Слайд 2Художественная культура XIX века: романтизм, реализм, импрессионизм, символизм
Художественная культура ХХ
века – авангард
Слайд 3Общая характеристика культуры XIX века
От Просвещения была унаследована идея освобождения
личности от авторитета власти и религии
Укореняется идея социальной сущности
человека (легла в основу демократических движений)
Новые условия материального производства предопределили развитие массового образования
Слайд 4Художественная культура XIX века
Возникновение новых художественных стилей и школ
Появляется определенная невостребованность художественной культуры, т.к. буржуазия, как доминирующее сословие,
имела усредненный эстетический вкус
Архитектура отходит на второй план, на первый перемещается поэзия и музыка
Появляется кино и фотография
Слайд 5Романтизм
Возникновение романтизма связано с разочарованием в идеях Просвещения
Романтизм выражал тоску
по абсолютной гармонии и самосовершенствованию людей
Слайд 6Ориентирован на идею самобытной индивидуальности и неисчерпаемости духовного мира человека
Расцвет
романтизма – 20-30 гг 19 в.
Творческий метод – ирония
Господствующая тема
– конфликт между героем и окружающей средой
Слайд 7Романтизм в литературе
Джордж Гордон Байрон
(1788 – 1824 гг)
Цикл
«Восточные поэмы» (1813-1814):
(«Гяур», «Абидосская невеста», «Корсар», «Лара»).
Дон
Жуан
Слайд 8«Красное и чёрное» (1830)
«Пармская обитель» (1839)
«Люсьен Левей» (незавершенный роман, 1830)
Биографии Моцарта и Россини
Стендаль (Анри Мари Бейль)
(1783-1842
гг)
Слайд 9Романтизм в музыке
Франц Шуберт
(1797—1828)
Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха»
1832, «Зимний путь» 1827
Неоконченная симфония 1822
Слайд 10Гектор Берлиоз
(1803-1869)
Фантастическая симфония
(1803-1831)
Слайд 11Рихард Вагнер (1813-1883)
Стремился показать душевную драму сильных характеров
Привнес в свою
музыку черты субъективизма и психологической усложненности
«Тристан и Изольда»;
«Летучий голландец»;
тетралогии «Кольцо нибелунга» («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов»
Слайд 12Романтизм в живописи:
Отказ от классической выверенности в композиции (композиция становится
динамичной)
Появился насыщенный колорит, который был основан на контрастах света и
тени, теплых и холодных тонов
В портрете важнейшим становится отображение неординарных характеров, мимолетного движения человеческой души
Слайд 13Реализм
Термин реализм ввел в сер. 19 Жан Шанфлери (эстетика, которая
противостоит романтизму и символизму)
Главный интерес художников смещается с анализа внутренних
переживаний человека на анализ внешних обстоятельств и порождаемых им поступков
Слайд 14Имел критическую основу (критика буржуазного общества)
Задача реализма – правдиво и
объективно отображать действительность
Наиболее ярко проявился в литературе, в меньшей степени
– в живописи
Слайд 16 Г. Курбе (1819 - 1877)
"Ателье художника"
Слайд 18Барбизонцы
Барбизонская школа утверждала эстетическую ценность реальной природы Франции
Крупнейший представитель Ш.
Ф. Добиньи
Акцентировал внимание на непосредственности впечатления, точной фиксации состояний
световоздушной среды
Слайд 19
Ш.Ф. Добиньи «Лодки на Уазе». 1865 г
Слайд 20Т. Руссо
«Ненастье над равниной Монмартра»
1840 г.
