Разделы презентаций


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Содержание

Психический процесс – это течение психического явления, вызываемое как внешним воздействием, так и раздражителями, идущими от внутренней среды организма.Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы: ощущение; восприятие; представление; воображение; внимание;память;

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
Ощущение
Восприятие
Представления
Память
Мышление
Речь
Внимание
900igr.net

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: ОщущениеВосприятиеПредставленияПамятьМышлениеРечь Внимание900igr.net

Слайд 2Психический процесс – это течение психического явления, вызываемое как внешним

воздействием, так и раздражителями, идущими от внутренней среды организма.
Центральное место

в психике человека занимают познавательные процессы:
ощущение;
восприятие;
представление;
воображение;
внимание;
память;
мышление;
речь.
Психический процесс – это течение психического явления, вызываемое как внешним воздействием, так и раздражителями, идущими от внутренней

Слайд 3ОЩУЩЕНИЯ
Ощущение — это простейший психический познавательный процесс отражения в сознании

человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих

на его органы чувств.

ОЩУЩЕНИЯ

основные внешние признаки предметов и явлений;
состояние внутренних органов.

рецепторов, воспринимающих раздражение;
проводящих нервных путей;
осознание сигналов корой полушарий головного мозга.

С физиологической точки зрения представляют деятельность

Отражают

Раздражителями называются предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств.

ОЩУЩЕНИЯОщущение — это простейший психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и

Слайд 4ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ
ЭКСТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ
- зрительные;
- обонятельные;
- вкусовые;
- слуховые;
- температурные;
- тактильные
ИНТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ
- ощущения боли,
-

ощущения равновесия;
- ощущения ускорения
ПРОПРИОРЕЦЕПТИВНЫЕ
- мышечно-двигательные

ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙЭКСТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ- зрительные;- обонятельные;- вкусовые;- слуховые;- температурные;- тактильныеИНТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ- ощущения боли,- ощущения равновесия;- ощущения ускоренияПРОПРИОРЕЦЕПТИВНЫЕ- мышечно-двигательные

Слайд 5 Δ  I
-
Дифференциальный (разностный) порог

 Δ  I-Дифференциальный (разностный) порог

Слайд 6Средние значения абсолютных порогов возникновения ощущений

Средние значения абсолютных порогов возникновения ощущений

Слайд 7ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие — это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих

на его органы чувств, предметов и явлений в целом.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

ВОСПРИЯТИЯ
аналитический тип восприятия
синтетический тип восприятия
ВОСПРИЯТИЕ Восприятие — это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств, предметов и явлений

Слайд 9Нарушения восприятия
Галлюцинации
Иллюзии (аффективные, вербальные, перейдолические)

Нарушения восприятияГаллюцинации Иллюзии (аффективные, вербальные, перейдолические)

Слайд 10Оптические иллюзии
Движения
Глубины
Размера
Зрительные искажения
Кажущиеся фигуры

Оптические иллюзии Движения Глубины Размера Зрительные искаженияКажущиеся фигуры

Слайд 11Фрактальная иллюзия
Возникает иллюзия, что рисунок пульсирует

Фрактальная  иллюзияВозникает иллюзия, что рисунок пульсирует

Слайд 12Круги вращаются?
Автор: Bob Ausbourne, 2004

Круги вращаются?Автор: Bob Ausbourne, 2004

Слайд 13Иллюзия кофейных зёрен
Возникает ощущение, что картинка колышится?

Иллюзия кофейных зёренВозникает ощущение, что картинка колышится?

Слайд 14Сколько здесь кубов?
Шесть или семь?

Сколько здесь кубов?Шесть или семь?

Слайд 15Лестница Шредера (1858).
Это лестница, ниша или
просто
серая полоска бумаги,


сложенная гармошкой?

Лестница Шредера (1858).Это лестница, ниша или просто серая полоска бумаги, сложенная гармошкой?

Слайд 16Видите дыру в ад?
Она просто нарисована на асфальте.

Видите дыру в ад?Она просто нарисована на асфальте.

Слайд 17Нарисованная яма

Нарисованная яма

Слайд 18Какой из художников настоящий, а какой нарисован?
Ещё асфальтовые иллюзии от

Курта Веймера: http://www.kurtwenner.com

Какой из художников настоящий, а какой нарисован?Ещё асфальтовые иллюзии от Курта Веймера: http://www.kurtwenner.com

Слайд 19Напольные рисунки

Напольные рисунки

Слайд 20Явление иррадиации.
Явление иррадиации состоит в том, что светлые предметы на

темном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и

как бы захватывают часть темного фона. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, вследствие несовершенства хрусталика как бы раздвигаются границы этой поверхности, и эта поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров. На рисунке за счет яркости цветов белый квадрат кажется значительно большим относительно черного квадрата на белом фоне.

Любопытно отметить, что зная о данном свойстве черного цвета скрадывать размеры, дуэлянты в XIX веке предпочитали стреляться именно в черных костюмах в надежде на то, что противник промахнется при стрельбе.

Какой из внутренних квадратов больше? Черный или белый?

Явление иррадиации.Явление иррадиации состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против своих

Слайд 21Иллюзия Болдуина
Какая линия больше А или Б?
Они абсолютно равны,
хотя

линия Б кажется гораздо длиннее

Иллюзия БолдуинаКакая линия больше А или Б?Они абсолютно равны, хотя линия Б кажется гораздо длиннее

Слайд 22У обоих столов абсолютна одинакова.
Автор Роджер Шепард

Поверхность какого стола больше?

У обоих столов абсолютна одинакова.Автор Роджер ШепардПоверхность какого стола больше?

Слайд 23Красные наклонные линии - прямые, хотя и кажутся изогнутыми.

Красные наклонные линии - прямые, хотя и кажутся изогнутыми.

Слайд 24Иллюзия Дж. Фрейзера (Fraser, 1908)
На рисунках не спирали, а концентрические

окружности.
James Fraser. "A new visual illusion of direction" // British

Journal of Psychology 2: 307-337, 1908
Иллюзия Дж. Фрейзера (Fraser, 1908)На рисунках не спирали, а концентрические окружности.James Fraser.

Слайд 25Круги или спирали?

Круги  или  спирали?

Слайд 26Вы видите черные кружки на пересечении белых линий?
А ведь на

рисунке нет ни одного кружка.

Вы видите черные кружки на пересечении белых линий?А ведь на рисунке нет ни одного кружка.

Слайд 27Квадрат, которого нет.

Квадрат, которого нет.

Слайд 28Молодая девушка или лицо старухи?

Молодая девушка или лицо старухи?

Слайд 29А здесь лицо видите? А его нет.
Только лошади, птица

и пейзаж.

А здесь лицо видите? А его нет. Только лошади, птица и пейзаж.

Слайд 30Видите льва? А его нет, на фотографии только зебры.

Видите льва? А его нет, на фотографии только зебры.

Слайд 31ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Представление — это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов

предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши

органы чувств.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯПредставление — это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее

Слайд 33П А М Я Т Ь
Память — это психический процесс

запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или

переживал.
Эволюционно исходными видами памяти являются память генетическая и механическая.
Генетическая память – память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.
Механическая память – это механическая способность к обучению и приобретению опыта. Данная память накапливается, но не сохраняется. Она основана на повторении без осмысления совершаемых действий и запоминания материала.

Человек также обладает произвольной, логической и опосредованной памятью.
П А М Я Т ЬПамять — это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек

Слайд 34МЕХАНИЧЕСКАЯ
ЛОГИЧЕСКАЯ

МЕХАНИЧЕСКАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ

Слайд 35ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАМЯТИ
ТОЧНОСТЬ
ГОТОВНОСТЬ
СВОЙСТВА ПАМЯТИ
ОБЪЕМ
БЫСТРОТА
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

ХАРАКТЕРИСТИКИ  ПАМЯТИ ТОЧНОСТЬГОТОВНОСТЬСВОЙСТВА  ПАМЯТИОБЪЕМБЫСТРОТАДЛИТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 36УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ МЕХАНИЗМОВ ПАМЯТИ
1. При запоминании материала лучше всего

воспроизводить его начало или конец («эффект края»).
2. Запоминание улучшается при

повторении материала несколько раз в течении нескольких часов или дней.
3. Любое повторение способствует лучшему запоминанию выученного. Повторение должно быть не механическим, а логическим.
4.Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности.
5. Один из интересных эффектов памяти – явление реминисценции. Это улучшение со временем воспроизведения изучаемого материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на второй-третий день после заучивания материала.
6. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго.
7. Более сложные и не такие интересные события человек может пережить много раз, но в памяти они откладываются не надолго.
8. Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, т.к. вступает в связь с другим впечатлением.
9. Память человека всегда связана с его личностью. Поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушением памяти.
10. Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же «сценарию». При потере памяти первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот, сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, затем более сложные и недавние.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ МЕХАНИЗМОВ ПАМЯТИ1. При запоминании материала лучше всего воспроизводить его начало или конец («эффект края»).2.

