Слайд 1Предмет и задачи дидактики
Предмет и задачи дидактики.
Основные понятия дидактики.
Основные
дидактические концепции.
Предмет дидактики - закономерности проектирования, функционирования и развития обучения
как целостности и отдельных его компонентов (целей, содержания, форм, методов, средств и условий).
Слайд 2Функции и задачи дидактики
описание и объяснение процесса обучения и
условий его реализации;
разработка более совершенной организационной структуры процесса обучения, новых
обучающих систем, новых технологий обучения и т.д.
Слайд 3Основные понятия дидактики
Философские
Общенаучные
Частнонаучные
Основные понятия дидактики
Понятия смежных
с дидактикой наук
Общепедагогические
понятия
Специфические
понятия дидактики
Слайд 4Основные понятия дидактики
Научные понятия делятся на несколько групп: философские, общенаучные,
частнонаучные . Дидактика пользуется понятиями всех этих групп.
Мировоззренческую роль в
дидактике выполняют философские категории: «общее и единичное», «сущность и явление», «противоречие», «связь», «качество», «количество» и другие. Философские категории способствуют более глубокому проникновению в содержание и сущность дидактических явлений и процессов, они задают ориентировочную основу для выявления содержания дидактических понятий.
Общенаучные понятия: «система», «структура», «функция», «элемент» и т.д.. Использование в дидактических исследованиях общенаучных понятий обусловлено интеграционными процессами в науке.
Частнонаучные понятия: понятия смежных с дидактикой наук; общепедагогические понятия; специфические понятия дидактики.
Понятия, заимствованные у смежных наук: психологии (восприятие, усвоение, запоминание, осмысление, мышление, умственное развитие и др.); математики (количественные методы, измерение, отклонение и пр.); теории управления (обратная связь, управление и др.), экономики (качество и др.), экологии (мониторинг и др.) и другие.
Как отрасль педагогики дидактика оперирует и общепедагогическими понятиями: воспитание, образование, педагогический процесс, педагогическая деятельность и др.
Слайд 5Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно
значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и
государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений и навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (из Закона «Об образовании в РФ»
Слайд 6Специфические понятия
ОБУЧЕНИЕ - целенаправленный организации деятельности обучающихся по овладению
знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей,
приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (Закон «Об образовании в РФ»).
ПРЕПОДАВАНИЕ – система действий педагога, направленная на организацию условий для учебной деятельности учеников. Содержание преподавания составляют система знаний по конкретному предмету, система педагогических умений по формированию системы знаний необходимого уровня и развитию познавательных интересов, коммуникативных умений учащихся.
УЧЕНИЕ – это целенаправленная, мотивированная, саморегулируемая преобразующая деятельность ученика, направленная на овладение, переработку, хранение и применение системы знаний, в результате которой происходит развитие и воспитание личности
Слайд 7Основные дидактические концепции
Концепция проблемного обучения (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин
и др.)
Целевая ориентация – развитие мыслительных способностей, творческой самостоятельности у
учащихся.
Основная идея. Проблемное обучение — это тип современного обучения, в котором сочетается систематическая поисковая деятельность обучаемых с усвоением ими готовых выводов науки. Для него характерно, что знания и способы деятельности не даются в готовом виде, а являются в большей степени предметом поиска самими учащимися. Такая модель обучения восходит к методам системы Д.Дьюи — обучение через делание. В 60-е годы ее вариант разрабатывал Дж.Брунер. В России этим занимались И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, М.И.Махмутов. Но и в настоящее время нет единой теории проблемного обучения. И как следствие этого существуют различные точки зрения на основополагающее понятие этой теории — "проблемная ситуация" [24, 26, 27].
Преимущества проблемного обучения:
Оно доказательно, что способствует осознанности знаний, превращению их в убеждения; учит мыслить научно, диалектически, раскрывает этапы научного поиска, развивает мыслительные способности; эмоционально, в силу чего повышается познавательный интерес, пробуждаются творческие силы.
Основные принципы: принцип проблемности; принцип целеполагания; принцип бинарности.
Ограничения использования проблемного обучения:
сложность построения всей дисциплины на идее проблемного обучения;
значительные затраты времени преподавателя на подготовку занятий;
высокие требования к уровню профессионализма преподавателя;
использование проблемного обучения возможно при наличии должного уровня знаний у обучающихся.
Слайд 8Концепция развивающего обучения (Л.В.Занков, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.)
Целевая ориентация -
формирование продуктивного (творческого) мышления, основными показателями которого являются: оригинальность мысли,
возможность получения ответов, далеко отклоняющихся от привычных; способность найти новые непривычные функции объекта или его части и др.
Основная идея. Развитие личности – это не попутный и стихийный продукт процесса обучения, а его цель и результат. В основе лежит положение, сформулированное Л.С.Выготским, о ведущей роли обучения по отношению к психическому развитию. Овладение знаниями организуется таким образом, что в деятельность вносятся новые элементы, формируются новые отношения и тем самым обеспечивается развитие учащихся. Структура такого обучения чаще всего носит «задачный» характер, то есть содержание учебного материала представлено как цепочка задач. Задача здесь понимается в широком психологическом смысле.
К принципам развивающего обучения относятся:
Принцип познавательной активности учащихся в обучении.
Принцип проблемности.
Принцип формирования учебной деятельности.
Принцип формирования приемов умственной деятельности.
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Слайд 9Концепция личностно-ориентированного обучения (Е.В.Бондаревская, В.С.Ильин, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.)
Целевая ориентация:
создание условий для удовлетворения потребности личности в образовании.
Основная идея: Призвано
обеспечить развитие и саморазвитие ученика с учетом его индивидуальных особенностей как субъекта познания и деятельности, как деятеля, способного сознательно определять цели деятельности и достигать их. Все обучение направлено на индивидуальную самореализацию ученика как личности, активно участвующей в социальных процессах. Ведущая роль в разработке теории и практики личностно-ориентированного обучения принадлежит отечественным ученым: Ш.А. Амонашвили, В.С.Ильину, О.С.Гребенюку, В.В. Серикову, И.С. Якиманской, Е.В. Бондаревской, А.В. Хуторскому.
Принципы личностно-ориентированного обучения:
1. Принцип самоактуализации.
2. Принцип индивидуальности.
3. Принцип субъектности.
4. Принцип выбора.
5. Принцип творчества и успеха.
6. Принцип доверия и поддержки.
Слайд 10Концепция проектного обучения (Г.Л.Ильин)
Целевая ориентация: создание условий, при которых учащиеся
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся
пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление .
Основная идея: В основе лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и др. американских ученых: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим. В центре внимания - ученик, все направлено на содействие развитию его творческих способностей. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития, а комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия. Темы, а также объемы учебных проектов разнообразны.Основные принципы проектного обучения:
1. Принцип проблемности;
2. Принцип коммуникативности;
3. Принцип ситуативной обусловленности;
4. Принцип автономности.
5. Принцип системности, интегративности.
6. Принцип активности, самодеятельности и самостоятельности.
Ограничения в использовании:
- низкая мотивация учителей к использованию проектного обучения;
- низкая мотивация учащихся к участию в проекте;
- недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;
- нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.
Слайд 11Концепция интерактивного обучения (М.В.Кларин, А.А.Вербицкий, Ю.С.Тюнников и др.)
Целевая ориентация: создание
условий для самореализации личности, проявления инициативы учащихся, самостоятельного решения проблем,
сбора новых данных [4, 16, 19].
Основная идея: Концепция интерактивного обучения основана на явлении интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). В процессе обучения происходит межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов. Учебное окружение, или учебная среда, выступает здесь как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащихся служит главным источником учебного познания. В процессе такого обучения учащиеся выступают не пассивными обучаемыми, а активными деятелями, полноправными участниками процесса, их опыт не менее важен, чем опыт ведущего, который не дает готовых знаний, а побуждает к самостоятельному поиску. Каждому ученику предоставляется возможность найти свой способ решения. Дети – соавторы учителя в создании урока.
Адекватной, с точки зрения сторонников этой концепции, и наиболее часто применяемой моделью такого обучения является учебная игра. А.А.Вербицким, М.В. Клариным, Ю.С. Тюнниковым и др. изучены образовательные возможности игры, применяемой в процессе обучения: игры предоставляют педагогу возможности, связанные с воспроизведением результатов обучения (знаний, умений и навыков), их применением, отработкой и тренировкой, учетом индивидуальных различий, вовлечением в игру учащихся с различными уровнями обученности. Вместе с тем игры несут в себе возможности значительного эмоционально-личностного воздействия, формирования коммуникативных умений и навыков, ценностных отношений.
Основные принципы интерактивного обучения:
1. Активность, самодеятельность и самостоятельность;
2. Открытость и доступность игры;
3. Динамичность;
4. Занимательность и эмоциональность;
5. Моделирование;
6. Состязательность и соревнование;
7. Достоверность и повторяемость игры;
8. Проблемность.
Ограничения в использовании: не все содержание учебного материала можно «положить» на игру; соблюдение чувства меры во избежание эмоциональных перегрузок.
Слайд 12Концепция концентрированного обучения
(Г.И.Ибрагимов, А.А.Остапенко)
Основная идея: повышение качества обучения и
воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса за
счет объединения занятий в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия.
Слайд 13Концепция концентрированного обучения
(Г.И.Ибрагимов, А.А.Остапенко)
Выделяются три базовые модели организации концентрированного
обучения.
Первая модель предполагает изучение в течение определенного времени одного основного
предмета. Продолжительность «погружения» в предмет определяется особенностями содержания и логики усвоения его учащимися, общим числом отводимых на изучение дисциплины часов, наличием материально-технической базы. Вторая модель концентрированного обучения предполагает укрупнение только одной единицы — учебного дня, сокращение количества изучаемых предметов, до одного — двух. Однако, число дисциплин сохраняется з соответствии с учебным планом и графиком его прохождения. Основной организационной единицей при этой модели становится учебный блок. Учебный день состоит из двух — трех блоков, а блок включает в себя последовательность основных форм организации обучения; лекция — самостоятельная работа учащихся — практическое занятие — зачет. Третья модель концентрированного обучения предполагает одновременное и параллельное изучение не более двух — трех дисциплин, образующих модуль. При объединении предметов в модуль следует руководствоваться принципами преемственности, межпредметных связей, чередования словесно-знаковых с образно-эмоциональными предметами.
Слайд 14Целевая ориентация:
создание оптимальных условий для учета и реализации психологических
особенностей человеческого восприятия; сосредоточение внимания педагогов и учащихся на более
глубоком изучении каждого предмета [28].
Основные принципы концентрированного обучения: непрерывность процесса познания и целостность (начиная с первичного восприятия и кончая формированием умений); единовременная продолжительность изучения темы, раздела или всей учебной дисциплины, обеспечивающая их прочное усвоение; сокращение числа одновременно изучаемых дисциплин; ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности, ответственности, творческой активности учащегося; вариативность и комплексность применяемых форм и методов обучения, адекватных целям и содержанию учебного материала и учитывающих особенности динамики работоспособности учащихся и педагогов; сотрудничество педагогов и учащихся, учащихся между собой.
Ограничения: необходимость существенного пересмотра учебных планов, расписаний занятий и т.д.; высокие требования к профессионализму педагогов.