Слайд 1Обряд «Сороки»
Урок краеведения в 5 классе
Учитель Филиппова Т.А.
Слайд 222 марта (сухыя)
9(22) марта - Праздник "Сороки" - весеннее
равноденсвие Во второй раз начинают закликать Весну-Живу, обращаясь к Великой
Богине: Благослови, мати,
Ой, Лада мати,
Весну закликати!
Зиму провожати!
Считается, что в этот день прилетают жаворонки и кулики. В этот день пекут из теста изображения жаворонков, обмазывают их мёдом, золотят им головы и крылья, а затем дарят своим родным и детям.
Слайд 3
Печеные «жаворонки» и другие обряды
С Сорока мучеников начинаются обряды зазывания
весны. Главным материальным символом этих обрядов было печенье в виде
птичек, которое полагалось печь к этому дню. Называлось оно по- разному: «птюшки», «жаворонки», «воробушки», «чувильки».
Слайд 4Со́роки, Жа́воронки — славянский народный праздник, приуроченный к церковному дню памяти
Сорока Севастийских мучеников. В этот день, по народному дневнику, зима
кончается — весна начинается, день с ночью меряется-равняется] (равноденствие). Отмечается 9 марта (22 марта).
Слайд 5Со́роки, Сорок сороко́в, Со́роки святые, «Сорочини» (укр.), Равноденствие, Жаворонки, Именины
жаворонка, Кулики, Тетёрочный день (каргопол.), Заклички Весны, «Гуканне вясны» (белорус.),
«Младенци» (серб.)
Слайд 6У русских повсюду существовала вера в то, что в этот
день из тёплых стран прилетают первые жаворонки. Значит весна идёт.
В этот день вторые «Заклички» весны (по А. Афанасьеву первые — 1 марта, третьи — 25 марта). В этот день первые птицы возвращаются из Вырия и ищат себе места для гнездования. Воробьи поспешают гнёзда завить. Овсянка не любит чужого глаза, к лесу ближе перебралась. Дятел отыскивает дерево покрепче, посуше, выдалбливает дупло. И сороку не услышишь стрекочущей возле дома — улетела белобока в чащи лесные.
Слайд 7По народным верованиям, хозяйство, в котором есть гнездо ласточки, будет
счастливым. Если какой селянин впервые после зимы увидит ласточку, то
протягивает ей кусочек хлеба — таким образом призывает урожай на своё поле.
Слайд 8На Сороки и на пятой неделе Великого поста[2], пекут «жаворонков»
(кое-где «куликов» и «орешки»)[3] из разной муки, в большинстве случаев
с распростёртыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках.
Слайд 9К изготовлению «жаворонков» охотно допускаются дети. Когда жаворонки готовы, несколько
птичек сажают на подоконник, а окно открывают. Кроме жаворонков из
пресного теста пекутся большие блины и хорошо подсушиваются; их зовут «преснушками».
Слайд 10Пекли жаворонков из кислого теста. Птичек раздавали детям, и те
с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с
ними и весну.
Слайд 11Говорили: «Весна-красна, на чём пришла? — На сохе, на бороне, на
овсяном снопу, на ржаном скирду». С куликами кувыркались на соломе
и приговаривали: «Кулики-жаворонушки, летите у в одонушки, пашаничку клевать, куколь выбирать».
Слайд 12Для этого печёных жаворонков прикрепляли к длинным палкам и выбегали
с ними на пригорки или насаживали птичек на плетни и,
сбившись в кучу, что есть силы кричали:
Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Тёплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
(Воронеж. обл.)
Слайд 13После печёных птичек обычно съедают, а головки их скармливают скотине
или отдают матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так
чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был».
Слайд 14В Каширском районе Воронежской области блинцы пекли, оладья. Пышки делали
как сороки, хвост кверху. Типа крестика, а внутрь клали денежку
на счастье.