Слайд 21Реализм в литературе
О. Бальзак Г. Флобер
Слайд 22Импрессионизм
Сформировался в рамках поклонения эмпирической реальности как способа ухода от
социальных проблем
Основан на созерцательном мироощущении, где происходит отождествление субъекта и
объекта
История импрессионизма охватывает 12 лет – с 1874 г по 1886 г
Слайд 23Импрессионисты отдавали предпочтение чистым цвета
Декларировали эстетическую ценность сиюминутного впечатления (работа
на пленере)
В противоположность академическим принципам искусства импрессионисты перестали разделять
предметы на главные и второстепенные
Со временем имперссионизм приобрел социальный оттенок
Слайд 24Клод Моне «Впечатление. Восход солнца» 1873
Слайд 26Огюст Ренуар
Жанна Самари После завтрака
Слайд 28Постимпрессионизм
Основное отличие постимпрессионистов от импрессионистов заключалось в том, что они
стремились через изменчивую видимость природы передать ощущение ее постоянства
Основные представители
Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген
Слайд 29Поль Сезанн (1839-1906)
Большие купальщицы (ок. 1906 г)
Слайд 30Винсент Ван Гог (1853-1890)
Звездная ночь над Роной
Подсолнухи
Слайд 31Поль Гоген (1848-1903)
Женщина, держащая плод 1893 г.
Слайд 32Символизм
Продолжил линию романтизма (поиск чистой красоты и чистого эстетизма)
Основоположниками стали
французские поэты Стефан Малларме (1842-1898) и Шарль Бодлер (1821-1867)
Символисты опровергали
два основных постулата рационализма: 1. веру в изначальную доброту человека; и 2. убежденность в возможности разумной организации общества
Слайд 33Декаданс
Данному направлению присущи субъективизм, индивидуализм, аморализм
Эстетизация безобразного
Слайд 34Художественная культура ХХ века – авангард
Слайд 35Авангард – вся совокупность бунтарских, скандальных, эпатажных, новаторских направлений первой
половины ХХ века.
В качестве основных включает кубизм, экспрессионизм, абстрактное
искусство, дадаизм, сюрреализм
Слайд 36Экспрессионизм
Напряжение цветовых контрастов
Выявление структурного костяка предмета и активное
использование контура
Обострение контрастов черное – белое, черное – цветное
Гротескная передача
лиц, поз, жестов изображенных фигур
Слайд 37Стилистические приемы экспрессионизма в кино: обостренный динамизм действия, контрасты света
– тени, деформация предметов, использования крупных планов, наплывов, гротескная мимики
актеров
Экспрессионизм в музыке проявился через повышенную диссонансность, изломанность мелодики, использование жестких, пронзительных звучаний, переплетение пения с разговорной речью, использование возгласов и криков.
Франц Марк
Крик (1893) Олени в
лесу (1914)
Слайд 39Кубизм
Возник в 1907, когда П. Пикассо написал свою программную кубистическую
картину «Авиньонские девицы»
Главные представители: П. Пикассо, Ж. Брак, X. Грис
Кубизм
прошел три исторические фазы: сезаннистскую (1907‑1909), аналитическую (1910‑1912) синтетическую (1913‑1914).
Слайд 40Для первой фазы характерно развитие сезанновских идей по выявлению структурных
архитектонических оснований предметов натуры, прежде всего пейзажа и женской фигуры
(Пикассо).
Аналитическая фаза: главный принцип – деконструирование формы предмета с целью выявления в ней ее элементарных геометрических оснований (Х. Грис)
Синтетическая фаза: кубисты вводят в свои полотна неживописные элементы – наклейки из газет, афиш, спичечные коробки, обрывки одежды, подмешивают к краскам для усиления тактильной фактурности песок, гравий и другие мелкие предметы.
Слайд 41П. Пикассо Авиньонские девицы (1907)
Слайд 42
Женщина в кресле Художник и модель
Слайд 43Абстрактное искусство
Направленно на поиск художественных пластических форм и цветовых сочетаний,
которые позволили бы создать живописно‑пластические композиции, предельно лишенные какого‑либо «литературного»
смысла
Слайд 45Пит Мондриан Композиция II,
1937
Слайд 46Казимир Малевич
Черный крест 1915 г.,
Слайд 47 ДАДАИЗМ
Ф. Пикабия
«Парад любви» 1917