Разделы презентаций


Позитивизм (современная философия науки)

Содержание

Позитивизм – направление в философии, целью которого является подведение философии под твёрдые стандарты науки. Зародился в 30-40-е годы 19 века, прошёл длительную эволюцию (махизм, неопозитивизм, постпозитивизм). Основатель – Огюст Конт– французский

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Позитивизм (современная философия науки).

Позитивизм  (современная философия науки).

Слайд 2Позитивизм – направление в философии, целью которого является подведение философии

под твёрдые стандарты науки.
Зародился в 30-40-е годы 19 века,

прошёл длительную эволюцию (махизм, неопозитивизм, постпозитивизм). Основатель – Огюст Конт– французский философ, ученик Сен-Симона.
Существенный вклад внёс Герберт Спенсер – англ. философ-эволюционист, социолог. Сравнивал общество с организмом.
Позитивизм – направление в философии, целью которого является подведение философии под твёрдые стандарты науки. Зародился в 30-40-е

Слайд 3Принципы верификации и фальсификации, сформулированные позитивистами, считаются одними из главнейших

критериев научного знания.

Принципы верификации и фальсификации, сформулированные позитивистами, считаются одними из главнейших критериев научного знания.

Слайд 4Формы позитивизма:
Классический позитивизм;
Махизм (Эмпириокритицизм);
Неопозитивизм;
Постпозитивизм.

Формы позитивизма:Классический позитивизм;Махизм (Эмпириокритицизм);Неопозитивизм;Постпозитивизм.

Слайд 5
О.Конт (1798-1857гг.)
Д.Милль (1806-1873гг.)
Г.Спенсер (1820-1903гг.)
Постпозитивизм
К.Поппер (1902г-1994гг.)
Т.Кун (1922-1996гг.)
П.Файербенд (1924-1994гг.)
Неопозитивизм
Г.Рейхенабах (1891-1953гг.)
Ф.Франк (1884-1966гг.)
Р.Карнап (1981-1970гг.)
Б.Рассел

(1872-1970гг.)
Махизм
(Эмпириокритицизм)
Э.Мах (1838-1916гг.)
А.Пуанкаре (1854-1912гг.)
Р.Авенариус (1843-1896гг.)

Позитивизм
Атеистический
М.Хайдеггер (1889-1976гг.)
Ж-П.Сартр (1905-1980гг.)
А.Камю (1913-1960гг.)
42

О.Конт (1798-1857гг.)Д.Милль (1806-1873гг.)Г.Спенсер (1820-1903гг.)ПостпозитивизмК.Поппер (1902г-1994гг.)Т.Кун (1922-1996гг.)П.Файербенд (1924-1994гг.)НеопозитивизмГ.Рейхенабах (1891-1953гг.)Ф.Франк (1884-1966гг.)Р.Карнап (1981-1970гг.)Б.Рассел (1872-1970гг.)Махизм (Эмпириокритицизм)Э.Мах (1838-1916гг.)А.Пуанкаре (1854-1912гг.)Р.Авенариус (1843-1896гг.)ПозитивизмАтеистическийМ.Хайдеггер (1889-1976гг.)Ж-П.Сартр (1905-1980гг.)А.Камю

Слайд 6Классический позитивизм

Классический позитивизм

Слайд 7Конт Огюст (1798-1857)
Французский философ, основатель позитивизма и социологии.
Считал, что

исследовать общество необходимо методами естественных наук: посредством наблюдения, эксперимента и

др.
Конт Огюст (1798-1857)Французский философ, основатель позитивизма и социологии. Считал, что исследовать общество необходимо методами естественных наук: посредством

Слайд 8Разработал теорию "трех стадий", которые проходит в своем развитии каждая

наука, равно как и общество в целом –
Теологическую (религиозную),


Метафизическую (философскую),
Позитивную (научную).
Разработал теорию

Слайд 9Конт критиковал философию за её стремление делать всеобъемлющие построения, за

её абстрактность, оторванность от мира. «Философия в таком виде не

нужна, её надо выбросить».
Необходимо дать людям «позитивное знание» - знание конкретных фактов, событий, процессов, показать закономерные связи между ними.
Конт критиковал философию за её стремление делать всеобъемлющие построения, за её абстрактность, оторванность от мира. «Философия в

Слайд 10Философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность),

освободиться от оценочного характера («хорошо - плохо», «добро – зло»,

«прекрасно – безобразно» и т.п.) и не должна стремиться стать царицей наук.

Философия должна стать конкретной наукой!
Главной наукой Конт считал естествознание (науки о природе).
Философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от оценочного характера («хорошо - плохо»,

Слайд 11Махизм (эмпириокритицизм)
Близок к субъективному идеализму.
Создатели –
Э. Мах (1836-1916)

и Р. Авенариус (1843-1896гг.).
Идеи: В основе философии должен лежать критический,

чувственный опыт.
Все предметы, явления окружающего мира представлены человеку в виде «комплекса ощущений».
Задача философии – перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (пример: масса, размер существуют не сами по себе, а как то, что человек ощущает массой, размером и т.д.)
Махизм (эмпириокритицизм)Близок к субъективному идеализму.Создатели – Э. Мах (1836-1916) и Р. Авенариус (1843-1896гг.).Идеи: В основе философии должен

Слайд 12Неопозитивизм
Представители этого направления сводили задачи философии не к систематизации естественнонаучного

знания (как классический позитивизм), а к математическому анализу языковых форм

знания. Философия должна заниматься логическим анализом языка науки.
Данное направление получило также название «логико-лингвистической формы позитивизма».
НеопозитивизмПредставители этого направления сводили задачи философии не к систематизации естественнонаучного знания (как классический позитивизм), а к математическому

Слайд 13Представители: Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн, Мориц Шлик и др.
Основные идеи:

каждый человек по-разному отражает этот мир, и мы по-разному воспроизводим

раскодировку нашего опыта. Т.е. каждый человек «говорит на своём собственном языке».
Чтобы найти общий язык, понятный для всех (что особенно важно для учёных, для науки), необходимо прийти к языку логики.
Представители: Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн, Мориц Шлик и др.Основные идеи: каждый человек по-разному отражает этот мир, и

Слайд 14Бертран Рассел (1872-1970)
Английский философ, логик, математик. Основоположник логического анализа языка.



Бертран Рассел (1872-1970)Английский философ, логик, математик. Основоположник логического анализа языка.

Слайд 15Б. Рассел: Философия должна расщеплять сложные идеи на простые, пока

это не приведёт к обнаружению «атомарных фактов» в «атомарных предложениях».

Б. Рассел: Философия должна расщеплять сложные идеи на простые, пока это не приведёт к обнаружению «атомарных фактов»

Слайд 16Людвиг Витгенштейн (1889-1951)
Австрийский философ, логик и математик.
Осуществил «лингвистический переворот» в

современной философии

Людвиг Витгенштейн (1889-1951)Австрийский философ, логик и математик.Осуществил «лингвистический переворот» в современной философии

Слайд 17Изучая человеческий язык, Витгенштейн пришёл к выводу, что логическая структура

языка соответствует онтологической структуре (структуре бытия) мира человека. Границы нашего

языка – это границы нашего мира.
Язык и деятельность, которая с ним сплетена, были названы им «языковой игрой». В неё входят не только значения понятий, но и эмоциональные, волевые компоненты.
Изучая человеческий язык, Витгенштейн пришёл к выводу, что логическая структура языка соответствует онтологической структуре (структуре бытия) мира

Слайд 18Витгенштейн: «Что может быть сказано, должно быть сказано ясно, а

о чём невозможно говорить – о том следует промолчать».

