полного усвоения знаний,
• технология коллективного способа обучения,
• технология интегрированного урока.
Слайд 25
Проведенный эксперимент показал, что соблюдение современных требований к уроку повышает
качество обучения.
Т.о., постоянное соблюдение требований к современному уроку, реализация на
уроке ключевых направлений развития образования приведет в итоге и к повышению качества образования.
Слайд 26Выводы:
1. Современный урок – одно из сложнейших понятий современной педагогики.
Сложность его в том, что изменения в обществе, некоторых науках
(дидактика, психология, педагогика) существенно влияют на урок.
2. Велико значение современного урока не только в образовании личности, но и в развитии каждой личности.
3. Происходит постоянное совершенствование уроков в направлении требований к современному образованию.