Слайд 37М Ы Ш Л Е Н И Е
ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ
ОПОСРЕДОВАННЫЙ ХАРАКТЕР
ОПОРА
НА

ЗНАНИЯ
ИСХОДИТ ИЗ ЖИВОГО СОЗЕРЦАНИЯ, НО НЕ СВОДИТСЯ К НЕМУ
ОТРАЖЕНИЕ СВЯЗЕЙ

И ОТНОШЕНИЙ В СЛОВЕСНОЙ ФОРМЕ

СВЯЗАНО С ПРАКТИЧНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА

Мышление — это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

М Ы Ш Л Е Н И ЕОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯОПОСРЕДОВАННЫЙ ХАРАКТЕРОПОРА НА ЗНАНИЯИСХОДИТ ИЗ ЖИВОГО СОЗЕРЦАНИЯ, НО НЕ

Слайд 38СОДЕРЖАНИЕ МЫШЛЕНИЯ
М Ы Ш Л Е Н И Е
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ
ФОРМЫ

МЫШЛЕНИЯ
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
СПОСОБЫ МЫШЛЕНИЯ
- АНАЛИЗ
- СИНТЕЗ
- СРАВНИВАНИЕ
- АБСТРАГИРОВАНИЕ
- ОБОБЩЕНИЕ
- КОНКРЕТИЗАЦИЯ
- ПОНЯТИЕ
-

СУЖДЕНИЕ
- УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

- НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ
- ОБРАЗНОЕ
- ОТВЛЕЧЕННОЕ

- ИНДУКЦИЯ

- ДЕДУКЦИЯ

СОДЕРЖАНИЕ МЫШЛЕНИЯМ Ы Ш Л Е Н И ЕМЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИФОРМЫ МЫШЛЕНИЯВИДЫ МЫШЛЕНИЯСПОСОБЫ МЫШЛЕНИЯ- АНАЛИЗ- СИНТЕЗ- СРАВНИВАНИЕ- АБСТРАГИРОВАНИЕ-

Слайд 39Р Е Ч Ь
СВОЙСТВА РЕЧИ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
ВОЗДЕЙСТВИЕ
ПОНЯТНОСТЬ
СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ
ПОУЧЕНИЕ
НАСТАВЛЕНИЕ
ПРОСЬБА
ПРИКАЗАНИЕ
ИНСТРУКТАЖ
СОВЕТ
Речью называется процесс практического применения человеком

языка для общения с другими людьми.

Р Е Ч ЬСВОЙСТВА РЕЧИВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬВОЗДЕЙСТВИЕПОНЯТНОСТЬСОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬПОУЧЕНИЕНАСТАВЛЕНИЕПРОСЬБАПРИКАЗАНИЕИНСТРУКТАЖСОВЕТРечью называется процесс практического применения человеком языка для общения с другими людьми.

Слайд 40ВЫРАЖЕНИЯ
ФУНКЦИИ РЕЧИ
ВОЗДЕЙСТВИЯ
СООБЩЕНИЯ
ОБОЗНАЧЕНИЯ
ВИДЫ РЕЧИ
УСТНАЯ
ПИСЬМЕННАЯ
ВНУТРЕННЯЯ
МОНОЛОГИЧЕСКАЯ
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ
ВНЕШНЯЯ

ВЫРАЖЕНИЯФУНКЦИИ РЕЧИВОЗДЕЙСТВИЯСООБЩЕНИЯОБОЗНАЧЕНИЯВИДЫ РЕЧИУСТНАЯПИСЬМЕННАЯВНУТРЕННЯЯМОНОЛОГИЧЕСКАЯДИАЛОГИЧЕСКАЯВНЕШНЯЯ

Слайд 41ВООБРАЖЕНИЕ
ВООБРАЖЕНИЕ
ТВОРЧЕСКИМ;
ВОССОЗДАЮЩИМ
ПРЕДНАМЕРЕННЫМ

НЕПРЕДНАМЕРЕННЫМ
ПАССИВНОЕ
АКТИВНОЕ
ВООБРАЖЕНИЕ –это психический процесс создания новых

образов на основе ранее воспринятых

ВООБРАЖЕНИЕВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКИМ; ВОССОЗДАЮЩИМ ПРЕДНАМЕРЕННЫМ НЕПРЕДНАМЕРЕННЫМПАССИВНОЕАКТИВНОЕВООБРАЖЕНИЕ –это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых

Слайд 42Воображение
Репродуктивное (воссоздающее)- Новые образы создаются по описаниям, схемам , чертежам.

Творческое

(фантазия)-
Новые образы создаются самостоятельно.

ВоображениеРепродуктивное (воссоздающее)- Новые образы создаются по описаниям, схемам , чертежам.Творческое (фантазия)-Новые образы создаются самостоятельно.

Слайд 43Приемы создания образов воображения
1. Агглютинация

Приемы создания образов воображения1. Агглютинация

Слайд 442. Комбинирование- новое необычное сочетание известных деталей, элементов.
Агглютинация (лат.

agglutinare- приклеивать)- «склеивание» разных деталей образов.

2. Комбинирование- новое необычное сочетание известных деталей, элементов. Агглютинация (лат. agglutinare- приклеивать)- «склеивание» разных деталей образов.

Слайд 45Агглютинация
Кентавр

АгглютинацияКентавр

Слайд 46Агглютинация
Пегас

АгглютинацияПегас

Слайд 47Агглютинация в технике
Ковер- самолет

Самолет

Агглютинация в техникеКовер- самолетСамолет

Слайд 48Агглютинация
Русалка

АгглютинацияРусалка

Слайд 49Приемы создания образов воображения
2. Гиперболизация

Приемы создания образов воображения2. Гиперболизация

Слайд 50Изменение размеров предмета
Преувеличение (гиперболизация)

Преуменьшение (миниатюризация, литота)


Изменение размеров предметаПреувеличение (гиперболизация)Преуменьшение (миниатюризация, литота)

Слайд 51Приемы создания образов воображения
3. Подчеркивание (заострение)

Приемы создания образов воображения3. Подчеркивание (заострение)

Слайд 52Приемы создания образов воображения:
Акцентирование (заострение)- подчеркивание некоторых отдельных черт того

или иного предмета.

Приемы создания образов воображения:Акцентирование (заострение)- подчеркивание некоторых отдельных черт того или иного предмета.

Слайд 53Приемы создания образов воображения
4. Схематизация

Приемы создания образов воображения4. Схематизация

Слайд 54Приемы создания образов воображения
5. Типизация

Приемы создания образов воображения5. Типизация

Слайд 55ВНИМАНИЕ
Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или

определенной деятельности при отвлечении всего остального.
ФУНКЦИИ
Отбор
Удержание
Регуляция и
контроль

ВНИМАНИЕВниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении всего остального.ФУНКЦИИОтборУдержаниеРегуляция и

Слайд 56СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ
сосредоточенность
устойчивость
интенсивность
колебания
объем
распределение
переключаемость

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯсосредоточенностьустойчивость интенсивностьколебанияобъем распределениепереключаемость

Слайд 57ВИДЫ ВНИМАНИЯ
непроизвольное
произвольное
постпроизвольное

ВИДЫ ВНИМАНИЯнепроизвольноепроизвольноепостпроизвольное

Слайд 58ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1.Этапы развития

психологии
2.Психическое как субъективное отражение объективного мира
3.Общественное

и индивидуальное сознание
4. Проблема биологического и социального в природе человека
5.Психические познавательные процессы
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ
1.Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока
2.Состояние и развитие советской психологической науки
3. Выделение в философских учениях сознания как предмета психологии
4. Развитие психологической науки в эпоху Возрождения
5. Вклад В.Вунда в экспериментальную психологию
6. Основные понятия психоанализа З.Фрейда
7. Развитие психологических взглядов в России
8. Основные положения рефлекторной теории И.М.Сеченова
9. Ощущения как источник человеческих знаний
10. Память и закономерности ее развития



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1  ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ  1.Этапы развития психологии  2.Психическое как субъективное отражение объективного

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика