Слайд 1Предмет и метод бухгалтерского учета
Преподаватель: Джамбанова Ю.Л.
Слайд 2Любое явление, которое может быть объективно выражено в стоимостной оценке
и необходимо для управления организацией, является объектом бухгалтерского учета. Всякая
организация, работающая обособленно от других, должна обладать определенным имуществом (комплексом хозяйственных средств), которое называют активами организации. Имущество поступает из разных источников и в разный период времени. Существуют два типа источников - собственный капитал и обязательства организации. Собственный капитал и обязательства называют пассивами организации. Естественно, что активы и пассивы организации являются характеристиками одного и того же имущества - сумма активов и пассивов совпадает. Кроме того, любое явление, приводящее к изменению активов или пассивов организации также должно учитываться в бухгалтерском учете.
Слайд 3Таким образом, объектами бухгалтерского учета являются активы, пассивы организации и хозяйственные операции,
осуществляемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Под хозяйственной операцией понимается любое
явление, приводящее к изменению состава активов или пассивов организации.
Предметом бухгалтерского учета является упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, по источникам их образования, хозяйственные операции и финансовые результаты деятельности предприятия в денежном выражении.
Слайд 4Классификация активов предприятия (имущества по составу и размещению)
Слайд 5Активы предприятия классифицируются по скорости их оборота - средства длительного
пользования (находятся в обороте более 1 года) - внеоборотные активы,
и средства текущего использования (находятся в обороте не более 1 года) - оборотные активы. Внутри этих групп имущество разделяется по их экономической функции.
К внеоборотным средствам относятся:
1) Нематериальные активы - долгосрочные затраты организации по приобретению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в стоимости патентов, лицензий, торговых знаков, прав пользования земель и других аналогичных прав. Здесь также учитываются организационные расходы, возникающие в момент образования данного хозяйственного субъекта. Особенность - отсутствие их материально-вещественной структуры.
Слайд 62) Основные средства - это стоимость движимого и недвижимого имущества, используемого
в качестве средств труда при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия в
течение периода более 1 года. К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги, земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и природные ресурсы).
Используются длительное время, не изменяя своего внешнего вида, изнашиваются частями в течение нормативного срока использования.
Слайд 73) Доходные вложения в материальные ценности - расходы в виде вложений
в здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму,
предоставляемые организацией во временное пользование с целью получения дохода.
4) Вложения во внеоборотные активы - долгосрочные инвестиции организации в приобретение земельных участков и объектов природопользования, в строительство и приобретение основных средств и нематериальных активов. Функционирование этих объектов может начаться только с момента ввода в эксплуатацию.
5) Долгосрочные финансовые вложения - инвестиции в акции акционерных обществ, в государственные и частные долговые ценные бумаги, уставные (складочные) капиталы других организаций и т.п. Цель - получение финансовых доходов в течение длительного времени.
Слайд 8К оборотным активам относятся:
Товарно-производственные запасы - материалы, готовая продукция и товары.
Материалы - это активы, используемые в качестве сырья при производстве
продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг).
Готовая продукция - это активы, полученные как конечный результат производственного цикла и предназначенные для продажи.
Товары - это активы, приобретенные или полученные от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.
Кроме того, сюда относятся затраты организации в незавершенное производство (дальнейшее производство приведет к получению готовой продукции в будущих периодах).
Слайд 92) Дебиторская задолженность (средства в расчетах) - это обязательства физических и
юридических лиц перед организацией, т.е. средства, причитающиеся к получению от
должников организации. Это задолженности покупателей, заказчиков, дочерних и зависимых обществ, учредителей предприятия по взносам в уставной капитал, выданные авансы.
3) Краткосрочные финансовые вложения - это вложения организации в акции и облигации, займы, денежные средства на срочных депозитных счетах банков и другие финансовые вложения, инвестированные для получения дохода в виде процентов. дивидендов или разницы в стоимости ценных бумаг при их перепродаже. В том числе и собственные акции, выкупленные для перепродажи и аннулирования.
4) Денежные средства - сумма денег в кассе, на расчетных, валютных и иных счетах в банках, готовая к дальнейшему обороту.
Слайд 10Классификация пассивов предприятия (источники формирования имущества)
Слайд 11Как уже было сказано, пассивы предприятия состоят из собственного капитала и заемного капитала (обязательств
перед различными кредиторами).
Структура собственного капитала зависит от организационно-правовой формы организации.
В него входят две категории средств - инвестированный капитал (в том числе часть прибыли, направленная на расширение хозяйственной деятельности) и нераспределенная прибыль.
Слайд 12Собственный капитал состоит из следующих составляющих:
1) Уставный капитал - совокупность вкладов
(долей) учредителей (участников), выраженную в денежной форме, в имущество организации
при ее создании для обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами.
Размер уставного капитала определяет:
начальную величину капитала для начала предпринимательской деятельности
долю каждого учредителя организации в управлении ею
распределяемую прибыль, причитающуюся каждому учредителю
минимальный размер имущества организации,
гарантирующий интересы ее кредиторов
Слайд 132) Добавочный капитал - это один из внутренних источников средств организации,
который образуется за счет изменения стоимости активов, которое связано с
необходимостью проведения эпизодической переоценки имущества до текущей рыночной стоимости. Может также включать стоимость имущества, внесенного учредителями, сверх суммы зарегистрированного уставного капитала.
3) Нераспределенная прибыль - это прибыль, оставшаяся в распоряжении организации за минусом выплат собственникам, создания резервов и других изъятий в соответствии с законодательством.
Слайд 144) Резервный капитал - часть нераспределенной прибыли, зарезервированной на цели, установленные
законодательством и учредительными документами организации. Основная цель - покрытие чистого
убытка хозяйственной деятельности организации и стоимости облигаций организации. По сути это некоторый страховой фонд.
5) Целевое финансирование - источник средств организации, предназначенный для осуществления мероприятий целевого назначения. Поступают от других организаций и лиц, а также из бюджетов различных уровней.
Слайд 15Обязательства предприятия - часть стоимости имущества, приобретенного за счет обязательства вернуть
поставщику, банку или другому кредитору деньги или ценности, эквивалентные стоимости
такого имущества.
Обязательства подразделяют на долгосрочные (срок погашения более 1 года) и краткосрочные:
Долгосрочные обязательства - это кредиты и займы (в том числе полученные путем выпуска облигаций). Разделяются суммы самих кредитов и займов и причитающиеся по ним проценты.
Краткосрочные обязательства - это кредиты, займы и текущая кредиторская задолженность (задолженность персоналу по оплате труда, бюджету, внебюджетным фондам, поставщикам, резервы предстоящих расходов).
Слайд 16Из хозяйственных операций складываются процессы деятельности предприятия - процесс создания
и приобретения средств производства, процесс заготовления материалов, процесс производства и
процесс продаж. Хозяйственные операции, приводящие к уменьшению собственного капитала, определяют расходы, а приводящие к увеличению собственного капитала - доходы предприятия. Сопоставление доходов и расходов определяет главный финансовый показатель - прибыль или убыток предприятия.
Хозяйственные операции
Слайд 18Метод бухгалтерского учета - это совокупность приемов и способов учета
активов, пассивов и хозяйственных операций предприятия. Выделяют следующие приемы:
Документация - основной
способ организации бухгалтерского наблюдения. Документ - это письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным хозяйственной операции.
Инвентаризация - натуральная проверка имущества, капитала и обязательств и сверка с данными бухгалтерского учета. Это средство устранения возможных расхождений.
Оценка - это совокупность способов денежного измерения имущества, капитала, обязательств.
Калькулирование - это результат исчисления в денежной форме стоимости отдельных объектов бухгалтерского учета (например, себестоимость продукции).
Слайд 19Счета - это способ группировки и текущего отражения изменений отдельных объектов
бухгалтерского учета.
Двойная запись - это способ, позволяющий установить взаимосвязь между экономическими
явлениями (каждая хозяйственная операция связывает между собой как минимум 2 экономических явления)
Бухгалтерский баланс - способ группировки и обобщения имущества предприятия, выраженного в денежной оценке и составленном на определенную дату.
Бухгалтерская отчетность - совокупность показателей учета, представленных в определенной форме и характеризующих движение имущества и обязательств, а также финансовую деятельность предприятия.