Витгенштейн: «Что может быть сказано, должно быть сказано ясно, а о чём невозможно говорить – о том

Слайд 19Венский кружок неопозитивистов
В «Венский кружок» входили М. Шлик, Р. Карнап,

Г. Рейенбах и другие.

Они сформулировали главный принцип неопозитивизма – принцип

верификации
Венский кружок неопозитивистовВ «Венский кружок» входили М. Шлик, Р. Карнап, Г. Рейенбах и другие.Они сформулировали главный принцип

Слайд 20Мориц Шлик (1882-1936)

Мориц Шлик (1882-1936)

Слайд 21Принцип верификации:
«Понятие или суждение имеет значение только тогда, когда оно

эмпирически проверяемо». Т.е. любое подлинное знание можно проверить на опыте,

на практике (прямым или косвенным образом).
Принцип верификации отвечает на вопрос, является ли данное знание истинным.
Принцип верификации:«Понятие или суждение имеет значение только тогда, когда оно эмпирически проверяемо». Т.е. любое подлинное знание можно

Слайд 22Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идеи, Бог) нужно исключить,

выбросить, т.к. их нельзя верифицировать.

Но, как оказалось, далеко не любое

знание можно проверить на практике (например, математическое).
Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идеи, Бог) нужно исключить, выбросить, т.к. их нельзя верифицировать.Но, как оказалось,

Слайд 23Постпозитивизм
Появился во второй половине XX века. Представители – К. Поппер,

Т. Кун и др.
Для его представителей главное – не анализ

языка, а разграничение науки и не-науки, а также проблемы эволюции научного знания.
Вопросы: как возникает новая теория, как она добивается признания и т.д.
ПостпозитивизмПоявился во второй половине XX века. Представители – К. Поппер, Т. Кун и др.Для его представителей главное

Слайд 24С.т.зр. постпозитивизма, философские термины многозначны и не могут соответствовать критериям

научности.
Следовательно, философия это не наука, но она (и прочие

абстрактные концепции, идеи, напр., религиозные) имеют право на существование.
С.т.зр. постпозитивизма, философские термины многозначны и не могут соответствовать критериям научности. Следовательно, философия это не наука, но

Слайд 25Карл Поппер (1902-1994)
Представитель постпозитивизма, автор «принципа фальсификации».

Карл Поппер (1902-1994)Представитель постпозитивизма, автор «принципа фальсификации».

Слайд 26Принцип фальсификации:
Знание имеет право считаться научным лишь в том случае,

если оно в принципе опровержимо (если не сейчас, то в

будущем).
Принцип фальсификации отвечает на вопрос, является ли данное знание научным.
Принцип фальсификации:Знание имеет право считаться научным лишь в том случае, если оно в принципе опровержимо (если не

Слайд 27Томас Кун (1922-1996)
Американский историк и философ науки;
Автор концепции смены научных

парадигм.

Томас Кун (1922-1996)Американский историк и философ науки;Автор концепции смены научных парадигм.

Слайд 28Парадигма -
Это совокупность базовых теоретических взглядов, методов исследований, принятых в

науке в тот или иной исторический период. Это «мировоззренческий фундамент»

науки.
Парадигма -Это совокупность базовых теоретических взглядов, методов исследований, принятых в науке в тот или иной исторический период.

Слайд 29Томас Кун: парадигма
Фундаментальная
теория
Методология
Философия
Система ценностей

Томас Кун: парадигмаФундаментальная теорияМетодологияФилософияСистема ценностей

Слайд 30Концепция смены научных парадигм:
Периодически в происходит смена научных парадигм, она

происходит через научную революцию.
Сначала накапливаются «неразрешимые головоломки» - учёные,

особенно молодые, теряют доверие к старой парадигме.
Концепция смены научных парадигм:Периодически в происходит смена научных парадигм, она происходит через научную революцию. Сначала накапливаются «неразрешимые

Слайд 31Затем наступает кризис в науке (период споров, дискуссий), в котором

новаторам противостоят консерваторы.
И наконец, находятся новые теории, методы, которые ложатся

