Слайд 2Меновщиков Виктор Юрьевич
Кандидат психологических наук, доцент, докторант Лаборатории научных основ
консультирования и психотерапии Психологического Института РАО, академик Московской академии социального
образования. С 1991 г. занимается индивидуальным консультированием и психотерапией. Работал психологом Телефона экстренной психологической помощи, вел консультативно-психотерапевтическую переписку с людьми, оказавшимися в кризисной ситуации.
Слайд 3Общее представление о кризисе
Слайд 4В принципе любая ситуация, которая заставляет человека искать психологической помощи,
является кризисной.
Кризис - это опасная возможность с сопутствующей тревогой
( Г.Хэмбли).
Слайд 5Кризис:
Жизненный кризис (кризис развития).
Случайный кризис
(кризис обстоятельств).
Слайд 6Жизненный кризис
Основные события в жизни человека, такие как рождение, смерть,
женитьба или замужество и т.д.
Слайд 7Случайный кризис
Кризисы непредсказуемы, их нельзя предвидеть: болезнь, смерть, насилие –
все эти события ведут к кризисам обстоятельств.
Слайд 8В любой кризисной ситуации есть сходные черты – стресс, растерянность,
различные негативные чувства: страх, вина,
отчаяние и др.
Слайд 9Большинство кризисных ситуаций требуют, чтобы консультант добивался трех целей:
1.Установление отношений
доверий.
2. Определение сути кризисной ситуации.
3. Обеспечение обратившемуся возможности
действовать.
Слайд 101.Установление отношений доверия.
Достигается эмпатическим выслушиванием и отражением чувств клиента. При
этом важно не только сочувствовать, но также выразить это сочувствие
(эмпатию) хорошо подобранными словами. Клиент должен знать, что вы его понимаете и готовы работать вместе с ним в поисках разрешения кризиса.
Слайд 112.Определение сути кризисной ситуации.
Установление характера и деталей кризиса. Клиенту нужно
дать возможность выразить ясно и подробно, что случилось, что послужило
причиной кризиса. Необходимо сфокусировать рассказ клиента так, чтобы в конечном итоге кризисную ситуацию можно было описать одним предложением.
Слайд 123.Обеспечение обратившемуся возможности действовать.
Помочь наметить определенный план действий и убедиться
в том, что он реален и достижим. Если это так,
и клиент принял на себя ответственность за реализацию плана, то консультант должен его ободрить и поддержать решение.
Слайд 14Типы суицидов
Эгоистический ( у лиц, недостаточно интегрированных с социальной группой).
Альтруистический
(полная интеграция с социальной группой).
Аномический (реакция личности на тяжелые изменения
в социуме, приводящие к нарушению взаимных связей индивида и социальной группы).
Слайд 15Факторы суицидального риска:
1. Социально-демографические;
2. Природные;
3. Медицинские;
4. Индивидуально-психологические.
Слайд 161.Социально-демографические факторы
Пол. Женщины чаще совершают попытки самоубийства, однако у мужчин
суицид чаще носит завершенный характер.
Возраст. Попытки суицида на пике в
возрасте 20-30 лет( предъявление наиболее высоких требований к адаптационным механизмам личности). Пик завершенных суицидальных актов наблюдается среди лиц 45-49 лет.
Слайд 17Место жительства. Кол-во самоубийц среди городских жителей значительно выше, чем
в сельской местности. Даже в пределах города, частота завершенных самоубийств
выше в центральной части города.
Семейное положение и особенности внутрисемейных отношений. Наибольшему риску суицида подвергаются люди, которые никогда не состояли в браке, вслед за ними – овдовевшие и разведенные; далее – состоящие в бездетном браке. Суицидальные состояния легче возникают в дезинтегрированных семьях.
Слайд 18Образование. Данные по этому вопросу противоречивы. По сведениям ряда авторов
среди суицидентов преобладают необразованные люди; другие авторы, напротив, указывают на
повышенную суицидоопасность у лиц с высоким уровнем образования.
Общественно-префессиональное положение. По данным некоторых исследований, среди суицидентов преобладают студенты вузов, учащиеся ПТУ, медицинские работники, водители транспорта и неквалифицированные рабочие. Частая смена работы негативно влияет на человека и тоже может привести к суициду.
Слайд 192.Природные факторы.
Большинство исследований указывает на увеличение частоты самоубийства весной. Предпринимались
попытки установить зависимость частоты самоубийства от дня недели(чаще в понедельник
и постепенное снижение к концу недели) и от времени суток(чаще вечером, в начале ночи и ранним утром).
Слайд 203. Медицинские факторы.
Соматическая патология (острые и хронические заболевания).
Церебрально-органические патологии (чем
острее протекает патология, тем ниже риск суицида; риск высок у
лиц с остаточными симптомами поражения ГМ).
Психическая патология (по различным данным душевно больные совершают самоубийства в 26-100 раз чаще, чем психически здоровые люди).
Слайд 214.Индивидуально-психологические факторы.
Повышенный риск суицида характерен для дисгармоничных личностей. Высокая частота
суицидальных поступков наблюдается в социальных группах, где моральные нормы допускают
и поощряют самоубийства при определенных обстоятельствах. Также наиболее частым пусковым механизмом является гнев, обида, страх, боязнь ответственности и т.д. Увеличивает риск самоубийства пребывание в особых условиях, например, в тюрьме.
Слайд 22Действия по отношению к суицидальному клиенту
Слайд 23Не отталкивайте его.
Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать.
Дайте
знать, что хотите ему помочь.
Сохраняйте спокойствие и не осуждайте.
Постарайтесь узнать,
есть у него план действий(конкретный план – знак реальной опасности).
Покажите, что хотите поговорить о чувствах, что вы его не осуждаете.
Помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.
Обобщая сказанное, можно сказать, что приоритетным в интервенции с суицидально настроенным клиентом является умение как можно дольше поддерживать разговор.
Если человек, на ваш взгляд, склонен к суициду или имел в прошлом попытки к самоубийству:
Слайд 24Стратегии, направленные на снижение риска суицида
Поправка на вентиляцию чувств. Позвольте
клиенту высказаться, не перебивайте его. Необходимо принять злость и манипулятивные
действия с его стороны.
Гарантия. Если клиент заявляет, что никто не может ему помочь, вам необходимо снова и снова заверить его, что вы можете быть полезным и заинтересованы в продолжении разговора.
Подкрепление позитивных настроений. Если клиент упомянул о каких-либо позитивных действиях или окрыленных надеждой мыслях, помогите ему осознать их.
Предоставьте альтернативный способ выражения чувств. Идентификация поступков, которые клиент мог бы совершить вместо попытки самоубийства.
Слайд 25Признание страданий: -серьезно отнеситесь к его заботам; -объясните, что нет нужды
совершать это действие для того, чтобы доказать существующее положение; -попробуйте альтернативные
варианты(обсуждение помощи).
Обсуждение условий «Контракта о несовершении самоубийства». «Я никогда не убью себя, случайно или умышленно, вне зависимости от того, что произойдет»(если клиент сделает такое заявление, то риск суицида уменьшится). Если клиент отказывается заключить договор или находится под влиянием алкогольных или наркотических веществ, то степень риска самоубийства повышена.
Исследование летальности. Для того, чтобы выяснить собирается клиент совершить самоубийство или нет, лучше всего задавать вопросы напрямую. Такая стратегия даст понять клиенту, что вы заинтересованы в том, чтобы помочь.
Преодоление исключительности ситуации. Используется в случае, когда клиент считает, что критическая ситуация складывается только у него в силу личностных недостатков и ошибочных действий.
Слайд 26 На практике работает скорее не конкретные приемы, а общее понимание
и навыки ведения консультативного процесса: от установления контакта, через принятие
и предоставление возможности выговориться – к эмоциональному отреагированию, возможным инсайтам и решениям изменить ситуацию способом, отличным от суицида.
Слайд 27Поддержка консультанта.
Нередко требуется помощь-поддержка самому консультанту. Реакция консультантов, в силу
неопытности, бывает разной. Это беспокойство, страх сделать ошибку, чувство вины,
связанное с неудавшейся попыткой удовлетворить потребности клиента и т.п.
Слайд 28Стратегии, направленные на поддержку консультанта:
Групповая поддержка(единомышленники).
Совместное рассмотрение конкретных случаев. Необходимо
подчеркивать что было правильно, и рассмотреть альтернативные стратегии.
Осведомление всех сотрудников
о стрессе, переживаемом консультантом. Снизить стресс помогает перерыв, а возможно и освобождение от обязанностей на некоторое время.
Слайд 29 Умение приходит с опытом, иногда с горьким. Психологи – консультанты,
работая с суицидальными клиентами, также подходят к границам жизни и
смерти и должны соотнести свои мотивы, возможности и способности с этой работой.