Слайд 1Презентация
по экономической теории
на тему:” Фискальная политика, ее цели,
виды и инструменты”
Выполнил
студент группы АЛ-ДЛФ-001
Кротов А.Ю.
Слайд 2Фискальная политика, ее цели, виды и инструменты
Фискальная политика представляет собой
меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью
изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета.
Цели фискальной политики:
стабильного экономического роста;
полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).
Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:
государственные закупки;
налоги;
трансферты.
Слайд 3Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос
Воздействие инструментов фискальной политики
на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD =
C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).
При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.
Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.
Слайд 4 Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к
снижению и потребительских , и инвестиционных расходов и, следовательно, к
сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.
Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.
Слайд 5Виды фискальной политики
В зависимости от фазы цикла, в которой находится
экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной
политики:
стимулирующую;
сдерживающую.
Слайд 6 Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 10.1(а)), имеет целью
сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена
на увеличение совокупного спроса. Ее инструментами выступают:
увеличение государственных закупок;
снижение налогов;
увеличение трансфертов.
Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рис.10.1.(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются:
сокращение государственных закупок;
увеличение налогов;
сокращение трансфертов.
Слайд 7 Различают фискальную политику:
дискреционную;
Автоматическую.
Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное изменение
правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации
экономики.
Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.
К автоматическим стабилизаторам относятся:
подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций);
косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);
пособия по безработице;
пособия по бедности.
Слайд 8Достоинства и недостатки фискальной политики
К достоинствам фискальной политики следует отнести:
Эффект
мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный
эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. Внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм.
Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.
Слайд 9 Недостатки фискальной политики:
1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит
в следующем: рост расходов бюджета в период спада или сокращение
доходов бюджета ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке.
2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти.
3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:
Проблемы идентификации экономической ситуации.
Проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации.
Слайд 104. Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики – монетаристы,
сторонники теории экономики предложения и теории рациональных ожиданий. Считают дефицит
государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета.