Слайд 1Презентация по философии
«Философы средневековья и Нового времени»
Сделал студент группы 2м
Ястребов Олег Алексеевич 2019 г.
ГБП ОУ « Тверской политехнический колледж»
Слайд 2Содержание:
Средневековая философия
Григорий Нисский
Августин Блаженный
Фома Аквинский
Николай Кузанский
Николай Коперник
Джордано Бруно
Философия Нового времи
Р.
Декарт
Б. Спиноза
Г. Лейбниц
Ф. Бэкон
Дж. Локк
Т. Гоббс
Дж. Беркли
Д. Юм
Ш.Л. Монтескье
Вольтер
Ж.Ж. Руссо
Д.
Дидро
П. Гольбах
Ж.О. Ламетри
И. Кант
И. Фихте
Ф. Шеллинг
Г. Гегель
Л. Фейербах
Слайд 4Основные труды:
"Послание о жизни святой Макрины",
"О девстве или о
совершенстве",
"Об устроении человека",
"О жизни Моисея Законодателя", "Большой Катехизис".
Григорий
Нисский, (335 – 394 гг. н.э.)
Слайд 5Теоретические основы христианской экзегетики. Первый органический синтез христианских догм, системно
рационализированных с возможной полнотой.
Основные проблемы, понятия и принципы
Слайд 6Сущность главных идей
Осмысление христианства. Обоснование догмата Святой Троицы, суть которого
можно передать формулой: "общая сущность (усия), природа и воля, но
три разных божественных лица (ипостаси).
Отделение интеллигибельного мира от чувственного и телесного. Недостаточно полагать, что человек это микрокосм. Человек — это значительно больше. Христианская версия неоплатонической идеи восхождения к Богу через удаление от всего того, что разделяет: "Божественность — это чистота, удаление от страстей и избавление от всякого зла: ежели все это есть в вас, Бог доподлинно с вами".
Слайд 7Основные труды:
«О граде Божием»,
«Об истинной религии»,
«Исповедь»,
«О Троице»,
«О бессмертии души», «О ересях»,
«О свободной воле»
и др.
Августин
Блаженный, (354 – 430 гг. н.э.)
Слайд 8Его положение, согласно которому «истинная философия и истинная религия —
одно и то же». Вопрос о Боге. Теоцентризм.
Учение о двух
Градах: небесном и земном.
Основные проблемы, понятия и принципы
Средневековая рака с мощами св. Августина в Чьельдоро, Павия
Слайд 9Сущность главных идей
Все, что ни делается – все по воле
Бога. Идея судьбы, фатальности бытия. Атрибуты Бога – вечность, бестелесность,
невещественность, бесконечность в пространстве; Бог есть воля, высшее благо. Бесспорно, вещи находятся во времени; они изменяются, и время есть мера их изменений. Бог же в отличие от предметов природы существует вне времени; в нем нет никакого «раньше» и «позже», а только вечное настоящее. Августин выдвигал положение: познай Бога и собственную душу; Бога — через душу, душу — через Бога. Углубление в себя есть путь к Богу.
Основа духовной жизни – воля, а не разум.
Слайд 10Основные труды:
"Философская сумма
(об истинности католической веры против язычников)" (1261-1264) и
"Сумма теологии" (1265-1273).
Фома Аквинский, (1225 – 1274 гг. н.э.)
Слайд 11Проблема соотношения философии и теологии.
Проблема существования Творца мира и
человека. Проблема соотношения общего и единичного.
Основные проблемы, понятия и принципы
Рака с мощами Фомы
Аквинского в тулузском монастыре якобитов
Слайд 12Сущность главных идей
Теология идет от Бога к природе, а философия
от природы к Богу. Они отличаются друг от друга прежде
всего методом, средством его постижения: философия опирается на опыт и разум, а теология — на веру. Фома Аквинский полагает, что не разум должен направлять веру, но, наоборот, вера должна определять пути движения разума, а философия должна служить теологии. Все предметы природы есть единство формы и материи; материя пассивна, форма активна.
Слайд 14Основные труды:
"О католическом согласии", Об ученом незнании",
"О предположениях",
"О сокрытом
Боге",
"Об искании Бога",
"О даре отца светов",
"О становлении", "Апология
ученого незнания",
"О согласии веры",
"О видении Бога", "Компендий",провержение Корана" (1464),
"О вершине созерцания" (1464) .
Николай Кузанский, (1401 – 1464)
Слайд 15Учение о едином и иерархия бытия, проблемы богопознания и познания
тварного мира. Гуманистические идеи и гносеологический оптимизм.
Концепция единого христианства.
Основные проблемы,
понятия и принципы
Андреа Бреньо, надгробие Николая Кузанского в базилике св. Петра в веригах, Рим.
Слайд 16Сущность главных идей
Божественное бытие мыслится как абсолютная возможность, "форма форм",
будучи одновременно и абсолютной действительностью.
Динамика мироздания, предполагая свое единое основание,
есть динамика единого живого организма, одушевленного мировой душой.
Идеал "свободного и благородного" человека, воплощающего в своей сущности сущность мировой природной гармонии, что закладывает основание последующей традиции гуманистической классики.
Математизированная модель бытия, трактующая Бога как актуальную бесконечность, статичный "абсолютный максимум", чье "ограничение" ("самоограничение") означает фактическое "развертывание" (explicatio) Бога в чувственный мир, мыслимый как потенциальная бесконечность, статичный "ограниченный максимум".
Слайд 17Основные труды:
"Очерк нового механизма мира",
“О вращениях небесных сфер”
Николай Коперник, (1473
– 1543)
Слайд 18Гелиоцентризм как научная система.
Концепция единства Мира, подчинения "Неба" и "Земли"
одним и тем же законам, низведения Земли до положения "одной
из" планет Солнечной системы.
Основные проблемы, понятия и принципы
Небесные сферы в рукописи Коперника
Слайд 19Сущность главных идей
Все произведения Коперника базируются на едином принципе относительности
механических движений, согласно которому всякое движение относительно: понятие движения не
имеет смысла, если не выбрана система отсчета (система координат), в которой оно рассматривается.
Происхождение мира и его развитие объясняется деятельностью божественных сил.
Слайд 20Основные труды:
"О причине, начале и едином" (1584),
"О бесконечности, Вселенной
и мирах" (1584), "Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов
нашего времени" (1588),
"О безмерном и неисчислимых" (1591),
"О монаде, числе и фигуре" (1591) и др.
Джордано Бруно, (1548 – 1600)
Слайд 21Учение Бруно – это специфический поэтический пантеизм, основанный на новейших
достижениях естественнонаучного знания (особенно гелиоцентрической системе Коперника) и фрагментах эпикуреизма,
стоицизма и неоплатонизма.
Идея бесконечности Вселенной и бесчисленного множества обитаемых миров.
Основные проблемы, понятия и принципы
Памятник Джордано Бруно в Риме на Кампо деи Фиори, месте его казни
Слайд 22Сущность главных идей
Бесконечная вселенная в целом – это Бог –
он находится во всем и повсюду, не "вне" и не
"над", но в качестве "наиприсутствующего". Универсум движим внутренними силами, это вечная и неизменная субстанция, единственно сущее и живое. Единичные вещи изменчивы и вовлечены в движение вечного духа и жизни в соответствии со своей организацией.
Отождествление Бога с природой."Мир одушевлен вместе со всеми его членами", а душа может рассматриваться как "ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, свойственная всякой вещи".
Слайд 24Основные труды:
"Рассуждение о методе" (1637), "Метафизические размышления" ("Размышления о первой
философии...") (1641),
"Начала философии" (1644),
"Страсти души" (1649).
Рене Декарт, (1596
– 1650)
Слайд 25Проблемы познания.
Радикальное сомнение как методический прием, направленный на пересмотр оснований,
принципов познания. Редукция.
Исследования сознания, мышления.
Рационалистический метод объективного познания. Рефлексивный
конструктивизм в познании.
Основные проблемы, понятия и принципы
Диспут Декарта (справа) и королевы Кристины, картина Пьера-Луи Дюмениля
Слайд 26Сущность главных идей
Философия с опорой на собственный разум, требованием очевидности
и достоверности, стремлением к истине и призывом брать за нее
ответственность на себя. Опыт у Декарта – шире, чем опыт внешнего мира или опыт-эксперимент. Важнейшие свойства и истины, принадлежащие нашему сознательному существованию(напр.,свободу воли), мы постигаем именно "на опыте". Получение внешнего опыта,пригодного для построения знания, должно предваряться радикальной работой сознания, разума над самим собой. Мы объективно и рационально понимаем мир в той мере,в какой понимаем организацию и структуры своей познавательной способности, учитываем в познании то, что сделано нашим интеллектом.
Слайд 27Основные труды:
"Основы философии Декарта" (1663), "Богословско-политический трактат" (1670),
"Этика, доказанная
в геометрическом порядке" (1677) и "Трактат об усовершенствовании разума" (1677).
Бенедикт
Спиноза, (1632 – 1677)
Слайд 28Онтология. Проблемы познания. Три рода познания.
Позиции математического естествознания и рационалистического
метода Декарта.
Этика.
Основы научной критики Библии.
Идея интеллектуальной любви к Богу: "познающий
себя самого и свои аффекты ясно и отчетливо любит Бога".
Основные проблемы, понятия и принципы
Памятник Б. Спинозе в Амстердаме
Слайд 29Сущность главных идей
Единство Бога и природы, выражаемое в идее единой,
вечной и бесконечной субстанции. Бесконечно многообразные вещи чувственного и умопостигаемого
мира суть модусы – различные состояния единой субстанции. Познавая модусы, мы познаем субстанцию.
Первый род познания есть познание чувственное, называемое также мнением, или воображением. Второй род познания составляет понимание, дающее уже отчетливое представление модусов. Третий и высший род – это интеллектуальная интуиция, или непосредственное усмотрение истины.
Человек должен руководствоваться в своей деятельности исключительно разумом.
Слайд 30Основные труды:
"Рассуждения о метафизике" (1685), "Новая система природы" (1695), "Новые
опыты о человеческом разумении" (1704), "Теодицея" (1710), "Монадология" (1714).
Готфрид Вильгельм
Лейбниц,
(1646 – 1716)
Слайд 31Проблемы познания.
Рационалистический метод и учение о Боге и субстанции. Априорные
принципы метода Лейбница – это положения о непротиворечивости всякого возможного
бытия и о возможности бесчисленного множества непротиворечивых миров. Существование данного мира имеет достаточное основание и таковым выступает оптимальность, полнота, совершенство его устройства.
Монадология – плюралистическая онтологическая концепция,описывающая разнообразие действительного мира.
Основные проблемы, понятия и принципы
Дом Лейбница (Ганновер)
Слайд 32Сущность главных идей
Раскрытие логической природы утверждения. Первичные истины выражают аналитические
суждения, в которых предикат раскрывает признаки, уже заключенные в понятии
субъекта. Иначе, они отвечают требованиям законов логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего. Возможное - это то, что логически непротиворечиво, тождественно-истинные утверждения; это область вечных истин или истин разума. Закон достаточного основания, а также принцип каузальности в естествознании и принцип предустановленной гармонии в онтологии позволяют сделать опыт источником необходимых положений – законов.
Совершенство, разумность выражаются в ряде законов, которым подчиняется мир и познание. Субстанциальное единство мира на уровне истин разума, т.е. порядок и полнота иерархии идеального мира, обозначается категорией Бога. В понимании Л., Бог – актуальная бесконечность человеческого духа, полная реализация чистого познания, которое не осуществимо для индивида.
Слайд 33Основные труды:
"Новый Органон или истинные указания для истолкования природы" (1620);
"Новая Атлантида" (1627).
Фрэнсис Бэкон, (1561 – 1626)
Слайд 34Проблемы познания.
Правильный метод исследования природы – эмпирический метод.
Понятия: "призраки рода",
"призраки пещеры", "призраки рынка", "призраки театра".
Индукция. Принципы идеального устройства государства,
а также проект государственной организации науки.
Основные проблемы, понятия и принципы
Статуя Бэкона в часовне Тринити-колледжа
Слайд 35Сущность главных идей
Целью человека и общества является познание и раширение
власти над природой.
Природу можно покорить, лишь подчиняясь ее собственным имманентным
законам, не искажая ее образа.
"Призраки" являются атрибутами самой человеческой природы. Они являются препятствиями на пути к истине.
Слайд 36Основные труды:
"Опыт о человеческом разуме" (1690);
"Письма о веротерпимости", "Трактаты о
государственном правлении".
"О пользовании разумом"(1706),
"Исследования мнения отца Мальбранша о видении
всех вещей и Боге"(1694).
Джон Локк, (1632 – 1704)
Слайд 37Проблемы познания.
Теория познания, базирующаяся на принципах эмпиризма и сенсуализма.
Теория разделения
властей.
Концепция буржуазного здравого смысла (отрицание существования каких-либо врожденных моральных принципов).
Основные
проблемы, понятия и принципы
Портрет Джона Локка кисти художника Готфрида Кнеллера
Слайд 38Сущность главных идей
Отрицание теории врожденных идей, включая идею Бога. Все
знание приобретается нами из опыта, который является сугубо индивидуальным, а
не результирующим из социального взаимодействия. Опыт по своей структуре состоит из идей – ощущуний и чувственных образов памяти. Внешний опыт состоит из ощущений свойств и восприятий тел, а опыт внутренний, рефлексия, представляет собой познания души о своей собственной деятельности, получаемые через самонаблюдение.
Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью.
Слайд 39Основные труды:
"Элементы законов, естественных и политических" (1640); "Основы философии" (1640-1658);
"Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского"
(1651);
Томас Гоббс, (1588 – 1679)
Слайд 40Познание.
Три основных понятия: Человек; Тело; Гражданин.
Философия природы.
Философия государства
– общественный договор и гражданское согласие.
Основные проблемы, понятия и принципы
Томас
Гоббс
Слайд 41Сущность главных идей
Философия - "познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и
объясняющее действия или явления из известных нам причин или производящих
оснований и, наоборот, возможные производящие основания – из известных нам действий". Рассуждать значит то же самое, что складывать или вычитать.
Слайд 42Основные труды:
"Трактат о принципах человеческого познания" (1710),
"Сейрис, или Цепь
философских рефлексий и исследований..." (1744) и др.
Джордж Беркли, (1685 –
1753)
Слайд 43Имматериализм. Проблемы познания.
Критерии истинности суждений:"яркость"восприятий;"одновременность подобных восприятий"; преимущественная согласованность "идей"
между собой; соответствие наших восприятий восприятию божественного существа.
Основные проблемы, понятия
и принципы
Джордж Беркли
Слайд 44Сущность главных идей
"Тела существуют вне сознания, т.е. они не сознание,
но от него отличаются...".
Принципиальная возможность мира в основании которой –
Бог, автономный от сознания людей.
Наше восприятие всякой вещи без какого-либо остатка разлагается на восприятие определенной совокупности отдельных ощущений или "идей".
Слайд 45Основные труды:
"Опыты" ("Эссе", 1741),
"Исследование о человеческом познании" (1748),
"Исследование о принципах
морали" 1752) и др.
Дэвид Юм, (1711 – 1776)
Слайд 46Проблема человека, человеческой природы. Теория познания.
Понятия: впечатление, "инстинкт причинности", причинность.
Основные
проблемы, понятия и принципы
Памятник Юму в городе Эдинбурге
Слайд 47Сущность главных идей
Человек – существо разумное, общественное, деятельное, а также
в силу разнообразных потребностей склонное к "различным делам и занятиям"
вкупе с увлечением наукой.
Высшая цель человеческого познания – интегрирование эмпирически установленных причин естественных явлений и подчинение многообразия особых следствий ограниченной совокупности общих конечных причин.
Слайд 48Основные труды:
"О духе законов" (1748)
Шарль Луи де Монтескьё,
(1689 –
1755)
Слайд 49Деизм.
Теория среды.
Понятия: "Дух народа".
Принцип и природа правления.
Основные проблемы, понятия и
принципы
Замок Ла-Бред близ Бордо, где родился и работал Монтескьё
Слайд 50Сущность главных идей
Бог, как создатель, действующий по объективным законам материального
мира.
"Многие вещи управляют людьми – климат, религия, законы, принципы правления,
примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий "дух народа".
Слайд 51Основные труды:
"Философские письма" (1727-1733), "Метафизический трактат" 1734, издан посмертно), "Основания
философии Ньютона" (1736-1738) и др.
Вольтер, (1694 – 1778)
Слайд 52Новое доказательство бытия Бога. Философская критика теологии.
Философский способ рассмотрения истории.
"Философия истории".
Основные проблемы, понятия и принципы
Дом Вольтера в поместье Ферне
Слайд 53Сущность главных идей
"Я существую, а следовательно нечто существует вечно".
"Мне свойственно
всего лишь человеческое мышление, теологи принимают божественные решения".
Мировая история –
это высший суд человеческих мнений. Поскольку все действия людей основываются на каких-то убеждениях, борьба мнений выступает в форме движущего фактора исторического процесса.
Слайд 54Основные труды:
"Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" (1755),
"Об общественном договоре…"(1762).
Жан-Жак Руссо, (1712 – 1778)
Слайд 55Критика общественного прогресса.
Понятия: имущественное неравенство.
Основы философского анализа феномена отчуждения.
Проблема власти.
Основные
проблемы, понятия и принципы
Дом, где родился Руссо
Слайд 56Сущность главных идей
Имущественное неравенство закрепляется в неравенстве политическом.
Фундаментальной сущностью человека
является свобода, в том числе и свобода быть несвободным, т.е.
реализовать себя не в соответствии, а в рассогласовании со своею подлинной природой. Основная характеристика свободы – ее разумность.
Слайд 57Основные труды:
"Мысли философа" (1746),
"Философские принципы материи и движения" (1770) и
др.
Дени Дидро, (1713 – 1784)
Слайд 58Онтологическая концепция – последовательный материализм. Политико-социальная проблематика. Плохие и хорошие
законы.Концепцияискусства как "подражания природе". Метод парадоксов.
Основные проблемы, понятия и принципы
Памятник
Дидро в Париже
Слайд 59Сущность главных идей
Человек должен поступать по отношению к другим так,
как он хотел бы, чтобы они поступали по отношению к
нему.
Парадокс возвещает о границе позитивного тезиса, за которым – антитезис как его противоположность.
Допущение влияния на нравственное сознание социальных факторов: "если законы хороши, то и нравы хороши; если законы и дурны, то и нравы дурны".
Слайд 60Основные труды:
"Система природы, или
О законах мира физического и мира
духовного" (1770),
"Разоблаченное христианство"(1761),
"Карманное богословие" (1768),
"Здравый смысл" (1772) и др.
Поль Анри
Тири Гольбах,
(1723 – 1789)
Слайд 61Философская картина Вселенной как единого целого, где все находится во
взаимосвязи друг с другом
Проблема человека. Эволюционизм. Учение о ведущей роли
потребностей и интересов в социальном развитии. Теория познания. Принцип матер. сенсуализма.
Основные проблемы, понятия и принципы
Барон Гольбах, 1766
Слайд 62Сущность главных идей
Первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, природы, существующей независимо
от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Материя есть
все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства. Движение – это способ существования материи.Человек – продукт самодеятельности природы, ступень в ее развитии, полностью подчиняющаяся объективным законам природы.
Мерило свободы членов общества – благо общества в целом.
Слайд 63Основные труды:
"Естественная история души" (1745),
"Человек-машина" (1747),
"Человек-растение" (1748),
Жюльен Офре де Ламеттри,
(1709 – 1751)
Слайд 64Радикальный материализм и механицизм.
Эволюция природы.
Атеизм.
Основные проблемы, понятия и принципы
Слайд 65Сущность главных идей
Мир – совокупность проявлений протяженной, внутренне активной, ощущающей
материальной субстанции, видами которой выступают неорганическое, растительное и животное (включающее
человека) царства. Человек ("чувствующая", самозаводящаяся машина) отличен от животного лишь большим количеством потребностей и, соответственно, ума, мерилом которого они являются.
Слайд 66Основные труды:
"Мысли об истинной оценке живых сил",
"О форме и
принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира", "Критика чистого разума" и
др.
Иммануил Кант, (1724 – 1804)
Слайд 67Философия природы, космология.
Гносеология, этика и эстетика.
Принцип: каждое философское исследование надо
основывать на критике или критическом исследовании познавательных способностей человека и
тех границ, до которых простирается само знание.
Основные проблемы, понятия и принципы
Могила И.Канта у Кафедрального собора Кёнигсберга, архитектор Фридрих Ларс
Слайд 68Сущность главных идей
Философия – это критицизм. Критика - точное выяснение
познавательной способности, к которой обращается философия и другие отрасли знания.
Метод проверки этой способности и есть критический метод. Суть его не в познании предметов и их свойств, а в исследовании самого познания и его видов – априорных условий возможности познания. Общие для всех познавательные способности: чувственность (трансцендентальная эстетика), рассудок (трансцендентальная аналитика) и разум (трансцендентальная диалектика).
Слайд 69Основные труды:
"Опыт критики всяческого откровения", "Основные черты современной эпохи".
Иоганн Готлиб
Фихте, (1762 – 1814)
Слайд 70Дедукция основных положений критической философии Канта.
Принцип: идеализм и его исходный
принцип – интеллигенция в себе.
Основные проблемы, понятия и принципы
Слайд 71Сущность главных идей
Философия как фундамент всего научного здания. Положения наукоучения
(философии): "Я полагает само себя" и " Я полагает не-Я".
Слайд 72Основные труды:
"Система трансцендентального идеализма".
Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг, (1775 –
1854)
Слайд 73Проблематика критической философии. Изучение глубочайших основ самопознания, субъекта как активного
творческого начала. Проблема сознания и бессознательного.
Основные проблемы, понятия и принципы
Шеллинг, 1848
год
Слайд 74Сущность главных идей
Переход от самопознания к миропознанию, основанному на принципах
кантианско-фихтеанского критицизма.
Знание – необходимый продукт разума, заложенный и организованный природой
в человеке.
Принцип единства природы и духа; принцип полярности; принцип развития или творчества природы. Развитие осуществляется в природе как своеобразная "иерархия организаций".
Слайд 75Основные труды:
"Феноменология духа", "Энциклопедия философских наук", "Наука логики",
"Основоположения философии права",
и "Философия права"
Георг Вильгельм Фридрих Гегель, (1770 – 1831)
Слайд 76Теория диалектики на основе абсолютного (объективного) идеализма. Проблемы истории человеческого
духа. Понятия:
1) абсолютный дух, как он существует "в себе",
или "идея в себе", 2) дух в своем "инобытии",
3) дух, достигший себя "в себе и для себя".
Основные проблемы, понятия и принципы
Дом в Штутгарте, в котором родился Гегель
Слайд 77Сущность главных идей
Идея абсолютного духа – бесконечно законченного в себе
бытия, открывающего себя в процессе познания.
Процесс развития форм индивидуального сознания
повторяется и в духовном развитии всего человеческого рода; развитии, в котором постепенно выявляются творческие силы мирового духа, воплощающегося в последовательно сменяющие друг друга образцы культуры.
Слайд 78Основные труды:
"История новой философии",
"К критике гегелевской философии",
"Основные положения философии будущего",
"Сущность
христианства", "Сущность религии", "Теогония".
Людвиг Фейербах, (1804 – 1872)
Слайд 79Проблемы познания,человека.
Анализ религии как социокультурного феномена. Новая теология (человек и
есть Бог). Суть гуманизма – "не верующие люди, а думающие,
не молящиеся, а работающие, не стремящиеся в занебесье, а изучающие мир посюсторонний, не христиане–полуживотные и полуангелы,а люди во всей полноте".
Основные проблемы, понятия и принципы
Нюрнберг. Рехенберг. Памятник Фейербаху
Слайд 80Сущность главных идей
Мир – это органическая целостность, в центре которой
– человек. Человек трактуется как единственный, универсальный и высший предмет
философии, превращающейся тем самым в антропологию.
Религия – сугубо человеческий факт. "Бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо".
Разгадку веры следует искать в глубинах человеческой психики, стремлении человека преодолеть собственную конечность и свое бессилие: "То, что человек думает о Боге, – это осознание человеком самого себя".