Слайд 1
Правовые и этические аспекты работы пресс-службы
Лекция 3
Слайд 2План лекции 3.
1. Правовые аспекты работы пресс-службы
2.Этические нормы в
работе пресс-служб
Слайд 3-правом общества на информацию;
-доступом к информации;
-правом на информационную безопасность личности,
организации.
Основные противоречия журналистского права между:
Слайд 4Конституция РФ - основной закон, статьи 29 и 44 которого
гарантируют право граждан на свободу мысли и её выражения, а
также право на получение достоверной информации.
Слайд 5Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются
пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть
и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Слайд 6Статья 44
1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и
других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет
право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Слайд 7Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I
"О средствах массовой информации"
Слайд 8
Федеральный закон Российской Федерации от 14 октября 2014 г. N
305-ФЗ
"О внесении изменений в Закон Российской
Федерации "О средствах массовой
информации""
Вступает в силу:1 января 2016 г.
Принят Государственной Думой 26 сентября 2014 года
Одобрен Советом Федерации 1 октября 2014 года
Слайд 9Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия
Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные,
аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
Слайд 10К первой группе относятся права и обязанности журналистов, которые реализуются
в ходе ПОИСКА И СБОРА ИНФОРМАЦИИ: ·
право посещать органы
государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные организации и учреждения, унитарные предприятия, органы общественных объединений либо их пресс-службы; ·
право искать, запрашивать и получать информацию; ·
право быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации; ·
право получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; ·
право копировать документы и материалы при условии соблюдения авторских прав и других исключительных прав (интеллектуальной собственности); ·
право производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, когда это запрещено законом; ·
право посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение, присутствовать на митингах и демонстрациях; ·
право проверять достоверность сообщаемой ему информации; ·
Слайд 11обязанность удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее
источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается
впервые; ·
обязанность сохранять конфиденциальность информации и ее источника;
обязанность ставить в известность граждан и должностных лиц о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки; ·
обязанность предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.
Слайд 12Ко второй группе относятся права и обязанности, которые реализуются в
процессе ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ от журналиста к аудитории СМИ: ·
право
распространять информацию; ·
право публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения авторских прав и других исключительных прав (интеллектуальной собственности); ·
право излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения в СМИ за его подписью;
право снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с требованиями права интеллектуальной собственности; ·
право распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи; ·
право распространять сообщения и материалы, подготовленные с использованием скрытой аудио- и видеозаписи; ·
Слайд 13обязанность проверять достоверность сообщаемой им информации; ·
обязанность получать согласие
(за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов)
на распространение в средстве массовой информации сведения о личной жизни гражданина от него самого или от его законных представителей.
Слайд 14К третьей группе относятся права и обязанности, реализуемые внутри редакции
в процессе ПРОИЗВОДСТВА И ВЫПУСКА СМИ: ·
право отказаться от
подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям; ·
Слайд 15обязанность соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых
отношениях; ·
обязанность ставить в известность главного редактора о возможных
исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала; ·
обязанность отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно, либо его выполнение связано с нарушением закона.
Слайд 16Помимо этого, журналист как лицо, выполняющее социальный долг, обладает также
общегражданскими обязанностями, которые предписывают уважение к чести и достоинству граждан
и организаций, а также правом на защиту собственной чести, достоинства, здоровья и имущества.
Слайд 17
Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных
технологиях и о защите информации"
Слайд 18Принят
Государственной Думой 22 апреля 2014 года
Одобрен
Советом Федерации 29 апреля 2014
года
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЯХ И
О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ" И ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ
УПОРЯДОЧЕНИЯ ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ
Слайд 19Статья 2.
Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы
их представления.
Слайд 20Статья 5 п.3
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или
распространения подразделяется на:
1) информацию, свободно распространяемую;
2) информацию, предоставляемую по соглашению
лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Слайд 21ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ
от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
Слайд 22 Государственная тайна - защищаемые государством сведения
в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной
деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Информация, касающаяся безопасности жизни и здоровья граждан, например, сообщения об экологической ситуации и ухудшении её в результате природных бедствий или техногенных аварий, ни при каких обстоятельствах не может быть засекречена.
Слайд 23Существуют понятия государственной, служебной, военной, личной, коммерческой и врачебной тайны
Слайд 24Н.К. ЗАИКА
Согласно п. 1 ст. 139 ГК РФ, к коммерческой
тайне относится информация, одновременно отвечающая следующим условиям:
1) она имеет
действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
2) к ней нет свободного доступа на законном основании;
3) ее обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Слайд 26Положения:
Полное уважение к правам человека и власти закона
Критерии, определяющие, что
является правильным и неправильным, согласованные и принятые членами организации
Восприимчивость к
культурным нормам и ценностям.
Слайд 271947 год в США – АПРА – Ассоциация PR Америки
1955 год – ИПРА – Международная ассоциация PR
1959 год -
СЕРП (CERP) – Европейская конфедерация по связям с общественностью
1986 год – ИКО (ICO)- Международный комитет ассоциаций PR-консультантов
1991 год – РАСО – Российская ассоциация по СО
Слайд 28Кодексы профессионального поведения
ИПРА-1961 год
Лиссабонский (СЕРП) – 1978, 1989
Афинский (ИПРА) –
1965 год
Римская хартия (ИКО) – 1991
Хельсинская хартия
(ИПРА, СЕРП, ИКО)
– 1997 ГОД
Слайд 29«член ИПРА не должен заниматься никакой деятельностью, которая имеет тенденцию
к нанесению ущерба репутации СМИ, обязан предоставлять всестороннюю и правдивую
информацию об организации в которой работает»
Кодекс ИПРА
Слайд 30Лиссабонский Кодекс
«новостная информация должна поставляться без оплаты и какого-либо скрытого
вознаграждения за ее использование или публикацию»
Слайд 31Декларация профессиональных и этических принципов в области СО, РАСО: 1994г.
«консультант
или агентство не должны предпринимать действия, могущие нанести ущерб репутации
СМИ; новостная информация должна поставляться без оплаты и какого-либо скрытого вознаграждения за ее использование или публикацию; если возникнет необходимость проявить инициативу или осуществить какой-либо контроль за распространением информации, консультант или агентство могут сделать это с помощью платной публикации в прессе или заплатив за время вещания на радио и телевидении в соответствии с правилами и практикой, принятой в этой области»
Слайд 32Устав Союза журналистов России (СЖР)
Принят Ш Съездом Союза журналистов
России 7 июня 1993 г.
Принят VI Съездом Союза журналистов России с
внесенными изменениями и дополнениями 22 мая 1998 г.
Принят VII Съездом Союза журналистов России с внесенными изменениями и дополнениями 16 мая 2003 г.
Принят VIII Съездом Союза журналистов России с внесенными изменениями и дополнениями 22 апреля 2008 г.
Принят Внеочередным IX Съездом Союза журналистов России с внесенными изменениями и дополнениями 25 сентября 2008 г.
Слайд 33 Так, пп. 2.1.2 и 2.1.3 Устава СЖР в редакции
2008 г. определяют следующие ЭТИЧЕСКИЕ цели и задачи этой организации:
«содействие утверждению и реализации свободы массовой информации, укреплению гарантий права граждан на оперативное получение всесторонней и достоверной информации по каналам электронной и печатной прессы; содействие распространению средствами массовой информации идеалов толерантности, демократии, уважения прав человека в контексте предотвращения опасностей, связанных с предрассудками и дискриминацией, ксенофобией, экстремизмом и терроризмом».