в основу новой научной парадигмы. Наступает продолжительный период, в течение которого учёные снова занимаются «нормальной наукой».
Затем наступает кризис в науке (период споров, дискуссий), в котором новаторам противостоят консерваторы.И наконец, находятся новые теории,

Слайд 32Развитие знания, по Куну
Допарадигмальный период
Научная революция
Период «нормальной науки»
Накопление аномалий

Развитие знания, по КунуДопарадигмальный периодНаучная революцияПериод «нормальной науки»Накопление аномалий

Слайд 33Имре Лакатос (1922 - 1974)
Французский психоаналитик, структуралист, философ науки. Родился

в Венгрии.
Автор теории смены научно-исследовательских программ.
«Рыцарь рациональности».

Имре Лакатос (1922 - 1974)Французский психоаналитик, структуралист, философ науки. Родился в Венгрии.Автор теории смены научно-исследовательских программ.«Рыцарь рациональности».

Слайд 34Научно-исследовательская программа (НИП) -
Это серия сменяющихся теорий, связанных между собой

едиными основополагающими принципами.

Эвристика – наука о принципах и методах совершения

открытий, научного творчества.
Научно-исследовательская программа (НИП) -Это серия сменяющихся теорий, связанных между собой едиными основополагающими принципами.Эвристика – наука о принципах

Слайд 35Научно-исследовательская программа по И. Лакатосу:

Научно-исследовательская программа по И. Лакатосу:

Слайд 36Структура НИП:
Жесткое ядро НИП – то, что является общим для

всех её теорий;
Негативная эвристика – вспомогательные гипотезы, предохраняющие ядро от

критики.
Позитивная эвристика – выбор первоочередных проблем и задач, которые необходимо решать учёным (показывает потенциал развития, нераскрытость теории).

Структура НИП:Жесткое ядро НИП – то, что является общим для всех её теорий;Негативная эвристика – вспомогательные гипотезы,

Слайд 37Т1,Т2,Т3,Т4 – теории, последовательно возникающие в НИП. Они объясняют предыдущие

и охватывают всё большую область явлений (если не охватывают –

программа является «сгнивающей» или вырождающейся).
Т1,Т2,Т3,Т4 – теории, последовательно возникающие в НИП. Они объясняют предыдущие и охватывают всё большую область явлений (если

Слайд 38Со временем эвристическая сила НИП начинает ослабевать, и перед учёными

встаёт вопрос о целесообразности дальнейшей работы в её рамках.

С т.зр.

Лакатоса, научное знание демонстрирует значительную устойчивость и непрерывность именно благодаря НИП.
Со временем эвристическая сила НИП начинает ослабевать, и перед учёными встаёт вопрос о целесообразности дальнейшей работы в

Слайд 39Пол Фейерабенд (1924-1994)
Американский философ и методолог науки.
Опирался на идеи К.Поппера

и Т.Куна.

Отвергал накопление (кумулятивность) и преемственность научного знания.

Пол Фейерабенд (1924-1994)Американский философ и методолог науки.Опирался на идеи К.Поппера и Т.Куна.Отвергал накопление (кумулятивность) и преемственность научного

Слайд 40Развитие науки – хаотичное нагромождение произвольных переворотов, не имеющих каких-либо

объективных оснований и рационально не объяснимых.
Успех одной из теорий –

следствие способности её автора удачно её организовать, преподнести.
Развитие науки – хаотичное нагромождение произвольных переворотов, не имеющих каких-либо объективных оснований и рационально не объяснимых.Успех одной

Слайд 41Каждый исследователь вправе разрабатывать свои научные концепции, методы, не считаясь

с общепринятыми стандартами и критикой.
Все научные традиции равноправны (научный

плюрализм).
Каждый исследователь вправе разрабатывать свои научные концепции, методы, не считаясь с общепринятыми стандартами и критикой. Все научные

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика