Слайд 1М. Шолохов
"Судьба человека"
Слайд 2Цель: воспитание патриотизма и чувства гордости за свой народ.
Задачи:
1. Познакомить
с особенностями композиции рассказа.
2. Раскрыть смысл названия рассказа.
3. Проследить судьбу
человека, искалеченного войной.
Слайд 3
Михаил Александрович Шолохов
“Я хотел бы, чтобы мои книги помогали
людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку,
стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества”.
М. А. Шолохов.
Слайд 4
Годы жизни М. А. Шолохова
(1905 – 1984)
Один уходит без следа,
Других родня в округе чтит,
А Он, как чистая вода
Для
всех над Родиной горит.
И поколение не одно
Под той звездой опять, опять, Склонясь над книгами Его, Учиться будет и страдать.
(Т. Смертина)
Слайд 5Михаил Александрович Шолохов родился 11 мая 1905 года в хуторе
Кружилин станицы Вёшенской Донецкого округа в трудовой семье. Учился Шолохов
сначала в церковноприходской школе, а затем до 1918 г. в гимназии, но не закончил образование. В связи с началом Первой Мировой, а затем и Гражданской войны получил лишь четыре класса образования. В 15 лет записался добровольцем в ряды Красной Армии. В 1923 Шолохов печатал фельетоны, с конца 1923 — рассказы, в которых с фельетонного комизма сразу переключился на острый драматизм, доходящий до трагизма. При этом рассказы были не лишены элементов мелодраматичности. Большинство этих произведений составило сборники «Донские рассказы» (1925) и «Лазоревая степь» (1926).В Великую Отечественную войну писатель служил военным корреспондентом газет «Правда», «Красная звезда», был свидетелем разгрома фашистов под Сталинградом.В послевоенные годы Шолохов продолжает литературную и общественную деятельность. В 1965 г. в Стокгольме М.А.Шолохову была вручена Нобелевская премия. Михаил Александрович Шолохов ушёл из жизни 21 февраля 1984 года в станице Вёшенской, что на крутом берегу тихого Дона.
Слайд 6М.А.Шолохов написал за свою жизнь много произведений, которые сделали его
известнейшим писателем ХХ века. Талант писателя отмечен Ленинской и Нобелевской
премиями в области литературы, ему присвоено было звание Героя Социалистического Труда.
Слайд 7"Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую
победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", –
так писала одна английская газета.
Слайд 8В новогодние дни – 31 декабря 1956 г. и 1
января 1957 г. – в «Правде» был опубликован рассказ «Судьба
человека», в котором главным героем стал прошедший плен советский солдат. И хотя М. Шолохов не осмелился сказать, что ждало военнопленных на родине в дни войны, сам выбор героя стал актом гражданского мужества писателя. Появившись в «Правде», рассказ сразу привлек огромное внимание. И это было довольно редким явлением, когда небольшой рассказ становился событием.
Слайд 9Особенности жанра
Рассказ - повествовательное произведение небольшого объема с малым количеством
героев и кратковременностью изображаемых событий.
Эпопейный рассказ
Сказ – повествовательное
произведение, в котором:
1. Повествователь – человек из народа.
2. Используются местные говоры.
3. Автор опирается на фольклор.
Слайд 10Особенности жанра
Жанр произведения «Судьба человека» - рассказ-эпопея.
В нем отражен критический
момент в жизни страны, судьбе народа.
Слайд 11Особенности композиции
Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора
со случайными попутчиками и завершается расставанием с этими людьми.
Центральная
часть рассказа – повествование от имени главного героя: жизнь до войны, война и первые послевоенные годы.
Слайд 12Смысл названия
рассказа
Судьба главного героя – это судьба солдата, прошедшего
жесточайшие испытания в годы Великой Отечественной войны.
Слайд 13Словарная работа:
Судьба —
1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли
человека, ход жизненных обстоятельств;
2. Доля, участь;
3. История существования кого-нибудь
или чего-нибудь;
4. Будущее, то, что случится.
Характер – совокупность всех психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении.
(Ожегов С.И. Словарь русского языка)
Слайд 14Анализ содержания рассказа
О чем это произведение?
В каких строчках
выражена основная мысль?
Какие эпизоды рассказа вам запомнились и почему?
Слайд 15Проводы на войну
Прижалась ко мне, как лист к ветке…Опять
обнял её, вижу, что она не в себе… Зачем я
её тогда оттолкнул… Сердце будто тупым ножом режут…
Слайд 16В церкви
До того мне стало нехорошо после этого, и страшно
захотелось руки помыть.
Будто я не человека,а какого-то гада ползучего
душил…
Слайд 18У коменданта лагеря
Захотелось мне им, проклятым, показать,что у меня есть
своё,человеческое достоинство и гордость и что в скотину они меня
не превратили, как ни старались.
Слайд 19Ванюшка
Кинулся он ко мне на шею, целует в
щёки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так
звонко и тоненько кричит, что даже в кабине глушно: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдёшь! Я так долго ждал, когда ты меня найдёшь!»
Слайд 20Ванюшка
«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным
ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы
думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути…»
Слайд 21Значение рассказа «Судьба человека»
Шолохов в рассказе раскрывает весь ужас
войны, самые трагические её стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи,
уничтожение дома,гибель сына в День Победы. Выбор у честного человека может быть только один – протест против войны, насилия, рабства, против политики, обрекающей людей на несчастные судьбы.
Слайд 22Мы видим, что исстрадавшееся сердце Андрея все еще способно искренне
любить. В результате перенесенных потрясений здоровье Андрея сильно подорвалось:
«…Мои
невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?»
Это тревожит Андрея, но не из-за себя, а из-за Ванюши: «…Как-нибудь мы с ним прожили бы, да вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять… Иной раз так схватит и прижмет, что белый свет в глазах меркнет. Боюсь, что когда-нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку».
Слайд 23«Символический русский Иван – это вот что: человек, одетый в
серую шинель, который, не задумываясь, отдал последний кусок хлеба и
фронтовые 30 граммов сахару осиротевшему в грозные годы войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасал его от неминучей гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины. Хорошее имя Иван».
Слайд 24Выберите из четырёх высказываний одно, наиболее подходящее произведению “Судьба человека”.
Аргументируйте свой выбор.
Посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер –
пожнёшь судьбу. (Старая истина)
Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. (Михаил Шолохов)
Честь, совесть, порядочность, надежность – самое важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить. (Б. Васильев)
Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям, языку, товарищу… Оставаться человеком в нечеловеческих условиях — это трудное дело. (И.С. Грачева)